Страница 1 из 9 5.1. Элементы истории профессиональной ориентации.
Понятие профориентации связано с именем американского психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1916), который в начале XX века начал впервые составлять и использовать соответствующие тесты для оценки профессиональных способностей человека. Появился новый раздел в науке — психология профессий. Эти исследования позволили Фрэнку Парсонсу (1854-1908) создать впоследствии теорию выбора специальности. В настоящее время в США курс Career Development (развитие карьеры) включён в систему образования, проводится для детей в возрасте от 5 до 14 лет и направлен на самопознание, знакомство с профессиями и планирование карьеры.
Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус). Фактически, это была ещё не профориентация, а трудоустройство. Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи... В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое свёртывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас в РФ). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.]. В Конституции СССР 1977 года отмечалось, что право на труд обеспечивается в том числе «.. .развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства». [Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. — М., 1977. — С. 18—19.]. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодёжи. Было создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодёжи (ЦПОМ), а в районах — множество пунктов профконсультации — ПКП. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года» указывалось, что необходимо «Повысить качество обучения, идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения и его подготовки к общественно полезному труду... Создать необходимые условия для трудового обучения учащихся и овладения каждым выпускником средней школы одной из массовых профессий. Совершенствовать работу по профессиональной ориентации молодёжи». [Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года//Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М., 1986, — С. 314315]. В 1987 году С.Н. Чистякова отмечала: «В результате исследований, проведённых в нашей стране в последние годы, сложилось определённое понимание профессиональной ориентации как научно-практической системы деятельности, осуществляемой школой, семьёй, производственными коллективами, учреждениями профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры». [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профес- сии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3 — 5. — С.3.]. В период с 1990 по 2010 гг. внимания профориентации на уровне государства не уделялась. В Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ с имениями 27.10. 2008 № 180-ФЗ) профориентация и профориентационная подготовка подрастающего поколения к трудовой деятельности как направление государственной политики в области общего и профессионального образования не указано и понятие «профессиональная ориентация» не использовалось.
5.2. Основания профориентации
Методологические основы профориентации. В основе профориентации лежит общее образование. А.В. Луначарский полагал, что «первейшая обязанность нашей советской школы — вооружить каждого ученика такими знаниями, дать ему «то широкое образование, которое откроет перед ним позднее все дороги». [Луначарский А. В. О народном образовании. — М., 1953. — С. 541.1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.11.]. Действительно, «чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и «опосредования». Ленин В. Я. Поли. собр. соч. — Т.42. — С.290.]. Производственные основания для профориентации. Типы разделения труда. 1. Отраслевое разделении труда. 2. Технологическое разделение труда 3. Разделение по трудовым категориям, квалификации и должности 4. Функциональное разделение труда. [Школа и выбор профессии. Под ред. А.Е. Голомштока и др. — М.: Просвещение, 1970. — С.38-45.]. Профессиография. Рассматривая проблему профориентации, следует остановиться на анализе смыслового значения слова «профессия». Слово «профессия» в переводе с латинского означает «официально указанное занятие, специальность», «объявляю своим делом» (БСЭ). Профессии делятся на специальности, например профессия слесаря делится на специальности: слесарь- сборщик, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, слесарь-сантехник и др. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С. 17.]. В настоящее время для использования знаний о профессиях в целях профориентации применяют классификацию профессий, разработанную профессором Е. А. Климовым, построенную с учетом четырех классификационных признаков: предмета, целей, орудий и условий труда [Климов Е. А. Школа ... Л., 1971, с. 40—90. В кн.: Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.18.]. Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы называется профессиограммой, которая может быть предложена школьнику в качестве определённого руководства для достижения соответствия личностных особенностей требованиям, которые предъявляет избираемая профессия к человеку. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.71.]. Ниже представлена построенная на идеях Е.А. Климова «Схема анализа профессии» (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Схема анализа профессии.
Характеристики профессий
|
Место для
|
Место
|
|
первого
|
для коди-
|
|
примера профессии — “так- сист”2
|
рования загаданной профессии (для игры «Угадай профессию»)
|
Предмет труда:
- — природа (животные, растения)
- — материалы и заготовки
- — дети
- — взрослые
- — техника
- — транспорт
- — знаковые системы (тексты, информация в компьютерах... )
- — художественный образ
|
Взрослые техника, транспорт
|
|
Цели труда:
- — контроль, оценка, диагноз
- — преобразовательная
- — изобретательная
- — транспортирование
- — обслуживание
- — собственное развитие
|
транспор тирование обслужива ние
|
|
Средства труда:
- — ручные и простые приспособления
- — механические
- — автоматические
- — функциональные (речь, мимика, зрение, слух... )
- — теоретические (знания, способы мышления)
- — переносные или стационарные средства
|
механиче ские функцио нальные
|
|
Условия труда:
- — бытовой микроклимат
- — большие помещения с людьми
- — обычный производственный цех
- — необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
- — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
- — работа на открытом воздухе
- — домашний кабинет, лаборатория, мастерская
|
экстре мальные
|
|
Характер подвижности в труде:
- — преимущественно сидя
- — преимущественно стоя
|
сидя
|
|
- — множество разнообразных движений
- — длительная ходьба
- — вынужденные статичные позы
- — высокая избирательная подвижность определённых групп мышц
|
|
|
Характер общения в труде:
- — минимальное общение (индивидуальный труд)
- — клиенты, посетители
- — обычный коллектив (одни и те же лица... )
- — работа с аудиториями
- — выраженная дисциплина, субординация в труде
- — небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)
|
клиенты
|
|
Ответственность в труде:
- — материальная
- — моральная
- — за жизнь и здоровье людей
- — невыраженная ответственность
|
жизнь и здоровье
|
|
Особенности труда:
- — большая официальная зарплата
- — льготы
- — “соблазны” (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации... )
- — изысканные отношения
- — встречи со знаменитостями
- — частые загранкомандировки
- — командировки по стране
- — завершённый результат труда (можно полюбоваться)
- — высокий престиж профессии
10— явно выраженная общественная полезность труда
|
“соблазны” знаменито сти
|
|
Типичные трудности:
- — нервное напряжение
- — профзаболевания
- — распространены мат и сквернословие
- — повышенный риск судимости
- — невысокой престиж работы
- — очень маленькая зарплата
- — общественно презираемый (осуждаемый) труд
|
нервы профзабо левания скверносло вие
|
|
Минимальный уровень образования для работы:
- — без специального образования (после школы)
- — краткосрочные курсы
- — начальное профессиональное образование (СПТУ)
3 — среднее профессиональное образование (техникум) 4 — высшее профессиональное образование (вуз): незаконченное высшее бакалавриат магистратура 5 — учёная степень (аспирантура, академия...) 6 — дополнительное профессиональное образование
|
начальное процесс.
