На главную Профориентация старшеклассников Материалы Опорные материалы по профориентации - Самоопределение как компетентность
Опорные материалы по профориентации - Самоопределение как компетентность
Профориентация школьников - Материалы
Индекс материала
Опорные материалы по профориентации
Выбор как компетенция
Самоопределение как компетентность
Понятие «профориентация»
Содержание профориентационной работы в школе
Организация профессиональной ориентации
Средства и методы профориентации
Закономерности профориентации
Приложение
Все страницы


5.4. Самоопределение как компетентность


«Приоритетным направлением модернизации является ... создание системы поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением, и способна в будущем развивать умную экономику, основанную на знаниях» (Д.А. Медведев).
И профориентация и профконсультация — это “ориентирование” школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с “самоориентированием” учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по- настоящему (герои появляются в переломные эпохи.). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения. [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Склонности. Постановлении Центрального Исполнительного Комитета СССР от 19 сентября 1932 года «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» указывалось на необходимость «установить такой порядок комплектования втузов, вузов, техникумов, который предоставлял бы поступающему возможность выбора специальности по своим склонностям и способностям». [Профориентация в школе. — М.; Л., 1934. — С.3.].
Склонность — расположение личности к той или иной деятельности. Склонность в отличие от интереса предполагает не только активное и эмоционально окрашенное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним.
Способность — это совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Способность — это такие психологические особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков, но которые сами к этим знаниям, умениям и навыкам не сводятся.
Такие понятия, как интерес, склонность и способность, находятся в динамическом единстве, взаимно дополняя друг друга. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.13.].
Табл. 2 Доминирующие стороны ребёнка/человека

Организм

Личность

Задатки

Способности

Потребности

Мотивы

Склонности

Интересы

 

Намерения («рефлекс цели»)

 

Установки

 

Направленность

 

Самооценка

Способности. «Заблуждения относительно наших способностей к определённой профессии, которую мы подвергали подробному рассмотрению, — писал в своём гимназическом сочинении К. Маркс, — это ошибки, которые мстят сами за себя» [Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии// Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. — С. 3.].
С. Т. Шацкий подчёркивал, что педагоги призваны помогать каждому школьнику «в максимальной степени развивать свои силы и (способности) в наиболее подходящем Для каждого ученика направлении» [Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. — М., 1965. — Т. 4. — С. 145.].
Профессиональные интересы. Профессиональные интересы школьников формируются главным образом в учебной (познавательной) деятельности и закрепляются в «пробе сил», т. е. в производительном труде, преобразуюсь в склонности, которые под воздействием мотивов выбора конкретной деятельности становятся профессиональными намерениями. В это же время у подростка формируется представление о себе как будущем профессионале, возникает желание следовать определённым эталонам, соотносимым с реальными людьми, работающими в той или иной сфере производства, вызревает решение о выборе профессии. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.76-77.].
В профориентационном воздействии на личность, прежде всего, следует уделять внимание формированию идейного, морального облика человека — члена коллектива, общества, таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, интерес к предмету труда, которые могут компенсировать на определенном этапе недостатки некоторых специальных способностей, стимулировать развитие узкопрофессиональных ПВК индивида. [Климов Е. А. Психологопедагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983.].
«Интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду деятельности». [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с.].
Профессиональное намерение — это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор.
У школьников следует сформировать определённые профессиональные намерения. «Профессиональные намерения — это термин, который имеет свои психофизиологические основы. Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас...» [Павлов И. П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951, с. 199.].
Формирование профессиональных намерений учащихся и последующий выбор ими профессии необходимо рассматривать как важнейшее средство развития «рефлекса цели» у молодёжи.
Формирование профессиональных намерений — сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочетание профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.15 — 16.].
Конкретная форма проявления самосознания — самооценка. Она является внутренним условием саморегуляции поведения, осознания человеком того, какую профессию он хочет выбрать (есть цель, мотив), что он сам из себя представляет (оценка своих личностных и психофизиологических свойств), что он может (возможности, склонности, способности), что от него ждёт общество (социально-профессиональный статус). [Шавир П. Л. Преемственность профессионального самоопределения студентов н старшеклассников//Советская педагогика. — 1983. - № 1. — С 62-67.].
Профессиональная направленность личности — это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Обще- техн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.13 — 14.].
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.
Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. В основе данной схемы ЛПП положена схема, предложенная Е.А. Климовым, только существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами (см. Табл. 2). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Табл. 2. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).

