Страница 7 из 9
5.19. Средства профориентационной работы.
Формы профориентации
|
Типы средств
|
Идеальные
|
Материализованные
|
Материальные
|
Профессиональное просвещение
|
Мыслительные операции
|
Устная речь Учебники
|
Учебное оборудование
|
Про фессиональная психодиагностика
|
Мыслительные операции
|
Вопросники (в т.ч. тесты) Карточки Атласы
|
Диагностическое оборудование (глазомер, ско рость реакции и т.п.)
|
Про фессиональная консультация
|
Мыслительные операции
|
Справочники Профессиограммы
|
|
Профессиональный подбор
|
Мыслительные операции
|
Портфолио Справочники Профессиограммы
|
Диагностическое оборудование (тремор)
|
Профессиональная адаптация
|
Мыслительные операции
|
Технологические карты Рабочие регламенты
|
Профессиональное оборудование Инструменты
|
5.20. Методы профориентации
Содержание и методы профориентационной работы должны меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся, при переходе их из класса в класс, на основе логически продуманной системы. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.17.]. За осуществлением этой задачи призваны следить классные руководители, администрация школы, инспектора отделов народного образования по трудовому обучению и профориентации, комиссии по профориентации и трудоустройству выпускников школы при исполкомах местных Советов народных депутатов и межведомственные Советы по профориентации в районах, городах, областях, республиках и страны в целом. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехни- чекие дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.17.]. Сложный, многофункциональный и многоуровневый характер профориентации требует применения наиболее прогрессивных методов управления ею. С целью приведения профориентации в единый устойчивый организм, а также для более удобной фиксации достижения конечной и промежуточных целей используется программно-целевой метод в управлении ею. Применение этого метода предполагает: определение главной цели профориентации, определение её места в общей системе коммунистического воспитания; разработку самой целевой программы профориентации; создание механизма управления по реализации Программы; определение путей достижения целей профориентации и показателей, раскрывающих промежуточные и конечные результаты реализации программы. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.95.]. В неразрывном единстве с программно-целевым методом находится метод прогнозирования: плакирование профориентационной работы теряет свою целенаправленность, если не опирается на прогноз в кадровой политике государства, не учитывает современные и перспективные требования к работнику, тенденции научно-технического прогресса. Любой вид управления обязательно предполагает использование метода моделирования, который позволяет на основе прогностических представлений теории и практики профориентации создать в конечном итоге соответствующие модели управления профориентацией в школе, районе, городе, республике, отрасли промышленности. Целесообразно разработать обобщённую понятийную модель управления профориентацией, которая должна адекватно отражать реальность и совпадать с общетеоретическими посылками, выражающими коренное свойство изучаемого процесса Наряду с указанными методами используются также и другие, зарекомендовавшие себя в практике педагогического управления: организационнораспорядительный, психолого-педагогический, социально-экономический. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С..96.]. Методы, формы и технологии профессиональной ориентации. Информационно-справочные, просветительские методы. Реализуются на основе использования следующих форм и технологий работы с обучающимися: — профессиограммы — краткие описания профессий; — использование справочной литературы (при условии достоверности такой справочной информации); — информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): печатные варианты ИПС (например, в виде буклетов и т. п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); медийные (телевизионные, радиоинформационные сообщения); — экскурсии школьников в учреждения, на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов); — встречи школьников со специалистами по различным профессиям; — познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; — профориентационные уроки со школьниками как система занятий; — учебные фильмы (сюжеты, передачи); — «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.]. Методы, формы и технологии профессиональной ориентации. Методы профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании). Предполагают использование таких форм и технологий работы с обучающимися, как: — беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); — открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); — опросники профессиональной мотивации; — опросники профессиональных способностей; — «личностные» опросники (где выявляется способности личностного реагирования на различные сложные ситуации); — сбор косвенной информации о склонностях, интересах, талантах учащегося от знакомых, родителей, товарищей, педагогов и других специалистов; — «профессиональные пробы» (при наличии такой возможности); — использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности; — тренинги общения (иногда позволяют учащимся освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при собеседовании при поступлении в образовательное учреждение, на экзаменах или при приёме на работу); — различные положительные (успешные) примеры самоопределения для повышения уверенности учащегося в принципиальной возможности разрешения своих проблем; — построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяют наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы; — использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения, специальности. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования ЯмалоНенецкого автономного округа.]. Основные группы профориентационных методов. Информационно-справочные, просветительские методы: Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: 1. Информационно-справочные, просветительские методы: Профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий); Справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации); Информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): “ручные” варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); Профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена); Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов); Встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии); Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; Профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные “мероприятия”); Учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего... ); Использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учёте их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения “производить впечатление” на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объёма» профессиогра- фической информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»... ); Различные “Ярмарки профессий” и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ. [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.]. 2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): Беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); Открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование); Опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. «пригодные для большинства», это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии); Опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий — «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (по Е.А. Климову); «Личностные» опросники: требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «голосованиях», когда испытывается способность противостоять изошрённой пропаганде...); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на «жлобов- ство»...); таким образом, получается, что тест на «личностность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, «усреднённом» режиме жизни; Проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования); Методы наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы психолога — по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения чёткого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.); Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей, интересующего профконсультанта человека, в «стукачей» и доносчиков...); Психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности); «Профессиональные пробы” в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см. Укке, 1990), что обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ; Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур; Исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с “испытательным сроком”); Использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия. 3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: Группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); ссвоеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали “Клубы ищущих работу” и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удаётся более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы; Тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приёме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах); Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта; “Пламенные” публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьёзную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов; Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; Личное обаяние профконсультанта (то, что от природы и то, что можно самостоятельно в себе развивать); Различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем; “Праздники труда”, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учёте специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не “торжественное заорганизованное мероприятие”...). 4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека; Построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных “деревьев” и “ветвей”), ведущих к определённой цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив; Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации). Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующим методов профессионального и личностного самоопределения: Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой); Карточные профконсультационные методики: а) информационно - поисковые системы — ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучения достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3-6 человек, что в условиях «рынка» оказалось «нерентабельно»...); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2,5-3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации ещё сильны стереотипы быстрой и лёгкой помощи.). Настольные карточные игры (они были разработаны с учётом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере.). Бланковые карточные методики: идея — самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Эти методики позволяют меньше зависеть при изготовлении методик от «спонсоров-благотворителей» и от «ду- раков-редакторов» различных «солидных» издательств. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», т.к. главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал. Что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим. Что часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников). Бланковые игры с классом: основная идея — играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий — на своём бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент — на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодёжи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято» может быть воспринят как «морализаторство».
|