На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Некоторые из телесно - ориентированных техник арт-терапии
Некоторые из телесно - ориентированных техник арт-терапии
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Телесно-ориентированные техники арт-терапии могут применяться и самостоятельно и в сочетании с другими (например, с релаксацией, медитацией, визуализацией, музыкальной терапией) в целях снятия эмоционального напряжения и поддержания оптимального состояния, развития навыков саморегуляции, управления стрессом (стресс-менеджмент), в рамках работы с психосоматическими проявлениями.
Кроме того, благодаря телесно-ориентированным техникам арт-терапии достигается повышение физиологических возможностей организма, развитие экспрессии, приобретаются навыки использования языка тела, принятие собственного тела и коррекция искаженного представления о собственном теле (анарексия, булемия, дисморфофобия, послеродовой период, гендерная дисфория и др.), происходит  формирование телесного образа Я.

 

Физическая основа арт-терапии состоит в использовании различных художественных материалов и соответствующих реакций тела на них. Так, например, глина, пластилин, песок, пальчиковые краски воздействуют на тактильные ощущения. Часто клиент бессознательно выбирает именно тот материал и способ  работы с ним, которые дают нужный в данный момент терапевтический эффект.
Пример телесно-ориентированной техники и ее  этапов
1 – 2 релаксация и медитация с ориентацией на собственном теле (переключение внимания на внутренние процессы, «прогулка» по собственному телу);
3 отслеживание специфических ощущений и их визуализация (как выглядит ощущение? какого  оно цвета? ассоциации  ощущения с растительным или животным миром, например, представление тела в виде сада, ландшафта и т.д.); на данном этапе глаза лучше закрыть;
4. можно создать рисунок  или песочную композицию, отражающую ощущения; можно раскрасить свой или заданный контур тела.
Подобные техники можно проводить регулярно для отслеживания динамики внутреннего состояния, коррекции внутренней картины болезни, выработки адекватного отношения к ней.

Техника «Внутренняя картина здоровья»
Назначение: фиксация на состоянии здоровья и гармонии.
Проведение:
1. предлагается представить себе, как выглядит внутренняя картина здоровья и отразить ее на рисунке; 
2. внушить себе состояние здоровья, отраженного на рисунке;
3. монолог / диалог со своим телом или органом (соматический джорнелинг), в случае диалога то, что говорит сознание следует записывать правой рукой (правшам), то, что говорит тело – левой рукой; у левшей наоборот.
Техника Беверли Корт «Жестовое рисование»
Назначение: снятие внутренних блоков (в том числе у художников), гармонизация эмоционального фона, обретение ресурсного состояния, развитие творческих способностей.
Проведение: 1. на пол кладут ватман большого формата и закрепляют скотчем;
2. клиенту предлагается сесть, а затем, по желанию, возможно и лечь на ватман;
3. разогревающая фаза: начать медленно двигать руками и ногами, потянуться;
4. взять мелок (мелки) и продолжать двигать руками, создавая  неосознанные каракули;
5. затем можно продолжить рисование уже красками, если есть желание можно прорисовать более четкий контур каракулей, оформив их таким образом;
6. рассмотреть получившийся рисунок, могут просматриваться более или менее четкие образы;
7. Ответить самому себе или терапевту на вопросы, например: «на что похожи образы, которые ты увидел(а)?», «какие участки рисунка дают тебе большее ощущение комфорта, безопасности?»;
8. далее терапевт может попросить обозначить эти участки, прорисовав их;
9. завершающий этап: клиенту предлагается перенести в это комфортное пространство себя и зафиксировать в сознании возникшие в этот момент телесные ощущения и эмоции; это состояние может впоследствии стать ресурсным для человека, он может переноситься в него всякий раз, когда пожелает, например, в ситуации эмоциональной опустошенности или усталости.


Дополнительные материалы по теме:

  • Алексей Будза «Йога внутреннего художника», методика «техника медитативной графической гармонизации»; Ингас Ван техника «трансовый рисунок».

Институт современных психологических технологий, Россия, Москва, Копытин А.И., программа повышения квалификации "Арт-терапия: разнообразие методов". 2012

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.