На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Терапевтические факторы и функции фотографии
Терапевтические факторы и функции фотографии
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Практика фототерапии (фото-арт-терапии) опирается на ряд лечебных факторов и связанных с ними частных терапевтических функций, которые могут быть активизированы в процессе самостоятельной или направляемой специалистом творческой активности клиента. В целом фототерапию можно рассматривать как такую систему лечебно-коррекционных воздействий, которая предполагает создание и восприятие визуальных образов (художественную экспрессию и импрессию), построение и развитие психотерапевтических отношений и связанную с ними двустороннюю вербальную и невербальную коммуникацию специалиста и клиента. В условиях групповой фототерапии (фото-арт-терапии) психотерапевтические отношения как важнейший фактор и условие лечебно-реабилитационного воздействия дополняются групповыми отношениями.

Использование в фототерапии (фото-арт-терапии) средств визуально-символической коммуникации определяет триадичность транзакгных конфигураций, наличие в ней не только прямого, но и опосредованного образами взаимодействия между специалистом и клиентом.

В отличие от фототерапии, терапевтическая фотография основана главным образом на факторе художественной экспрессии. Такие лечебные факторы, как психотерапевтические и групповые отношения, вербальная и невербальная обратная связь между специалистом и клиентом, либо отсутствуют, либо представлены в минимальной степени (применение терапевтической фотографии в рамках эрготерапии, в процессе художественного образования, занятий в кружке художественной фотографии и др.).

Активизация образного мышления в процессе фототерапии способствует расширению сферы осознаваемого и когнитивной

фототерапия

переработке информации посредством поиска и формирования связей между ранее разобщенными представлениями и аспектами опыта. Проявлению сложного психологического материала в фототерапии способствует ослабление психологических защит, происходящее благодаря эмоциональной поддержке со стороны психотерапевта и использованию визуальных образов. Кроме того, в условиях фототерапии создаются предпосылки для получения корригирующего эмоционального опыта.

Художественная экспрессия и импрессия, психотерапевтические отношения и обратная связь специалиста и клиента являются необходимыми условиями развития процессов терапевтических изменений, таких как повышение осознавания, катарсис, самопереоценка и переоценка среды, самоосвобождение и социальное освобождение, противообусловливание, стимульный контроль, управление обстоятельствами и помогающие отношения [Прохазка Дж., Норкросс Дж., 2005].

Таблица 1

Проявляемость общих факторов лечебно-коррекиионного воздействия и процессов терапевтических изменений при занятиях фототерапией (фото-арт-терапией) и терапевтической фотографией


Факторы и процессы терапевтических изменений

Терапевтическая фотография как вид самостоятельной творческой активности

Терапевтическая фотография как компонент эрготерапии или художественного образования

Фототерапия и фото-арт- терапия

фактор художественной экспрессии и импрессии

Н или У, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности)

От Н- до В, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированность, уровень развития художественных навыков)

У или В, в зависимости от этапа фототерапии и индивидуальных особенностей клиента

Фактор психотерапевтических отношений

Отсутствует

Отсутствует, однако определенную поддерживающую роль могут играть отношения с эрготерапевтом и\или педагогом

У или В, в зависимости от этапа фототерапии и индивидуальных особенностей клиента

Фактор обратной связи

Отсутствует

Н или У, в зависимости от стиля работы эрготерапевта или педагога и степени выраженности рефлексивной составляющей работы

У или В, в зависимости от этапа фототерапии и индивидуальных особенностей клиента

Повышение осознавания

Н или У, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности и рефлексивных навыков)

Н или У, в зависимости от стиля работы эрготерапевта или педагога и степени выраженности рефлексивной составляющей работы, особенностей организации занятий и индивидуальных особенностей человека

У или В, благодаря задаваемой специалистом рефлексивной позиции и активной обратной связи, в том числе на основе создания и предъявления фотографий и другой творческой продукции Также зависит от индивидуальных особенностей клиента

Часть первая Базовые представления о терапевтическом использовании


Продолжение таблицы,

Факторы и процессы терапевтических изменений

Терапевтическая фотография как вид самостоятельной творческой активности

Терапевтическая фотография как компонент эрготерапии или художественного образования

Фототерапия и фо то-арт- терапия

Катарсис

От Н до В, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, степени эмоциональной вовлеченности в процесс творчества и проявления в нем актуального психологического материала)

