Выбор профессии (материал для классного руководителя)
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Выбор профессии (материал для классного руководителя)
Что влияет на выбор профессии
Методика Йовайши.
Все страницы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос "Кем быть?" практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.

За ответом на вопрос "Кем быть?" стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени и вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда или "люди науки" – инженеры-проектировщики, научные сотрудники, и т. д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются "элитными" - юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, младший медицинский персонал, педагоги – успехом у современной молодежи не пользуются.
Итак, профессиональное самоопределение – это и определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом не навязчивую, но компетентную помощь. К сожалению, очень часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или давлению, а педагоги сами признают, что мало чем могут помочь школьникам, так как сами не очень разбираются в современном рынке труда.
Данное издание призвано помочь педагогам, в особенности классным руководителям, в организации содействия учащимся 8–11 классов в планировании собственной карьеры, собственного будущего. В нем представлены разработки девяти занятий. Это могут классные часы, факультативные или кружковые занятия. В содержание каждого занятия включен информационный блок, вопросы или проблемы для обсуждения с учащимися, практические упражнения или несложные тестовые методики, которые сделают занятия более интересными и динамичными. Данные занятия классный руководитель может проводить как в сотрудничестве со школьным психологом, так и самостоятельно, дополняя их собственными творческими находками. Успехов!

Мир современных профессий

Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий.
В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Е. А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):

  • ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того, чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Созерцательной любовью к природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят отдохнуть весной на природе, с умилением понаблюдать за щенком в гостях у друзей или полюбоваться закатом на морском побережье. Но далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
  • ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека – техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.
  • ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях типа "человек-человек" – взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, терпение, умение находить общий язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог, секретарь-ресепшионист.
  • ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле "жизнь", то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Для этого важны такие качества как внимание, умение сосредотачиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.
  • ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется в профессиях данного типа – наличие задатков, способностей к определенному  виду  творчества  (рисованию,  пению,  писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-джей.

В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек-человек и человек-природа), секретарь-референт (человек-человек и человек-знаковая система), WEB-дизайнер (человек-знаковая система и человек-художественный образ).  
Для того, чтобы правильно представлять себе ситуацию на рынке труда, важно знать соотношение различных отраслей производства, секторов экономики в конкретном регионе. Современную ситуацию, сложившуюся в различных сферах рынка труда, в общем виде можно описать следующим образом:
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС традиционно и справедливо считается одной из самых "денежных" отраслей. По этой причине устроиться на предприятия нефтегазодобывающей промышленности достаточно сложно. Бытует мнение, что без блата и знакомых этого вообще сделать невозможно. Безусловно, наличие связей, протекции облегчает задачу трудоустройства. Но главным требованием работодателя является все-таки знание основных технологических процессов и опыт работы по профилю. Поэтому молодым специалистам сложно сразу со студенческой скамьи устроиться на высокооплачиваемую работу в "нефтянке". Зато многие крупные вузы, готовящие специалистов данного профиля, практикуют заключение договоров с основными топливно-энергетическими компаниями, гарантирующими трудоустройство выпускников. Кроме этого, предусматриваются так называемые должности стажера, где есть возможность приобрести необходимый профессиональный опыт. Журнал "Гид молодого специалиста" в числе наиболее популярных специальностей данной сферы называет инженеров по обслуживанию, проектированию, установке добывающего оборудования. Нужны начальники финансового, маркетингового отдела, отдела рынка сбыта.
ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ТНП). Если говорить о сфере производства ТНП, то здесь нужны такие специалисты, как инженеры, технологи, проектировщики.
ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ также достаточно активно развивается в нашей стране. В данной отрасли востребованы инженеры-механики для контроля оборудования, специалисты по технологии пищевого производства, специалисты по качеству готовой продукции.
Аналогичная ситуация наблюдается и в ТЕКСТИЛЬНОЙ промышленности, где новые и обновленные предприятия активно набирают кадры.
ХИМИЧЕСКОЕ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ, КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО. На государственных предприятиях данного профиля существует ситуация, которая не устраивает многих сотрудников: невысокая заработная плата, высокая сложность работы плюс вред для здоровья. Однако специалисты с соответствующим образованием и опытом работы в этой сфере имеют хороший шанс найти работу в небольших коммерческих организациях, занимающихся производством медицинских и косметологических препаратов. Сложность работы прежняя, и вред для здоровья также возможен, но зарабатывать можно побольше. Перспективы для карьерного роста в наибольшей степени предоставляет фармацевтическая отрасль.
Разные сферы рынка труда предоставляют разные возможности карьерного роста. По данным журнала "Гид молодого специалиста" активно в настоящий момент развиваются сферы рекламы, PR, маркетинга. Высок спрос на персонал в сфере торговли, на специалистов по продажам. Вообще сфера торговли при большом желании и активности работника позволяет в достаточно короткие сроки вырасти в должности и повысить уровень заработка. Неплохие шансы на карьерный рост у специалистов фармацевтической и телекоммуникационной отраслей, растёт спрос на инженеров. Несмотря на стабильность спроса на финансистов и бухгалтеров, требования к этим специалистам увеличиваются. Быстрыми темпами в России развивается страховой рынок, благодаря чему постоянно увеличивается потребность в кадрах в этой сфере. После некоторого спада набирает обороты рынок издательских услуг.
Вопросы для обсуждения с учащимися:
· Назовите несколько профессий каждого типа (по Е. А. Климову) для каждой из отраслей современного рынка труда.
· К каким типам профессий относятся следующие профессии: менеджер по продажам автомобилей, патологоанатом, технический переводчик, гид-переводчик, зубной техник?
· Какие профессии нужны сегодня? Какие будут нужны всегда? Что влияет на "нужность" профессий?


