На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинговое занятие. Тема: "Позитивное самоутверждение"
Тренинговое занятие. Тема: "Позитивное самоутверждение"
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Цель: овладение навыками позитивного самоутверждения.
Задачи:

  • снижение напряжения, тревожности;
  • развитие вариативности мышления;
  • отработка навыков и умений позитивного самоутверждения;
  • обучение навыкам расслабления, поиск внутренних ресурсов.

Необходимые материалы: ручки, цветные карандаши, краски, кисти, бумага для рисования разного формата, ткань размером 40х40, 50х50 (для каждого участника), капрон, нитки, иголки, ножницы, пластмассовое «яйцо», магнитофон, релаксационная музыка.

1. РАЗОГРЕВ.
Игра «Затейник» (10 минут)
Играющие сидят или стоят в кругу. Выбирается «водящий», он выходит. В его отсутствие выбирается «затейник». Все хлопают в ладоши. «Водящий» возвращается и становится в центре круга. «Затейник», улучив момент, показывает новое движение, остальные его повторяют, незаметно следя за «затейником». «Водящий», вычислив «затейника», садится на его место, а тот, в свою очередь, становится «водящим».

2. ПРАКТИКУМ.
Ведущий: «Перейдем к теме сегодняшнего занятия. Для этого почитаем «Мои права» (прочитать вслух). А сейчас разбейтесь на группы и в течение 5 минут обсудите вопрос «А»: Согласны ли вы с тем, что у вас есть эти права? С осуществлением каких из этих праву вас возникают трудности?». После обсуждения высказывания от каждой группы.
В: «А сейчас в группах обсуждение вопроса «Б»: С каждым из этих прав связаны соответствующие обязанности (например, если у меня есть право на то, чтобы ко мне относились с уважением, я должен сам с уважением относиться к другим, более того, я должен вступаться за тех, чьи права не соблюдаются, особенно если они не могут защитить себя сами). Подумайте, какие обязанности сопряжены с остальными правами из приведенного выше списка». После обсуждения высказывания от каждой группы.
В: – Возникли ли у вас какие-либо трудности с формулировкой обязанностей, сопряженных с этими правами?
– Скажите, что новое узнали, выполняя это упражнение?

3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
В: Сейчас мы обсудим следующий вопрос:
– Бывает ли так, что мы в силу каких-то причин не осуществляем свои права, и что можно сделать, чтобы исправить положение?
В таблице 1-А вы найдете четыре списка слов, характеризующих четыре стиля поведения – агрессивный, пассивный, нечестный, позитивный.
Начнем с агрессивного стиля поведения.
Кто хотел бы прочитать список слов, описывающих этот стиль? (читается всё).
В: Ученые полагают, что в семейных отношениях чаще всего встречается агрессивный стиль. Причем он срабатывает, по крайней мере, так может показаться на первый взгляд. Нам ведь действительно удается добиться от детей своего, но каков перспективный результат.
Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу каждого из этих стилей поведения. Какой стиль вы сами используете в повседневном общении в различных ситуациях? Какой стиль преобладает у ваших близких, коллег, администрации?
В: А сейчас перейдем к обсуждению способов позитивного самоутверждения {Таблица 1Б). В ней вы найдете пять способов позитивного самоутверждения. Давайте прочитаем и обсудим этот материал.

4. УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ.
Раздать копии с учебными примерами.
В: Здесь перечислено несколько ситуаций, в каждой из которых можно применить любой из четырех стилей поведения, которые мы обсуждали. Пожалуйста, разбейтесь на 6-7 подгрупп и обсудите, как каждая ситуация может быть разрешена с применением четырех стилей поведения (распределить ситуации по подгруппам).
В: В трех первых ситуациях возможные реакции уже приведены в качестве примера. Я буду подходить к каждой группе – если в чем-то не уверены, или если у вас возникают какие-нибудь вопросы, обращайтесь ко мне за помощью.
Представление подгруппами ситуаций и возможных реакций на них.
Обсуждение.

5. ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
В: Мы перейдем к отработке умений и навыков. Пожалуйста, разбейтесь на пары и предпочтительно выбрать тех, с кем вы реже всего общаетесь в повседневной жизни (если кому-то не хватило пары, можете создать тройку). Вам предстоит попробовать применить позитивный подход к любой из ситуаций, перечисленных в «учебных примерах». Вы можете воспользоваться советами из таблицы 15, но не забывайте после каждой попытки спросить у своего партнера, что у вас из этого получилось, как вы «смотрелись» со стороны. Может получиться, что вы будете говорить слишком извиняющимся или агрессивным тоном. В этом случае надо попробовать проделать упражнение столько раз, сколько потребуется, пока все не выйдет, как надо. Лучше выбрать ситуацию, которая вызывает у вас затруднение в вашей жизни (если есть похожая, возможно представление реальной ситуации) и попробовать разрешить ее в первую очередь. В оставшееся время переходите к другим актуальным для вас ситуациям. Выполняйте упражнение по очереди.
Я буду подходить к каждой паре, так что, как и раньше, можете обращаться ко мне с любыми вопросами (10-15 минут).
В: – Ну, что у вас получается? Понравилось ли вам вести себя, в позитивной манере?
Обсуждение.
В: Расскажите своим партнерам о различиях между тем, как они действовали во время выполнения упражнения, и тем, как они действуют в реальной жизни.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
В: Вы получили определенные знания и навыки и для того, чтобы претворить их в жизнь, особенно дома, в общении со своими близкими, мы приступим к выполнению домашнего задания. Вам розданы бланки «Домашнее задание», на которых вы найдете несколько соображений по поводу того, как это можно сделать. Сначала каждый из вас должен поработать над своим собственным планом действий. Для этого нужно выбрать кого-либо из списка людей, в общении с которым вы хотели бы вести себя более позитивно, а потом одну, максимум две ситуации, в которых вы хотели бы применить новые умения и навыки. И так, в течение 2-3 минут обдумайте свой план действий (письменно).
Разбейтесь на пары и помогите друг другу уточнить свои планы.
Может кто-то хочет поделиться своим планом.

7. КРЕАТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ.
Включается релаксационная музыка.
I этап.
Упражнение «Познакомьтесь со своим проводником».
Закройте глаза и глубоко расслабьтесь...
Вся необходимая нам мудрость и знания находятся в нас. Они доступны нам через интуицию, которая связывает нас со Вселенским разумом. Однако часто нам кажется трудным найти путь к своей высшей мудрости. Лучше всего это сделать, познакомившись со своим внутренним проводником.
Этот внутренний проводник известен нам под многими именами, такими, как советчик, духовный руководитель, воображаемый друг или учитель. Это высшая составляющая нас часть, которая приходит к нам в различных формах, но обычно принимает вид человека, с которым можно поговорить и который относится к нам как мудрый любящий друг.
Приводимое здесь упражнение поможет вам познакомиться со своим духовным проводником.
Идите в свое внутреннее святое место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь... Теперь представьте, что в этом святом месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль... Вы идете по дороге, а навстречу вам движется существо, излучающее чистый, яркий свет...
По мере приближения вы начинаете различать, мужчина это или женщина, как он (она) выглядит, какого возраста, в какой одежде. Чем ближе он (она) приближается, тем больше деталей вы видите. Поприветствуйте этого человека и спросите, как его (ее) зовут. Пусть это будет любое имя, какое придет вам в голову, об этом не нужно заботиться...
Теперь покажите своему проводнику ваше святое место. Ваш проводник будет указывать вам на что-то, чего вы никогда до этого не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом...
Спросите своего проводника, не хочет ли он (она) сказать вам какой-либо совет. Если хотите, можете задавать какие-то особенные вопросы. Возможно, вы получите незамедлительный ответ, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже в той или иной форме...
Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на это раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите его (ее) снова посетить ваше святое место...
Откройте глаза и вернитесь к внешнему миру.
Ваш проводник может время от времени менять форму или имя, а может оставаться неизменным целые годы. В одно и тоже время у вас может быть несколько проводников.
Ваш проводник ждет вас всегда, когда вам нужны помощь, поддержка, мудрый совет, знания, творческое вдохновение, любовь или дружба. Многие люди, наладив с ним свои отношения, встречают его каждый день во время медитации.
II этап.
Нарисуйте цветными карандашами или красками те образы, которые вы видели, чтобы закрепить ресурсный эффект.
III этап.
Можете записать ответы на вопросы, которые вы получили.

