Страница 2 из 9
5.3. Выбор как компетенция
Педагогический смысл «выбора» в данном случае состоит в том, чтобы, опираясь на выявленную сущность и функции оценки, обеспечить процесс профессионального самоопределения и самореализации. Своеобразная передача эстафеты от потребности к поиску, от оценки к выбору и проекции есть процесс обретения личностью информации (знания) осознания ^ оценки (переживания) ^ выбора (присвоения) ^ построения новой потребности. [Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.]. В настоящее время наиболее распространено понимание свободы личности как возможности выбора. Рассматривая свободу выбора личности в обществе, следует заметить, что «подлинно свободным обществом будет не то, у которого шире диапазон возможностей выбора, а то, в котором все граждане могут выбирать из этого ничем более не ограничиваемого диапазона». [Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.]. «Мы видим, — говорила Н. К. Крупская, — как старое капиталистическое общество ограничивало для громадных масс населения сферу выбора профессии, создавая всякого рода заградительные классовые средостения, бронируя ряд профессий за определёнными классами». [Крупская Н. К. О выборе профессии. — Пед. соч. М., 1979, т. 4, с. 119.]. Мотивы к труду можно условно разделить на две группы: 1) материальные; 2) духовные. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С .15.]. Важным с позиции управления профориентацией является учение психологии о индивидуально-деятельностном подходе к пониманию развития и формирования человека вообще, его профессионального самоопределения в частности. Принцип индивидуального деятельностного подхода требует рассмотрения выбора профессии с точки зрения развития и формирования человека в процессе различных видов деятельности: социальной, интеллектуальной, художественной, биофизической и производственно-трудовой. «.. .результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределения личности. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С..97.]. Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается, с одной стороны, как ядро, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.99. Углублённое изучение основных закономерностей профессионального самоопределения, разработка критериев и показателей его сформированности являются основными условиями сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения). [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.99.]. Поэтому выбор профессии — это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. [ Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.100.]. Профессиональное самоопределение, будучи неотъемлемой частью развития личности, является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.100.]. Выбор профессии не может осуществляться на основе ситуативной направленности, он обязательно предполагает соотнесённости с наиболее глубинными мотивами личности. Высокий уровень профессиональной направленности личности характеризуется такими мотивами выбора профессии, которые выражают единство интересов общества и индивида, т. е. высоким уровнем профессионального сознания. [Шавир П. А. Преемственность профессионального самоопределения студентов и старшеклассников//Советская педагогика. — 1983. — № 1, —С. 62—37.]. Неправильный выбор профессии связан с моральной неудовлетворённостью, потерей активности и даже расстройством здоровья. Правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию. В этом и состоит суть психофизиологического подхода к решению задач профориентации учащихся. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин -тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.13.]. Понятие «профессиональный выбор» до сих пор продолжает оставаться в социологическом поле весьма дискуссионным и чаще всего трактуется как имманентная составляющая процесса профессионального самоопределения. [Ща- влинский Ю. А. Автореферат кандидатской диссертации "Детерминанты профессионального выбора молодёжи среднего города России: социокультурный анализ".]. «Свобода выбора профессии предполагает учёт потребностей народного хозяйства в кадрах, индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья и желание личности. Наше общество заинтересовано, чтобы каждому из молодых людей была предоставлена возможность работать в той области трудовой деятельности, где бы он мог полностью проявить свои способности, получить удовлетворение и внести наибольший вклад в общенародное дело. Свободный выбор профессии не имеет ничего общего с самотёком в профориентации и стихийностью в профессиональном определении молодёжи. Свободное профессиональное самоопределение учащихся должно проходить под непосредственным педагогическим руководством на основе изучения личности: его индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья, с учётом социально-экономических факторов, потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Следовательно, выбор выпускниками своей будущей профессии является не только важнейшей психолого-педагогической, но и одновременно социально-политической задачей. