На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Выбор профессии (материал для классного руководителя) - Что влияет на выбор профессии
Выбор профессии (материал для классного руководителя) - Что влияет на выбор профессии
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Выбор профессии (материал для классного руководителя)
Что влияет на выбор профессии
Методика Йовайши.
Все страницы

 

Что влияет на выбор профессии

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не  в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии ("восьмиугольник Климова"):
Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.
Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели.  В  одном  случае  человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято "примеривать" к себе самые разные профессии.
Личный профессиональный план –  это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.
Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.
Вопросы для обсуждения с учащимися:

  • Как  вы  думаете,  какие из факторов в наибольшей степени влияют (могут повлиять) именно на ваш выбор?
  • Можно ли назвать какие-то факторы главными, а какие-то – второстепенными?

К каким последствиям может привести неучет тех или иных факторов?

Мои цели. Личный профессиональный план

Потеряв цель и надежду,
человек с тоски обращается нередко в чудовище.
Ф. М. Достоевский.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.
Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".
"ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Я ХОЧУ. Интересы и склонности

Труд по обязанности – это работа,
а работа по склонности – это досуг.
Б. Шоу
Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.
Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. 
Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.
Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.
Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов. Один из них предлагается ниже.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.