От Н до В, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, степени эмоциональной вовлеченности в процесс творчества и проявления в нем актуального психологического материала)

У или В, в зависимости от этапа арт-терапии и индивидуальных особенностей клиента

Само- переоценка и переоценка среды

Н или У, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, степени эмоциональной вовлеченности в процесс творчества, рефлексивных навыков)

Н или У, в зависимости от индивидуальных особенностей пациентов (мотивированности, творческой направленности личности, степени эмоциональной вовлеченности в процесс творчества, рефлексивных навыков)

У или В, благодаря задаваемой ведущим рефлексивной позиции и активной обратной связи, в
том числе, на основе
создания и предъявления фотографий и другой творческой продукции

Самоосвобождение и социальное освобождение

Н или У, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, степени эмоциональной вовлеченности в процесс творчества, рефлексивных навыков)

Н или У, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, рефлексивных навыков и др.)

У или В, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей клиента


Продолжение таблицы

Факторы и процессы терапевтических изменений

Терапевтическая фотография как
вид самостоятельной творческой активности

Терапевтическая фотография как компонент эрготерапии или художественного образования

Фототерапия и фото-арт- терапия

Противообу- словливание

Н или У, в зависимости от степени спонтанной проработки актуального психологического материала в творчестве и индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, рефлексивных навыков и др.)

Н или У, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей человека, в частности спонтанной проработки актуального психологического материала в творчестве

У или В, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей клиента, проявления терапевтических ресурсов группы

Стимульный контроль

Н или У, в зависимости от степени спонтанной проработки актуального психологического материала в творчестве и индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, рефлексивных навыков и др)

Н или У, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей пациентов, в частности степени спонтанной проработки актуального психологического материала в творчестве и индивидуальных особенностей

У или В, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей клиента, проявления терапевтических ресурсов группы

Управление обстоятельствами

Н или У, в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивированности, творческой направленности личности, степени эмоциональной вовлеченности в проиесс творчества, рефлексивных навыков)

Н или У, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей человека

У или В, в зависимости от институциональной и групповой культуры и индивидуальных особенностей клиента

фототерапия2

Рис. 3. Терапевтические функции фотографии, связанные с фактором художественно-символической экспрессии и импрессии

