Игры невербального характера
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционные игры

«МИМИКА И ЖЕСТЫ»
Эти игры необходимы для развития паралингвистических (внеязыковых) средств общения, а также для выработки свободного, раскованного общения.
Варианты:
а)            каждый только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например: гнев и удовольствие, печаль и радость, усталость и бодрость, напряженность и раскованность н т. д.;
б)           то же самое только при помощи мимики (без жестов);
6) то же самое при помощи мимики и жестов;
г) все разбиваются на пары. Каждая пара по очереди перед всей группой выполняет следующее. Один член пары получает задание в форме записки с текстом: «переставить мебель в классе», «стереть с доски и написать новый текст», «выйти из класса и принести воды в стакане» и т. д. Получивший записку должен передать при помощи мимики и жестов-текст напарнику, Второй должен выполнить задание. Группа сравнивает написанное в записке с переданным и выполненным.

«ВИДЕНИЕ ДРУГИХ»
Это игры на внимание друг к другу. Их варианты:
а)            один садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, прическу, обувь и т. д.;
б)           вызывается один из участников. Вся группа сообща должна воспроизвести последовательность его поведения: жестов, поступков, высказываний с самого начала занятия до данного момента (например, за последние полчаса).
«ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОГО  НАСТРОЕНИЯ»
Цель этого упражнения — продемонстрировать роль благожелательной атмосферы в создании настроения участников.  
Двое получают задание придумать по два этюда с предметами, например, один с «дипломатом» (можно «дипломат» представить в виде этюдника, зеркала, картины, которую надо прикрепить к стене й т. д.), второй — с линейкой (линейку можно представить как указку, тросточку, нож и пр.). Предварительно следует поиграть в этюды с предметами. Пока двое готовятся за дверью класса, ведущий договаривается с аудиторией о групповой реакции. Например, первый этюд первого исполнителя встречается одобрительно (улыбки, доброжелательные взгляды, заинтересованность на лицах), второй этюд — холодно (равнодушные лица, скучные глаза). Реплики не рекомендуются. У второго, допустим, наоборот. Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях и оценивают этюды. Как правило, эпод, исполненный в ситуации «равнодушие», оценивается самим автором ниже, чем этюд, исполненный в ситуации «заинтересованность». После этого перед ними раскрывают суть «заговора» и со всей аудиторией идет обсуждение проблемы «психологическая поддержка».
«СОГЛАСОВАННОСТЬ    МЫСЛЕЙ»
Это упражнение на умение настраиваться друг на друга, включаться полностью в ситуацию.
Выходят два партнера, первый стоит в двух-трех метрах от второго, спиной к нему, так, что второй глядит ему в затылок. Задача, второго партнера — дать мысленный приказ оглянуться. Первый знает о задаче дорого, но не знает, когда последует приказ. Задача каждого — быть свободным и готовым всем своим существом чувствовать партнера. Чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй партнер в этот момент поднимает руку.
«РУЧНАЯ ЦЕПЬ»
Это упражнение рекомендуется проводить в конце тренинга, для того чтобы участники еще раз почувствовали друг друга, продемонстрировали умение воспринимать друг друга.
Все участники садятся в. круг. Кладут руки на колени, затем правую руку на руку соседа. Затем в течение 5—10 минут все члены группы погружаются в восприятие рук своих соседей справа и слева, пытаясь определить: какая это рука (напряженная, расслабленная, добрая и т. д.), какого человека я чувствую за этой рукой, что он мне передает, как на меня воздействует и т. д.
Далее все участники по кругу делятся своими ощущениями, впечатлениями.
В невербальном общении большую роль играют особенности восприятия человека. Каждый имеет свои доминирующие каналы информации: зрительный (лучше запоминает зрительные образы), слуховой (лучше воспроизводит информацию), кинестетический (более чувствителен к прикосновениям, размещению в пространстве и т. д.). Предлагается ряд упражнений на выявление и активизацию этих каналов.
«ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ с помощью слов»
Ведущий предлагает для описания (устного или письменного) любую репродукцию: жанровую сцену, пейзаж, портрет. При определении особенностей восприятия необходим учет употребляемых глаголов, прилагательных и наречий, т. к. для каждого свойственен «свой код»» «свой язык». Например, для зрительного восприятия характерны слова: высматривать, показать, приглядываться, маленький, широкий, тусклый, сиять, искриться и т. п.; для слухового: комментировать, обговорить, звучный, приглушенный, шелестеть, напевный и т. п.; для кинестетического: добиваться, почувствовать, дрожать, вялый, безвкусный, дряблый, вибрировать и т. п.
«ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ПОЗЫ»
Ведущий предлагает одному из участников группы рассказать случай из своей жизни (счастливый, печальный, смешной). Задание основной группе участников: определить ведущий информационный канал рассказчика, обосновать свое мнение. Двум участникам дается особое задание, не известное основной группе: наблюдать за положением тела, позой слушающих.
После окончания рассказа обсуждаются позы рассказчика и слушателей.
Человек с преобладанием зрительной сферы максимально откинется на спинку стула, скорее всего вытянет ноги и устремит взгляд выше линии горизонта. В этот момент он «видит» то, о чем рассказывают.
Человек   со слуховыми представлениями    наклонит голову к плечу (поза «разговор по телефону»), он как бы «прислушивается» к своим мыслям и, возможно, ведет с вами диалог, спорит или возражает.
Человек с кинестетической доминантой опустит плечи, пригнется к столу или положит голову на скрещенные руки, опустит глаза, погрузившись в ощущения, которые рождает в-нем ваш рассказ. При этом он может крутить ручку, теребить бумагу или что-то чертить.
«ЛАБИРИНТ»
Упражнение состоит из пяти этапов.
Первый этап. Трем участникам, находящимся в центре площадки, дается задание: пройти .по воображаемому лабиринту с закрытыми глазами. Группа наблюдает физическое состояние (свобода движений, зажатость мышц, положение головы, рук, суетливость и т. д.). После 1—2 минут «блуждания» предлагается описать «свой» лабиринт.
Первоначальное описание очень коротко: одно — два предложения, чаще всего это фиксация места. Например: «это было темное, сырое подземелье», «это стеклянный лабиринт», «это коридор
космического корабля». Группа может отметить зажатость мышц плечевого пояса, рук, таза.
Второй этап. Тем же участникам предлагается рассмотреть лабиринт, проходя по нему (задание выполняется с закрытыми глазами). При описании лабиринта группа следит за тем, чтобы описывающие не сбились на описание звуков и ощущений. Например:
а)  «Это был стеклянный лабиринт, очень прозрачный, сверкающий так,   что глазам больно (группа должна заметить «кинестетическое» слово «больно» и поправить), я вижу искры солнца на стенах. Эти стены очень высокие, а коридоры длинные...»;
б)           «Это был коридор космического корабля с голубыми стенами и светом откуда-то снизу. Я слышала (группа останавливает). Свет очень красивый, на пульте много разноцветных огонь
ков...»;
в)            «Это темное подземелье с каменными серыми стенами. У меня в руках была маленькая свечка, от которой почти не было света. Я видела, как по стенам текла вода...».
После описания группа обсуждает физическое состояние участников. Вероятно, будет отмечено высоко поднятая голова, более свободные движения руками.
Третий этап. Предлагается пройти по лабиринту и «услышать» максимальное количество звуков. При описании звуков группа следит за тем, чтобы участники не сбились на картинки и ощущения. Например:
а) «...стены в этом лабиринте звенели, как стекла в серванте, когда проезжает грузовая машина»;
б) «...там была какая-то особая, громкая тишина. Все приборы работали бесшумно, специальное покрытие глушило звук шагов, и все-таки я чувствовала (группа останавливает), я слышала за спиной тихое дыхание...».
