На главную Профориентация старшеклассников Материалы План занятий, диагностики и образец индивидуальной карты, чтобы помочь школьнику выбрать профессию
План занятий, диагностики и образец индивидуальной карты, чтобы помочь школьнику выбрать профессию
Профориентация школьников - Материалы

Елена Балабанова,
педагог-психолог высшей категории, эксперт журнала, Москва

Спланируйте во втором полугодии психолого-педагогическое сопровождение школьников в выборе профессии. Цель: оказать помощь в профессиональном самоопределении.


Сопровождение школьников вы можете реализовать во внеурочное время. В плане предусмотрите три направления:
- информационное;
- диагностическое;
- консультационное.
Информационное направление
Мероприятия по этому направлению расширят кругозор школьников и углубят знания посредством интересующей их деятельности. Примените в работе программу занятий, которая будет способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и создавать условия для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Также мероприятия в этом направлении организуют ваши коллеги: классные руководители. Основная задача - предоставить ученикам и родителям информацию о требованиях поступления в вуз или колледж. Ваши коллеги организуют тематические мероприятия, посетят с учениками Дни открытых дверей.
Диагностическое направление
В рамках этого направления вы можете провести диагностическое исследование профессиональных интересов и склонностей. Запланируйте диагностику в течение всего года. Используйте перечень методик (см.ниже).
Составьте справку-заключение по результатам тестирования. Укажите причину и план исследования, сроки проведения, применяемые методики. В конце пропишите результаты и рекомендации. На каждого ученика заведите профориентационную карту и внесите полученные результаты (бланк в статье).
Консультационное направление
Проанализируйте с учениками и их родителями результаты диагностики и затруднений в выборе профессии. Также помогите им определить личностные ресурсы и качества, которые будут необходимы в определенной профессии. Используйте памятку «Семь шагов, которые помогут выбрать профессию» (в конце статьи).
На родительском собрании обсудите возможные перспективы профессионального самоопределения учащихся, проинформируйте о профориентационной работе, которая ведется в школе и конкретном классе. Примерные темы собраний: «Роль родителей в выборе профессии ребенка»; «Какие создать условия для школьника в выборе профессии».

Психопрофилактика

Тематический план программы занятий «Профессиональное самоопределение»

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

Теория

Практика

Предмет и задачи занятий. Профессия и человек

Рассказать о содержании занятий. Актуализировать размышления учащихся об особенностях выбора профессии. Ознакомить учащихся с понятием «профессия» и взаимосвязи «профессия и человек»

1

 

Выбор профессии в жизни человека

Обсудить важность выбора профессии и его влияние в жизни человека.
Провести дискуссию на тему: «Почему человеку нужно выбирать профессию?»

1

 

Классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям

Ознакомить учащихся с классификацией профессий. Провести диагностику «Дифференциальнодиагностический опросник» (Е.А. Климов)

1

1

Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие профес- сиограммы

Ознакомить с понятием «профессиограмма». Рассказать о требованиях к профессиональным и личностным компетенциям: физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования.
Провести диагностику «Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

1

1

Пути получения профессии

Рассказать о двух системах высшего профессионального образования.
Познакомить с понятиями «специалист», «бакалавр», «магистр», «классификатор специальностей», «систематизированный перечень». Провести анкетирование

1

 

Типичные ошибки в выборе профессии

Провести опрос среди учеников: «Какие вы испытываете трудности при выборе профессии?»
Рассказать о трудностях и ошибках: недостаточное информирование, выбор профессии под влиянием друзей и близких, несамостоятельность выбора, неумение анализировать особенности собственной личности

1

 

Профессиональные
интересы

Рассказать о склонностях человека к одной из шести групп профессий, выделенных Дж. Голландом: практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные.
Провести диагностику - «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Голланд)

1

1

Самооценка и уровень притязаний

Провести обсуждение: «Как личностные качества могут влиять на выбор профессии и успех в работе?»
Провести диагностику «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (в модификации А.М. Прихожан)

 

1

Творческий
потенциал

Ознакомить с понятием «креативность». Обсудить способы развития творческого потенциала. Привести примеры творческих профессий. Провести диагностику «Тест на изучении креативности, творческого мышления»
(Дж. Гилфорд)

