На главную Профориентация старшеклассников Материалы Опорные материалы по профориентации - Содержание профориентационной работы в школе
Опорные материалы по профориентации - 	Содержание профориентационной работы в школе
Профориентация школьников - Материалы
Индекс материала
Опорные материалы по профориентации
Выбор как компетенция
Самоопределение как компетентность
Понятие «профориентация»
Содержание профориентационной работы в школе
Организация профессиональной ориентации
Средства и методы профориентации
Закономерности профориентации
Приложение
Все страницы

5.12. Содержание профориентационной работы в школе

Профессиональную ориентацию в школе необходимо рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. Она должна самым тесным образом связываться в целом с процессом формирования всестороннего развития личности, подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться планомерно через учебную и внеклассную работу в школе. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.21.].
«В содержание профориентационной работы в школе входит:
— ознакомление учащихся с разными отраслями народного хозяйства, наиболее распространенными профессиями в процессе изучения основ наук, трудового обучения, внеклассной и внешкольной работы;
— формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для выполнения разнообразных видов труда в производственных условиях;
— формирование коммунистического отношения к общественно производительному труду, общественной собственности, воспитание интереса к массовым профессиям в промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания;
— выявление и изучение интересов, склонностей, способностей, а также физических и психологических возможностей подростков;
— ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объёму общеобразовательных, технических, специальных знаний, умений и навыков;
— оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении путём профконсультации;
— последующий анализ (в процессе адаптации) эффективности применённых ранее способов педагогического воспитательного влияния. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.21.].
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация [Пряжников Н.С. Теория и
практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
С учётом отечественных и зарубежных исследований (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, К.К. Платонов, А. Маслоу, Д. Съюпер, С. Фукуяма и др.), а также результатов экспериментальной работы Светлана Чистякова выделяет следующие основные компоненты содержания профессиональной ориентации в школе:
— формирование «Образа Я»;
— анализ профессий;
— профессиональные пробы.
Все структурные элементы системы профориентации в целом направлены на реализацию определённых её целей. В свою очередь, каждый элемент можно рассматривать как систему другого уровня (также имеющую части и элементы), в которой решаются свои задачи (см. схему 16, где
А — профессиональная информация;
Б — профессиональная пропаганда;
В — профессиональная агитация;
Г — профессиональная психодиагностика;
Д — профессиональная консультация;
Е — профессиональный отбор (подбор);
Ж — адаптация социальная;
3 — адаптация профессиональная).
[Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.89.].
Сейчас складывается система профориентации школьников. В неё входят:
— профпросвещение;
— предварительная профдиагностика (изучение школьников в целях профориентации);
— профконсультация;
— профотбор (подбор);
— профадаптация.
Профориентация осуществляется на широкой основе трудовой политехнической подготовки. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.20 — 21.].
Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профессиональное информирование), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
«... Напомним, что традиционно выделяются следующие направления профориентационной помощи: профинформация, профреклама, профагитация, профпросвещение, профессиональная диагностика (профотбор, профподбор), профконсультация, помощь в трудоустройстве и т.п.». [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
Профессиональная ориентации является целостной системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, одними из которых являются направления профориентационной работы, это: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, основой которой является производительный труд, игровой, коммуникативной); профессиональная консультация; профессиональная адаптация. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.47 — 48.].

