Елена Балабанова, педагог-психолог высшей категории, эксперт журнала, Москва
Спланируйте во втором полугодии психолого-педагогическое сопровождение школьников в выборе профессии. Цель: оказать помощь в профессиональном самоопределении.
Сопровождение школьников вы можете реализовать во внеурочное время. В плане предусмотрите три направления: - информационное; - диагностическое; - консультационное. Информационное направление Мероприятия по этому направлению расширят кругозор школьников и углубят знания посредством интересующей их деятельности. Примените в работе программу занятий, которая будет способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и создавать условия для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению. Также мероприятия в этом направлении организуют ваши коллеги: классные руководители. Основная задача - предоставить ученикам и родителям информацию о требованиях поступления в вуз или колледж. Ваши коллеги организуют тематические мероприятия, посетят с учениками Дни открытых дверей. Диагностическое направление В рамках этого направления вы можете провести диагностическое исследование профессиональных интересов и склонностей. Запланируйте диагностику в течение всего года. Используйте перечень методик (см.ниже). Составьте справку-заключение по результатам тестирования. Укажите причину и план исследования, сроки проведения, применяемые методики. В конце пропишите результаты и рекомендации. На каждого ученика заведите профориентационную карту и внесите полученные результаты (бланк в статье). Консультационное направление Проанализируйте с учениками и их родителями результаты диагностики и затруднений в выборе профессии. Также помогите им определить личностные ресурсы и качества, которые будут необходимы в определенной профессии. Используйте памятку «Семь шагов, которые помогут выбрать профессию» (в конце статьи). На родительском собрании обсудите возможные перспективы профессионального самоопределения учащихся, проинформируйте о профориентационной работе, которая ведется в школе и конкретном классе. Примерные темы собраний: «Роль родителей в выборе профессии ребенка»; «Какие создать условия для школьника в выборе профессии».
Психопрофилактика
Тематический план программы занятий «Профессиональное самоопределение»
Тема занятия
|
Содержание занятия
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Предмет и задачи занятий. Профессия и человек
|
Рассказать о содержании занятий. Актуализировать размышления учащихся об особенностях выбора профессии. Ознакомить учащихся с понятием «профессия» и взаимосвязи «профессия и человек»
|
1
|
|
Выбор профессии в жизни человека
|
Обсудить важность выбора профессии и его влияние в жизни человека. Провести дискуссию на тему: «Почему человеку нужно выбирать профессию?»
|
1
|
|
Классификация профессий по предмету труда, целям, житейским требованиям
|
Ознакомить учащихся с классификацией профессий. Провести диагностику «Дифференциальнодиагностический опросник» (Е.А. Климов)
|
1
|
1
|
Формула профессии. Матрица выбора профессии. Понятие профес- сиограммы
|
Ознакомить с понятием «профессиограмма». Рассказать о требованиях к профессиональным и личностным компетенциям: физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования. Провести диагностику «Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)
|
1
|
1
|
Пути получения профессии
|
Рассказать о двух системах высшего профессионального образования. Познакомить с понятиями «специалист», «бакалавр», «магистр», «классификатор специальностей», «систематизированный перечень». Провести анкетирование
|
1
|
|
Типичные ошибки в выборе профессии
|
Провести опрос среди учеников: «Какие вы испытываете трудности при выборе профессии?» Рассказать о трудностях и ошибках: недостаточное информирование, выбор профессии под влиянием друзей и близких, несамостоятельность выбора, неумение анализировать особенности собственной личности
|
1
|
|
Профессиональные интересы
|
Рассказать о склонностях человека к одной из шести групп профессий, выделенных Дж. Голландом: практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные. Провести диагностику - «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Голланд)
|
1
|
1
|
Самооценка и уровень притязаний
|
Провести обсуждение: «Как личностные качества могут влиять на выбор профессии и успех в работе?» Провести диагностику «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (в модификации А.М. Прихожан)
|
|
1
|
Творческий потенциал
|
Ознакомить с понятием «креативность». Обсудить способы развития творческого потенциала. Привести примеры творческих профессий. Провести диагностику «Тест на изучении креативности, творческого мышления» (Дж. Гилфорд)