|
|
«Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора. Профессиограмма — это “описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности”. Психограмма — выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности — профессионально важных качеств (ПВК). Проблема: как соотносятся профессиограмма и психограмма? — Как один из возможных вариантов ответа: профессиограмма и психограмма интегрируются в понятия «системная профессиограмма» и «аналитическая профессиограмма» (по Е.М. Ивановой).
Педагогические основания для профориентации
Воспитание у учащихся в период школьного обучения любви к труду, формирование у них интереса к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического подхода к профориентации личности. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С. 13.]. К. Маркс, например, считал реакционной мерой полное запрещение детского труда, «...так как при строгом регулировании рабочего времени сообразно с различным возрастом и при прочих 9 предупредительных мерах для защиты детей раннее соединение производительного труда с обучением является одним из могущественнейших средств переустройства современного общества» [Маркс К. Критика Готской программы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 31.]. «При разумном общественном строе каждый ребёнок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 16. — С. 197]. Инструкции делегатами Временного Центрального Совета по отдельным вопросам К. Маркс сделал очень важное замечание: «Распределению детей и рабочих подростков по возрастным группам должен соответствовать постепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания и технического обучения... Сочетание оплачиваемого производительного труда, умственного воспитания, физических упражнений и политехнического обучения поднимает рабочий класс значительно выше уровня аристократии и буржуазии» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 16. — С. 198.].
Юридические основания профориентации
Международные обязательства России. В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации. К их числу относятся: Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована) Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.) Федеральные законы Российской федерации. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1 Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства. Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости. Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости». Не определяет межведомственный характер профориентационных услуг и не указывает на необходимость координации и тесного взаимодействия с системой общего и профессионального образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:... 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. «Концепция действий на рынке труда на 2008 — 2010 годы.» (Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р) которая указывает: Профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики. Профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда. Система профессионального образования является получателем правильно профориентированного молодого человека, но не участвует в оказании профориентационных услуг. Профориентационная работа с молодёжью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти (Минздравсоцразвития РФ и Роструд) не вовлечены в планирование и осуществление мероприятий по реализации государственной политики в области профессиональной ориентации населения. Их функции ограничиваются предоставлением субвенций, а также функциями по контролю и надзору. Концепция определяет ключевые методы профориентационной работы, к числу которых относятся: — организация в 2008 — 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий; — взаимовыгодное сотрудничеств государства и бизнеса по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования; — разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодёжи. Нормативные акты министерств и ведомств. «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». [Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47.]. «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». [Постановление Минтрудсоцраз- вития России от 27.09.1996 г. № 1.]. «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда». [Приказ Минобразования России и Минтруд- соцразвития России от 04.10.1998 г. № 462/175.]. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» [Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636.]. «О взаимодействии Минобразования России, Минтруда России и их территориальных (региональных) органов управления образованием, трудом и занятостью в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями рыночной экономики». [Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России от 28.03.2000 г. от 28.03.2000 № 7/1—3]. «О ходе реализации Договора о сотрудничестве между Минобразования России и Минтрудом России на 2000—2005 годы по развитию системы непрерывного профессионального образования». [Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России19.11.2003 № 7/18]. «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения» [Приказ Минздравсоцразвития Россиит 1 ноября 2007 г. № 680]. «Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» [Приказ Минздравсоцразвития России от «13» июня 2007 г. № 415.]. «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.» [Приказ Минздравсоцразвития России от «28» июня 2007 г. № 449]. Проведенный анализ нормативно-правовой базы профориентационной работы в России позволяет сделать следующие выводы. Сложившаяся нормативно-правовая база профориентационной работы в России не соответствует международным обязательствам, принятым на себя Россией по следующим параметрам. Профориентация не является составной частью социальной политики, а лишь частью государственной политики в области регулирования рынка труда. Полномочия по проведению профориентационной работы полностью переданы на региональный уровень и не представлены на общенациональном уровне. Складывавшееся в период 1995-2003 гг. сотрудничество и координация деятельности системы содействия занятости и системы общего и профессионального образования на федеральном уровне приостановлено и в настоящий момент не регламентируется никакими документами. Межведомственный характер профессиональной ориентации молодёжи игнорируется. Отсутствие вышеназванных документов вывело систему общего и профессионального образования из сферы действия законов устанавливающих государственные гарантии предоставления услуг по профориентации гражданам. Существует настоятельная необходимость в организации сотрудничества и координации деятельности по профориентации молодёжи (прежде всего учащейся молодёжи) между заинтересованными министерствами и ведомствами, в части касающейся нормативно-правового обеспечения этой работы.
|