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
В: Итак, на этом занятии мы говорили о том, что у вас есть права, и что эти права сопряжены с обязательством уважать аналогичные права окружающих. Затем мы обсудили ситуации, в которых нам не удается вести себя позитивной манере, и более приемлемые способы разрешения таких ситуаций. Наконец, мы выбрали те сферы нашей повседневной жизни, в которых нам не удается вести себя в позитивной манере, и более приемлемые способы разрешения таких ситуаций. Наконец, мы выбрали те сферы нашей повседневной жизни, в которых нам надо применить умения и навыки позитивного самоутверждения, и составили планы действий, которые нам помогут решить эту задачу – не забывая о том, что начинать надо с малого. И, наконец, мы провели креативную визуализацию, которая помогла нам немного расслабиться и получить помощь от вашего воображения.
А сейчас я попрошу вас в течение нескольких минут рассказать о том, что вам понравилось и не понравилось в этом занятии, что вы ощущаете, словом, что вы обо всем этом думаете. (Если комментарии будут носить негативный характер, постарайтесь закончить занятие на позитивной ноте, попросив слушателей назвать что-то новое, что они узнали или чему они научились).

  • ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Приложение №1
МОИ ПРАВА

1. У меня есть право на то, чтобы ко мне относились с уважением. Я достоин уважения независимо от того

  • сколько мне лет
  • какого я пола
  • какая у меня сексуальная ориентация
  • к какой социальной группе или расе принадлежу
  • кто я по профессии
  • есть у меня работа или нет
  • являюсь ли я инвалидом или нет.

2. У меня есть право сказать «нет», или «да», или «я не знаю», или «я не понимаю», или не говорить ничего.
3. У меня есть право выражать свои чувства.
4. У меня есть право высказывать своё мнение и менять его по своему усмотрению в любое время сейчас или в будущем.
5. У меня есть право высказывать свои желания, потребности или предпочтения и просить, чтобы мне предоставили то, что мне нужно (хотя я признаю, что ответ на эту просьбу может быть отрицательным).
6. У меня есть право иметь чувства, идеи, желания, вкусы, потребности, стандарты, ценности, которые отличны от твоих...
7. У меня есть право выслушивать критику в свой адрес напрямую, не становят предметом сплетен и пересудов.
8. У меня есть право повременить с принятием решения до тех пор, пока я не рассмотрю все «за» и «против».
9. У меня есть право принимать решения, которые не нравятся другим - и даже делать ошибки.
10. У меня есть право открыто выступить против любого человека, строя или обычая, который ограничивает права других людей.
11. У меня есть право принимать участие в выработке решений, принимаемых моей семьей, церковью, профессиональной ассоциацией, а так же любым государственным органом, если эти решения затрагивают мои интересы.
12. У меня есть право наслаждаться жизнью.
А. Согласны ли вы с тем, что у вас есть эти права? С осуществлением
каких из этих праву вас возникают трудности?
Б. С каждым из этих прав связаны соответствующие обязанности (например, если у меня есть право на то, чтобы ко мне относились с уважением, я должен сам с уважением относиться к другим, более того, я должен вступаться за тех, чьи права не соблюдаются, особенно если они не могут защитить себя сами). Подумайте, какие обязанности сопряжены с остальными правами из приведенного выше списка.

 

Приложение №2
ТАБЛИЦА 1А:
ЧЕТЫРЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ
Ниже приводится четыре списка слов, которые можно использовать для описания четырёх моделей поведения. Не забывайте о том, что нельзя судить людей по их поведению: человек может вести себя позитивно, хотя внешне это выглядит совсем иначе. Только последняя из четырёх моделей представляет собой истинно позитивное самоутверждение. Какую из этих моделей вы обычно используете в своей повседневной жизни?

