Психофизиология в профориентации: основные понятия, методы
Профориентация школьников - Просвещение педагогов по вопросам профориентации

1.1. Основные понятия профессиональной психофизиологии

В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития всех сфер производства и всех отраслей экономической деятельности. Именно рациональное использование профессиональных возможностей человека даёт наибольший экономический эффект.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, но во многом они связаны с физиологическими, психическими и социальными особенностями самого человека.

В силу этих особенностей не все люди способны в одинаковой степени успешно осваивать различные виды профессий. Индивидуальные качества человека определяют его предрасположенность к тому или иному виду деятельности. В связи с этим в последние годы активно развивается новая отрасль психофизиологии - профессиональная психофизиология.
Психофизиология - это раздел знаний, изучающий физиологические основы психической деятельности человека. Основным предметом психофизиологии является изучение физиологических и психологических особенностей реагирования человека на внешнее воздействие.
Профессиональная психофизиология - отрасль знаний, которая изучает физиологические и психические характеристики человека в процессе трудовой деятельности. И основная задача отрасли психофизиологии - это повышение безопасности и эффективности труда.
Профессия (от лат. professio - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования.
Профессия человека, с одной стороны, требует наличия определенных физиологических возможностей и психологических качеств у человека, а с другой стороны, накладывает значительный отпечаток на всю жизнедеятельность человека.
Некоторые люди в короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достичь профессионального совершенства, другие теряют интерес к профессии, могут часто менять вид своей профессиональной деятельности.
Для наиболее полного раскрытия способностей человека и эффективной их реализации в ходе трудовой деятельности важно как можно раньше определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Все эти проблемы помогает решить профориентация.
Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодого человека к выбору профессии, с учётом особенностей его личности и потребностей экономики, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Основные задачи профессиональной психофизиологии:
- проведение профессионального психофизиологического отбора в профессию, определение профессионально важных качеств для каждого вида трудовой деятельности;
- разработка рекомендаций для повышения работоспособности и надежности работающего человека;
- снижение риска возникновения профессиональных заболеваний путем разработки оптимального для конкретного вида деятельности режима труда и отдыха;
- разработка рекомендаций для профессиональной переподготовки;
- разработка рекомендаций по улучшению психологического климата в коллективе, определения роли каждого работника в общем трудовом процессе.
Кроме того, рекомендации профессиональных психофизиологов используются при проектировании и разработке эргономичной техники, систем управления, рабочих помещений.

 