Не менее важное значение в профессиональной ориентации учащихся имеет развитие их интересов и склонностей в различных видах профессиональной— деятельности. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.47 — 68.].
Профинформация. Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определённой совокупностью знаний о социальноэкономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание у школьников положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей общества и своих психофизиологических возможностей (см. схему 4). [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.68.].
Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, состоящую из двух элементов: профессиональной пропаганды и профессиональной агитации, также внутренне связанных. Сообщение школьникам определённого круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование их о способах и условиях овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых народное хозяйство экономического региона в данное время испытывает острую потребность, — вся эта информация приобретает для школьника побудительную направленность и может быть охарактеризована как профагитация. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.68.].
Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности способствует профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду. Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, с помощью которой школьники получают сведения о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, о способах и условиях овладения ими.
В процессе труда у школьников формируются практические знания, умения. Они включаются в производственный коллектив, становятся носителями идей определённой социальной группы. [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.6.].
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы ставит новые задачи в плане подготовки молодёжи к выбору профессии. Однако изучение педагогической практики показывает, что процесс обучения и воспитания в школе в достаточной степени не перестроен с учётом подготовки учащихся к сознательному выбору профессии. [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.6.].
Профдиагностика. После изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности и мотивов выбора профессии совет школы по профориентации намечает воспитательные мероприятия (воспитательный аспект профориентации), направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой или избранной профессии. Вместе с тем определяет мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития любви к избранной профессии. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С15 — 16.].
Профконсультация. Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:
— справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях к приёму на работу и учёбу, возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
— диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, способностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
— формирующая профконсультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора; она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.68 — 69.].
— медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии; его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой область деятельности, которой будут больше соответствовать его психофизиологические данные (см. схему 5).
Профессиональная консультация включает в себя профессиональный отбор, который, как правило, осуществляется вне школы, в специальных лабораториях и по преимуществу по отношению к тем профессиям, которые связаны со специфическими условиями труда.[Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.70.].
Типы профконсультации: информационная, диагностическая, формирующая, медицинская. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.70.].
Большую роль в проведении профессиональной ориентации играет профконсультация, основная цель которой состоит в том, чтобы дать обоснованный совет учащемуся о выборе профессии и активизировать его собственную деятельность в поиске своего профессионального призвания. Содержание профконсультации определяется взаимодействием активного профессионального самоопределения школьника и психолого-педагогического руководства этим процессом со стороны консультанта. [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.6.].
Особая роль отводится профконсультации, в процессе которой изучается личность учащихся в целях формирования их профессионального самоопределения. [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.3- 5. — С.5.].
Профессиональный подбор/отбор/выбор. Цель профессионального отбора — выявление пригодности человека к конкретному виду труда. При этом, если у претендента на данный вид профессиональной деятельности обнаруживается отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Но это не значит, что профотбор следует рассматривать как негуманный акт, ограничивающий социальную свободу личности. Наоборот, подлинный гуманизм заключается в том, чтобы оградить индивида от нежелательных, возможно, трагических последствий стихийного отбора. В связи с этим в условиях социализма профотбор является составной частью профориентации — процесса, который не заканчивается выдачей конкретной рекомендации о выборе профессии. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.70.].
Важным направлением профориентации является профотбор, цель которого заключается в том, чтобы выявить пригодность человека к конкретному виду труда. [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.6.].
Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — это активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. [Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.71.].
«Информативные цели преследует профессиография, представляющая собой описание профессий или специальностей. Она включает в себя основные требования, которые те или иные профессии предъявляют к человеку, его психологическим и физическим качествам, а также факторы, обусловливающие успешность или неуспешность данной профессиональной деятельности, удовлетворённость или неудовлетворённость ею личности. [Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов — слушателей фак. обществ, профессий. — М.: Просвещение, 1988. — С.71.].
Заключительный этап — профессиональная адаптация личности. Это сложный процесс: человек овладевает необходимыми профессиональными умениями и навыками конкретной профессиональной деятельности на основе включения его в систему производственных и межличностных отношений. Одним из ведущих факторов влияния на выбор профессии школьников является семья. От родителей во многом зависит развитие интересов и склонностей их детей, нравственная позиция школьников в профессиональной деятельности. [Чистякова С.Н. Введение. В кн.: Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.6.].
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих кадрах и специалистах. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование их профессиональных мотивов. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.].
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.].
Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультации должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования ЯмалоНенецкого автономного округа.].
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют учреждения высшего и среднего профессионального образования, предъявляющие определённые требования к абитуриентам, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном отборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворённости трудом и др. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.].
Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии. [Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования ЯмалоНенецкого автономного округа.].


Табл. № План профориентационной работы

Этапы

Сроки

Классы

Взаимодействие

7-8-й класс

9-й класс

10-11-й класс

 

Подготовительный

Сентябрь

Подготовка материалов.
Собеседование с классными руководителями.
Составление плана работы.

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители,
педагог-психолог

Информационный этап

Октябрь

Информирование учеников  по
проблемам досугового самоопределения.
Информирование                 о
профильных классах данной школы и других школ города. Информирование родителей о возможных вариантах выбора

Информирование учеников о возможных вариантах выбора образова- тельного маршрута.

Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута       и
профессионального самоопределения. Представление в         доступной
форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий

Классные руководители Педагог-психолог

 

 

Диагностика ин-

Изучение инте-

Изучение инте-

Педагог-

 

 

тересов, потреб-

ресов, потреб-

ресов, потреб-

психолог,

 

 

ностей и склон-

ностей             и

ностей и склон-

учащиеся,

 

 

ностей:

склонностей:

ностей:

родители

 

 

карта интересов;

карта интере-

карта интере-

 

 

 

диагностика

сов;

сов;

 

 

 

включенности и

диагностика

диагностика

 

 

 

эмоционального

свойств лично-

свойств лично-

 

 

 

благополучия на

сти.

