На главную Профориентация старшеклассников Материалы Опорные материалы по профориентации - Средства и методы профориентации
Опорные материалы по профориентации - Средства и методы профориентации
Профориентация школьников - Материалы
Индекс материала
Опорные материалы по профориентации
Выбор как компетенция
Самоопределение как компетентность
Понятие «профориентация»
Содержание профориентационной работы в школе
Организация профессиональной ориентации
Средства и методы профориентации
Закономерности профориентации
Приложение
Все страницы

5.19. Средства профориентационной работы.

Формы профориентации

Типы средств

Идеальные

Материализованные

Материальные

Профессиональное
просвещение

Мыслительные
операции

Устная речь Учебники

Учебное оборудование

Про фессиональная психодиагностика

Мыслительные
операции

Вопросники (в т.ч. тесты)
Карточки
Атласы

Диагностическое оборудование (глазомер,        ско
рость реакции и т.п.)

Про фессиональная консультация

Мыслительные
операции

Справочники
Профессиограммы

 

Профессиональный
подбор

Мыслительные
операции

Портфолио
Справочники
Профессиограммы

Диагностическое
оборудование
(тремор)

Профессиональная
адаптация

Мыслительные
операции

Технологические
карты
Рабочие регламенты

Профессиональное
оборудование
Инструменты

5.20. Методы профориентации

Содержание и методы профориентационной работы должны меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся, при переходе их из класса в класс, на основе логически продуманной системы. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.17.].
За осуществлением этой задачи призваны следить классные руководители, администрация школы, инспектора отделов народного образования по трудовому обучению и профориентации, комиссии по профориентации и трудоустройству выпускников школы при исполкомах местных Советов народных депутатов и межведомственные Советы по профориентации в районах, городах, областях, республиках и страны в целом. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехни- чекие дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.17.].
Сложный, многофункциональный и многоуровневый характер профориентации требует применения наиболее прогрессивных методов управления ею. С целью приведения профориентации в единый устойчивый организм, а также для более удобной фиксации достижения конечной и промежуточных целей используется программно-целевой метод в управлении ею. Применение этого метода предполагает: определение главной цели профориентации, определение её места в общей системе коммунистического воспитания; разработку самой целевой программы профориентации; создание механизма управления по реализации Программы; определение путей достижения целей профориентации и показателей, раскрывающих промежуточные и конечные результаты реализации программы. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.95.].
В неразрывном единстве с программно-целевым методом находится метод прогнозирования: плакирование профориентационной работы теряет свою целенаправленность, если не опирается на прогноз в кадровой политике государства, не учитывает современные и перспективные требования к работнику, тенденции научно-технического прогресса.
Любой вид управления обязательно предполагает использование метода моделирования, который позволяет на основе прогностических представлений теории и практики профориентации создать в конечном итоге соответствующие модели управления профориентацией в школе, районе, городе, республике, отрасли промышленности. Целесообразно разработать обобщённую понятийную модель управления профориентацией, которая должна адекватно отражать реальность и совпадать с общетеоретическими посылками, выражающими коренное свойство изучаемого процесса
Наряду с указанными методами используются также и другие, зарекомендовавшие себя в практике педагогического управления: организационнораспорядительный, психолого-педагогический, социально-экономический. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С..96.].
Методы, формы и технологии профессиональной ориентации.
Информационно-справочные, просветительские методы. Реализуются на основе использования следующих форм и технологий работы с обучающимися:
— профессиограммы — краткие описания профессий;
— использование справочной литературы (при условии достоверности такой справочной информации);
— информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): печатные варианты ИПС (например, в виде буклетов и т. п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); медийные (телевизионные, радиоинформационные сообщения);
— экскурсии школьников в учреждения, на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
— встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
— познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
— профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
— учебные фильмы (сюжеты, передачи);
— «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.].
Методы, формы и технологии профессиональной ориентации.
Методы профессиональной психодиагностики (помощь в самопознании). Предполагают использование таких форм и технологий работы с обучающимися, как:
— беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
— открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
— опросники профессиональной мотивации;
— опросники профессиональных способностей;
— «личностные» опросники (где выявляется способности личностного реагирования на различные сложные ситуации);
— сбор косвенной информации о склонностях, интересах, талантах учащегося от знакомых, родителей, товарищей, педагогов и других специалистов;
— «профессиональные пробы» (при наличии такой возможности);
— использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности;
— тренинги общения (иногда позволяют учащимся освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при собеседовании при поступлении в образовательное учреждение, на экзаменах или при приёме на работу);
— различные положительные (успешные) примеры самоопределения для повышения уверенности учащегося в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
— построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяют наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы;
— использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения, специальности. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования ЯмалоНенецкого автономного округа.].
Основные группы профориентационных методов.
Информационно-справочные, просветительские методы:
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
1. Информационно-справочные, просветительские методы:
Профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
Справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
Информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): “ручные” варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
Профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
Экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
Встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
Познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
Профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные “мероприятия”);
Учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего... );
Использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учёте их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения “производить впечатление” на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объёма» профессиогра- фической информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»... );
Различные “Ярмарки профессий” и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ. [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
Беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
Открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
Опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. «пригодные для большинства», это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
Опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий — «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (по Е.А. Климову);
«Личностные» опросники: требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «голосованиях», когда испытывается способность противостоять изошрённой пропаганде...); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на «жлобов- ство»...); таким образом, получается, что тест на «личностность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, «усреднённом» режиме жизни;
Проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
Методы наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы психолога — по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения чёткого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей, интересующего профконсультанта человека, в «стукачей» и доносчиков...);
Психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
«Профессиональные пробы” в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см. Укке, 1990), что обычно требуют очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;
Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
Исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с “испытательным сроком”);
Использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
Группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); ссвоеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали “Клубы ищущих работу” и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удаётся более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
Тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приёме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
“Пламенные” публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьёзную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
Профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
Личное обаяние профконсультанта (то, что от природы и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
Различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
“Праздники труда”, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учёте специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не “торжественное заорганизованное мероприятие”...).
4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий),
обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
Построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных “деревьев” и “ветвей”), ведущих к определённой цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
Ниже представлен краткий обзор некоторых групп активизирующим методов профессионального и личностного самоопределения:
Профориентационные игры с классом — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» группы и консультации.
Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой);
Карточные профконсультационные методики: а) информационно -
поисковые системы — ИПС («профессьянсы», внешне напоминающие раскладывание «пасьянсов», когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые «трудности», часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучения достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу будущих консультантов в 3-6 человек, что в условиях «рынка» оказалось «нерентабельно»...); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до 2,5-3 часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации ещё сильны стереотипы быстрой и лёгкой помощи.).
Настольные карточные игры (они были разработаны с учётом интереса подростков к настольным играм). Поначалу эти методики задумывались как «домашнее средство», хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их профконсультантом (например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере.).
Бланковые карточные методики: идея — самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Эти методики позволяют меньше зависеть при изготовлении методик от «спонсоров-благотворителей» и от «ду- раков-редакторов» различных «солидных» издательств.
Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», т.к. главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал. Что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом (заметим. Что часть таких методик даже снабжены приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников).
Бланковые игры с классом: основная идея — играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий — на своём бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких «престижных» на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т.п.
Ценностно-смысловые опросники (главный акцент — на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодёжи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую обсуждать просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято» может быть воспринят как «морализаторство».



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.