1.2. История профессиональной психофизиологии

Первая книга на русском языке, в которой говорилось о безопасности труда, была издана в 1808 году в городе Дерите (Эстония). Она называлась «Краткое наставление ремесленникам, как предохранить себя от опасностей» (например, кучерам предлагали закрывать лошадям глаза «наглазниками»).
Однако интерес в обществе к вопросам безопасности труда возник в XIX веке в связи с созданием железнодорожного транспорта. Случаи схода поездов с рельс, столкновений и других серьёзных происшествий утвердили общественное мнение в высокой опасности железнодорожного транспорта.
Первые работы по вопросам анализа и учета поведения человека на производстве были выполнены М. М. фон Вебером в Германии и И. И. Рихтером в России в XIX веке. В середине XIX века в Германии появляется первая книга о безопасности железнодорожного движения. В 1895 году в России выходит сборник статей инженера Рихтера И. И. под общим названием «Железнодорожная психология», в котором обсуждались психологические вопросы безошибочной и безопасной работы железнодорожного транспорта. Уже тогда Рихтер задался вопросом, который не утратил актуальности и в наше время: почему в железнодорожном деле, где безопасность в основном зависит от человека, внимание уделяется, главным образом, технике, а психологический аспект проблемы оттесняется на задний план?
В своих работах Рихтер впервые классифицировал опасности, с которыми встречается человек в процессе труда. Рихтер выделил два вида опасностей: нормальные и чрезвычайные.
Нормальные опасности - запрограммированы в данной деятельности (например, опасный участок дороги), такие опасности мобилизуют физические и психические силы человека и помогают разрешить сложную ситуацию.
Чрезвычайные опасности - возникают неожиданно, например из-за поломки техники. Такие опасности вызывают у человека состояние «внутреннего волнения», которое отрицательно сказывается на его профессиональных возможностях, человек теряется и может совершить ошибку.
Последующие исследования безошибочности и безопасности трудовой деятельности человека относятся к началу XX века, когда появляется автомобильный и авиационный транспорт. В это же время появляются первые труды, посвященные психологии водителей, и первые методики, позволяющие оценить пригодность человека к водительскому труду.
Г. Мюнстерберг, американский психолог немецкого происхождения, одним из первых установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально-психологических качеств. Он же предложил методику для оценки способности к водительскому труду, разработал основные принципы подготовки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались вагоновожатые городских трамваев. Он изучал проблемы безопасного движения городского трамвая и выяснил, какими психофизиологическими качествами должен обладать человек для того, чтобы успешно и безаварийно трудиться водителем трамвая. Эта методика не потеряла своей актуальности и в наше время.
Важнейшие качества, необходимые водителю:
- умение хорошо распределять внимание;
- предвидение дорожной ситуации;
- хорошее зрение и слух;
- высокая суставная чувствительность;
- хорошая память;
- способность замечать и быстро реагировать на опасные ситуации.
Все эти исследования легли в основу психологии безопасности труд ана транспорте, а в дальнейшем и профессиональной психофизиологии.
В России в 1920-е годы, после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте, начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены первые психограммы (перечень профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения задач определенной профессии) 20-ти транспортных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта.
Исследования в области влияния психологических и психофизиологических качеств человека на его профессиональную деятельность стали основой для отдельной отрасли знаний - инженерной психологии.
Инженерная психология - область психологии, изучающая пути повышения надежности и эффективности работы сложных систем «человек-машина» посредством согласования техники с психическими возможностями человека.
Инженерная психология появилась в годы Второй мировой войны, в США. В центре внимания инженерной психологии находится человек, управляющий технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте. С конца 50-х годов начинают появляться работы, посвящённые психологическим проблемам лётных экипажей. На сегодняшний день авиадиспетчеры и лётчики чаще других становятся основным предметом исследований инженерных психологов. Инженерная психология, с одной стороны, тесно связана с психологией труда, а с другой стороны, по-новому решает целый ряд психологических проблем в трудовой деятельности человека.
Инженерная психология входит в группу наук, которая называется эргономика. Эргономика изучает человека внутри производственной деятельности и занимается проблемами оптимизации средств и условий труда. Эргономика совместно с инженерной психологией решает такие проблемы, как оценка надежности, точности и стабильности работы человека. Эргономика связана с конструированием новой техники, технологического оборудования, рабочих мест, средств и систем транспорта и т. д. В современном производстве утвержден целый ряд государственных стандартов в области эргономики и эргономических требований к системам «человек- машина», средствам отображения информации, рабочим местам. В основу этих нормативных документов положены исследования, которые были проведены инженерными психологами.
Важнейшие задачи, которые решает инженерная психология, можно разделить на большие группы:
1) теоретические задачи: изучение человека как субъекта деятельности (изучение его психической и психофизиологической сущности в системе «человек-машина»);
2) практические задачи: согласование человека и техники как элементов единой системы, то есть максимальное приспособление техники к человеку (конструирование «удобной» техники) и максимальное приспособление человека к технике (профессиональная пригодность и профессиональная подготовка).
Помимо задачи распределения функций между человеком и техникой, на которой он работает, инженерная психология решает и другие, не менее важные, проблемы. Очень важной с точки зрения безопасности труда является проблема совместной деятельности в процессе труда. Инженерная психология изучает проблемы общения и информационного взаимодействия участников трудового процесса. Большое значение в инженерной психологии уделяется анализу процессов приема и переработки человеком информации, психологическим механизмам регуляции деятельности оператора. И наконец, важнейшей проблемой инженерной психологии является разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов в операторскую деятельность, анализ и оптимизация процессов профессионального обучения и переобучения. Именно в инженерной психологии появилось важнейшее понятие, которое стало базовым и в профессиональной психофизиологии - человек-оператор.