Компоненты ЛПП

Опросник по схема построения ЛПП (ответы пишутся на листочках: проставляются номера вопросов и сразу дается ответ)

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы

2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться?

3. Общая ориентировка в соци-

3. Когда в России жить станет лучше?

ально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения

 

4. Знание мира профессионального                     труда             (макро
информационная основа самоопределения)

4. В виде задания: три буквы (м, н, с) — за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв.
Если всего — более 17 профессий, то это уже неплохо.

5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями

5. Кем бы Вы хотели стать (по профессии) через 20-30 лет?

6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели)

6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте.

7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы... (мик- ро-информационная основа выбора)

7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии и три — связанных с обучением в ВУЗе или в колледже.

8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей

8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя — надо поконкретнее).

9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей)

9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)?

10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям

10. Кто и что могут помешать Вам в достижении целей?

11. Знание о путях преодоления внешних препятствий

11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия?

12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту)

12. Есть ли у вас резервные варианты выбора?

13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда

13. В чем вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать

14. Начало практической реализации ЛПП

14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов (писать о том, что Вы хорошо учитесь нельзя: что Вы делаете сверх хорошей учёбы.)?

Возможны разные варианты обработки результатов (по опроснику ЛПП):
1) Первый вариант: Листочки собираются и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):
1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);
4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
2) Второй вариант: Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 1-2 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников...
Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП, то в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация — это очень сложная и развёрнутая по времени работа. Если профориентационная помощь оказывается в течение 30-40 минут, то обычно такую «помощь» называют «профанацией»...
Табл. №5. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии

Показатели

 

9-й класс

10-11-й классы

Когнитивный

1. Знание своих склонностей, качеств

способностей, индивидуальных

 

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

 

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со  своими          желаниями,
склонностями,       способно
стями

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств

 

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессио-

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей

 

нального самоопределения

 

Мотивационно
ценностный

  1. Заинтересованность в получении знаний.
  2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
  3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
  4. Осознание необходимо

сти выбора профиля обучения на основе соотнесения своих                профессиональных
намерений с личностными склонностями и возможностями.

  1. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора
  1. Устойчивые познавательные интересы.
  2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
  3. Адекватная самооценка профессионально важных качеств

Деятельностно
практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим профессионально значимым учебным дисциплинам

  1. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
  2. Ориентация на творчество.
  3. Стремление к совершенствованию профессионально важных качеств

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

5.5. Социальная ориентация

Учёные рассматривают «...социальную ориентацию как направление деятельности индивида, в конкретной общественной среде для достижения целей и идеалов. Социальная ориентация, таким образом, представляет собой устойчивую систему потребностей, интересов, установок, идеалов, связанных с потребностями общества.». [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С. 12.].
В условиях развитого социализма профессиональная ориентация учащихся должна осуществляться, с одной стороны, в соответствии с личными склонностями и способностями молодёжи, с другой — с учётом потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах. [Калугин Н. И. и др. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.4.].
«Актуальность профессиональной ориентации учащихся подчёркнута в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, принятых шестой сессией Верховного Совета СССР восьмого созыва. В них говорится, что одна из главных задач школы — «подготовка учащихся к активной трудовой общественной деятельности, сознательному выбору профессии». Решение этой задачи предусматривается в единстве с политехническим обучением и трудовым воспитанием, которые осуществляются в процессе изучения основ наук, трудового обучения, организации разнообразной внеклассной деятельности, общественно полезного труда учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья и в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.13.].



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.