Страница 9 из 9
Приложение 2
Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Примерные мероприятия, рекомендуемые для включения в план профориентационной работы школы (раздел годового плана работы школы)
№ п/п
|
Содержание деятельности
|
Ответственные
|
|
Организационная работа в школе
|
|
1
|
Создание школьного совета по профессиональной ориентации
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
2
|
Оформление кабинета, уголка по профориентации: “Твоя профессиональная карьера”; “В мире профессий”; “Слагаемые выбора профессии”. Оформление одного из разделов общешкольного стенда по теме профессиональной ориентации: “Образовательная карта Ямала” (образовательные учреждения профессионального образования); “В помощь выпускнику”; “Куда пойти учить-
|
Совет по профессиональной ориентации
|
|
ся”
|
|
3
|
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные образовательные учреждения выпускников IX, XI классов)
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
4
|
Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год: составление общешкольного плана; составление планов для выпускных классов
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
5
|
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
6
|
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению
|
Библиотекарь
|
7
|
Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений
|
Администрация школы
|
8
|
Организация работы предметных кружков
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
9
|
Введение элективных курсов и факультативов: «Твоя профессиональная карьера»; «Выбор профессии» и др.
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
10
|
Организация раздела на школьном Интернетсайте «Кем быть»
|
Редколлегия школьного Интернет-сайта
|
11
|
Вовлечение учащихся в общественнополезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
|
12
|
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения
|
Заместитель директора по воспитательной работе, совет по профессиональной ориентации, классные руководители
|
13
|
Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают»
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
14
|
Создание из числа старшеклассников группы информаторов для профориентационной рабо-
|
Заместитель директора по воспита-
|
|
ты с младшими школьниками
|
тельной работе, совет по профессиональной ориентации
|
|
Работа с педагогическими кадрами
|
|
1
|
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп в соответствии с современными потребностями рынка труда
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
2
|
Организация семинара (круглого стола) для педагогов и классных руководителей совместно с Центром занятости населения о востребованности профессий на рынке труда
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
3
|
Включение в план работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов профориентационной работы, обмен опытом ее осуществления по направлениям:
- “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”;
- “Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
- “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
- “Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся; основы профессиональной консультации”;
- “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
- “Профориентация в процессе изучения основ наук”
|
Заместитель директора по воспитательной работе, руководители школьных методических объединений, педагог-психолог
|
4
|
Организация консультаций по изучению личности школьника для педагогов по направлениям:
- “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся” (5-6 кл.);
- “Изучение склонностей и интересов”(7-8 кл.);
- “Исследование готовности учащихся к выбору профессии” (9-11кл.);
- “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся” (9-11кл.)
|
Педагог-психолог
|
5
|
Организация проведения конкурса пособий по профессиональной ориентации, методических
|
Заместитель директора по воспита-
|
|
разработок внеклассных мероприятий
|
тельной работе, совет по профессиональной ориентации
|
6
|
Обобщение отчетности учителей- предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе в сфере профессиональной ориентации (за полугодие)
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
7
|
Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной индивидуальной направленности учащихся в педагогическом процессе
|
Педагог-психолог
|
8
|
Организация цикла классных часов по профессиональной ориентации
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
9
|
Координация деятельности учителей, психолога, медицинского работника и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
|
Работа с родителями
|
|
1
|
Организация лекционного курса по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении" для родителей обучающихся
|
Заместитель директора по воспитательной работе
|
2
|
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора учащимися профессий, элективных курсов
|
Классные руководители, педагог- психолог
|
3
|
Организация встречи учащихся с их родителями — представителями различных профессий
|
Классные руководители, учителя- предметники
|
4
|
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учреждения
|
Классные руководители
|
5
|
Проведение родительских собраний (общешкольных, классных) по направлениям: “Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе” “Медицинские аспекты при выборе профессии”
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
|
6
|
Привлечение родителей к оформлению уголков (кабинетов) профессиональной ориентации, стендов
|
Классные руководители, учителя- предметники
|
7
|
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам в профессиональной ори-
|
Классные руководители, педагог-
|
|
ентации обучающихся
|
психолог
|
8
|
Привлекать родителей к работе с кружками (спортивными секциями)
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
|
9
|
Организация встречи со специалистами Центра занятости для родителей и обучающихся выпускных классов
|
Классные руководители, педагог- психолог
|
|
Работа с учащимися
|
|
1
|
Организация предпрофильной подготовки по направлениям: “Выбор”; “Твоя профессиональная карьера”
|
Классные руководители, учителя- предметники
|
2
|
Проведение экскурсий на предприятия и в учреждения профессионального образования города (6-11 кл.)
|
Классные руководители
|
3
|
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью определения профессиональной направленности
|
Классные руководители, педагог- психолог
|
4
|
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профессиональной ориентации
|
Классные руководители, педагог- психолог
|
5
|
Проведение классных часов по изучению предложений и направлений дальнейшего обучения в учреждениях профессионального образования
|
Классные руководители
|
6
|
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся по профессиональной ориентации
|
Педагог-психолог
|
7
|
Проведение конференций по профессиональной ориентации, конкурсов, интеллектуальных игр и др. для учащихся 5-9 кл.: Праздник “Г ород Мастеров”; “Встреча с Самоделкиным”; “Есть такая профессия — Родину защищать”; Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”; “Фестиваль профессий”
|
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители
|
8
|
Организация подготовки к проведению предметных олимпиад
|
Учителя- предметники
|
9
|
Организация и проведение с учащимися фотовыставок, викторин, чтений, бесед о профессиях
|
Классные руководители, библиотекарь
|
10
|
Проведение серий классных часов (согласно
|
Классные руково-
|
|
возрастным особенностям учащихся 5-11 кл.): “Сто дорог — одна твоя”; “Как претворить мечты в реальность”; “Легко ли выбрать профессию”; “К чему люди стремятся в жизни”
|
дители
|
11
|
Создание портфолио учащегося
|
Классные руководители, педагог- психолог
|
12
|
Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования
|
Классные руководители
|
13
|
Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся
|
Психолог
|
14
|
Организация общественно полезного труда школьников как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т. д.)
|
Классные руководители
|
15
|
Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение
|
Библиотекарь, педагог-психолог
|
16
|
Защита творческих проектов учащихся по направлениям: “Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”; “Моя будущая профессия”; “Мои жизненные планы, перспективы и возможности”
|
Классные руководители
|
Различные варианты планирования профессионального развития. В профориентации традиционно выделяют профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если перспектива — это целостная картина своего профессионального будущего, то план — это более конкретная программа достижения профессиональных целей (по Е.И. Головахе). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.]. 5.25. Литература 1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1988. 2. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: Изд-во НПО “Модэк”, 2002. 3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Учебно-методический комплекс для 9 класса «Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии». — М.: Издательский центр «Академия», 2010. 4. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Учебно-методический комплекс для 1011 классов. Элективный курс (16-35 часов) «Профессиональное самоопределение: от учёбы к профессиональной карьере». — М.: Издательский центр «Академия», 2010. 5. Корягин А. М., Бариева Н. Ю., Грибенюкова И. В., Колпаков А. И. Технология поиска работы и трудоустройства. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. Панов А.И. Профориентация обучающихся. Сборник материалов. - Томск, ТОИПКРО, 2017.
|