1.3 Понятие «человек-оператор»

Проблемы профессионального отбора и оценки готовности и способности человека к той или иной деятельности особенно актуальны в тех профессиях, где человек связан с обслуживанием сложной техники или вынужден работать в единой команде. Такие профессии называются операторскими, а человек, управляющий сложной технической системой, называется оператором.
Человек-оператор - это человек, управляющий по заданной программе сложной технической системой.
Понятие «человек-оператор» содержит в себе несколько значений, которые характеризуют управляющую деятельность человека с разных сторон. Человек оператор - это:
во-первых - действующий в системе управления; во-вторых - осуществляющий связь между поступающей извне информацией и ответным управляющим действием;
в-третьих - действующий быстро, без задержек, т. е. оперативно. Человек-оператор может действовать в системе, где осуществляется автоматизированное и автоматическое управление техникой.
В автоматизированной системе человек выступает как центральное звено, через которое постоянно проходит вся информация. Это, например, водитель автомобиля или машинист локомотива. Такой оператор через приборы или визуально воспринимает данные о работе системы и при необходимости устраняет возникающие в ней отклонения от заданной программы (такие системы называют «игровыми», поскольку человеку- оператору в них приходится постоянно выявлять нарушения и непрерывно их устранять).
В автоматической системе управления человек-оператор управляет технической системой посредством автомата (например, полёт на автопилоте). Основной функцией человека-оператора в данном случае является настройка автомата, включение его и наблюдение за процессом.
Разновидностью операторской деятельности является работа диспетчера. Особенность её в том, что диспетчер управляет системой «человек-машина» через оператора, т. е. получателем его команд является не машина, а человек.
В системе «человек-машина» оператор выступает как особое звено системы. Но при этом, если все технические звенья могут только преобразовывать и ретранслировать полученную информацию, то человек- оператор может вносить свою дополнительную информацию, которая в свою очередь оказывает действие на всю систему. Он постоянно принимает решения, т. е. выбирает из различных альтернатив ту, которая наиболее подходит для успешного решения задачи. Чем сложнее задача, тем большая информация будет вноситься в систему.
Деятельность оператора в системе «человек-машина» очень разнообразна по характеру и может быть представлена в виде четырёх основных этапов.
1 этап - прием информации. На этом этапе у оператора складывается предварительное представление об управляемом объекте.
2 этап - оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих режимов работы технических систем, определяется срочность и периодичность обработки информации.
3 этап - принятие решения. Решение всегда принимается на основе проведённого анализа и оценки информации, а также на основе других сведений о выполняемой работе (анализе прежних ошибок, сведений об условиях работы и т. д.).
4 этап - реализация решения. На этом этапе выполняются определённые действия, которые реализуют принятое решение.
Первые два этапа называют в совокупности получением информации, а последние два - её реализацией. Система «человек-машина» и человек- оператор на сегодняшний день наиболее частые объекты научных исследований профессиональных психофизиологов.

