На главную Профориентация старшеклассников Материалы Опорные материалы по профориентации - Приложение
Опорные материалы по профориентации - Приложение
Профориентация школьников - Материалы
Индекс материала
Опорные материалы по профориентации
Выбор как компетенция
Самоопределение как компетентность
Понятие «профориентация»
Содержание профориентационной работы в школе
Организация профессиональной ориентации
Средства и методы профориентации
Закономерности профориентации
Приложение
Все страницы


Приложение 2

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5.2. протокола № 1 от 20 марта 2012 года заседания коллегии департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
Примерные мероприятия, рекомендуемые для включения в план
профориентационной работы школы
(раздел годового плана работы школы)

№ п/п

Содержание деятельности

Ответственные

 

Организационная работа в школе

 

1

Создание школьного совета по профессиональной ориентации

Заместитель директора по воспитательной работе

2

Оформление кабинета, уголка по профориентации:
“Твоя профессиональная карьера”; “В мире профессий”; “Слагаемые выбора профессии”. Оформление одного из разделов общешкольного стенда по теме профессиональной ориентации:
“Образовательная карта Ямала” (образовательные учреждения профессионального образования);
“В помощь выпускнику”; “Куда пойти учить-

Совет по профессиональной ориентации

 

ся”

 

3

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные образовательные учреждения выпускников IX, XI классов)

Заместитель директора по воспитательной работе

4

Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год: составление общешкольного плана; составление планов для выпускных классов

Заместитель директора по воспитательной работе

5

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации

Заместитель директора по воспитательной работе

6

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

Библиотекарь

7

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений

Администрация
школы

8

Организация работы предметных кружков

Заместитель директора по воспитательной работе

9

Введение элективных курсов и факультативов: «Твоя профессиональная карьера»;
«Выбор профессии» и др.

Заместитель директора по воспитательной работе

10

Организация раздела на школьном Интернетсайте «Кем быть»

Редколлегия школьного Интернет-сайта

11

Вовлечение учащихся в общественнополезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

12

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения

Заместитель директора по воспитательной работе, совет по профессиональной ориентации, классные руководители

13

Оформление и обновление стенда «Профессии, которые нам предлагают»

Заместитель директора по воспитательной работе

14

Создание из числа старшеклассников группы информаторов для профориентационной рабо-

Заместитель директора по воспита-

 

ты с младшими школьниками

тельной работе, совет по профессиональной ориентации

 

Работа с педагогическими кадрами

 

1

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп в соответствии с современными потребностями рынка труда

Заместитель директора по воспитательной работе

2

Организация семинара (круглого стола) для педагогов и классных руководителей совместно с Центром занятости населения о востребованности профессий на рынке труда

Заместитель директора по воспитательной работе

3

Включение в план работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов профориентационной работы, обмен опытом ее осуществления по направлениям:

  1. “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”;
  2. “Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
  3. “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
  4. “Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся; основы профессиональной консультации”;
  5. “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
  6. “Профориентация в процессе изучения основ наук”

Заместитель директора по воспитательной работе, руководители школьных методических объединений, педагог-психолог

4

Организация консультаций по изучению личности школьника для педагогов по направлениям:

  1. “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся” (5-6 кл.);
  2. “Изучение склонностей и интересов”(7-8 кл.);
  3. “Исследование готовности учащихся к выбору профессии” (9-11кл.);
  4. “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся” (9-11кл.)