 

1

Коммуникабель
ность

Провести практикум по развитию эффективных способов взаимодействия и правил поведения в конфликтной ситуации.
Провести диагностику с помощью опросника «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

 

1

Способности и профессиональная пригодность

Информировать учащихся о задатках и различных способностях: физических, умственных, коммуникативных и специальных.
Провести анализ необходимых способностей в различных профессиях

1

 

Здоровье и профессия

Рассказать, как будущая профессия повлияет на организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых

1

 

Карьера.
Рынок труда.
Успех в профессии. Резюме

Познакомить учащихся с понятиями «квалификация» и «карьера».
Информировать о том, какие действия приводят к успеху в работе.
Рассказать о стадиях трудовой жизни человека. Изучить наиболее востребованные профессии. Научить школьников составлять резюме

1

 

Итого занятий

 

10

6

Перечень методик для диагностики профессиональных интересов и склонностей для 8-11-х классов

Методика

Цель проведения

«Шестнадцатифакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл)

Исследовать степени выраженности шестнадцати личностных черт (форма HSPQ - подростковый)

«Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Голланд в модификации Г.В. Резапкиной)

Выявить «ведущий» тип профессии: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный предпринимательский и художественный

«Опросник профессиональных склонностей»
(методика Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)

Определить уровень профессиональных склонностей: к работе с людьми; к исследовательской, практической, эстетической деятельности; к экстремальным видам деятельности; к планово-экономическим видам

«Стиль поведения в конфликте» (К. Томас)

Определить стиль поведения (сотрудничество, приспособление, соперничество, избегание, компромисс) в конфликтной ситуации

«Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон, в адаптации Г.В. Резапкиной)

Определить ведущий стиль и сформированность
навыков общения

Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

Выявить уровень сформированности коммуникативных и организаторских способностей

«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)

Выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство

«Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (в модификации А.М. Прихожан)

Выявить уровень самооценки и притязаний

«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)

Определить ведущий тип мотивации при выборе профессии

Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)

Изучить интересы и склонности школьников старших классов в различных сферах деятельности

«Дифференциальнодиагностический опросник» (Е.А. Климов)

Выявить предрасположенность человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий

«Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина)

Выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям школьника

«Опросник для определения профессиональной готовности»
(Л.Н. Кабардова)

Определить склонность к профессиональной сфере (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек)

«Диагностика мотивации профессиональной деятельности»
(К. Замфир, модификация А. Реана)

Исследовать мотивацию профессиональной деятельности (внутренняя и внешняя)

Профориентационная методика «Перекресток» (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова)

Определить наиболее предпочтительную для учащихся сферу и средства труда и уточнить наиболее привлекательные профессии

Дифференциально-диагностический опросник (автор: Е.А. Климов)

Профориентационная карта школьника

Ф. И. О. учащегося: _______ Мария Ивановна
Класс: 11 «А»
Школа: МБОУ «Школа № 1», г. Энск
Возраст: 17 лет
Дата заполнения: _________
Любимые предметы в школе: история, биология, обществознание
Профессии, которые тебе нравятся: археолог, психолог, учитель
Профессии, которые тебе не нравятся: экономист, бухгалтер
Чем ты любишь заниматься в свободное время: читать книги, смотреть
научные фильмы, посещать музей и выставки
Какие кружки, секции посещаешь или посещал: посещаю курсы английского языка
Какая область деятельности или знаний из приведенных ниже тебя больше всего интересует:
- естественные науки (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
- точные науки (математика, физика);
- гуманитарные науки (философия, культурология, филология,
лингвистика);
- общественные науки (педагогика, психология, социология, юриспруденция);
- технические науки (архитектура, информатика, робототехника);
- искусство (музыкальное, театральное, изобразительное);
- или же определенные интересы отсутствуют.
Сделал ли ты выбор своей будущей профессии:
а) да б) нет в) сделал, но нет уверенности в правильности выбора
По какой причине ты не выбрал свою профессию:
а) мало знаю о профессиях;
б) не знаю, как выбирать профессию;
в) плохо знаю свои способности;
г) не уверен(а), какая специальность мне подходит;
д) выбор зависит от оценок в аттестате;
е) интересует несколько профессий;
ж) не думал(а) над этим вопросом.
Если ты выбрал профессию, укажи ее: психолог
Наметил ли ты пути ее получения? Какие? Да, поступить в гуманитарный институт на кафедру теоретической и прикладной психологии; сдать экзамены по биологии, русскому языку
Есть ли у тебя родственники или друзья, которые помогают тебе в выборе профессии? Да, моя старшая сестра меня поддерживает в выборе профессии, и она тоже учится в этом университете, в который я хочу
поступить.
Есть ли у тебя друзья, которые хотят выбрать ту же профессию, что и ты? Нет, мои друзья и одноклассники планируют поступить на другие профессии
Какую профессию тебе советуют выбрать родители? Врач, медсестра
учителя: логопед друзья: психолог, воспитатель
Чем бы ты хотел заниматься на работе? (выбери все, что считаешь нужным):