|
|
1
|
Коммуникабель ность
|
Провести практикум по развитию эффективных способов взаимодействия и правил поведения в конфликтной ситуации. Провести диагностику с помощью опросника «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)
|
|
1
|
Способности и профессиональная пригодность
|
Информировать учащихся о задатках и различных способностях: физических, умственных, коммуникативных и специальных. Провести анализ необходимых способностей в различных профессиях
|
1
|
|
Здоровье и профессия
|
Рассказать, как будущая профессия повлияет на организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых
|
1
|
|
Карьера. Рынок труда. Успех в профессии. Резюме
|
Познакомить учащихся с понятиями «квалификация» и «карьера». Информировать о том, какие действия приводят к успеху в работе. Рассказать о стадиях трудовой жизни человека. Изучить наиболее востребованные профессии. Научить школьников составлять резюме
|
1
|
|
Итого занятий
|
|
10
|
6
|
Перечень методик для диагностики профессиональных интересов и склонностей для 8-11-х классов
Методика
|
Цель проведения
|
«Шестнадцатифакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл)
|
Исследовать степени выраженности шестнадцати личностных черт (форма HSPQ - подростковый)
|
«Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Голланд в модификации Г.В. Резапкиной)
|
Выявить «ведущий» тип профессии: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный предпринимательский и художественный
|
«Опросник профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной)
|
Определить уровень профессиональных склонностей: к работе с людьми; к исследовательской, практической, эстетической деятельности; к экстремальным видам деятельности; к планово-экономическим видам
|
«Стиль поведения в конфликте» (К. Томас)
|
Определить стиль поведения (сотрудничество, приспособление, соперничество, избегание, компромисс) в конфликтной ситуации
|
«Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон, в адаптации Г.В. Резапкиной)
|
Определить ведущий стиль и сформированность навыков общения
|
Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)
|
Выявить уровень сформированности коммуникативных и организаторских способностей
|
«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова)
|
Выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство
|
«Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (в модификации А.М. Прихожан)
|
Выявить уровень самооценки и притязаний
|
«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова)
|
Определить ведущий тип мотивации при выборе профессии
|
Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)
|
Изучить интересы и склонности школьников старших классов в различных сферах деятельности
|
«Дифференциальнодиагностический опросник» (Е.А. Климов)
|
Выявить предрасположенность человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий
|
«Матрица выбора профессии» (Г.В. Резапкина)
|
Выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям школьника
|
«Опросник для определения профессиональной готовности» (Л.Н. Кабардова)
|
Определить склонность к профессиональной сфере (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек)
|
«Диагностика мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А. Реана)
|
Исследовать мотивацию профессиональной деятельности (внутренняя и внешняя)
|
Профориентационная методика «Перекресток» (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова)
|
Определить наиболее предпочтительную для учащихся сферу и средства труда и уточнить наиболее привлекательные профессии
|
Дифференциально-диагностический опросник (автор: Е.А. Климов)
Профориентационная карта школьника
Ф. И. О. учащегося: _______ Мария Ивановна Класс: 11 «А» Школа: МБОУ «Школа № 1», г. Энск Возраст: 17 лет Дата заполнения: _________ Любимые предметы в школе: история, биология, обществознание Профессии, которые тебе нравятся: археолог, психолог, учитель Профессии, которые тебе не нравятся: экономист, бухгалтер Чем ты любишь заниматься в свободное время: читать книги, смотреть научные фильмы, посещать музей и выставки Какие кружки, секции посещаешь или посещал: посещаю курсы английского языка Какая область деятельности или знаний из приведенных ниже тебя больше всего интересует: - естественные науки (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство); - точные науки (математика, физика); - гуманитарные науки (философия, культурология, филология, лингвистика); - общественные науки (педагогика, психология, социология, юриспруденция); - технические науки (архитектура, информатика, робототехника); - искусство (музыкальное, театральное, изобразительное); - или же определенные интересы отсутствуют. Сделал