И.В. Морозикова кандидат психологических наук, доцент Смоленский государственный университет А.Г. Сароян Смоленский государственный университет Характерной чертой современного общества являются активные изменения, происходящие во всех его сферах (духовной, социальной, экономической и политической), что, в свою очередь, приводит к изменениям в различных сферах деятельности (появляются новые профессии, исчезают – привычные). Особо остро проблема профессионального самоопределения стоит перед подрастающим поколением. Для старшеклассников и студентов сложно разобраться в многообразии профессий, понять какие из них являются перспективными, какие вакансии будут актуальны ко времени их выхода на работу.
Изучением проблем, связанных с выбором профессии и самоопределением активно занимались отечественные (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Н. Тубельской, В.А. Янчук и др.) и зарубежные ученые (А. Маслоу, С. Фукуяма, С. Френе и т.д.) [1-4]. Е.А. Климов [3] отмечал пародоксальность в выборе профессии: с одной стороны, на ознакомление с ней нужны годы и учения, и адаптации человека к профессиональной общности, с другой стороны, прежде чем выбрать какую либо профессию, нужно заранее знать из чего выбираешь. Д.Б. Эльконин [4] особое внимание уделяет старшему школьному возрасту (15–17 лет), когда главной становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, исследовательские умения. У старших школьников, считает М.В. Григорьева [5], социальное самоопределение неразрывно связано с прояснениями представлений о сферах и областях будущего взаимодействия. У них формируются более четкие образы будущего профессионального учебного заведения, города, региона, где находится учебное заведение. От того, какими будут содержание и эмоциональный фон данных образов и представлений, их составляющих, зависят содержание общественно полезной деятельности молодежи в настоящем и будущем. А.В. Прудило считает [6], что учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание. Он говорит о появлении избирательного отношения к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью, необходимой для поступления в вуз. Отмечает, что при этом некоторые учащиеся в старших классах оказываются психологически не готовыми не только к выбору своей профессиональной деятельности, но и к решению поступления в вуз. Он подчеркивает, что в процессе самоопределения старшеклассников очень важен уровень их информированности о самих себе, о своих возможностях и о будущей профессии. Представления старших школьников о целях обучения в вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессии на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе. А.Н. Тубельский [7] отмечает значимость практической деятельности для формирования готовности школьников к профессиональному выбору. Он утверждает, что чем большее количество различных профессий, попробует на себя подросток, тем легче ему будет определить, в каких областях человеческой деятельности он чувствует себя наиболее комфортно. С. Фукуяма [8] так же знания о профессии считает одним из главных условий профессионального становления и формирования профессионального самосознания в юношеском возрасте. Он считает, что многие подростки плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко это незнание сохраняется даже на вузовской скамье. Повышение информированности о профессии становится фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. С.И. Майорова-Щеглова [9] говорит о готовности к выбору профессии. Под ней она понимает устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности: положительное отношение к избираемому виду деятельности, организованность, самообладание, опыт профессиональной деятельности, необходимые навыки, умения, знания. Таким образом, готовность к выбору профессии у молодежи базируется на имеющихся у них представлениях о профессиональной деятельности. В свою очередь любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку особые требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и образ жизни. С целью изучения представлений современной молодёжи о выборе профессии, нами было проведено пилотажное исследование, в котором использовались следующие методы: наблюдение, беседа, психодиагностические методы. Для выявления готовности к будущей профессии у молодежи использовался «Опросник для выявления готовности к выбору профессии» В.Б.Успенского. В качестве респондентов выступили студенты Смоленского государственного университета в количестве 50 человек трех факультетов: истории и права (ФИП), экономики и управления (ФЭУ), художественно-графического (ХГФ). По результатам исследования были получены следующие данные: самая высокая готовность к выбору профессии у студентов ХГФ (27,8%), на втором месте ФИП (26,3%), а на ФЭУ нет студентов с высоким уровнем готовности. По среднему уровеню готовности значения распределились так: на первом месте студенты ХГФ (55,6%), на втором месте ФИП (47,4%), на третьем - студенты ФЭУ (30,8%). Низкий уровень готовности преобладает у студентов ФЭУ (69,2%), следом за ними студенты ФИП (26,3%), а у студентов ХГФ, низкая готовность самая минимальная -16,7%. Результаты пилотажного исследования показывают, что самые хорошие показатели готовности к выбору профессии у студентов ХГФ, очень хорошие показатели - у студентов ФИП, на последнем месте находятся студенты ФЭУ. С целью содержательного понимания, полученных результатов со студентами была проведена беседа. Было выявлено, что высокие показатели готовности к выбору профессии у студентов ХГФ обусловлены впервую очередь положительным отношением к избираемому виду деятельности, пониманием конкретных особенностей профессии, предсавлением о профессионально значимых качествах. Для студентов ФИП большое значение имеет положительное отношение к избираемому виду деятельности, понимание конкретных особенностей профессии, предсавление о профессионально значимых качествах, однако, есть сложности с представлениями о возможностях трудоустройства по избираемой профессии. У студентов ФЭУ имеется положительное отношение к избираемому виду деятельности, сформировано предсавление о профессионально значимых качествах, но имеются проблемы с пониманием конкретных особенностей профессии и представлениями о возможностях трудоустройства. Таким образом, студенты высшего учебного заведения, находясь на пути овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, вхождения в определенную профессиональную деятельность, к сожалению, не всегда готовы к выбору профессии, порой имеют неполное представление о выбранной профессии, а значит, не могут грамотно выстроить профессиональный путь, имеют сложности самоопределения даже к моменту окончания профессионального обучения. Изучение возможностей современной информационной среды, понимания особенностей формирования представлений у современной молодежи о выборе профессии позволит разработать программы, которые позволят молодым людям выстроить свой профессиональный путь эффективно, преодолеть сложности профессионального самоопределения.
Литература: 1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 c. 2. Морозикова, И.В. II Международный форум по педагогическому образованию / И.В. Морозикова // Известия Смоленского государственного университета. – 2016. – № 3. =- С. 399 - 402. 3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с. 4. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20. 5. Григорьева, М.В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9. Вып. 1. – C. 66-71. 6. Прудило, А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации: Монография / А.В. Прудило – Минск, 1999. – 143 c. 7. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. М., 1994. – 480 с. 8. Фукуяма, С. Теоретическая основа профессиональной ориентации / С. Фукуяма / Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. – М.: МГУ, 1989. – 105 c. 9. Майорова-Щеглова, С.И. Проективные методы исследования подростков / С.И. Майорова-Щеглова // Школьные технологии. – 2008. – № 4. – С. 170-180. Источник: Когнитивные штудии: символьный, модульный и нейросетевой подходы: материалы VII междунар. междисциплин. конф. Вып. 7 / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2017. – 392 с. |