Психологический тренинг: Последний забой. Автор - составитель: Отрадных Ирина Александровна Педагог дополнительного образования МОУ ДОД Центр детского творчества г. Междуреченск. Цели и задачи:
- Выявить лидеров
- Сплочение коллектива
- Научить слышать и слушать
- Научить находить самим выход из экстремальной ситуации
Аудитория:
- Рассчитан на подростков 14-18 лет
- Рекомендуемое количество от 12 до 50 человек
Время проведения: (В зависимости от количества участников)
- 12-20 чел – 30 мин.
- 20-50 чел от 1 часа до 1,5 часов.
Рекомендации:
- Можно проводить как для незнакомой аудитории, так и для сплоченного коллектива
- Рекомендуется присутствие психолога
Ход тренинга:
- Мы находимся под землей в шахте!
- Кто-то из вас обычные горнорабочие, кто то ГРОЗЫ, а кто то мастера, начальники участков. И все вы работаете в шахте, каждый день рискуя своей жизнью, спускаясь под землю.
- ВЗРЫВ МЕТАНА
- На шахте произошел взрыв метана и все кругом охвачено огнем.
- Вашему участку повезло немного больше, чем остальным. Вы оказались в вакуумной комнате с плотной дверью. Но воздуха здесь хватит всего на полчаса. Сколько самоспасателей не известно они находятся сразу за выходом и посчитать их не возможно так, как только откроется дверь воздух начнет уходить… Но известно точно что самоспасателей мало и на всех не хватит.
- Через пол часа воздуха совсем не останется и оставшиеся умрут.
- Вам надо выстроиться в ряд перед выходом.
- Велика вероятность того, что тот, кто выйдет первым – тому достанется самоспасатель и он сможет выбраться на поверхность, а кто выйдет последним – нет.
- За 10 минут вам надо разбиться и встать в линию, кто выйдет первым, кто выйдет вторым и т.д.
- Обсуждение ребят 10 мин.
- Построение 5 мин.
- Обсуждение.
- Почему так встали?
- Доволен ли каждый своим местом?
- Если нет, то где бы ты хотел стоять?
- Достоин ли ты жить? Почему зачем?
- Ты, что жить не хочешь?
- Здесь вас устраивает больше?
- Общий круг.
- Каждому раздаётся 6 белых и 6 чёрных карточки.
- Сейчас каждый должен раздать свои метки в кругу.
- 1 минута на обдумывание.
- Когда ты даёшь белую метку ты говоришь: «Я не считаю, что ты должен умереть, но ты сильнее, судьба».
- Когда ты даёшь чёрную метку ты говоришь: «Ты должен жить! Я дарю тебе жизнь».
- 1 минута на обдумывание.
- Распределение меток.
- Подсчёт результатов.
- Построение по числу меток.
- Выявление лидера жизни и смерти.
- Обсуждение.
- Доволен ли ты своим местом?
- Ожидал ли ты оказаться здесь?
- Если тебе давали чёрную, ты тоже давал этому человеку чёрную, как осуществлялся твой выбор? /случайно или обдуманно/.
- Совпало ли первое ваше построение с построением сейчас?
- Если ты не доволен своим местом, то где бы ты хотел стоять?
- История.
- Мужчину повысили в должности до премьер министра компании.
- Он очень обрадовался и всем об этом рассказал.
- На следующий день, когда он пришёл на работу, его спросили: «Есть ли у вас дети? И сколько их?»
- Мужчина ответил, что дети есть и их пятеро.
- Тогда его спросили: «А кого вы любите больше всего?».
- Мужчина ответил: «Конечно же, самого маленького».
- Тогда ему задали вопрос: «Если бы вам пришлось выбирать между жизнью своего самого близкого, родного любимого человека и вашей собственной жизнью».
- А как бы поступили вы?
- Обсуждение истории ребятами.
- Обсуждение.
- Опросить каждого.
- Считаете ли вы его решение правильным?
- А как бы поступили вы?
- Продолжение истории.
- После того, как мужчина так ответил, ему отказали в должности.
- Он не мог понять почему.
- Обсуждение ребят.