В описании группой физического состояния участников будут отмечены сдвинутая или наклоненная к плечу голова, более неподвижные, чем в первом случае, руки, может быть осторожная походка.
Четвертый этап. Необходимо осознать, что вы чувствуете, проходя по лабиринту (температура, влажность, запах и т. д.):
а)            «...это был очень жаркий лабиринт, солнце пекло так, что я расплавлялась. А стены были холодные. Мне очень хотелось выйти, но я не могла найти выход. Я хотела разбить стены...»;
б)           «...я чувствовала за спиной дыхание другого человека и мне было очень спокойно, что я не одна. Стены были мягкие, а пол — пружинистый. Вообще, это был очень удобный коридор. Я
чувствовала себя уютно»;
в)            «...мне было сыро и холодно, я спотыкалась и падала на острые камни — это было очень больно. Мне так хотелось теплого света и чтобы кто-нибудь был рядом».
Группа заметит, что в этом случае движения были более свободны, лицо  опущено вниз, легкий шаг.
Пятый этап. Последний проход по лабиринту с заданием ч<видеть», «слышать», «чувствовать». После этого дается полное описание, которое сравнивается с первоначальным. Анализируются изменения, происшедшие в физическом состоянии участников.
В заключение слово предоставляется испытуемым для рефлексии своего состояния, о том, что мешало и помогало при выполнении упражнения и т. д.

«ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
Участникам предлагают разделиться на три группы:
1)            те, кто (как им кажется) хорошо запоминает картины, образы, то есть визуальны;
2)            те, кто (как им кажется) хорошо запоминает звуки,, то есть аудиальны;
3)            те, кто (как им кажется) хорошо запоминает чувства, ощущения, то есть кинестетйчны.
Первой группе дается задание придумать и приготовиться воспроизвести несколько сценок «немого кино».
Второй группе — придумать и приготовиться воспроизвести «сломанный транзистор» с обрывками разговоров, звука-ми, шумами. Третья группа должна придумать комплекс прикосновений (похлопать, погладить, ущипнуть, подуть, поцеловать и т. д.). Когда группы готовы, вызвать из каждой по одному добровольцу. Посадить их на три стула спиной друг к другу в центре.
Инструкция сидящим в центре: «Вы — один человек. Ты — уши (участнику из первой группы). Ты — чувства (участнику из второй группы). Ты — глаза (участнику из третьей группы).. «Уши» могут только слышать, «глаза» — только видеть, «чувства» — только ощущать. Таким образом, мы изменили им системы восприятия, активизируя ту которая у них недостаточно развита.
Затем участники всех трех групп одновременно производят все свои действия, то есть показывают «немое кино», звучит сломанный транзистор» и все трое получают комплекс «ощущений» от третьей группы.
После этого «человеку» (его «глазам», «ушам», «чувствам») задается вопрос: что вы заметили?
Как правило, на первый раз идет смешанное восприятие ч описание: «уши» могут описывать то, что они видели, а «глаза» то, что слышали. Этого не следует допускать. Необходимо наводящими вопросами подвести к пониманию смешанности, сложности восприятия того, на что наш ведущий информационный канал чаще всего не реагирует. Желательно, чтобы все члены группы приняли участие в этом упражнении.
Повторив несколько раз эти упражнения, участники группы увидят, почувствуют, насколько восприятие окружающего мира станет богаче красками, звуками и ощущениями. Это позволит членам группы заглянуть в себя,   задуматься о себе и окружающих
людях.
Если для подростков преобладающими должны быть игры невербального характера, на мимику, позы, жесты, то для старших школьников следует делать предпочтение вербальным упражнениям. Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание к юношеском возрасте, и те, кто ею недостаточно владеет, испытывает неудовлетворенность, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию и обучающие ее приемам.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.