Педагог-психолог

5

Организация проведения конкурса пособий по профессиональной ориентации, методических

Заместитель директора по воспита-

 

разработок внеклассных мероприятий

тельной работе, совет по профессиональной ориентации

6

Обобщение            отчетности           учителей-
предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе в сфере профессиональной ориентации (за полугодие)

Заместитель директора по воспитательной работе

7

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной индивидуальной направленности учащихся в педагогическом процессе

Педагог-психолог

8

Организация цикла классных часов по профессиональной ориентации

Заместитель директора по воспитательной работе

9

Координация деятельности учителей, психолога, медицинского работника и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися

Заместитель директора по воспитательной работе

 

Работа с родителями

 

1

Организация лекционного курса по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении" для родителей обучающихся

Заместитель директора по воспитательной работе

2

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора учащимися профессий, элективных курсов

Классные руководители,                   педагог-
психолог

3

Организация встречи учащихся с их родителями — представителями различных профессий

Классные руководители,                   учителя-
предметники

4

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учреждения

Классные руководители

5

Проведение родительских собраний (общешкольных, классных) по направлениям: “Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

Заместитель директора по воспитательной                      работе,
классные руководители

6

Привлечение родителей к оформлению уголков (кабинетов) профессиональной ориентации, стендов

Классные руководители,                   учителя-
предметники

7

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам в профессиональной ори-

Классные руководители,                   педагог-

 

ентации обучающихся

психолог

8

Привлекать родителей к работе с кружками (спортивными секциями)

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

9

Организация встречи со специалистами Центра занятости для родителей и обучающихся выпускных классов

Классные руководители,                   педагог-
психолог

 

Работа с учащимися

 

1

Организация предпрофильной подготовки по направлениям: “Выбор”; “Твоя профессиональная карьера”

Классные руководители,                   учителя-
предметники

2

Проведение экскурсий на предприятия и в учреждения профессионального образования города (6-11 кл.)

Классные руководители

3

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью определения профессиональной направленности

Классные руководители,                   педагог-
психолог

4

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профессиональной ориентации

Классные руководители,                   педагог-
психолог

5

Проведение классных часов по изучению предложений и направлений дальнейшего обучения в учреждениях профессионального образования

Классные руководители

6

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся по профессиональной ориентации

Педагог-психолог

7

Проведение конференций по профессиональной ориентации, конкурсов, интеллектуальных игр и др. для учащихся 5-9 кл.:
Праздник “Г ород Мастеров”;
“Встреча с Самоделкиным”;
“Есть такая профессия — Родину защищать”; Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”; “Фестиваль профессий”

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

8

Организация подготовки к проведению предметных олимпиад

Учителя-
предметники

9

Организация и проведение с учащимися фотовыставок, викторин, чтений, бесед о профессиях

Классные руководители, библиотекарь

10

Проведение серий классных часов (согласно

Классные руково-

 

возрастным особенностям учащихся 5-11 кл.): “Сто дорог — одна твоя”;
“Как претворить мечты в реальность”;
“Легко ли выбрать профессию”;
“К чему люди стремятся в жизни”

дители

11

Создание портфолио учащегося

Классные руководители,                   педагог-
психолог

12

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования

Классные руководители

13

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

Психолог

14

Организация общественно полезного труда школьников как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.
д.)

Классные руководители

15

Изучение читательских интересов школьников, составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

Библиотекарь,
педагог-психолог

16

Защита творческих проектов учащихся по направлениям: “Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”; “Моя будущая профессия”; “Мои жизненные планы, перспективы и возможности”

Классные руководители

Различные варианты планирования профессионального развития. В профориентации традиционно выделяют профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если перспектива — это целостная картина своего профессионального будущего, то план — это более конкретная программа достижения профессиональных целей (по Е.И. Головахе). [Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.].
5.25. Литература
1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1988.
2. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: Изд-во НПО “Модэк”, 2002.
3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Учебно-методический комплекс для 9 класса «Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии». — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Учебно-методический комплекс для 1011 классов. Элективный курс (16-35 часов) «Профессиональное самоопределение: от учёбы к профессиональной карьере». — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5. Корягин А. М., Бариева Н. Ю., Грибенюкова И. В., Колпаков А. И. Технология поиска работы и трудоустройства. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Панов А.И. Профориентация обучающихся. Сборник материалов. - Томск, ТОИПКРО, 2017.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.