На главную Коррекционная работа психолога в школе Беседы с детьми Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников.
Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников.
Коррекционная работа психолога в школе - Беседы с детьми
Индекс материала
Цикл групповых занятий «Четыре САМО». Беседы для старшеклассников.
Часть 1. Готовность к саморазвитию
Глава 2. Внутренние регуляторы поведения
Часть 3.САМОПОЗНАНИЕ или ШАГИ К СЕБЕ «Какой Я?»
Часть 4. Самопознание или шаги к себе (самонаблюдение)
ЧАСТЬ 5. САМОПОЗНАНИЕ с помощью психодиагностики
Часть 6. САМОПОЗНАНИЕ (микроситуации)
ЧАСТЬ 7. В МИРЕ ЧУВСТВ
ЧАСТЬ 8. САМОСОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ
ЧАСТЬ 9. Саморазвитие. Креативность
Методы исследования личности
АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «БУДЬ ГОТОВ!»
Внутренний мир человека и система представлений о себе
Самопознание
Тест – анкета самооценки способностей к самопознанию и саморазвитию личности
Все страницы

Цикл групповых занятий «Четыре САМО».
Беседы для старшеклассников.

Составила Степаненко Анна Павловна.


Цель:
Стимулировать саморазвитие школьников.

Задачи:
Активизировать у учащихся процессы самопознания, самовоспитания, самообучения.
Дать практические умения и навыки самопознания, самовоспитания и самообучения.

Содержание:
Часть 1. Готовность к саморазвитию.
Часть 2. Внутренние регуляторы поведения (образ «Я»).
Часть 3. Самопознание. «Какой Я?»
Часть 4. Самонаблюдение.
Часть 5. Самопознание (п. диагностика).
Часть 6. Самопознание (микроситуации). 
Часть7. В мире чувств.
Часть 8. Самовоспитание.
Часть 9. Саморазвитие.

Пояснительная записка

Вечен интерес человека к себе. Он обречен на поиск смысла жизни, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла – не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Для каждого из нас самым значимым и непознанным остается собственное «я».
Информация о личности может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные из этих источников обозначаются (по Р. Кэттеллу) как «L” “Q” “T”- данные.
« L» – данные – данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в реальной жизни. При исследовании личности применяют метод изучения документов – характеристик испытуемого, где изучается его жизнедеятельность, описанная экспертами за определенные периоды жизни. Формализовано «L – данные получаются методом экспертной оценки признаков поведения, элементов деятельности или черт личности испытуемого по определенным критериям. Экспертная оценка связана с необходимостью разрешения многих проблем, в частности проблемы надежности экспертизы (влияние личностных отношений – «Эффект ореола»), которая разрешается путем привлечения к экспертизе нескольких (10) независимых экспертов. При самопознании в качестве эксперта выступает сам человек, ведь никто лучше самого человека не знает его. «Самопознание – самонаблюдение».
«Q» – данные – данные, полученные в результате измерения психологических признаков при помощи тестов, опросников и методик самооценок. Слабой стороной тестовых измерений является инструментальная погрешность, которая может носить познавательный (недостаток самопознания) или мотивационный характер (дисимуляция – социальная желательность ответов; агравация и симуляция – подчеркивание своих дефектов; могут носить как сознательный, так и неосознаваемый характер). «Самопознание – самодиагностика».
«T» – данные – данные объективных тестов, полученные в результате измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. Сущность измерительной процедуры заключается в создании специальных микроситуаций, способствующих проявлению основных свойств личности. Объективность измерений достигается путем наложения ограничений на возможности искажения тестовых оценок (шкала достоверности, коррекции, стандартизация данных, маскировка истинных целей исследования, неожиданная постановка задачи, неопределенность, нечеткость целей тестирования, отвлечение внимания, создание эмоциональной ситуации при тестировании, эмоционального содержания тестов, автоматизированные реакции, «непроизвольные» индикаторы, «фоновые» индикаторы и т.д.) и применения способов получения информации по реакции испытуемых на диагностическую ситуацию. «Самопознание с помощью специальных упражнений».
Ю. Орлов: Самопознание – это не постижение некоторой скрытой метафизической и таинственной сущности, которую в быту называют «душой» или «психикой», а воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как делали и почему делали, как относились к другим и как они относились к нам и почему. Поэтому тот, кто думает, что самопознание – это уединение, отключение, самосозерцание – ошибается. Самопознание и самосовершенствование – это обычная повседневная деятельность – тот кто совершенствует себя внешне не отличается от других, они отличаются внутренне.
Принято думать, что самосовершенствование – это заставлять себя делать то, что не хочется, преодолевать себя ради достижения цели. Но это не путь. Насилие всегда способствует возрождению сопротивления. Самосовершенствование состоит в развертывании своей индивидуальности по пути ненасилия. Способность ненасильственно достигать желаемого результата требует знания, самопознания и совершенствования. Невежество всегда было основой и оправданием всякого насилия, а путь ненасилия предполагает знание. Тайна неприявязанного труда была открыта давно. Мы устроены так, что полное погружение в действие, сосредоточенность на нем обязательно вызывают состояния, близкие к экстазу, что принято называть вдохновением. Если вдохновение не наступает даже при сосредоточенном труде, то это симптом того, что ранее эта работа осуществлялась через насилие, принуждение или со стороны другого человека или со стороны самого себя. Поэтому самосовершенствование состоит в постепенном уменьшении самопринуждения к делу, к которому побуждает необходимость, и соответственно в уменьшении моей несвободы, в приобретении все большей и большей свободы. Самосовершенствование – управление своими переживаниями и чувствами…

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.