Страница 3 из 3
Методика Йовайши.
Данная методика создана на основе ДДО Е. А. Климова и применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности являются: 1. Сфера искусства ("человек-художественный образ"); 2. Сфера технических интересов ("человек-техника"); 3. Сфера работы с людьми ("человек-человек"); 4. Сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности); 5. Сфера физического труда (склонность к подвижной (физической) деятельности); 6. Сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ).
Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество________________________
Инструкция: "Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение и зафиксируйте это в бланке для ответов. Если вы полностью согласны с вариантом "а" и не согласны с вариантом "б", то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой "а" поставьте цифру 3, а в клетку "б" – 0. В случае вашего полного согласия с вариантом "б" и несогласия с вариантом "а" в клетку "б" вносится цифра 3, а в клетку "а" – 0. Если вы согласны как с вариантом "а", так и с вариантом "б", то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них". Вопросы.
- 1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:
а – цвет, совершенство форм б – их внутренне устройство (как и из чего они сделаны)
- 2. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся:
а – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти б – мужество, смелость, выносливость
- 3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:
а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей б – создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту
- 4.Какое награждение Вас больше бы обрадовало:
а – за общественную деятельность б – за научное изобретение.
- 5.Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание:
а – слаженность ходьбы, грациозность участников парада б – внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).
- 6.Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:
а – чем-либо практическим (ручным трудом) б – общественной работой (на добровольных началах).
- 7.Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели:
а – новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии) б – новых продовольственных товаров.
- 8.Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:
а – музыкальный б – технический.
- 9.Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание:
а – на сплоченность коллектива б – на создание необходимых удобств.
- 10.Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:
а – литературно-художественные б – научно-популярные.
- 11.Что важнее для человека:
а – создавать себе благополучный, удобный быт б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.
- 12.Для благополучия общества необходимо:
а – техника б – правосудие.
- 13.Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:
а – о развитии науки в нашей стране б – о достижениях спортсменов нашей страны.
- 14.В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность:
а – о машине нового типа б – о новой научной теории.
- 15.Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла:
а – работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер) б – работа с машинами.
- 16.Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:
а – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага б – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
- 17.Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а – то, что они несут людям искусство и красоту б – то, что они выполняют общественно полезную работу.
- 18.Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:
а – физика б – физическая культура.
- 19.Что обществу принесет больше пользы:
а – забота о благосостоянии граждан б – изучение поведения людей.
- 20.Какого характера научную работу Вы бы выбрали:
а – работу с книгами в библиотеке б – работу на свежем воздухе в экспедиции.
- 21.Представьте, что Вы профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а – занятиям по литературе б – опытам по физике, химии.
- 22.Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:
а – как известный спортсмен на международные соревнования б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
- 23.Какие лекции Вы бы слушали с большим удовольствием:
а – о выдающихся художниках б – о выдающихся ученых.
- 24.Что Вас больше привлекает при чтении книг:
а – яркое изображение смелости и храбрости героев б – прекрасный литературный стиль.
- 25.Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение:
а – работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники б – физической культуре или другой работе, связанной с движением.
- 26.Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:
а – Поповым и Циолковским б – Менделеевым и Павловым.
- 27.Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
а – на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья б – на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.
- 28.Что бы Вас больше заинтересовало в печати:
а – сообщение о состоявшейся художественной выставке б – известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
- 29.Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:
а – главного инженера завода б – директора универмага.
- 30.Как Вы считаете, что важнее:
а – много знать б – создавать материальные блага. Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов: 1-й столбец – сфера искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а. 2-й столбец – сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б. 3-й столбец – сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б. 4-й столбец – сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а. 5-й столбец – сфера физического труда: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а. 6-й столбец – сфера материальных интересов: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.
Вопросы для обсуждения с учащимися:
- До того, как заполните тест, подумайте: что вы можете назвать своими интересами? А склонностями? Спросите о себе у одноклассников, которые хорошо вас знают, а потом сопоставьте их мнения со своим.
- (после заполнения и обработки теста) Совпадают ли результаты теста с вашими предположениями?
Приведите 5 примеров профессий, которые подходят вам по результатам теста.
Далее
|