1.4. Методы профессиональной психофизиологии

Основной задачей профессиональной психофизиологии является оценка психических и физиологических реакций человека на трудовой процесс, и поэтому при проведении психофизиологических исследований применяют два приема. Первый прием - применение набора психофизиологических тестов до рабочей нагрузки и после ее окончания. Такой прием, предполагающий оценку состояния до и после трудовой нагрузки, необходим в силу разнообразия отдельных показателей состояния у разных людей. То есть одни и те же физиологические показатели разных людей будут отражать нормальное функционирование организма человека и при этом могут различаться в несколько десятков раз. Существует незначительное число показателей, которые относительно постоянны у подавляющего большинства здоровых людей (показатели артериального давления, значение рН (кислотно-щелочного баланса) крови и др.). Взятые сами по себе они не несут никакой информации для оценки особенностей трудового процесса. И только сопоставление данных одного человека до и после трудовой нагрузки может дать необходимую информацию. Этот приём позволяет утверждать, что любая рабочая нагрузка вызывает комплекс определенных изменений в физиологических и психических показателях человека.
Второй прием - оценка психофизиологических параметров в процессе выполнения самой деятельности.
Психофизиологические параметры в данном случае регистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляются определенные требования:
- невмешательство в процесс трудовой деятельности;
- небольшой (измеряемый минутами) период фиксации изменения показателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку.
В рамках этого направления, как правило, используются регистрация характеристик речевого сигнала (радиообмен между операторами, например, транспортного средства и диспетчерскими службами), видеосъемка работника на камеру (в данном случае применяются специальные камеры, имеющие высокое разрешение), стабилографические исследования (регистрация изменения позы в процессе трудовой деятельности). Эти методы регистрации можно использовать непосредственно в рабочей обстановке.
Методы, которые используются в профессиональной психофизиологии, условно можно разделить на несколько групп: наблюдения, эксперименты, тестирование, электрофизиологические методы.
1. Метод наблюдения. Наблюдение является традиционным методом как в медицине, так и в психологии. Основная цель психофизиологических наблюдений — выявить особенности психических процессов человека путем сопоставления внешних проявлений деятельности человека и результатов его труда. Наблюдение всегда дополняется объективной регистрацией изучаемых явлений. Это может быть, в частности, фотографирование позы и выражения лица человека в процессе работы, снятие показаний с различных приборов. Причем делаться всё это должно без отвлечения человека от процесса труда.
Большое значение при наблюдении принадлежит изучению ошибочных действий человека. Анализ ошибок, причин их возникновения позволяет наметить реальные пути их преодоления и устранения.
Наблюдение имеет и один существенный недостаток - оно не вносит в изучаемую деятельность изменений, поэтому не всегда можно получить желаемые результаты.
2. Метод эксперимента. Эксперимент в психофизиологии - это изучение психических и физиологических реакций человека изменение условий труда. Эксперимент может быть естественным и лабораторным. Разновидностью лабораторного психологического эксперимента является, например, тестирование. Тесты позволяют выявить предрасположенность человека к той или иной деятельности, контролировать психологическое состояние человека-оператора.
Естественный эксперимент, в отличие от лабораторного, проводится непосредственно на рабочем месте, и человек иногда может даже не знать, что он является испытуемым. Простейшей формой естественного эксперимента является решение вводных задач, например: «Случилось то-то, что вы будете делать?». Самые хорошие результаты можно получить, если изменения вводить незаметно для испытуемого.
3. Метод тестирования. Тестирование - один из важнейших методов не только в психологии, но и в профессиональной психофизиологии. Для тестирования специалисты используют определенный набор тестов (так называемые батареи), которые позволяют оценить физиологическую и психологическую реакцию человека на конкретные профессиональные задачи. Существует огромное количество профессиональных тестов, направленных на выявление особенностей мышления, памяти, внимания человека, его склонности к тому или иному виду деятельности и т. д.
Для получения объективной информации очень высокие требования предъявляются как к самим тестам (они должны отвечать определенным строгим критериям), так и к условиям проведения тестирования (например, обеспечение абсолютно равнозначных условий для разных групп тестируемых, что не всегда бывает возможным). Несоблюдение этих требований может привести к необъективным и даже неверным результатам тестирования.
4. Электрофизиологические методы. Физиологические характеристики имеют важное значение для контроля состояния человека в трудовом процессе. Любое психологическое проявление имеет физиологическую основу, поэтому его можно зафиксировать при помощи различных приборов.
Электрокардиограмма регистрирует электрические явления в сердечной мышце, в частности разность потенциалов, и используется в профессиональной психофизиологии для определения напряжённости труда человека-оператора.
С помощью электромиограммы можно регистрировать биопотенциалы мышц человека, работу отдельных групп мышц и таким образом получить информацию о развитии процесса утомления в мышцах. При готовности к движению, мысленному его выполнению, при эмоциональном напряжении возрастает частота и амплитуда электромиограммы. Например, чтение «про себя» вызывает напряжение мышц нижней губы, при мысленном письме напрягаются мышцы правой руки.
Электроэнцефалограмма характеризует биоэлектрическую активность головного мозга и даёт точные представления о процессах возбуждения и торможения в коре головного мозга, об эмоциональном состоянии человека. Выделяют несколько ритмов активности головного мозга. Например, альфа-ритмы - фиксируются в бодрствующем состоянии, но когда человек расслаблен. Бета-ритмы - характеризуют состояние активного бодрствования, готовности к деятельности. Кроме того, есть ещё тета- и дельта-ритмы, но они редко используются в психодиагностике, так как очень индивидуальны и неодинаковы у людей различных возрастных групп.
Кожно-галъваническая реакция - регистрируется посредством прибора - полиграфа - и показывает изменения электрической активности кожи. Впервые немецкий психолог Карл Юнг сделал предположение о зависимости электрической реакции кожи от эмоциональных переживаний: чем сильнее эмоции, тем больше разность потенциалов между участками кожи.