  1. Коммуникативная функция фотографии связана с тем, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле — быть средством восприятия, переработки и передачи информации. При этом следует иметь в виду как межличностный, так и внутриличностный аспекты коммуникации. Если межличностный аспект связанной с фотографией коммуникации предполагает передачу чувств и представлений от одного человека к другому, то внутриличностный аспект — возможность диалога с самим собой и «трансляцию» психического материала с бессознательного уровня на уровень сознания.
  2. Фокусирующая/актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Хотя повторное переживание неприятных и травматичных событий может быть для человека психологически небезопасным, в контексте психотерапии это зачастую необходимо для того, чтобы в результате прийти к их переосмыслению либо завершить прошлую ситуацию с новыми, более положительными последствиями. Данная функция фотографии также связана с проявлением латентных, ранее скрытых свойств личности и ее потребностей. Человек может открыться для самого себя и окружающих с новой стороны благодаря тому, что, например, снимки запечатлели его в непривычном или ранее не столь очевидно проявлявшемся состоянии, или в момент совершения какого-либо действия, которое для него раньше было не характерно.
  3. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности. Фотографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать немалые усилия, проявлять волю и изобретательность.
  4. Фотосъемка и последующее восприятие фотографий, их художественное оформление связаны с координацией разных сенсорных систем, возникновением разнообразных ассоциаций: вначале — с объектом съемки, а затем — с готовым образом. При этом могут оживать воспоминания и творческое воображение; формироваться новые представления. И конечно же, фотосъемка немыслима без способности человека осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом. Все это отражено в еще одной — организующей (интегрирующей) функции фотографии.
  5. Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей/актуализирующей функцией и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления человека, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Благодаря объективирующей функции фотографии человек также может лучше осознать свою принадлежность к определенной социальной группе (профессиональной, культуральной, национальной и т. д.). В этом случае она будет отражать его значимые отношения с людьми и предметами — то есть основу его самоидентификации. Человек может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда а также интерьер, его собеседники в кадре и т. д. связаны с его чувством культурного, тендерного или профессионального «Я» и потребностями в его изменении.
  6. Фотография также позволяет увидеть и осознать эти из менения, равно как и те метаморфозы, которые происходят с ним вследствие тех или иных событий или психотерапевтической работы. Таким образом, отражение динамики внешних и внутренних изменений — еще одна важная психологическая функция фотографии. Эта функция проявляется в том случае, если имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты времени.
  7. Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как собственных, так и других людей. В повседневной жизни мы часто действуем и реагируем неосознанно либо приписываем поступкам и переживаниям определенный, как нам кажется, очевидный смысл. Фотография же позволяет «остановить мгновение» и достичь такой фокусировки на них, которая многим людям в обыденной жизни недоступна. Она также обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря чему люди могут увидеть переживания и поступки в новом свете и постичь их иное — зачастую более глубокое либо альтернативное — содержание. Происходит переосмысление опыта и установление смысловых связей между событиями и различными элементами внутреннего мира. Применительно к фототерапии это может, в частности, предполагать осознание клиентом причин появления у него тех или иных проблем в межличностных отношениях, а также особенностей своего развития и потребностей. Смыслообразующая функция фотографии, если иметь в виду не только восприятие, но и создание снимков, в определенной мере связана с выбором объектов, времени и контекста съемки, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого материала и его содержательная переработка.
  8. Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообразующую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживаниям, равно как и действиям и переживаниям других людей, — не столько «природно данный», сколько внедренный в его сознание и бессознательное в процессе социализации. С точки зрения представлений постмодерна смыслы наших поступков и переживаний являются «конструктом» — порождением различных языковых и неязыковых знаковых систем, которыми мы пользуемся на разных этапах своей жизни. Культура и социум учат нас приписывать нашим чувствам и действиям вполне определенное значение, хотя они, в принципе, могут иметь неограниченное множество иных значений. Одной из задач применения фототерапии в этих условиях Может быть «освобождение» человека от ложных, «сконструированных» значений и формирование новой системы значений, более достоверно отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность. Так, в результате фототерапии женщина может прийти к осознанию того, что ее тендерные предпочтения, например использование макияжа, одежды определенного типа, выражение лица и т. д., не являются ни «природно данными», ни отвечающими ее реальным потребностям. Деконструирующая функция тесно связана с функциями рефрейминга и реорганизации. Это может быть связано с включением фотографии или объекта в иной контекст восприятия, что приводит к изменению его значения.
  9. Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фотография может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности. Эта функция основана на том, что фотографические образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представлений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформации в более высокоорганизованные психические проявления. На этом, в частности, основана идея о сублимации.
  10. Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое по сравнению с прошлой ситуацией переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, в особенности если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному очищению и освобождению от тягостных переживаний. Что же касается создания снимков, то экспрессивно-катарсическая функция фотографии отчасти связана с тем, что фотографические образы могут не только «рассказывать» о чувствах, но и «воплощать» их. Последнее основано на феноменах проекции и проективной идентификации, когда субъект в результате идентификации с объектом восприятия (каковым может быть растение, животное, неодушевленный предмет или другой человек) «переносит» на него свои переживания либо начинает переживать то, что переживает объект. Кроме того, экспрессивно-катарсическая функция фотографии при создании снимков, в особенности когда человек находится в кадре, связана с
    выражением чувств посредством жестикуляции, позы, мимики, костюма. Дополнительные возможности для выражения чувств заключены в использовании музыки, различных аксессуаров, а также в самой среде, в которой проводится съемка. При этом большое значение может иметь подготовка к съемке и то, что за нею следует, когда порой в течение довольно продолжительного времени человек может входить в определенное состояние и переживать его в присутствии окружающих, что обеспечивает заметный катарсический эффект.
  11. Защитная функция фотографии, отчасти также смыкающаяся с ее контейнирующей и объективирующей функциями, связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонятных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, например, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуждение того, что на них изображено, является для него психологически небезопасным. При этом он может ощутить, что именно он, и никто другой, определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его возможность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения чувства психологической безопасности и в конечном итоге, возможно, сделает его более готовым к показу фотографий. Защитная функция фотографии тесно связана с проявлением разных психологических защит, в частности сублимации, замещения, компенсации, рационализации и др.

Источник: А. И. Копытин. "Техники фототерапии" Издательство «Речь», 2010

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.