На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Как регулировать свое эмоциональное состояние во время экзаменов
Как регулировать свое эмоциональное состояние во время экзаменов
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Тренинг для учащихся 9-х и 11-х классов
Как регулировать свое эмоциональное состояние во время экзаменов. Сценарий тренинга

Анна Бочарова, психолог, гештальт- терапевт, Москва
Проведите накануне экзаменов психотерапевтический тренинг для выпускников. Проработка переживаний поможет снизить уровень стресса и сосредоточиться на поставленных задачах.
Во время экзамена подросток находится в стрессовом состоянии, у него повышается уровень кортизола в крови, который указывает на тревогу. Чтобы снизить уровень тревоги, учащимся необходимо вывести свои переживания из бессознательного в сознание.


Проведите с подростками тренинг, который поможет им осознавать свои переживания в момент их возникновения. С помощью упражнений учащиеся смогут расшифровать свои тревожные мысли. Они получат опыт выбора, на чем концентрировать свое внимание, чтобы отрегулировать состояние психики.
Что понадобится для тренинга. Мероприятие проводите в просторном помещении. Расставьте стулья по количеству участников. Подготовьте ватман, листы бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки, карандаши. Для упражнения «Башня из коробков» понадобятся 25 полных спичечных коробков.

Тематический план тренингового занятия

Содержание

На что направлено

Время проведения

Часть 1. Введение. Сплочение коллективной беседой. Настраивание на совместное проживание опыта

Знакомство и общение – важная часть тренинга. «Предконтакт» позволяет провести межличностную диагностику, понять стратегию, по которой устанавливать взаимодоверие между участниками для последующей работы

20 минут

Часть 2. Упражнение «Башня из коробков»

Упражнение на сплочение формирует ответственность за общее дело. Обучает регулировать собственные эмоции и поведение. Развивает целеустремленность. Снижает гиперактивность, повышает сосредоточенность внимания и мотивацию. Позволяет группе регулировать самим отношения внутри коллектива. Развивает и укрепляет взрослую адаптивную позицию у подростков

60 минут

Перерыв                                                                                                                              20 минут

Часть 3. Упражнение «Мое будущее»

Упражнение помогает осознать причину тревожного состояния, узнать о своем пессимизме и оптимизме. Расширяет представление подростков о том, как устроен мыслительно-фантазийный процесс и какие переживания способен вызывать. Позволяет учиться самостоятельно отслеживать свои мысли и эмоциональное состояние. Формирует опыт самостоятельного осознанного управления собой

60 минут

Часть 4.
Завершение.
Рефлексия

Завершающая часть тренинга предназначена на закрепление опыта. Дает возможности для рождения собственных открытий, умозаключений, решений, которые помогают справляться с внутренними задачами психики. Поддерживает способность подростка уверенно выразить себя

20 минут


Как проводить тренинг.

Распределите выпускников на подгруппы. Оптимальное количество участников - 12 человек. Тренинг рассчитан на три часа. Основную часть мероприятия составляют два упражнения: «Башня из коробков» и «Мое будущее».
Между упражнениями сделайте перерыв – двадцать минут, чтобы участники могли отдохнуть и обдумать ту информацию, которую получили. Предложите подросткам поразмышлять на тему несдачи экзамена. Научите их находить положительные моменты в ситуациях неудач.

Сплочение коллективной беседой. Настраивание на совместное проживание опыта.
Педагог-психолог: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о том, что может происходить с нашими эмоциями во время экзамена. Познакомимся с переживаниями и особенностями проявления организма в этот момент. Узнаем, какие переживания могут мешать сосредоточиться на заданиях. Обнаружим на опыте, как возможно справиться со стрессом, если такой вдруг случится. Перед тем как мы начнем практическую часть, предлагаю каждому поделиться своим мнением о том, что такое стресс. Вы можете рассказать о собственном прожитом опыте или опыте наблюдателя. Уверена – вам есть что сказать самим, а не только слушать. Попробуем вместе раскачать эту тему.
Дайте время подросткам порассуждать и выразить свое отношение к теме стресса.

Часть 2. Упражнение «Башня из коробков»

Для этого упражнения понадобятся 25 коробков со спичками. Участники сидят на стульях широким кругом. Молча и медленно разбрасывайте спичечные коробки по полу в центре круга. Важно привлечь внимание на начало нового действия и вызвать любопытство и интерес участников. Во время этого действия не отвечайте на вопросы подростков, а в завершение дайте инструкцию.
Педагог-психолог: Перед вами спичечные коробки. Ваша задача построить из них высокую башню, соблюдая определенные правила. Башня должна быть построена на руке и содержать один ряд коробков. На каждом строительстве этажа башня переходит на руку другого участника. Поправлять коробки нельзя. с ладони на ладонь, поддерживая другой рукой ладонь соседа снизу. Все участники по очереди должны быть задействованы в строительстве. В кругу одновременно могут находиться только два человека. Договариваться, кто будет выходить в центр круга, нельзя. Во время строительства должна соблюдаться тишина. Если правила нарушаются и начинаются споры, то башню строим заново. Ваша задача выполнить упражнение, действуя слаженно.
Первый участник выходит в центр круга, берет один спичечный коробок и кладет себе на ладонь. Дальше выходит следующий участник, поднимает второй коробок с пола, кладет ровно поверх коробка одноклассника. Закрывает ладонью сверху коробки, другой ладонью придерживает руку одноклассника снизу и переворачивает башню из двух коробков себе на ладонь.
Теперь он стоит в центре круга с двумя коробками на ладони. Предыдущий участник уходит. Затем выходит другой участник, поднимает третий коробок с пола, кладет ровно поверх двух коробков на ладонь другого. Закрывает ладонью сверху, другой рукой придерживает снизу и переворачивает башню уже из трех коробков себе на руку. Затем выходит следующий участник и повышает строительство башни. И так все одноклассники по очереди строят башню.
Участвуйте вместе с подростками. Покажите своим примером, как настраиваться и строить башню. Сразу высокая башня получаться не будет. Ребята проживают стадии адаптации, настройки, столкновения и сопротивления. В это время и происходит основная психотерапевтическая работа.
1. Если происходит саботаж во время упражнения, позвольте подросткам самим регулировать свою группу, чтобы начать упражнение. Фокусируйте их на самостоятельном принятии решения: «Вы сами создаете возможность сейчас для того, чтобы построить башню или нет».
2. Во время падения башни, как правило, возникают эмоциональные реакции, споры с обвинениями. Сопровождайте подростков в этом процессе беседой, направляйте их внимание на то, как они реагируют сейчас и что происходит с эмоциями.
Пример. Спросите того, кто строит башню криво: как он сейчас относится к строительству? Важно ему строить или нет? Если нет, тогда обратите внимание, что башня тогда неустойчива и другие переживают, потому что хотят построить ее. Узнайте, в чем потребность этого участника сейчас, хочет ли он быть замеченным в своем цинизме, круто для него разрушать или создавать? Что для него сейчас в приоритете? Обратите внимание того, кто обвиняет, на его эмоциональные реакции и их проявления. Спросите участника, какой эмоциональный заряд он сейчас несет – разрушительный или создающий?
Затем предложите этим участникам начать заново. Попросите их изменить свое отношение и реакции на те, которые помогут строить.
3. Поддерживайте успехи каждого круга строительства башни. Подбадривайте кивком тех, кто изменил свое отношение к строительству и смог управлять собой. Особенно если этот ученик имел славу трудного подростка. Поддерживайте и озвучивайте каждый молчаливый медленный процесс успеха. Считайте вместе построенные коробки, перед тем как башня упадет. Отслеживайте вместе, как ребята себя вели и были настроены, когда башня была высокой. Отслеживайте, как были настроены, когда башня не получалась. Похвалите участников за собственные наблюдения и ответы.

Часть 3. Упражнение «Мое будущее»

Для этого упражнения понадобятся цветные фломастеры, ватман, листы А4, карандаши и ручки.

Педагог-психолог:

Ребята, предположите, какие самые страшные переживания происходят во время экзамена? Чего так сильно можно испугаться? Что беспокоит? Чего боятся люди во время экзамена?

Поддерживайте их ответы, чтобы подростки сами говорили. Фиксируйте ответы детей цветными фломастерами на ватмане. Развивайте их мысли о страхах все дальше и глубже. Попросите, чтобы они свои фантазийные мысли записывали у себя на листочках.

Пример беседы. При ответе на вопрос, что страшно во время экзамена, можете получить ответ: «Боимся завалить экзамен?» Тогда спросите, что ужасного случится затем, когда завалите экзамен? Будут поступать ответы: «Родители будут ругать. Не поступлю в университет. Останусь на второй год. Не поеду в Париж!» Спрашивайте глубже: «И что случится тогда? Что самое страшное в том, что родители будут ругать? Что случится самое страшное после того, как не поступишь в университет или останешься на второй год?»
Педагог-психолог: А теперь, ребята, посмотрим, что хорошего может случиться с нами, в случае если не сдадите экзамен. Чем будете заниматься? Как жить? На что потратите свое время? Какую это пользу вам сможет принести? Сочините об этом рассказ, в котором будут фразы: «И тогда я сделаю это...», «Это даст мне возможность…», «Позволит мне добиться…».
Запишите свою позитивную историю на листочке: «Кем я стану, как буду жить, если не сдам сейчас экзамен?». Пусть это будет хорошая история до самой старости. А затем посмотрим, что у нас получилось.
После сочинения попросите кого-нибудь, кто готов, поделиться своей историей первым. Если вы услышите по речи подростка, что он уходит в пессимизм, помогите ему искать положительные исходы. Пробуйте предлагать свои версии или просите участников помочь.

Каким детям нужно уделить больше внимания перед экзаменами
Экзаменационный стресс - это реакция вают тревогу. В момент мыслей про неудачу их концентрация внимания падает, ухудшается память, замедляется скорость реакции и мышление. Проведите с ними отдельное занятие на снятие психофизиологических симптомов.

Часть 4. Завершение

Педагог-психолог: Нам пора заканчивать наш тренинг.
Поделитесь, пожалуйста, с каким новым опытом
вы заканчиваете это занятие?
Что вам может помогать на экзамене?
Как вы думаете, что может помогать управлять собой во время стресса?
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2018г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.