На главную Коррекционная работа психолога в школе Беседы с детьми Как научить детей регулировать свое эмоциональное состояние. Этапы общения с ребенком
Как научить детей регулировать свое эмоциональное состояние. Этапы общения с ребенком
Коррекционная работа психолога в школе - Беседы с детьми

Предлагаем поэтапную инструкцию беседы с ребенком, которую составила Ирина Павлова, педагог-психолог ГБОУ школы № 1272 города Москвы. Используйте ее, чтобы научить школьников управлять своими эмоциями.

Когда ребенок умеет управлять своими эмоциями, он лучше справляется со стрессом, у него повышается уровень самоконтроля и ответственности за собственное поведение. Чтобы научить школьников регулировать свое эмоциональное состояние, следуйте пошаговой инструкции в беседе с ними.

1 этап Выслушайте ребенка и осознайте его эмоции

Детская проблема может казаться несущественной, но ребенок испытывает по этому поводу эмоции и нужно отнестись к ним с пониманием. Внимательно выслушайте школьника, не делая выводов.
Покажите свою открытость, готовность слушать, свой интерес. Ребенок в такой атмосфере станет более открытым. Выслушайте его до конца, дайте время и возможность максимально раскрыться. Создайте для этого комфортные условия. Попробуйте поставить себя на место ребенка. Только так можно понять, что на самом деле с ним происходит. Многие события для взрослых уже привычны, они случались много раз, а для ребенка, возможно, это первый опыт.

2 этап Посочувствуйте ребенку

Приведите ученику примеры из собственной жизни. Так вы покажите, что понимаете его, что тоже сталкивались с подобными трудностями и он не один.
Не стоит проявлять чрезмерных эмоций в то время, пока ребенок говорит. Ваша задача – создать спокойную непринужденную атмосферу во время беседы. Слишком сильная эмоциональная реакция может спугнуть ребенка.
Сочувствие не предполагает умозаключений и выводов со стороны слушающего. Позвольте ребенку делать собственные выводы, принимать решения.
Помогите ученику определить свою эмоцию и назвать ее. В большинстве случаев эмоция проявляется дискомфортом в теле. Мы знаем, что злимся, потому что у нас начинается сильное сердцебиение, сдавленность в груди, жар. Гнев – это итоговое проявление этих телесных ощущений.
Ваша задача – расширить словарный запас ребенка, чтобы он мог выразить словами то, что чувствует. Также он должен понимать, что чувства и эмоции могут быть смешанными. После разговора с вами у школьника не должно появиться ощущение, что с ним что-то не так.

К СВЕДЕНИЮ
Классификация эмоций для эмоционального воспитания ребенка
1. Связанные с наслаждением: счастье, радость, восхищение, предвкушение, восторг.
2. Связанные с гневом: злость, ярость, негодование, раздражительность, враждебность, ревность.
3. Связанные с печалью: грусть, тоска, уныние, чувство одиночества, жалость, подавленность, разочарование.
4. Связанные с любовью: наслаждение, доверие, симпатия, влюбленность, дружелюбие.
5. Связанные с удивлением: изумление, потрясение, шок, интерес.
6. Связанные со стыдом: смущение, чувство вины, унижение, сожаление, обида, раскаяние.

3 этап Ограничьте выражение эмоций в поведении

Открытость и демократия в отношении чувств ребенка не должна переходить грань и становиться вседозволенностью. Взрослому нужно не только поддержать ребенка в том, что тот чувствует, и признать эту эмоцию, но и разъяснить ему особенности поведения. Например, чувствовать ревность к младшему брату - это нормально, но бить его - недопустимо.
Важно выразить неодобрение не к чувствам, а к поведению. Если в момент сильной эмоциональной реакции на младшего брата вы будете говорить ребенку, что он должен испытывать любовь к нему, то добьетесь только того, что ребенок закроется от вас психологически. Это произойдет потому, что он почувствует себя непонятым.

4 этап Научите целеполаганию

После того как ребенок эмоционально поддержан, услышан взрослым и его тревога утихла, можно приступить к решению проблем. В разрешении сложной ситуации подключите логику и мышление. Помогите ребенку определить цель, спросите, какой результат он хотел бы получить.
Используйте для обучения ребенка целеполаганию интеллект-карты. Это универсальный прием, который выражается в вербально-графическом способе коммуникации. Интеллект-карта помогает организовать воспитательное пространство, в котором ребенок будет самостоятельно предлагать идеи для решения сложной ситуации вне зависимости от возраста.
В отличие от взрослых дети не умеют видеть последствия своих поступков, они живут «здесь и сейчас». Интеллект-карты научат школьников смотреть далеко вперед и предвидеть, чем это все для них может закончиться.
Покажите ребенку как работать с интеллект-картой. Для начала необходимо кратко сформулировать ситуацию и изобразить ее в центре листа. Далее обсудите желаемый результат. После этого наметьте совместно пути решения и запишите их по краям от обозначенной ситуации, как показано на рисунке 1.
Для каждого из решений нужно определить последствия для себя, для других и для ситуации. Продумать нужно как положительные последствия, так и отрицательные (рисунок 2). Оцените вместе с ребенком, насколько каждый из этих способов безопасен и будет ли он работать.

схемы

5 этап Обсуждайте идеи с детьми

Ребенку необходимо принять решение, какие стратегии стоит попробовать реализовать, а какие отбросить. Ученик не должен стараться угадать правильный ответ, которого ждут от него взрослые. Поэтому атмосфера доверия и принятия крайне важна. Объясните, что ни одно предложение не может быть бесполезным для рассмотрения.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, №8, 2018г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.