Многочисленные психологические исследования позволили констатировать:
1) активность потовых желез отражает определенные события, происходящие в головном мозге. Ключевым элементом для предсказания реакции потовых желез оказалась «психологическая значимость» события для человека;
2) величина реакции потовых желез закономерным образом связана с интенсивностью осознаваемых переживаний.
В профессиональной психодиагностике КГР используют для оценки эмоциональной реакции на поставленную профессиональную задачу.
Электроокулография - это регистрация движений глаз. Этот метод позволяет фиксировать непроизвольные движения глаз человека во время трудовой деятельности, например движение глаз в момент принятия решения.
Особое место среди методов профессиональной психофизиологии занимают методы математического моделирования.
Математические методы применяются для построения моделей трудовой деятельности человека. Математические методы применяются при статистической обработке результатов наблюдений и экспериментов. С их помощью можно оценить место человека-оператора в системе «человек- машина», рассчитать основные показатели его деятельности, выявить требования к техническим устройствам. С помощью математических методов создают имитационные или компьютерные модели деятельности человека.
В профессиональной психофизиологии есть несколько групп методов, которые являются очень специфичными и используются только в этой сфере.
К таким методам относятся, например, методы оценки функционирования анализаторных систем, особенно зрительного анализатора. На зрительный анализатор приходится поступление около 90 % информации из окружающего мира. Оценка его функционирования в процессе выполнения деятельности может дать значительный объем информации о структуре работы. Поэтому оценке состояния и особенностей функционирования зрительного анализатора в психофизиологических исследованиях придается особое значение. Можно выделить следующие методы изучения зрительного анализатора: оценка мигания, регистрация движения глаз посредством кинокамеры, электроокулография, пупиллометрия (измерение диаметра зрачка).
Исполнительная деятельность работника, которая реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, работа на клавиатуре) или речевых командах также может стать источником информации о трудовом процессе человека. Для оценки исполнительной деятельности работника анализируют речь и движения человека в ходе выполнения трудовых операций. При анализе речи используются такие показатели, как темп речи, длительность и частота пауз, громкость произносимых слов, грамматическая правильность произнесения слов и т. д.
Для оценки двигательной активности используют регистрацию движений работающего человека, анализ кинематических (двигательных) характеристик движений рук в процессе работы, позы человека.
Особое место в психофизиологии занимают методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника. К числу методов определения неблагоприятных состояний в трудовой деятельности (стресса, напряженности) относится вариант ассоциативного эксперимента, предложенный немецким психиатром Э. Крепелином. Он установил, что свободные ассоциации (первое пришедшее на ум слово) в ответ на специально подобранные тестовые слова у человека, находящегося в напряженном состоянии, существенно отличаются от нормы. По своей сути эти методы оценивают запас функциональных резервов работника (так называемые адаптационные возможности), которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой в процессе осуществления профессиональной деятельности. Адаптационные возможности представляют собой одно из фундаментальных свойств организма. Оценка адаптационных возможностей организма работника осуществляется путем определения соотношения между нагрузками, которым подвергается работник в процессе трудовой деятельности, и диапазоном компенсаторных реакций на них со стороны различных систем и организма в целом. Нарушение этих соотношений приводит к дезадаптационным явлениям - состояниям утомления и переутомления, ошибкам и бракам в работе.
Источник: Сафронова, Е. Б. Психофизиологический отбор на профессию : курс лекций / Е. Б. Сафронова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2018. - 88 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.