 

Что влияет на выбор профессии

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не  в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Уже упоминаемый нами российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии ("восьмиугольник Климова"):
Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.
Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели.  В  одном  случае  человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято "примеривать" к себе самые разные профессии.
Личный профессиональный план –  это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.
Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.
Вопросы для обсуждения с учащимися:

  • Как  вы  думаете,  какие из факторов в наибольшей степени влияют (могут повлиять) именно на ваш выбор?
  • Можно ли назвать какие-то факторы главными, а какие-то – второстепенными?

К каким последствиям может привести неучет тех или иных факторов?

Мои цели. Личный профессиональный план

Потеряв цель и надежду,
человек с тоски обращается нередко в чудовище.
Ф. М. Достоевский.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.
Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".
"ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Я ХОЧУ. Интересы и склонности

Труд по обязанности – это работа,
а работа по склонности – это досуг.
Б. Шоу
Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.
Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. 
Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.
Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.
Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов. Один из них предлагается ниже.


 

Методика Йовайши.

Данная методика создана на основе ДДО Е. А. Климова и применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности являются:
1. Сфера искусства ("человек-художественный образ");
2. Сфера технических интересов ("человек-техника");
3. Сфера работы с людьми ("человек-человек");
4. Сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности);
5. Сфера физического труда (склонность к подвижной (физической) деятельности);
6. Сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).

Лист для ответов

Фамилия, имя, отчество________________________

Пиктограмма

Инструкция: "Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение и зафиксируйте это в бланке для ответов.
Если вы полностью согласны с вариантом "а" и не согласны с вариантом "б", то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой "а" поставьте цифру 3, а в клетку "б" – 0. В случае вашего полного согласия с вариантом "б" и несогласия с вариантом "а" в клетку "б" вносится цифра 3, а в клетку "а" – 0.
Если вы согласны как с вариантом "а", так и с вариантом "б", то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл.
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них".
Вопросы.

  • 1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:

а – цвет, совершенство форм
б – их внутренне устройство (как и из чего они сделаны)

  • 2. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся:

а – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти
б – мужество, смелость, выносливость

  • 3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:

а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей
б – создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту

  • 4.Какое награждение Вас больше бы обрадовало:

а – за общественную деятельность
б – за научное изобретение.

  • 5.Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание:

а – слаженность ходьбы, грациозность участников парада
б – внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

  • 6.Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:

а – чем-либо практическим (ручным трудом)
б – общественной работой (на добровольных началах).

  • 7.Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели:

а – новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии)
б – новых продовольственных товаров.

  • 8.Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:

а – музыкальный
б – технический.

  • 9.Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание:

а – на сплоченность коллектива
б – на создание необходимых удобств.

  • 10.Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:

а – литературно-художественные
б – научно-популярные.

  • 11.Что важнее для человека:

а – создавать себе благополучный, удобный быт
б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

  • 12.Для благополучия общества необходимо:

а – техника
б – правосудие.

  • 13.Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:

а – о развитии науки в нашей стране
б – о достижениях спортсменов нашей страны.

  • 14.В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность:

а – о машине нового типа
б – о новой научной теории.

  • 15.Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла:

а – работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер)
б – работа с машинами.

  • 16.Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:

а – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага
б – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

  • 17.Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

а – то, что они несут людям искусство и красоту
б – то, что они выполняют общественно полезную работу.

  • 18.Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:

а – физика
б – физическая культура.

  • 19.Что обществу принесет больше пользы:

а – забота о благосостоянии граждан
б – изучение поведения людей.

  • 20.Какого характера научную работу Вы бы выбрали:

а – работу с книгами в библиотеке
б – работу на свежем воздухе в экспедиции.

  • 21.Представьте, что Вы профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а – занятиям по литературе
б – опытам по физике, химии.

  • 22.Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:

а – как известный спортсмен на международные соревнования
б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

  • 23.Какие лекции Вы бы слушали с большим удовольствием:

а – о выдающихся художниках
б – о выдающихся ученых.

  • 24.Что Вас больше привлекает при чтении книг:

а – яркое изображение смелости и храбрости героев
б – прекрасный литературный стиль.

  • 25.Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение:

а – работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники
б – физической культуре или другой работе, связанной с движением.

  • 26.Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:

а – Поповым и Циолковским
б – Менделеевым и Павловым.

  • 27.Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:

а – на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья
б – на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.

  • 28.Что бы Вас больше заинтересовало в печати:

а – сообщение о состоявшейся художественной выставке
б – известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

  • 29.Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:

а – главного инженера завода
б – директора универмага.

  • 30.Как Вы считаете, что важнее:

а – много знать
б – создавать материальные блага.
Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:
1-й столбец – сфера искусства:
1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а.
2-й столбец – сфера технических интересов:
1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б.
3-й столбец – сфера работы с людьми:
2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б.
4-й столбец – сфера умственного труда:
4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а.
5-й столбец – сфера физического труда:
2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а.
6-й столбец – сфера материальных интересов:
3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

  • До того, как заполните тест, подумайте: что вы можете назвать своими интересами? А склонностями? Спросите о себе у одноклассников, которые хорошо вас знают, а потом сопоставьте их мнения со своим.
  • (после заполнения и обработки теста) Совпадают ли результаты теста с вашими предположениями?

Приведите 5 примеров профессий, которые подходят вам по результатам теста.

Далее

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.