Страница 8 из 9
5.21. Закономерности профориентации
Для эффективного осуществления профориентационной работы важно придерживаться таких требований: — профориентация учащихся должна строиться на основании учёта текущих и перспективных потребностей народного хозяйства в кадрах (в частности, потребностей данного экономического района), анализа профессиональной структуры народного хозяйства и тенденций в её изменении; — профориентация школьников невозможна без основательного изучения их интересов, способностей, наклонностей и состояния здоровья; — в осуществлении профориентационных мероприятий необходимо устанавливать тесные связи школы с производством, общественными и государственными организациями. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.22-23.].
5.22. Квалификация профориентатора
Для понимания того, кем является «настоящий профконсультант» можно обратиться к понятию «модель специалиста». А.К. Маркова выделяет следующие составляющие «модели специалиста»: а) профессиограмма деятельности специалиста; б) профессионально-должностные требования (ПДТ); в) квалификационный профиль (требования по разрядам, категориям). «Примерный перечень знаний и умений, которыми должен владеть учитель трудового обучения для успешного проведения профессиональной ориентации учащихся» [Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев, 1980, — C.93.]. Знания. Понятие о профориентации учащихся: её содержание, общие и специфические методы работы. Роль общественно полезного, производительного труда в подготовке учащихся к выбору профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Основные тенденции в развитии народного хозяйства страны. Особенности и потребности в кадрах конкретного экономического района. Основные виды промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта, связи, сферы обслуживания. Типы учебных заведений для профессиональной подготовки специалистов данных отраслей. Классификация профессий. Понятие профессиограммы. Методы изучения личности и определения профпригодности. Основные направления профориентационной работы в процессе трудового обучения. Перечень профессий и специальностей, связанных с техническим, сельскохозяйственным и обслуживающим трудом. Умения. Методически правильно организовывать и проводить беседы о профессиях, встречи, комплексные экскурсии, связанные с профориентацией школьников и т. д. Разрабатывать и применять анкеты, опросники, тесты, карты интересов и т. д. для изучения учащихся в профориентационных целях. Составлять профессиографические карточки профессий технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. Вести профориентационную документацию. Устанавливать связи между предметом трудовое обучение и отдельными темами общеобразовательных предметов в целях профориентации. Осуществлять перспективно-тематическое и поурочное планирование с учётом задач профориентации и возможностей конкретных тем. Осуществление профориентации в системе кружковых занятий и факультативов, в условиях трудовых объединений старшеклассников. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.25-26.]. «Профессиональная ориентация школьников включает элементы из различных областей научных знаний: педагогики, психологии, экономики, медицины, поэтому успех её во многом определяется совместными усилиями различных специалистов школы, базового предприятия, СПТУ, территориального центра профориентации. Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор про- фессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3-5. — С.5
5.23. Система профориентационной работы в школе
«... в деле подготовки учащихся к выбору профессий школе принадлежит ведущая роль. Но она одна без участия государственных учреждений и предприятий не может решить всех вопросов профориентации» [Школа и выбор профессии. Под ред. А.Е. Голомштока и др. — М.: Просвещение, 1970. — С.19.]. «Профориентация тесным образом связана с вопросами трудоустройства и планами набора в профессиональные учебные заведения» [Школа и выбор профессии. Под ред. А.Е. Голомштока и др. — М.: Просвещение, 1970. — С.21.]. «... научная организация профориентации должна включать по крайней мере три ступени. .общеобразовательная школа;. государственная служба профориентации, трудоустройства и профконсультации; . деятельность предприятий и профессиональных учебных заведений» [Школа и выбор профессии. Под ред. А.Е. Голомштока и др. — М.: Просвещение, 1970. — С.23.]. «Рассмотрены содержание, формы и методы совместной деятельности школы, базового предприятия, СПТУ, родителей. При этом подчеркивается, что успех профориентации во многом зависит от целенаправленных контактов школы с другими социальными институтами» [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3-5. — С.4.]