СТИЛЬ
ПОВЕДЕНИЯ

СИНОНИМЫ

ЖЕСТЫ И МИМИКА

РЕЗУЛЬТАТ

АГРЕССИВНЫЙ

Наступательный, враждебный, напористый, неуважительный, вспыльчивый, жестокий, язвительный, принижающий, деспотичный, жёсткий, раздражённый, оскорбительный, начальственный, обвиняющий

Повышенный голос, тыканье пальцем, горящие глаза, сжатые кулаки

Причиняет людям боль. Настраивает всех против себя. Наживает себе врагов. Учит ребёнка быть агрессивным.

пассивный

Вялый, забитый, долготерпеливый, смиренный, сдержанный, жалкий, безвольный, молчаливый, извиняющийся, суетливый, слабый, робкий

Извиняющийся тон, не знает куда девать руки, старается не смотреть в глаза собеседнику, плечи ссутулены

Позволяет вить из себя веревки. Теряет уважение. Перестает уважать себя. Учит ребёнка быть безответственным.

нечестный

Саркастический, уклончивый, двуличный, обидчивый, злокозненный, предательский, вымещающий зло на других, мелочный, придирчивый, играющий на чувстве вины, циничный, фальшивый

Сочетание различных жестов и мимики, характерных для агрессивной и пассивной модели

Причиняет людям боль тайно, исподтишка. Манипулирует людьми, заставляя их чувствовать себя виноватыми. Создаёт вокруг себя атмосферу враждебности. Ребёнок не знает, как себя вести.

ПОЗИТИВНЫЙ

Положительный, прямой, свободный, стабильный, честный, непринуждённый, уважительный, спокойный, смелый, открытый, способный открыто выражать гнев, самобытный, весёлый, миролюбивый, терпеливый, уравновешенный, справедливый, оказывающий поддержку, дружелюбный

Тело расслаблено, голос спокойный, всегда смотрит в глаза собеседнику

Окружающие чувствуют, что их уважают. Возрастает самооценка и уверенность в собственных силах. Учит ребёнка уважению к себе и другим.

 

Приложение №3
ТАБЛИЦА 1Б:
НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ПОЗИТИВНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Ниже приводится несколько советов относительно того, что можно сделать, чтобы ваше поведение стало более позитивным. Они помогли многим людям найти свой способ самоутверждения, что, впрочем, вовсе не означает, что они обязательно сработают в вашем случае. Постарайтесь воздержаться от навешивания ярлыков. Не забывайте, что нет людей, поведение которых во всех ситуациях является позитивным, агрессивным или пассивным. Любой человек может вести себя позитивно в одних ситуациях и как-то иначе в других.

ВСЕГДА ВЫСКАЗЫВАЙТЕСЬ В ЛИЧНОСТНО-ОКРАШЕННОЙ МАНЕРЕ

Мне нравится такая музыка. Как безработный/женщина/христианин, я с этим не согласен (не согласна). Я думаю, что эта встреча должна закончиться не позже, чем через час. Я люблю тебя. Я полагаю, что тебе не следует смотреть этот видеофильм

ПРЯМО ГОВОРИТЕ, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ

Мне нужно передохнуть. Я хотел бы часок побыть один. Мне не хотелось бы, чтобы ты не приезжала в эти выходные -у меня есть важные дела. Я хотела бы выпить чашечку чаю. Нет, мне сегодня не хочется заниматься любовью. Я хотела бы поехать туда вместе с Джоном.

ГОВОРИТЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, А НЕ ТОЛЬКО О ТОМ ЧТО ВЫДУМАЕТЕ

Я сегодня допоздна работал, поэтому чувствую себя совершенно разбитым. Подожди, я перестал понимать, что происходит; у меня такое ощущение, что я совсем запутался: объясни мне всё это ещё раз, пожалуйста. Когда ты говоришь со мной в таком тоне, я чувствую, что мне становится страшно – как будто я маленькая девочка, и меня за что-то распекает директор школы. Когда ты употребляешь такие слова, ты оскорбляешь во мне женщину. Ситуация была не из лёгких, и я до сих пор под большим впечатлением от того, как ты с ней справился.

ГОВОРИТЕ С ЧЕЛОВЕКОМ, А НЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Мне в какой-то момент показалось, что ты меня игнорируешь, и я просто не знала, что мне делать. Это замечание меня обижает, что ты этим хочешь сказать? Ты уже третий раз за эту неделю возвращаешься домой за полночь, и я уже начинаю не на шутку сердиться.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ, ВЫСЛУШИВАЙТЕ ОТВЕТЫ И БУДЬТЕ ГОТОВЫ ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ НАЧИНАТЬ СПОРИТЬ ИЛИ ЗАЩИЩАТЬСЯ

А почему ты так говоришь? Ты не мог бы объяснить поподробнее? Это я так думаю, но я знаю, что ты со мной не согласен - что ты думаешь по этому поводу? Скажи мне, чего тебе не хватает? Нет, я не могу отпустить тебя на дискотеку в гостинице, но ты можешь пойти в Диско-Клуб в пятницу.

Приложение №4
УЧЕБНЫЕ ПРИМЕРЫ

Ниже приводится несколько примеров того, как одна и та лее ситуация может разрешаться с использованием всех четырех моделей поведения.

А: Ваша подруга приходит к вам в гости два-три раза в неделю вместе со своими двумя детьми и каждый раз проводит у вас дома по несколько часов. Вы понимаете, что ей одиноко, но из-за этих визитов вы не успеваете делать уборку в доме, и это постепенно начинает выводить вас из себя.

Агрессивная реакция: «Знаешь, я пришла к выводу, что мне надоело с тобой нянчиться – тебе ни разу не приходило в голову, что у меня могут быть свои дела?»

Пассивная реакция: «Заходи-заходи! Ну, как поживают наши малютки?»

Нечестная реакция: «Ой, а я как раз собралась сходить в гости к маме! Вы заходите как-нибудь в другой раз, хорошо?»

Позитивная реакция: «Таня, я сейчас занята. Мне сегодня надо переделать кучу дел. Но мне всё же надо поговорить с тобой о твоих визитах. Как ты думаешь, когда будет удобнее это сделать? Может быть, когда дети лягут спать, чтобы нам никто не мешал?»

Б: Ваш начальник требует, чтобы вы выполняли сверхурочную работу, но не собирается за неё платить.

Агрессивная реакция: Перейти в наступление и потребовать повышения зарплаты.

Пассивная реакция: Молча работать дальше , чтобы сохранить мир.

Нечестная реакция: Жаловаться всем подряд, кроме начальника.

Позитивная реакция: Попросить встречу с начальником и прямо поговорить с ним о том, чего вы хотите.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
I. Разбейтесь на пары и сформулируйте позитивные реакции на ситуации, описанные в разделе «Учебные примеры». Можете воспользоваться советами из Таблицы 1Б.
Рассматривайте каждую ситуацию следующим образом:

  • сначала выберите подход, который вы собираетесь использовать;
  • затем смоделируйте его с помощью короткой ролевой игры; опишите свои ощущения;
  • наконец, попросите партнёра поделиться своими наблюдениями о том, как ваши действия воспринимались со стороны.

II. Разбейтесь на группы по три человека и обсудите, какова могла бы быть реакция на описанные ниже ситуации в случае использования следующих моделей поведения: (1) агрессивной; (2) пассивной; (3) нечестной; (4) позитивной.

В: Ваша дочь часто перебивает вас и требует обратить на себя внимание всякий раз. когда к вам в гости приходит подруга, с которой вы хотели бы спокойно поговорить о своих делах.

Г: Ваши соседи крутят музыку так громко, что весь дом просто ходит ходуном.

Д: Ваша мать ожидает, что вы приедете к ней в гости на Рождество, а вы хотите провести этот день у себя дома.

Е: Ваш врач только что сообщил вам, что у вас артрит, но он куда-то спешит, и вы стесняетесь расспросить его подробнее о том, что вам дальше делать.

Ж: Вы хотите, чтобы ваши дети начали выполнять какую-нибудь работу по дому.

3:Ваша свекровь замучила вас советами по поводу того, как надо ухаживать за новорожденным ребенком.

И: Можете использовать любую другую ситуацию из собственного опыта...

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.