Представления современной молодежи о выборе профессии
Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации

И.В. Морозикова
кандидат психологических наук, доцент Смоленский государственный университет
А.Г. Сароян
Смоленский государственный университет
Характерной чертой современного общества являются активные изменения, происходящие во всех его сферах (духовной, социальной, экономической и политической), что, в свою очередь, приводит к изменениям в различных сферах деятельности (появляются новые профессии, исчезают – привычные). Особо остро проблема профессионального самоопределения стоит перед подрастающим поколением. Для старшеклассников и студентов сложно разобраться в многообразии профессий, понять какие из них являются перспективными, какие вакансии будут актуальны ко времени их выхода на работу.

Изучением проблем, связанных с выбором профессии и самоопределением активно занимались отечественные (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Н. Тубельской, В.А. Янчук и др.) и зарубежные ученые (А. Маслоу, С. Фукуяма, С. Френе и т.д.) [1-4].
Е.А. Климов [3] отмечал пародоксальность в выборе профессии: с одной стороны, на ознакомление с ней нужны годы и учения, и адаптации человека к профессиональной общности, с другой стороны, прежде чем выбрать какую либо профессию, нужно заранее знать из чего выбираешь. Д.Б. Эльконин [4] особое внимание уделяет старшему школьному возрасту (15–17 лет), когда главной становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, исследовательские умения.
У старших школьников, считает М.В. Григорьева [5], социальное самоопределение неразрывно связано с прояснениями представлений о сферах и областях будущего взаимодействия. У них формируются более четкие образы будущего профессионального учебного заведения, города, региона, где находится учебное заведение. От того, какими будут содержание и эмоциональный фон данных образов и представлений, их составляющих, зависят содержание общественно полезной деятельности молодежи в настоящем и будущем.
А.В. Прудило считает [6], что учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание. Он говорит о появлении избирательного отношения к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью, необходимой для поступления в вуз. Отмечает, что при этом некоторые учащиеся в старших классах оказываются психологически не готовыми не только к выбору своей профессиональной деятельности, но и к решению поступления в вуз. Он подчеркивает, что в процессе самоопределения старшеклассников очень важен уровень их информированности о самих себе, о своих возможностях и о будущей профессии. Представления старших школьников о целях обучения в вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессии на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе.
А.Н. Тубельский [7] отмечает значимость практической деятельности для формирования готовности школьников к профессиональному выбору. Он утверждает, что чем большее количество различных профессий, попробует на себя подросток, тем легче ему будет определить, в каких областях человеческой деятельности он чувствует себя наиболее комфортно.
С. Фукуяма [8] так же знания о профессии считает одним из главных условий профессионального становления и формирования профессионального самосознания в юношеском возрасте. Он считает, что многие подростки плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко это незнание сохраняется даже на вузовской скамье. Повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. С.И. Майорова-Щеглова [9] говорит о готовности к выбору профессии. Под ней она понимает устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности: положительное отношение к избираемому виду деятельности, организованность, самообладание, опыт профессиональной деятельности, необходимые навыки, умения, знания.
Таким образом, готовность к выбору профессии у молодежи базируется на имеющихся у них представлениях о профессиональной деятельности. В свою очередь любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку особые требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и образ жизни.
С целью изучения представлений современной молодёжи о выборе профессии, нами было проведено пилотажное исследование, в котором использовались следующие методы: наблюдение, беседа, психодиагностические методы. Для выявления готовности к будущей профессии у молодежи использовался «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б.Успенского. В качестве респондентов выступили студенты Смоленского государственного университета в количестве 50 человек трех факультетов: истории и права (ФИП), экономики и управления (ФЭУ), художественно-графического (ХГФ).
По результатам исследования были получены следующие данные: самая высокая готовность к выбору профессии у студентов ХГФ (27,8%), на втором месте ФИП (26,3%), а на ФЭУ нет студентов с высоким уровнем готовности. По среднему уровеню готовности значения распределились так: на первом месте студенты ХГФ (55,6%), на втором месте ФИП (47,4%), на третьем - студенты ФЭУ (30,8%). Низкий уровень готовности преобладает у студентов ФЭУ (69,2%), следом за ними студенты ФИП (26,3%), а у студентов ХГФ, низкая готовность самая минимальная -16,7%.
Результаты пилотажного исследования показывают, что самые хорошие показатели готовности к выбору профессии у студентов ХГФ, очень хорошие показатели - у студентов ФИП, на последнем месте находятся студенты ФЭУ. С целью содержательного понимания, полученных результатов со студентами была проведена беседа. Было выявлено, что высокие показатели готовности к выбору профессии у студентов ХГФ обусловлены впервую очередь положительным отношением к избираемому виду деятельности, пониманием конкретных особенностей профессии, предсавлением о профессионально значимых качествах. Для студентов ФИП большое значение имеет положительное отношение к избираемому виду деятельности, понимание конкретных особенностей профессии, предсавление о профессионально значимых качествах, однако, есть сложности с представлениями о возможностях трудоустройства по избираемой профессии. У студентов ФЭУ имеется положительное отношение к избираемому виду деятельности, сформировано предсавление о профессионально значимых качествах, но имеются проблемы с пониманием конкретных особенностей профессии и представлениями о возможностях трудоустройства.
Таким образом, студенты высшего учебного заведения, находясь на пути овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, вхождения в определенную профессиональную деятельность, к сожалению, не всегда готовы к выбору профессии, порой имеют неполное представление о выбранной профессии, а значит, не могут грамотно выстроить профессиональный путь, имеют сложности самоопределения даже к моменту окончания профессионального обучения.
Изучение возможностей современной информационной среды, понимания особенностей формирования представлений у современной молодежи о выборе профессии позволит разработать программы, которые позволят молодым людям выстроить свой профессиональный путь эффективно, преодолеть сложности профессионального самоопределения.

Литература:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 c.
2. Морозикова, И.В. II Международный форум по педагогическому образованию / И.В. Морозикова // Известия Смоленского государственного университета. – 2016. – № 3. =- С. 399 - 402.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
4. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.
5. Григорьева, М.В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9. Вып. 1. – C. 66-71.
6. Прудило, А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации: Монография / А.В. Прудило – Минск, 1999. – 143 c.
7. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. М., 1994. – 480 с.
8. Фукуяма, С. Теоретическая основа профессиональной ориентации / С. Фукуяма / Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. – М.: МГУ, 1989. – 105 c.
9. Майорова-Щеглова, С.И. Проективные методы исследования подростков / С.И. Майорова-Щеглова // Школьные технологии. – 2008. – № 4. – С. 170-180.
Источник: Когнитивные штудии: символьный, модульный и нейросетевой подходы: материалы VII междунар. междисциплин. конф. Вып. 7 / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2017. – 392 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.