. «Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая обеспечивает высокий уровень общего и политехнического образования молодёжи, воспитывает у учащихся моральную готовность трудиться, формирует трудовые умения и навыки, создаёт основу для сознательного выбора профессии. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С..21-22.]. «В работе по профориентации необходимо учитывать, что распределение трудовых ресурсов в нашей стране осуществляется на основе планирования потребностей народного хозяйства в кадрах и совершенствования кадровой политики, с учётом требований социально-экономического развития. Эти закономерности прежде всего определяют цель и задачи профориентации, а через них — содержание, методы, средства и формы е' проведения в школе.» [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3-5. — С.4.]. Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени основной школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Обучающимся предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них чётко определяются мотивы учебной деятельности. Комплекс профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ подразумевает собой реализацию соответствующих мероприятий в урочное и во внеурочное время (внеклассная работа и в учреждениях дополнительного образования). [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.]. Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 80-х годов, разработанный Е.А. Климовым и С.Н. Чистяковой: Классификация профессий: 1) Общий обзор классификации; 2) Типы профессий; 3) Классы профессий; 4) Отделы и группы профессий; 5) Формула выбора профессии. Человек и профессия: 1) Интересы, склонности, способности, 2) Здоровье и профессия; 3) Профессиональная пригодность; 4) Сознательность и самостоятельность выбора; 5) Самовоспитание и выбор профессии. Слагаемые успеха: 1) Профессиональный план; 2) основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии; 3) Профессиональная консультация; 4) Характеристика профессии — профессиограмма; 5) Где получить профессию? В целом, такая программа, в силу своей серьёзности и даже некоторой «академичности», была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в те годы было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы?. поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта. Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством С.Н. Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориенти- рующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвящённых труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи (см. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». — М., 1998). Интересный опыт профориентационной работы накоплен на базе Томского городского Центра профориентации молодёжи. Благодаря усилим администрации центра группа психологов-энтузиастов, вдохновлённых В.Б. Борейшей, разработали оригинальную систему профориентационных занятий и консультаций с подростками. Вот как примерно выглядит план работы с учащимися 1011 классов: 1 часть — «Мой выбор»: 1) Профессиональный старт: моя исходная ситуация; 2) Профессиональный старт: древо возможностей; 3) Работающее решение; 4) Расширяем пространство выбора; 5) Заказываем желательную работу; 6) Подбираем подходящие профессии; 7) Моя область превосходства; 8) Г орячие проблемы; 9) Проясняем внутреннее небо; 10) Взгляд из будущего; 11) Моя роль и безопасность на рынке труда; 12) Рисуем портрет подходящей профессии; 13) Вычисляем самую подходящую профессию; 14) Что подскажет внутренний голос; 15) Насыщаем решение энергией; 16) Планируем профессиональный старт. 2 часть — «Альфаплан-2015»: 1) Победители и неудачники; 2) Мои взаимоотношения со временем; 3) Экстерналы и интерналы; 4) Что такое планирование карьеры; 5) Прояснение жизненных ценностей; 6) Идеальное будущее; 7) Постановка целей; 8) Мои ресурсы; 9) Проблемная карта; 10) План действий; 11) Оформление плана карьеры. Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С. Фукуяма разработал систему «профессиональных проб», позволяющих школьникам в течение трёх лет (в основном за период 12-14 лет, когда по мнению многих японских специалистов и должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда. По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения (см. Укке, 1990). В целом, данная система («система Фукуяма») является развитием «трехфакторной модели Ф. Парсонса», только вместо традиционного третьего фактора (или принципа) — рекомендации о профпригодности, используются «профессиональное пробы» в условиях реальной профессиональной деятельности (в специальных учебных мастерских, максимально приближенных к реальному производству). К сожалению, полноценная реализация системы «профессиональных проб» возможна лишь при реальном внимании государства и производства к школе, т.е. не все это для РФ.
5.24. Управление профориентацией.