сти;

 

 

 

уроках.

Диагностика

анкета “Ориен-

 

 

 

Диагностика

возможностей:

тация”;

 

 

 

возможностей:

анализ резуль-

опросник Дж.

 

 

 

анализ результа-

татов успевае-

Холланда (John

 

 

 

тов успеваемо-

мости;

Henry Holland) ;

 

 

 

сти;

анализ резуль-

Диагностика

 

 

 

анализ результа-

татов досуго-

возможностей:

 

 

 

тов       досуговой

вой деятельно-

анализ резуль-

 

 

 

деятельности;

сти;

татов успевае-

 

 

 

проведение экс-

проведение

мости;

 

 

 

пресс-

экспресс-

анализ резуль-

 

 

 

диагностики

диагностики

татов досуговой

 

Диагностический этап

 

(определение ти-

(определение

деятельности;

 

 

па мышления).

типа интеллек-

проведение экс-

 

Ноябрь - декабрь

Анкетирование

та)

пресс-

 

родителей: анке-

 

диагностики

 

та “Мнение”

 

(определение типа интеллекта).

 

 

 

 

анкета “Стили

 

 

 

 

познания”

 

 

 

Анализ результа-

Обработка        и

Обработка         и

Педагог-

 

 

тов диагностики

анализ резуль-

анализ результа-

психолог

 

 

интересов и воз-

татов диагно-

тов диагностики.

 

 

 

можностей каж-

стики.

Соотнесение ин-

Учащиеся

 

 

дого учащегося.

Соотнесение

тересов, склон-

совместно

Аналитический этап

 

Анализ мнения

интересов,

ностей и воз-

с педаго-

 

родителей, класс-

склонностей и

можностей каж-

гом-

Декабрь-январь

ного руководите-

возможностей

дого учащегося.

психоло-

ля и учителей.

каждого учаще-

Соотнесение

гом

Подведение ито-

гося.

свойств лично-

 

гов диагностиче-

Соотнесение

сти          каждого

 

ской работы, под-

свойств лично-

учащегося с ти-

 

готовка рекомен-

сти         каждого

пами профессий

 

даций

учащегося с типами профессий

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное

Определение ос-

Проведение се-

Педагог-

 

 

консультирование

новного и запас-

рии       индивиду-

психолог,

 

 

учащихся по ре-

ных вариантов с

альных консуль-

админи-

 

 

зультатам       диа-

использованием

таций для уча-

страция,

 

 

гностики и выбо-

алгоритма

щихся.

классные

 

 

ру образователь-

“сильные и сла-

Работа с учащи-

руководи-

 

 

ного маршрута.

бые стороны вы-

мися по анализу

тели

 

 

Индивидуальное

бора”.

основного и за-

 

 

 

консультирование

Выработка кон-

пасного вариан-

 

 

 

родителей по ито-

кретных шагов

тов выбора с ис-

 

 

 

гам работы.

на       ближайшее

пользованием ал-

 

 

 

Беседа с класс-

будущее по сбо-

горитма        “Мой

 

 

 

ным руководите-

ру информации

выбор”.

 

 

 

лем по результа-

для окончатель-

Индивидуальное

 

 

 

там работы с

ного принятия

консультирова-

 

 

 

классом

решения по вы-

ние родителей по

 

 

 

 

бору       профиля

проблемам выбо-

 

 

 

 

обучения.

ра образователь-

 

Обобщающий этап

 

 

Индивидуальное

ного маршрута и

 

 

 

консультирова-

профессиональ-

 

Февраль -

 

ние учащихся,

ного самоопреде-

 

 

родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального

ления.

 

март

 

 

 

самоопределения

 

 

 

 

Работа по

схеме

Составление

Составление спис-

Классный

 

 

—МОГУ +

ХОЧУ

списков класса с

ков класса с указа-

руководи-

 

 

+ НАДО +

Вари-

указанием ос-

нием основного и

тель,

 

 

анты выбора”

новного и за-

запасного вариан-

админи-

 

 

 

 

пасного вариан-

тов выбора обра-

страция,

 

 

 

 

тов образова-

зовательного

педагог-

 

 

 

 

тельного марш-

маршрута и про-

психолог

 

 

 

 

рута           после

фессионального

 

 

 

 

 

окончания         9

самоопределения.

 

 

 

 

 

класса.

