На главную Профориентация старшеклассников Материалы Опорные материалы по профориентации - Понятие «профориентация»
Опорные материалы по профориентации - Понятие «профориентация»
Профориентация школьников - Материалы
Индекс материала
Опорные материалы по профориентации
Выбор как компетенция
Самоопределение как компетентность
Понятие «профориентация»
Содержание профориентационной работы в школе
Организация профессиональной ориентации
Средства и методы профориентации
Закономерности профориентации
Приложение
Все страницы

5.6. Понятие «профориентация»

«В результате исследований, проведённых в нашей стране в последние годы, сложилось определённое понимание профессиональной ориентации как научно-практической системы деятельности, осуществляемой школой, семьёй, производственными коллективами, учреждениями профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры». [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3-5. — С.3.].
Профессиональная ориентация — важнейшая составная часть учебновоспитательной работы общеобразовательной школы, призванной готовить подрастающее поколение к трудовой жизни. В процессе профориентации школьники должны правильно выбрать себе будущую профессию. [Калугин Н. И. и др. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин,
А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.4.].
Профессиональная ориентация — это сложнодинамическая система, которая функционирует в общественном и личностном планах, тесно взаимосвязанных друг с другом. Вся система состоит из совокупности определённых элементов, игнорирование хотя бы одного из которых может снизить качество профориентации в целом. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.89.].
Профориентация — научно обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны, отдельной отрасли, экономического региона. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.6.].
«Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности» Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов,
В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.12-13.
Профориентация, как управление формированием личности нового человека, вырастает в неотложную народнохозяйственную задачу, приобретает все более системный, комплексный характер, она воплощает в действительность взаимодействие объективных условий социально-экономического характера и субъективных свойств личности, целенаправленное воздействие общества на профессиональное самоопределение молодёжи. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.73.].
Профессиональная ориентация — это комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определённых этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом, профориентация это «система деятельности», «составная часть учебно-воспитательной работы», «сложнодинамическая система», «система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий», «управление формированием личности», «комплекс социальноэкономических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии».
Мы полагаем, что профориентация — это совместная деятельности ориентирующего и ориентируемого, направленная на развитие и формирование культуры профессионального самоопределения ориентируемого.

5.7. Цель профориентации.

«В реальном педагогическом процессе цель — определяющий фактор. Она показывает воздействие на содержание обучения, его методы и формы, подчиняя их себе». [Методы системного педагогического исследования: Учеб. посо- бие/Под ред. Н. В. Кузьминой. — JL, 1980. — С. 6.].
Цель и задачи профессиональной ориентации обучающихся
Цель — помочь выпускникам общеобразовательных школ сделать осознанный выбор профессии.
Задачи:
— научить определению перспективных (уровень мастерства, квалификации, места работы и т.п.) и ближайших профессиональных целей;
— помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей;
— помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
— помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
— помочь определить направления дальнейшего саморазвития.
Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:
1) информационно-справочные, просветительские;
2) диагностические (в идеале — помощь в самопознании);
3) морально-эмоциональная поддержка клиента;
4) помощь в выборе, в принятии решения. [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].

5.8. Профориентация в структуре образования

Политехническое образование Ф. Энгельс считал также необходимым условием правильного выбора молодыми людьми своей профессии. [Энгельс Ф. Принципы коммунизма. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 335 — 336.].
«... «политехнический принцип» не требует обучения всему, но требует обучения основам индустрии вообще...» [Ленин В.И. О воспитании и образовании. — М., 1970, с. 521.].
Исключительно большое значение в профориентации школьника играют политехническое обучение, производственные экскурсии, технические кружки, производительный труд в учебных мастерских, на школьных учебно-опытных участках, в трудовых объединениях школьников. В связи с этим актуально звучат сегодня слова Н. К. Крупской о том, что «политехнизм должен включить в себя непременно и НОТ (научную организацию труда) и профориентацию» [Крупская Н. К. Выбор профессии. — Пед. соч. М., 1980, т. 5, с. 205.].
Профессиональную ориентацию в школе необходимо рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. Она должна самым тесным образом связываться в целом с процессом формирования всестороннего развития личности, подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться планомерно через учебную и внеклассную работу в школе. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.21.].
Педагогическое сообщество считает «Вопросы профориентации, вопросы выбора профессии составной частью политехнизации школы...». [Крупская Н.К. Педагогические сочинения, т. IV. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. —
С.503.].
В другой своей работе «Отзыв на рукопись сборника по вопросу о профориентации», написанной в 1934 году Н.К. Крупская отмечала: «Политехническая школа даст подход к правильной профориентации.». [см. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Мы полагаем, что наиболее общим процессом, связанным с интериориза- цией социального опыта, является социализация. Одним из механизмов социализации выступает профессионализация, в структуру которой целесообразно включить:
— политехническое образование;
— трудовое обучение;
— трудовое воспитание;
— профориентацию.