Осуществление системного подхода к управлению профориентацией позволяет учесть междисциплинарные её аспекты, открывает возможность систематического, организованного и упорядоченного расчленения и решения проблемы. На основе этого подхода определяются цели профориентации, задачи, функции, структура, содержание этого процесса, виды деятельности по формированию у школьников профессионального самоопределения. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.62.]. Прежде чем говорить об эффективности управления профориентацией, необходимо рассмотреть профориентацию как целое, как систему. Системный подход предполагает: а) выявление структуры процесса, предмета (анализ по составу элементов, необходимых и достаточных для решений целей системы); б) исследование внутренней организации элементов; в) определение системообразующих связей. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.62.]. Профориентация в условиях общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе её развития требует планомерного проведения, координации действий государственных органов, школы, семьи, общественности, высших учебных заведений и т. д., непрерывного и своевременного решения научных и организационных вопросов, комплексного проектирования воздействия с учётом социально-экономического прогноза. [Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.81 — 82.]. Поэтому управление профориентацией должно носить целостный системный характер, осуществляться по определённой программе, предусматривающей достижение заданной цели (т. е. совпадение профессионального самоопределения личности и общественных потребностей в кадрах), учёт исходного уровня профессионального Самоопределения и его переходные состояния, возможность корректировки профориентационных воздействий на личность на основе получаемой информации о функционировании системы профориентации (см. схему 13). [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.82.]. «...современная профессиональная ориентация школьников требует для своего функционирования адекватной системы управления, отвечающей характеру требований к кадровой политике в нашем государстве. Управление профессиональной ориентацией рассматривается как двусторонний процесс, основой которого являются субъектно-объектные отношения, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности школьника, субъектом — социальные институты, воздействующие на него» [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.84.]. Принципы управления профориентацией. Основными принципами управления профориентацией являются: интеграция профориентационных воздействий; конкретность; оптимальность; эффективность; комплексность; научность; обратная связь; системность; иерархичность (см. схему 15). [Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.85.]. «управлять конкретно — значит управлять на основе достоверной и научно обработанной информации о внутреннем состоянии объекта, а также о внешних условиях, в которых он функционирует.». [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.85.]. «Функции управления профориентацией. Функции управления профориентацией — это комплекс видов деятельности, осуществляемых субъектом управления при целенаправленном воздействии на объект управления — личность школьника в его профессиональном самоопределении. К основным функциям управления профориентацией относятся планирование, организация, координация, контроль, информационное обеспечение. Среди специфических функций управления профориентацией следует выделить такие, как: диагностическая, корректирующая, воспитывающая. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.92.]. «В книге также рассматриваются вопросы управления профессиональной ориентацией школьников: планирование, организация, координация, кон- троль—важнейшие функции управления, обеспечивающие развитие системы профориентации». [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профес- сии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3-5. — С.4.].
Табл. № _ Производственные трудовые функции управления
Функция управления
|
Объект управления
|
Производственная/трудовая функция управления
|
Программирование
|
Профориентация
|
Программирование профориентации
|
Планирование
|
Профпросвещение
|
Планирование профпросвещения
|
|
Профконсультирование
|
Планирование профконсультирования
|
Организация
|
Профапробация
|
Организация профессиональной апробации
|
Регулирование
|
Развитие и формирование общетрудовых умения
|
Регулирование развития и формирования общетрудовых умения
|
Проектирование
|
Профориентация
|
?
|
Этапы и методы управления профориентацией. Управление профессиональной ориентацией начинается с выработки решения (чёткого определения целей и задач), которое диктуется объективными условиями-, текущей и перспективной потребностью общественного производства и, в частности, экономического района в кадрах; демографической ситуацией, а также субъективными факторами, такими, как: профессиональная направленность личности, уровень подготовленности учащихся к выбору профессии, их мировоззрение, идеалы в соответствии с реальными поступками. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.95.]. На основе Объективных условий и субъективных факторов, влияющих на выбор школьниками профессии, составляется программа управления профессиональной ориентацией. В ней определяются цели, задачи, нормативные показатели, этапы, средства, методы и формы деятельности субъекта управления. Вместе с тем программа представляет собой планирование самого процесса управления. Затем организуется выполнение заданной программы, по ходу которого производится необходимая её корректировка, осуществляется текущий и итоговый контроль. В результате даются рекомендации по совершенствованию управления. В основе процесса выполнения программы заложена сама система профессиональной ориентации, или ведущие направления общественного воздействия на профессиональное самоопределение учащихся (профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей в различных видах деятельности, профконсультации, профотбор и профадаптация). Субъект управления, используя данные о состоянии профориентации, вырабатывает управленческие решения, организует выполнение их; на основе текущего сбора информации регулирует процесс управления, корректирует принятые и создаёт новые решения. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.94.]. «Одним из условий повышения значения профориентации является вооружение учителей и работников народного образования умением руководить процессом подготовки школьников к выбору профессии. [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3-5. — С.4.].
|