- Как вы думаете, почему так случилось?
- Опросить каждого.
- Объяснение.
- Ему объяснили, из за одного ребёнка вы хотели обрести свою семью на нищету, на разорение.
- Какой же из вас получится премьер министор, который бросает свою карьеру, семью и компанию, ради одной жизни.
- Обсуждение.
- Давайте обсудим решение человека, который отказался всё-таки от должности, правильно ли он поступил?
- Кто хочет изменить своё решение? Почему?
- Поднимите руки те, кто поддерживает точку зрения этого человека /аплодисменты/. Почему?
- Кто поддерживает иную точку зрения? /аплодисменты/ Почему?
- Каждое мнение имеет право жить.
- Подсчёт карточек.
- Белые +1
- Чёрные -1
- Построение.
- Обсуждение.
- Кто оказался в другом месте?
- Изменились ли чувства?
- Разделение на три группы.
- Группа жизни.
- Группа риска.
- Группа смерти.
- Обсуждение.
- Довольны ли вы, что попали именно в эту группу. Почему?
- Зафиксировать чувства каждого.
- Ты бы хотел оказаться в другой группе? В какой?
- Ваш выбор.
- Выберите в своей группе двух людей, которые попадут, волею судьбы, в две другие группы.
 |
- Переход по группам.
- Обсуждение.
- Опрос перешедших.
- Изменились ли ваши чувства?
- Почему именно этот человек перешёл в эту группу?
- Доволен ли ты, что перешёл или нет? Изменились ли твои чувства теперь?
25.Построение 26.Поход в слепую…
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Сейчас мы с вами будем пытаться выбраться на поверхность. Пожалуйста, положите правую руку на плечо впереди стоящего для связи. Мы будем преодолевать с вами опасные участки. Вы должны договориться о системе знаков которые будут предупреждать позади стоящего об опасности (Медленно начните путь по выбранному маршруту, включающего залезания на возвышенности, пролезания под низко нависшими "обломками", протискивания между ними и т.д.) Финишируйте на каком-нибудь тесном, но безопасном месте (вершина холмика, большого камня, лестницы и т.д.), чтобы ребята скучились вместе(закрутились в спираль) и попросите ребят снять повязки. Постарайтесь, чтобы это место выглядело иначе, чем-то откуда вы стартовали - это придает моменту «снятия повязок» элемент сюрприза. Ребята окажутся в тесной спирали – что вызовет теплоту сближения, чувство уверенности, поддержки. Автоматически именно этот момент снимает напряжение, присутствующее в ходе тренинга. Лучше всего что - бы это было такое место, где ребята еще ни разу, не были. ПРАВИЛА:
- Вовремя прохождения разговаривать запрещается;
- У всех кроме первого, завязанные глаза;
- Расцепляться нельзя;
- Во время прохождения если кто, то нарушает правила, последний умирает (ОТСТАЕТ), (становится зрителем).
- Общий круг.
- Когда составлялся этот тренинг, все думали, что погибнут слабые люди, духовно – материально неустойчивые, а получилось наоборот? Как?
- Почему – то слабые выходили вперёд.
- Сильные же были готовы умереть.
- Психология слабых такая, что если ты мне дал чёрную карточку, то в ответ получишь чёрную. Или я методом случайного выбора решил, кому дать чёрную метку – это оправдание перед всеми или самим собой, не желание зависеть от обстоятельств и нести ответственность.
- За этим легко можно наблюдать.
Вывод: Убили лидеров. Я не говорю, что вы слабые, но убивают тех, кто сильнее, а этого быть не должно.
Концовка упражнения:
Когда оставшиеся группа прошла упражнение и спаслась, группе предлагается на выбор вернуться на старт, объединится со всеми погибшими, и как бы начать сначала. Но риск в том, что может получится больше погибших. Либо не возвращаться и оставить все как есть. 1 вариант: Вы все спаслись и это здорово! 2 вариант: Убили Лидеров!!! Замечание: если тренинг зашел в тупик или появилась критическая ситуация, нужно сообщить, что спасатели смогли до вас добраться и всех спасли.
Дележка чувств.
Обсуждение игры. |