5.9. Принципы профориентации

Принцип — это нормативное отражение закона/закономерности, руководство к действию. Приведём ряд перечней принципов профориентации:
Перечень 1:
«В ходе научных исследований за последнее время выявлены принципы осуществления профессиональной ориентации. Кратко рассмотрим их.
— идейно-политическая направленность профориентации заключается в том, чтобы решение проблемы выбора профессии молодым человеком осуществлялось в соответствии с задачами идейно-политического воспитания, формирования научного мировоззрения;
— связь теории с практикой профориентации предусматривает оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой коммунистического строительства, с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах;
— воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармонической личности, в единстве идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания;
— принцип политехнизма в профориентации включает необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с политехническим обучением, со знакомством учащихся с основами современного производства;
— доступность и сознательность в профориентации предусматривает глубоко осознанное ознакомление учащихся на различных этапах школьного обучения с миром профессий, психофизиологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией, профессиональным ростом, оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями и т. д.;
— систематичность и преемственность в профориентации содержат необходимость осуществления профориентационной работы с I по Х(Х1) классы, при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
Принцип многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации включает организацию этой работы в идейно-политическом, социальноэкономическом, психолого-педагогическом, медико-физиологическом и профессиональном направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии;
— учёт возрастных и индивидуальных особенностей в профориентации позволяет осуществлять профессиональное самоопределение школьника постепенно, в соответствии с его возрастом и одновременно с учётом его личных качеств: профессиональных интересов, склонностей, способностей и профессиональной направленности;
— взаимосвязь школы, семьи, производства и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии. При этом не допускается разногласий в работе, а, наоборот, предполагается дополнение и расширение целенаправленности и единения в совместной работе;
— принцип самостоятельности профориентации заключается в следующем. Предварительно выявляют интересы, склонности и способности учащегося совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства и общественности. Затем школьнику рекомендуют соответствующую ему профессию. Но окончательное право в выборе профессии остаётся за самим школьником. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.14 — 15.].
Перечень 2:
Для эффективного осуществления профориентационной работы важно придерживаться таких требований:
— профориентация учащихся должна строиться на основании учёта текущих и перспективных потребностей народного хозяйства в кадрах (в частности, потребностей данного экономического района), анализа профессиональной структуры народного хозяйства и тенденций в её изменении;
— профориентация школьников невозможна без основательного изучения их интересов, способностей, наклонностей и состояния здоровья;
— в осуществлении профориентационных мероприятий необходимо устанавливать тесные связи школы с производством, общественными и государственными организациями. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.22 — 23.].
Перечень 3:
— принцип сознательности в выборе профессии;
— принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
— принцип самостоятельности: человек самостоятельно принимает решение о выборе профессии;
— принцип развития: профессия должна давать возможности для развития интересов и талантов личности.
Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Анализ перечней принципов профориентации позволяет сформулировать ориентировочный перечень принципов профориентации:
— воспитывающий характер профориентации;
— доступность в профориентации;
— изучения интересов, способностей, наклонностей и состояния здоровья обучающихся;
— мировоззренческая направленность профориентации;
— политическая направленность профориентации;
— принцип комплексности осуществления профориентации
— принцип политехнизма в профориентации;
— принцип самостоятельности профориентации;
— развития: профессия должна давать возможности для развития интересов и талантов личности;
— самостоятельности: человек самостоятельно принимает решение о выборе профессии;
— связи школы с производством, общественными и государственными организациями;
— связи школы, семьи, производства и общественности в профориентации;
— связь теории с практикой профориентации;
— систематичность и преемственность в профориентации;
— сознательности в выборе профессии;
— соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
— учёт возрастных и индивидуальных особенностей в профориентации;
— учёта текущих и перспективных потребностей народного хозяйства в кадрах.
Рассмотрим ещё один набор принципов профориентации http://mat-of- all.narod.ru/princip.htm
1. Принцип деятельности.
Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире.
Ещё Я.А. Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно. В наше время этот тезис приобретает ещё большую значимость. Он означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки о системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык и структуру научного знания.
Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса.
Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем обучение в массовой школе сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.
Выход прост: выделить всего лишь два уровня — максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна, предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить эта содержание по минимальному уровню.
Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный — возьмёт все и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями — они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
5. Принцип психологической комфортности.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
6. Принцип вариативности.
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор — от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: а в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности — качество обучения.
7. Принцип творчества (креативности).
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческой начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Речь здесь идёт не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает а наши дни общеобразовательное значение.
Изложенные выше принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику а направлении решения современных образовательных задач.
Таким образом, перечисленные дидактические принципы в определённой мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в общеобразовательной школе.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что формирование системы дидактических принципов не может быть завершено, ибо сама жизнь расставляет акценты значимости, и каждый акцент оправдан конкретной исторической, культурной и социальной заявкой.

5.10. Фактор-причины профориентации

«В организации профориентационной работы самое важное место принадлежит школе. Только она обладает возможностью длительно и систематически воздействовать на учащегося в нужном направлении. Эту работу школа может осуществлять с помощью семьи, промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений и учебных заведений, которые помогают не только квалифицированно знакомить учащихся с производством, но и оказывать помощь в овладении избранной профессией.» [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Обще- техн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.16.].
Семья Профориентация в общеобразова-
тельной организации
Органы власти и управления
Учреждения культуры, медицинские учреждения и т.п
Профессиональные образовательные организации

Профориентационные службы/организации
Организации

5.11. Профориентация в урочной и внеурочной деятельности

Многие задачи профориентации решаются в самом учебном процессе, при этом важна координация действия всех учителей. На уроке учащиеся побуждаются к серьёзному обдумыванию своего дальнейшего жизненного пути, ориентируются в условиях правильного выбора профессии. Поэтому учителю нужно знать ведущие, перспективные и необходимые обществу профессии, связанные с его предметом, методику изучения учащихся в целях профориентации.
Введение профориентационного материала в процесс урока не нарушает логики изучаемого предмета, а, наоборот, способствует осуществлению диалектического принципа связи обучения с жизнью.
В процессе формирования у школьников устойчивых профессиональных интересов следует опираться на развитие их познавательных интересов к учебным предметам. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.17.].



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.