Беседа с классным

 

 

 

 

 

Беседа с класс-

руководителем по

 

 

 

 

 

ным руководи-

результатам рабо-

 

 

 

 

 

телем по ре-

ты по оформлению

 

Заключительный этап

 

 

 

зультатам рабо-

портфолио.

 

 

 

 

ты по оформле-

“Круглый стол” по

 

 

 

 

нию портфолио.

итогам работы с

 

Апрель

май

 

 

“Круглый стол”

участием психоло-

 

 

 

по итогам работы с участием

га, классных руководителей, адми-

 

 

 

психолога, классных руководителей, администрации

нистрации

 

 

 

5.13. Аспекты профориентации

Аспекты профориентации: социальный, психологический, педагогический, физиологический, экономический и т.д.
Проблема профессиональной ориентации учащихся на современном этапе должна реализоваться комплексно — в сочетании социально-экономического, психофизиологического и психолого-педагогического подходов. [Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1983. — 191 с. — С.13.].
Социально-экономический подход предусматривает вопросы анализа потребности советского общества в различных профессиях, выявления их перспектив в трудовых ресурсах. Но этого недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин работал по способностям, тогда он будет отдавать максимум того, что он вообще может дать. Каждый школьник имеет различные психофизиологические особенности, склонности, характер.
5.14. Профориентация в процессе обучения и воспитания.
«Школа, учитель-предметник не оказывают пока решающего влияния на выбор профессии, зачастую он проходит стихийно, причём значение случайных факторов оказывается более существенным, чем роль учителя. Подобное положение приходит в противоречие с основной задачей школы — готовить подрастающее поколение к труду и выбору профессии». [Школа и выбор профес- сии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.6.].
«Профориентацию осуществляют преподаватели всех дисциплин». [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.6.].
«Профориентационная работа на уроке проводится таким образом, чтобы не нарушать последовательность учебного материала. На уроке нет возможности дать полное представление о профессии. Продолжить изучение профессии можно на кружковых и факультативных занятиях, на классных часах, экскурсиях. Профориентационная работа в учебном процессе должна строиться на широкой политехнической основе, включающей вооружение учащихся знаниями о научных основах современного производства и формирование общетрудовых умений». [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.7.].
«Работа по профессиональной ориентации в начальной школе обладает определённой спецификой. Основными направлениями её являются профессиональное просвещение (формирование представлений о труде взрослых, о профессиях и производстве), трудовое обучение и изучение интересов и склонностей учащихся младших классов». [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.9.].
«Подготовка учащихся к выбору профессии на уроках и внеклассных занятиях по математике предполагает овладение суммой политехнических знаний, формирование практических умений и навыков, необходимых для овладения будущей профессией, ознакомление учащихся с трудовой деятельностью человека через содержание прикладных задач и практических работ». [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.16.].
«Анализ психолого-педагогической литературы, программ и учебников для начальной школы, а также внеклассной воспитательной работы показал, что учебно-воспитательный процесс предоставляет большие возможности для подготовки младших школьников к труду и выбору профессии. Однако, как свидетельствует практика, учителя начальной школы недостаточно используют эти возможности». [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.9.].
Профориентационная подготовка на уроке физики предполагает формирование у школьников знаний техники и технологии, связанных с массовыми рабочими профессиями. При этом особое внимание следует обращать на профессии, необходимые данному экономическому району, в котором находится школа.». [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.22.].
«Каждому городу, имеющему конкретные производства, определённый перечень массовых рабочих профессий, будет соответствовать свой набор базисных тем, заключающих в себе значительный объем информации об основных объектах труда. Умелое введение в учебный курс профориентационного материала не нарушает логики изучаемого предмета, а, наоборот, способствует осуществлению дидактического принципа связи обучения с жизнью». [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.22.].


5.15. Профориентация в процессе трудового обучения.


«... отработка общетрудовых умений в процессе обучения может стать естественной его частью. Пока нет единой терминологии в классификации трудовых умений. Специалисты подходят к этому вопросу с разных позиций. Придерживаясь классификации В. В. Чебышевой, следует выделить такие группы общетрудовых умений, как планирование, организационные, регулировочные, самоконтроль. [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.24.].
«Дальнейшее улучшение трудовой подготовки учащихся связано в первую очередь с усилением практической и профориентационной направленности уроков трудового обучения. Предмет «Трудовое обучение» имеет особое значение в формировании политехнических и конкретных профессиональных знаний и умений школьников. [Школа и выбор профессии/Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. — M.: Педагогика, 1987. — С.38.].



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.