ли ты выбор своей будущей профессии: а) да б) нет в) сделал, но нет уверенности в правильности выбора По какой причине ты не выбрал свою профессию: а) мало знаю о профессиях; б) не знаю, как выбирать профессию; в) плохо знаю свои способности; г) не уверен(а), какая специальность мне подходит; д) выбор зависит от оценок в аттестате; е) интересует несколько профессий; ж) не думал(а) над этим вопросом. Если ты выбрал профессию, укажи ее: психолог Наметил ли ты пути ее получения? Какие? Да, поступить в гуманитарный институт на кафедру теоретической и прикладной психологии; сдать экзамены по биологии, русскому языку Есть ли у тебя родственники или друзья, которые помогают тебе в выборе профессии? Да, моя старшая сестра меня поддерживает в выборе профессии, и она тоже учится в этом университете, в который я хочу поступить. Есть ли у тебя друзья, которые хотят выбрать ту же профессию, что и ты? Нет, мои друзья и одноклассники планируют поступить на другие профессии Какую профессию тебе советуют выбрать родители? Врач, медсестра учителя: логопед друзья: психолог, воспитатель Чем бы ты хотел заниматься на работе? (выбери все, что считаешь нужным):
□ Работать со взрослыми людьми
|
□ Получать высокую зарплату
|
□ Работать с детьми
|
□ Приемлемые условия труда
|
□ Работать в одиночку
|
□ Подвижная работа и получение новых
|
□ Работать в коллективе
|
впечатлений
|
□ Не брать на себя ответственность
|
□ Возможность творческой деятельности
|
□ Спокойно работать
|
□ Частые командировки
|
□ Перемещаться по городу в рабочее
|
□ Создавать что-то своими руками
|
время
|
□ Работать на свежем воздухе
|
□ Брать на себя ответственность за проект
|
□ Работа, требующая хорошего физического
|
|
напряжения
|
□ Работать без физических усилий
|
□ Работа с хорошими возможностями
|
|
профессионального роста
|
В какое учебное заведение планируешь поступать: Энский государственный университет
По каким предметам планируешь сдавать ЕГЭ? Биология, русский язык, математика, английский язык
Результаты диагностики психологического обследования
Критерии диагностики
|
11-й класс
|
Выше среднего
|
Среднее
|
Ниже среднего
|
1. Уровень развития познавательных процессов Внимание Память Воображение Мышление Речь
|
+ + + +
|
+
|
|
2. Индивидуальные особенности личности Темперамент Характер Способности
|
Холерик Добросовестная, ответственная Интеллектуальные
|
3. Направленность/склонности («Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов))
|
Человек-человек
|
4. Интересы (методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток))
|
Педагогика, психология, социология
|
5. Мотивационно-потребностная сфера («Диагностика мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир, модификация А. Реана))
|
Ориентация на альтруизм Ориентация на труд
|
6. Другие методики по профессиональному самоопределению
|
«Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Голланд в модификации Г.В. Резапкиной)
|
Ведущий тип профессии: интеллектуальный; социальный
|
«Коммуникативные и организаторские способности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин)
|
Высокий уровень коммуникативных способностей. Средний уровень организаторских способностей
|
Научные знания
Если ученик затрудняется в выборе, пояните ему значение и определение наук
|
Выбор профессии
Предложите школьнику в качестве помощи индивидуальную консультацию
|
Требования к работе Ознакомьте школьника с обязанностями и качествами, которые необходимы в работе
|
Учебное заведение Предложите ученику перечень вузов и колледжей с направлением подготовки по профессии
|
Тестирование Используйте методики, чтобы определить профессиональные склонности и интересы
|
Предложите рекомендации На консультации ознакомьте родителя и школьника с итогами тестирования
|
ПАМЯТКА для школьников
Семь шагов, которые помогут выбрать профессию
1. Составь список профессий. Напиши перечь профессий, которые вызывают у тебя интерес. 2. Определи требования в профессиях. Изучи, какое требуется образование, есть ли медицинские противопоказания у выбираемой профессии. 3. Составь список своих требований. Определи, чем бы ты хотел заниматься на работе и что тебя точно не устраивает. 4. Познакомься с будущей профессией. Узнай должностные обязанности, навыки, плюсы и минусы этой специальности. 5. Пообщайся с близкими и друзьями. Спроси, как они определились с выбором профессии. Советы окружающих помогут сформировать свое собственное мнение. 6. Пройди тестирование. Ты сможешь определить склонности и профессиональную направленность. 7. Выбери вуз или колледж. Подумай, в каком учебном заведении сможешь получить профессию и практический опыт.
Источник Справочник педагога-психолога, №1, 2019г |