Ледокол
Большинство людей, оказавшись в новом окружении ( начало семинара, первый урок в новом классе и др.), чувствует себя неуверенно. Поэтому преподавателю, начиная занятия, необходимо создать в коллективе доброжелательную атмосферу, которая позволит слушателям раскрепостится и сосредоточится на том, чему они хотят научиться. На этой стадии необходимо помочь участникам «растопить лед», сбросить оцепенелость, сделав тем самым, первый шаг на пути целостной обучающейся группы, в которой можно приятно и эффективно работать. Для этого используются техники, которые называют айсбрейкер (англ. icebreaker – ледокол).
Айсбрейкер – активный метод обучения, нацеленный на преодоление трудностей в общении между членами группы на этапе знакомства.
Метод «Визитки»
Метод позволяет:
- Познакомиться с учениками;
- Организовать знакомство учеников друг с другом;
- Создать доброжелательную атмосферу в классе;
- Организовать взаимодействие между учениками.
Подготовка и проведение. Необходимо раздать всем участникам бумагу (лист А4 разрезать на две части), которую каждый складывает вчетверо так, чтобы получилась «гармошка». Далее ученикам предлагается оформить визитку так, как показано на рисунке:
Оборотная сторона Лицевая сторона
|
|
ИМЯ
|
ИМЯ
|
Нарисуйте то, чем вы любите заниматься в свободное время
|
ИМЯ
|
Нарисуйте место, где вы любите отдыхать
|
ИМЯ
|
Нарисуйте то, что вы хотели бы назвать своим именем
|
После этого ученики скотчем приклеивают визитки на грудь и начинают обмениваться ими друг с другом по некоторым правилам:
- Подходя друг к другу, участники пытаются отгадать, что нарисовано на последней части визитки. Закончив разговор, они отрывают нижнюю часть (ту, о которой шла речь ) и меняются ими.
- Можно обменятся с одним и тем же учеником только одной частью визитки;
- Обмен происходит только тремя нижними частями, самая верхняя часть остается на груди;
- Можно обмениваться визитками молча, а затем в кругу представить всех участников.
Ледокол-2
Метод «Отыщи кого-нибудь...»
Перед началом действия участники получают листы с таблицей, которую им предстоит заполнить. Заполнение квадратов таблицы происходит в процессе хаотического общения участников между собой. Необходимо задавать друг другу вопросы, содержащиеся в таблице, и, в случае, если ответ утвердительный, заносить имя своего партнера в соответствующий квадрат. Задача участников – заполнить всю таблицу без исключения. Этот метод позволяет перейти от визуального знакомства к дальнейшему узнаванию друг друга.
Кто получает удовольствие от прогулок пешком |
Кто засыпает перед телевизором
|
Кто умеет разговаривать более чем на двух языках
|
|
|
|
Кто умеет пользоваться китайскими палочками
|
Кто любит шоколад
|
Кто живет на пятом этаже
|
|
|
|
У кого есть кот (кошка)
|
Кто любит вышивать
|
Кому нравится готовить
|
|
|
|
Метод «4 угла». Участникам предлагается отвечать на вопросы по определенному алгоритму. Тренер задает вопрос, который имеет четыре заданных варианта ответов и пятый – свободный. При этом каждый из заданных ответов соответствует определенному цвету ( красному, желтому, зеленому, синему ), который, в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов комнаты (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги одного из упомянутых цветов). Участники, прослушав вопрос, выбирают один из предложенных вариантов ответа и перемещаются в тот угол, который ему соответствует. В случае, если ни один из четырех вариантов ответов не подходит, то участник остается в центре комнаты. Таким образом, после озвучивания вопроса участники, в соответствии со своим выбором делятся на группы (от одной до пяти). Дальше в каждой группе идет обсуждение ответов на вопрос: «Почему я выбрал этот вариант ответа?». Желательно, чтобы на него ответил каждый участник в группе. Этот этап длится несколько минут, в зависимости от динамики обсуждения в группах (можно время изначально ограничивать). После чего участники возвращаются в центр помещения им задается следующий вопрос.
Правила при составлении вопросов:
- Вопросов не должно очень много (около 9);
- Первый (1 –3 вопросы) и основной (4 – 5 вопросы) блок должен содержать вопросы по поводу общих моментов (любимый цвет, напиток, пора года, телепередача и т. д.);
- Три последних вопроса должны относиться непосредственно к содержанию занятия, что позволяет начать постепенное погружение в тему.
Примерные вопросы: Ледокол-3
- Ваш любимый цвет?
- Красный;
- Желтый;
- Зеленый;
- Синий;
- Ваша любимая пора года?
- Весна – зеленый;
- Лето – красный;
- Осень – желтый;
- Зима – синий;
- Ваше любимое время суток?
- Утро – зеленый;
- День – красный;
- Вечер – желтый;
- Ночь – синий;
- Ваш любимый праздник?
- День рождения – зеленый;
- Пасха – красный;
- Рождество – желтый;
- Новый год – синий;
- Ваша любимая телепередача?
- Новости – зеленый;
- Музыкальные передачи – красный;
- Телесериалы – желтый;
- Спортивные передачи – синий;
- Ваш любимый напиток?
- Сок – зеленый;
- Кока-кола – красный;
- Минеральная вода – желтый;
- Чай, кофе – синий;
- Где больше всего вам нравится учиться?
- На семинаре – зеленый;
- На лекционных занятиях – красный;
- В библиотеке – желтый;
- Дома – синий;
- Какова главная задача педагога?
- Предоставлять информацию – зеленый;
- Уметь организовывать коммуникацию - красный;
- Давать советы и консультации - желтый;
- Создавать условия для получения практических навыков – синий;
- Какой метод является оптимальным?
- Лекция – зеленый;
- Дискуссия – красный;
- Групповая работа – желтый;
- Ролевая игра – синий.
Кто получает удовольствие от прогулок пешком
|
Кто засыпает перед телевизором
|
Кто умеет разговаривать более чем на двух языках
|
|
|
|
Кто умеет пользоваться китайскими палочками
|
Кто любит шоколад
|
Кто живет на пятом этаже
|
|
|
|
У кого есть кот (кошка)
|
Кто любит вышивать
|
Кому нравится готовить
|
|
|
|
Кто получает удовольствие от прогулок пешком
|
Кто засыпает перед телевизором
|
Кто умеет разговаривать более чем на двух языках
|
|
|
|
Кто умеет пользоваться китайскими палочками
|
Кто любит шоколад
|
Кто живет на пятом этаже
|
|
|
|
У кого есть кот (кошка)
|
Кто любит вышивать
|
Кому нравится готовить
|
|
|
|
Кто получает удовольствие от прогулок пешком
|
Кто засыпает перед телевизором
|
Кто умеет разговаривать более чем на двух языках
|
|
|
|
Кто умеет пользоваться китайскими палочками
|
Кто любит шоколад
|
Кто живет на пятом этаже
|
|
|
|
У кого есть кот (кошка)
|
Кто любит вышивать
|
Кому нравится готовить
|
|
|
|
|