Е.В. Пучкина, С.В Лейсле Государственное автономное образовательное учреждение «Набережночелнинский медицинский колледж», Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Набережные Челны, Республика Татарстан Аннотация. В данной статье представлена авторская программа по использованию экспрессивной и импрессивной куклотерапии для обучающихся общеобразовательных школ и студентов среднего профессионального образования как вариативного направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Ключевые слова: куклотерапия, профилактика, коррекция, эмоциональная неуравновешенность, самооценка, тревожность, страхи, общение, адаптация, поведение.
Требования ФГОС диктуют необходимость духовно-нравственного развития школьников и студентов, включающего способность к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, социальных компетенций, способности ставить цели и строить жизненные планы, социальную самоидентификацию, формирования способности противостоять негативным воздействиям социальной среды. Это обусловило необходимость использования инновационных технологий в деятельности практического психолога образования. Одной из наиболее востребованных и эффективных технологий является куклотерапия. Куклотерапия, с нашей точки зрения, незаменима при решении проблем, связанных с факторами риска, характеризующими психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Куклотерапия способствует формированию навыков сознательного принятия нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми в юношеском возрасте. Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональные проблемы. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь. Куклы - hand-made, то есть ручной работы, самостоятельно сделанные – пальчиковые, плоскостные, из ниток или текстиля, из подручных и природных материалов, глины, проволоки и т.д., по мнению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Все вышеизложенное обусловило создание авторской программы «Тайны кукольной шкатулки». В авторской программе раскрыты аспекты использования экспрессивной и импрессивной куклотерапии для обучающихся общеобразовательных школ и студентов среднего профессионального образования как вариативного направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта Новизна авторской программы «Тайны кукольной шкатулки» в том, что она не только знакомит с основами куклотерапии, влиянием кукол на становление личности ребенка, подростка, коррекции детско-родительских взаимоотношений, но и предлагает технологию работы с юношеством. Авторская программа опирается на Конвенцию о правах ребенка, Этический кодекс психолога, учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся и студентов; создает безопасную окружающую среду. В программе даны технологии изготовления кукол различных систем управления, содержится практический материал для каждого занятия. Данная программа направлена на восполнение недостаточно развитых функций, свойств индивида, на преодоление внутренних препятствий, мешающих достижению поставленных целей. Проблема восполнения рассматривается в социальном и психологическом аспектах. Авторская программа «Тайны кукольной шкатулки» учитывает психологические особенности развития обучающихся и студентов на каждом возрастном этапе: - «Секреты кукольного мастерства» для обучающихся начального общего образования способствует: • сохранению и укреплению психического и психологического здоровья детей; • адаптации к школьному обучению; • формированию внутренней позиции школьника; • формированию адекватной самооценки; • коррекции школьных страхов и тревожности; • восстановлению запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности; • профилактике эмоциональной неуравновешенности; • развитию самостоятельности и самоорганизации; • развитию творческих способностей. - «Кукольный сундучок или я в мире людей» для обучающихся основного общего образования способствует: • повышению социальной активности подростка; • приобретению важных социальных навыков, навыков конструктивного общения, опыта социального взаимодействия; • оказанию помощи в решении проблем социализации; • поддержке учащихся в решении задач личностного и ценностного самоопределения и саморазвития; • профилактике асоциального поведения; • коррекции детско-родительских взаимоотношений. - «Потайная дверь в мир профессионального самоопределения» для обучающихся полного общего образования способствует: • профилактике девиантного поведения; • профилактике суицидального поведения; • профессиональному самоопределению; • достижению личностной идентичности; • формированию и развитию навыков само актуализации; • развитию психосоциальной компетентности. - Кейс «От кукольного подмастерья к мастерству» для студентов колледжа способствует: • профилактике социально-негативных девиаций в молодежной среде; • формированию социальных компетенций и предоставлению студентам возможности осознать важность приобретения социальных навыков; • формированию позитивного отношения к себе как личности, которая может выбирать и осознанно говорить «нет» искушениям молодежной субкультуры и вредным привычкам; • формированию личностных ресурсов обеспечивающих развитие у студентов социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от социально-негативных явлений, ухода от действительности (в том числе и Интернет-зависимости); • формированию у студентов умений адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, способности моделировать свое поведение в «безвыходной ситуации»; • формированию навыков решения социальных проблем, навыков социально ответственного поведения; • а также способствует раскрытию личностного потенциала студентов, формированию профессиональных компетенций, моделированию профессиональных отношений, профессиональной адаптации выпускников.
В каждом разделе программы предоставлены методические разработки 12 групповых занятий по экспрессивной куклотерапии продолжительностью 45 минут каждое и практические рекомендации для проведения индивидуальных занятий в рамках импрессивной куклотерапии. Занятия проводятся один раз в неделю. Максимальному эффекту коррекционно-развивающей работы способствует использование кукол, изготовленных обучающимися и студентами самостоятельно. Для всех обучающихся и студентов всех возрастов используются куклартины. Данный жанр был создан московской арт-группой «Пси-арт»: куклартина или кукольная картина - объемные открывающиеся конструкции, передняя сторона которых украшена рамкой, внутри, на заднем плане - живописное полотно, фотография или коллаж, например, интерьер, а на переднем – самодельные куклы, вписанные в этот интерьер. Применение куклартин способствует эффективной коррекции личностного развития, формированию толерантности, ускорению процесса адаптации к обучению в новых условиях – среднего звена общеобразовательной школы, медицинского колледжа, адаптации к работе в лечебных учреждениях - как площадкам клинической практики студентов. Излюбленными героями школьников являются куклы-настроения или куклы-состояния души, которыми легко можно управлять: открыл конструкцию, вынул одну куклу и на ее место посадил другую. Предпочитаемые куклы-герои студентов-медиков – коллеги по работе, старшие медицинские сестры, куклы-автопортреты, способствующие освоению новых способов поведения и коммуникации, снятию эмоционального напряжения и повышению самооценки, способности преодолевать трудности. Таким образом, использование куклотерапии при организации работы педагога-психолога с обучающимися общеобразовательных школ и студентами среднего профессионального образования – современное требование времени, обусловленное переходом на обучение по ФГОС второго поколения. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка, подростка, студента и коррекционно-развивающие задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее развития, коррекции или психопрофилактики. Литература 1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с 2. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны / И. Медведева, Т. Шишова. М.: Семья и школа, 1996. 272 с 3. Назаревич В. Кукла в работе психолога. Практическое пособие для психологов / В. Назаревич. Киев, 2014. 184 с 4. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда / А.Ю. Татаринцева. М.: Речь. 2007. 102 с Источник: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 587 с. |