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.15.]. «Школа призвана, начиная с начальных классов, психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, а в последующих классах эта работа должна стать более глубокой и разносторонней. Подготовку учащихся к дальнейшему образованию необходимо активизировать в VII—VIII классах, когда учащиеся должны предрешить: либо продолжить обучение в IX классе дневной школы, либо поступить учиться в ПТУ или в специальное среднее учебное заведение, либо пойти работать и учиться в вечерней (сменной) школе рабочей или сельской молодёжи. В старших классах работа по профориентации становится ещё более конкретной — учащиеся готовятся к выбору сферы приложения своих сил. Этому способствует и учебный процесс, ибо богатейшие возможности для связи обучения с жизнью, с трудом и подготовки учащихся к выбору профессии заложены в курсах основ наук». [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.16. — 17.]. «Правильный выбор профессии не единовременный акт. Это длительный процесс, имеющий свои этапы». [Школа и выбор профессии. Под ред. А.Е. Го- ломштока и др. — М.: Просвещение, 1970. — С.10.]. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), — «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», который может быть осуществлён «как с учётом, так и без учёта отдалённых последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдалёнными жизненными целями». Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.]. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии. Е.А. Климов выделяет основы профессионального выбора и называет три главные составляющие — «три кита» профориентации: 1) учёт желания работать по данной профессии («хочу»); 2) учёт способностей, возможностей освоить данную профессию и способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»); 3) учёт потребностей народного хозяйства в выбираемой профессии («надо»). Правда, в последнее время уместнее говорить не о потребностях народного хозяйства, а о «потребностях рынка», что воспринимается большинством современных подростков с полным пониманием (хотя над «потребностями народного хозяйства» раньше посмеивались). Выделяются также более конкретные факторы выбора профессии (по Е.А. Климову): 1) учёт своих интересов и склонностей («хочу»); 2) учёт способностей («могу»); 3) учёт престижности выбираемой профессии; 4) учёт информированности о ней; 5) учёт позиции родителей; 6) учёт позиции одноклассников, друзей и сверстников; 7) учёт потребностей производства («рынка»); 8) наличие определённой программы действий по выбору и достижению профессиональных целей — с личной профессиональной перспективы (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учётом всех перечисленных факторов. Табл. 3 Факторы выбора профессии
Факторы выбора профессии
|
Варианты выбора профессии
|
Проф 1
|
Проф 2
|
Проф N
|
1) интересы и склонности («хочу»);
|
|
|
|
2) способности («могу»);
|
|
|
|
3) престиж профессии;
|
|
|
|
4) информированность о профессии;
|
|
|
|
5) позиция родителей;
|
|
|
|
6) позиция одноклассников, друзей и сверстников;
|
|
|
|
7) потребности производства;
|
|
|
|
8) наличие программы действий по выбору и достижению профессиональных целей — с личной профессиональной перспективы (ЛПП).
|
|
|
|
В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например, если ЛПП строится без учёта данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы. А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, позволяющих не только анализировать конкретную трудовую деятельность и выделять основные мотивы выбора тех или иных профессий: 1. Внешние факторы: 1.1. Давление: рекомендации, советы, указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи...); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности...); 1.2. Притяжение-отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны “социального преуспевания” (моды, престиж, предрассудки); 1.3. Инерции: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах...); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений...). 2. Внутренние мотивационные факторы: 2.1. Собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда (привлекательный-непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие-однообразие деятельности, детерминированность-случайность успеха, трудоёмкость работы, индивидуальный-коллективный труд, возможности развития человека в данном труде...); результаты труда; 2.2. Условия труда: физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов...); организационные условия (самостоятельность- подчинённость, объективность-субъективность в оценке труда...); социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надёжность положения работника; свободный-ограниченный режим; социальный микроклимат...); 2.3. Возможности для реализации внепрофессиональных целей: возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; для общения. Выделение (и осознание) подобных факторов позволяет профконсультанту и клиенту лучше осознавать, чем именно определяется их конкретный профессиональный и жизненный выбор.
|