Опорные материалы по профориентации - Самоопределение как компетентность |
Профориентация школьников - Материалы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 9
|
Организм |
Личность |
Задатки |
Способности |
Потребности |
Мотивы |
Склонности |
Интересы |
|
Намерения («рефлекс цели») |
|
Установки |
|
Направленность |
|
Самооценка |
Способности. «Заблуждения относительно наших способностей к определённой профессии, которую мы подвергали подробному рассмотрению, — писал в своём гимназическом сочинении К. Маркс, — это ошибки, которые мстят сами за себя» [Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии// Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. — С. 3.].
С. Т. Шацкий подчёркивал, что педагоги призваны помогать каждому школьнику «в максимальной степени развивать свои силы и (способности) в наиболее подходящем Для каждого ученика направлении» [Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. — М., 1965. — Т. 4. — С. 145.].
Профессиональные интересы. Профессиональные интересы школьников формируются главным образом в учебной (познавательной) деятельности и закрепляются в «пробе сил», т. е. в производительном труде, преобразуюсь в склонности, которые под воздействием мотивов выбора конкретной деятельности становятся профессиональными намерениями. В это же время у подростка формируется представление о себе как будущем профессионале, возникает желание следовать определённым эталонам, соотносимым с реальными людьми, работающими в той или иной сфере производства, вызревает решение о выборе профессии. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.76-77.].
В профориентационном воздействии на личность, прежде всего, следует уделять внимание формированию идейного, морального облика человека — члена коллектива, общества, таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, интерес к предмету труда, которые могут компенсировать на определенном этапе недостатки некоторых специальных способностей, стимулировать развитие узкопрофессиональных ПВК индивида. [Климов Е. А. Психологопедагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983.].
«Интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду деятельности». [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с.].
Профессиональное намерение — это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор.
У школьников следует сформировать определённые профессиональные намерения. «Профессиональные намерения — это термин, который имеет свои психофизиологические основы. Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас...» [Павлов И. П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951, с. 199.].
Формирование профессиональных намерений учащихся и последующий выбор ими профессии необходимо рассматривать как важнейшее средство развития «рефлекса цели» у молодёжи.
Формирование профессиональных намерений — сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочетание профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.15 — 16.].
Конкретная форма проявления самосознания — самооценка. Она является внутренним условием саморегуляции поведения, осознания человеком того, какую профессию он хочет выбрать (есть цель, мотив), что он сам из себя представляет (оценка своих личностных и психофизиологических свойств), что он может (возможности, склонности, способности), что от него ждёт общество (социально-профессиональный статус). [Шавир П. Л. Преемственность профессионального самоопределения студентов н старшеклассников//Советская педагогика. — 1983. - № 1. — С 62-67.].
Профессиональная направленность личности — это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Обще- техн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.13 — 14.].
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.
Данная схема является попыткой конкретизировать понятие «профессиональное самоопределение», перейти от общих рассуждений к такому варианту, который можно было бы использовать и в практической работе, и при разработке новых методов профориентации. В основе данной схемы ЛПП положена схема, предложенная Е.А. Климовым, только существенно дополненная ценностно-смысловыми компонентами (см. Табл. 2). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Табл. 2. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).
Компоненты ЛПП |
Опросник по схема построения ЛПП (ответы пишутся на листочках: проставляются номера вопросов и сразу дается ответ) |
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения) |
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? |
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы |
2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? |
3. Общая ориентировка в соци- |
3. Когда в России жить станет лучше? |
ально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения |
|
4. Знание мира профессионального труда (макро |
4. В виде задания: три буквы (м, н, с) — за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв. |
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями |
5. Кем бы Вы хотели стать (по профессии) через 20-30 лет? |
6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели) |
6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте. |
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы... (мик- ро-информационная основа выбора) |
7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии и три — связанных с обучением в ВУЗе или в колледже. |
8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей |
8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя — надо поконкретнее). |
9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей) |
9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)? |
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям |
10. Кто и что могут помешать Вам в достижении целей? |
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий |
11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия? |
12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) |
12. Есть ли у вас резервные варианты выбора? |
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда |
13. В чем вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать |
14. Начало практической реализации ЛПП |
14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов (писать о том, что Вы хорошо учитесь нельзя: что Вы делаете сверх хорошей учёбы.)? |
Возможны разные варианты обработки результатов (по опроснику ЛПП):
1) Первый вариант: Листочки собираются и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):
1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой...);
4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
2) Второй вариант: Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 1-2 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников...
Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП, то в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация — это очень сложная и развёрнутая по времени работа. Если профориентационная помощь оказывается в течение 30-40 минут, то обычно такую «помощь» называют «профанацией»...
Табл. №5. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения
Критерии |
Показатели |
|
|
9-й класс |
10-11-й классы |
Когнитивный |
1. Знание своих склонностей, качеств |
способностей, индивидуальных |
|
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития |
|
|
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, |
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств |
|
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессио- |
4. Знание своих интересов, склонностей, способностей |
|
нального самоопределения |
|
Мотивационно |
сти выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных
|
|
Деятельностно |
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей |
|
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим профессионально значимым учебным дисциплинам |
|
Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Учёные рассматривают «...социальную ориентацию как направление деятельности индивида, в конкретной общественной среде для достижения целей и идеалов. Социальная ориентация, таким образом, представляет собой устойчивую систему потребностей, интересов, установок, идеалов, связанных с потребностями общества.». [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С. 12.].
В условиях развитого социализма профессиональная ориентация учащихся должна осуществляться, с одной стороны, в соответствии с личными склонностями и способностями молодёжи, с другой — с учётом потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах. [Калугин Н. И. и др. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.4.].
«Актуальность профессиональной ориентации учащихся подчёркнута в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, принятых шестой сессией Верховного Совета СССР восьмого созыва. В них говорится, что одна из главных задач школы — «подготовка учащихся к активной трудовой общественной деятельности, сознательному выбору профессии». Решение этой задачи предусматривается в единстве с политехническим обучением и трудовым воспитанием, которые осуществляются в процессе изучения основ наук, трудового обучения, организации разнообразной внеклассной деятельности, общественно полезного труда учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья и в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.13.].
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |