Танцевальная психотерапия в России
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

В России танцевальная психотерапия появилась значительно позже, чем в других странах. Одной из первых работ на русском языке, в которой содержался развернутый анализ танцевальной психотерапии, была переведенная с английского языка и изданная в 1990 году книга Кьелла Рудестама «Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика» [Рудестам, 1990]. Первыми диссертациями, посвященными изучению психологических результатов и эффектов танцевально-экспрессивных методов в отечественной психологической практике, были следующие:


1) диссертация Т. А. Шкурко «Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга», защищенная в 1997 году по специальности 19.00.05 «Социальная психология» в Ростовена-Дону;
2) диссертация Н. И. Веремеенко «Социально-психологические особенности применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы», защищенная в 2003 году по специальности 19.00.05 «Социальная психология» в Ярославле;
3) диссертация Н. В. Каневской «Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений у подростков», защищенная в 2004 году по специальности 19.00.13 «Психология развития, акмеология» в Санкт-Петербурге;
4) диссертация Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств», защищенная в 2005 году по специальности 19.00.04 «Медицинская психология» в Санкт-Петербурге.

В 1995 году в Москве создается Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при поддержке Американской танцевально-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской ассоциации ТДТ и Международной ассоциации терапии творческим выражением (IEATA).
На сегодняшний день в отечественной научной литературе имеется целый ряд работ, посвященных использованию танцевальной терапии в медицине, психиатрии, психотерапии: в реабилитации психотических расстройств [Оганесян, 2005; Бирюкова, Солохина, 2012], в реабилитации пограничных психических расстройств [Шуненков, Песнина, 2016], в комплексном лечении нервно-психических и иных расстройств детей и подростков [Михайлова, 2006, Оганесян, Назарова, Поляринова и др., 2012], в реабилитации пациентов после инсульта [Ильина, Оганесян, 2014], в комплексной логотерапии заикающихся [Некрасова, 1991; Беглова, 2008; Карпова, Янченко, 2008].
В исследовании, посвященном использованию танцевально-двигательной психотерапии с детьми, страдающими эпилепсией и туберозным склерозом [Черкашина, Чернова, Гончарова, 2014], отмечаются следующие направления работы разработанной авторами концепции психологической помощи:

1) создание специальной среды для развития;
2) организация пространства для движения;
3) работа с границами и контейнированием (способностью выдерживать эмоции, напряжение, инстинктивные импульсы и реакцию на взаимодействие с окружающими людьми);
4) демонстрация детям способов присутствия в группе;
5) укрепление диадных отношений (как в детско-родительской паре, так и в паре родитель — родитель);
6) создание творческой атмосферы и расширение двигательного репертуара детей.


Авторы выделяют следующие факторы, связанные с участием родителей, которые тормозят развитие терапевтического процесса в данной группе клиентов:
1) прямые директивы родителя «делай, как ведущий делает» — ведущие отмечали прекращение потока движений ребенка, так как ребенок либо не хотел, либо не мог повторить движение;
2) увлечение самих родителей музыкой и движением, что приводило к тому, что они уходили в свой танец, переставая настраиваться на ребенка, в результате чего связи родителя с ребенком ослабевали, ребенок переставал чувствовать поддержку;
3) слишком большая подстройка родителя под ребенка, в движениях которого было либо недостаточно энергии, либо однообразные движения. В этом случае энергия снижалась, ребенок терял интерес, уходил с занятия или засыпал.
4) поддержание родителями слишком жестких внешних границ, и одновременно отсутствие внутренних границ и слияние со своим ребенком.


Также в отечественной научной литературе есть труды, которые посвящены изучению отдельных методов и приемов танцевальной психотерапии, а также определенных видов танца в медицине и психиатрии. Так, М. И. Готлиб, А. В. Холмогорова описывает результаты применения аргентинского танго в целях диагностики и коррекции коммуникативных нарушений у людей, имеющих группу инвалидности в связи с тяжелым психическим заболеванием (шизофрения, аутизм, эпилепсия) [Готлиб, Холмогорова, 2015]. В процессе исследования авторы отмечали положительную динамику коммуникативных навыков пациентов: фиксировались облегчение выражения эмоций, установления контактов, появление уверенности в себе, инициативы, импровизации в танце и в общении с другими людьми. В работе А. И. Черной обсуждается применение элементов индийского танца в реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата [Черная, 2015]. М. А. Гаранина сообщает об использовании элементов танцевально-двигательной терапии в оказании психологической помощи инвалидам пожилого возраста [Гаранина, 2015]. В качестве результата автор отмечает развитие коммуникативных навыков, повышение стрессоустойчивости, поведенческой гибкости, восстановление внутренней целостности, развитие социальных навыков и адаптивных способностей.
Отдельным направлением исследований является возможность использования танцевальной психотерапии и отдельных ее элементов в обучении и развитии личности и ее отношений: в развитии системы отношений личности к себе, к другим, к группе — в рамках разработанного Т. А. Шкурко танцевально-экспрессивного тренинга [Шкурко, 1997]; в развитии структуры и содержания интерпретации невербального поведения в процессе танцевально-экспрессивного тренинга [Сериков, 2001]; в подготовке практических психологов [Ионина, 2016]; в целях психорегуляции личности [Лакомкина, 2007]; в образовательной деятельности педагога-хореографа [Михалина, 2015]; в преодолении супружеских проблем [Мартынова, 2015], в развитии эмоционально-личностной сферы человека [Мещерякова, 2016].
Проведенный анализ позволяет заключить, что танцевальная психотерапия заняла адекватное своим возможностям место в современной российской психотерапевтической практике.
Источник Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивные технологии в психологической практике: танцевальная психотерапия и танцевально-экспрессивный тренинг: учебник / Т. А. Шкурко ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 224 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.