□ Работать со взрослыми людьми

□ Получать высокую зарплату

□ Работать с детьми

□ Приемлемые условия труда

□ Работать в одиночку

□ Подвижная работа и получение новых

□ Работать в коллективе

впечатлений

□ Не брать на себя ответственность

□ Возможность творческой деятельности

□ Спокойно работать

□ Частые командировки

□ Перемещаться по городу в рабочее

□ Создавать что-то своими руками

время

□ Работать на свежем воздухе

□ Брать на себя ответственность за проект

□ Работа, требующая хорошего физического

 

напряжения

□ Работать без физических усилий

□ Работа с хорошими возможностями

 

профессионального роста

В какое учебное заведение планируешь поступать: Энский государственный университет

По каким предметам планируешь сдавать ЕГЭ? Биология, русский язык, математика, английский язык

Результаты диагностики психологического обследования

Критерии диагностики

11-й класс

Выше среднего

Среднее

Ниже среднего

1. Уровень развития познавательных процессов
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь

+
+
+
+

+

 

2. Индивидуальные особенности личности Темперамент
Характер
Способности

Холерик
Добросовестная,
ответственная
Интеллектуальные

3. Направленность/склонности («Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов))

Человек-человек

4. Интересы (методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток))

Педагогика, психология, социология

5. Мотивационно-потребностная сфера («Диагностика мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А. Реана))

Ориентация на альтруизм Ориентация на труд

6. Другие методики по профессиональному самоопределению

«Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Голланд в модификации Г.В. Резапкиной)

Ведущий тип профессии:
интеллектуальный;
социальный

«Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)

Высокий уровень коммуникативных способностей. Средний уровень организаторских способностей

Научные знания

Если ученик затрудняется в выборе, пояните ему значение и определение наук

Выбор профессии

Предложите школьнику в качестве помощи индивидуальную консультацию

Требования к работе
Ознакомьте школьника с обязанностями и качествами, которые необходимы в работе

Учебное заведение
Предложите ученику перечень вузов и колледжей с направлением подготовки по профессии

Тестирование
Используйте методики, чтобы определить профессиональные склонности и интересы

Предложите рекомендации
На консультации ознакомьте родителя и школьника с итогами тестирования

ПАМЯТКА для школьников

Семь шагов, которые помогут выбрать профессию

1. Составь список профессий. Напиши перечь профессий, которые вызывают у тебя интерес.
2. Определи требования в профессиях. Изучи, какое требуется образование, есть ли медицинские противопоказания у выбираемой профессии.
3. Составь список своих требований. Определи, чем бы ты хотел заниматься на работе и что тебя точно не устраивает.
4. Познакомься с будущей профессией. Узнай должностные обязанности, навыки, плюсы и минусы этой специальности.
5. Пообщайся с близкими и друзьями. Спроси, как они определились с выбором профессии. Советы окружающих помогут сформировать свое собственное мнение.
6. Пройди тестирование. Ты сможешь определить склонности и профессиональную направленность.
7. Выбери вуз или колледж. Подумай, в каком учебном заведении сможешь получить профессию и практический опыт.

Источник Справочник педагога-психолога, №1, 2019г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.