Понятие стресса
Психология для всех - Психосоматика

В последнее время стало  очень актуальным такое направление менеджмента, как управление стрессами. Это обусловлено объективными причинами: растущее количество информации,  высокий темп деятельности, требующая постоянного внимания работа или общение с клиентами и коллегами – все это может привести к возникновению усталости и напряжения. Чем выше работоспособность и самоотдача, тем более вероятно наступление профессионального выгорания у специалистов.
В современной организации руководитель должен думать о том, как сделать работу коллектива эффективнее. Здоровый, спокойный, гармоничный человек  способен более успешно и продуктивно работать. Как помочь человеку управлять своими отрицательными эмоциями, бороться с усталостью и справляться с профессиональным выгоранием – решение этих задач и является основой стресс-менеджмента.

Правильное проявление своих эмоций - это существенный элемент управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения. Большинство руководителей и специалистов понимают стресс следующим образом:

  • это  слишком много работы и слишком мало времени;
  • неспособность справиться с накопившимися делами;
  • слишком большое социальное и эмоциональное давление;
  • состояние тревожности и раздражительности.

Научное определение стресса практически совпадает с данной трактовкой. Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). В точном переводе с английского языка стресс понимается как давление, напряжение.

Причинами возникновения стресса у менеджеров могут служить следующие факторы:
1) организация - ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений;
2) работа - перегруженность или незагруженность работой, необходимость часто принимать решения и ответственность за людей (следует отметить, что незагруженность работой является более значимой причиной для возникновения стресса, чем возможные перегрузки);
3) карьера - смена карьеры в результате несоответствия деятельности способностям; остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и ориентиров;
4) взаимоотношения - характер отношений с вышестоящими, подчиненными  и коллегами, большое количество контактов с целевыми, потенциальными и реальными клиентами; высокие требования к коммуникативной компетентности и  социальным навыкам влияния на других;
5) внутренние переживания - неадекватные представления о себе, негативный подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным «Я-образом», различными страхами по поводу своей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями;
6) адаптация к новой работе или новой должности;
7) монотонная работа, отсутствие творческого подхода к деятельности;
8) неудовлетворение финансовой потребности;
9)цейтнот(ненормированный рабочий день, зависимость заработной платы от количества времени, занятого деятельностью; отсутствие выходных, короткий отпуск; форс-мажорные обстоятельства);
10) наличие повседневных раздражителей (общественный транспорт – необходимость долго добираться на работу часто приводит к возникновению неудовлетворения и росту напряжения, ремонт, неблагоприятные условия работы; большое количество передвижений по городу).

У руководителей выделяют также специфические психологические факторы стресса (Т. Хопкинс, 1998 г.):

  • чувство вины перед семьей из-за большого количества времени, уделяемого работе  в ущерб семье;
  • отказы со стороны потенциальных клиентов или вышестоящих руководителей, следствием которых становится страх потерять авторитет и уважение;
  • неорганизованность (личная и корпоративная), плохое планирование и управление временем;
  • работа с документацией;
  • возникновение форс-мажорных ситуаций (отмена встречи, срыв проекта и т.д.);
  • несогласованность работы между подразделениями организации;
  • уход из организации ценных специалистов.

Причины неэффективного управления временем, приводящие к возникновению стрессов
1. Нечеткая постановка цели, отсутствие приоритетов в делах, отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.
2. Попытка слишком много сделать за один раз, неэффективное планирование дня.
3. Личная неорганизованность, заваленный бумагами письменный стол.
4. Отсутствие четкой структуры ведения документов (долгий поиск телефонов, адресов и т.д.).
5. Недостатки кооперации или разделения труда.
6. Незапланированные посетители.
7. Неспособность сказать «нет».
8. Отсутствие самодисциплины, неумение довести начатое дело до конца.
9.  Долгие  и непродуктивные совещания.
10. Недостаточная подготовка к выступлениям и беседам.
11. Разговоры во время работы на личные темы, излишняя коммуникабельность.
12. Чрезмерность деловых записей и «бумажной» работы.
13. Откладывание дел, которые можно сделать сегодня на другой день.
14. Желание знать все факты, владеть всей информацией.
15. Длительные, бесполезные ожидания или, наоборот, спешка, нетерпение.
16. Слишком редкое делегирование или недостаточный контроль над перепорученными делами.

Характеристики профессионально трудных ситуаций общения, вызывающих стресс

  • Когнитивно трудные ситуации, связанные со сложным и некорректным поведением (панибратство, непонимание ситуации, трудности переговоров (неспособность объяснить проблему, сформулировать вопрос).
  • «Невнятная» речь собеседника (невнятная или тихая речь, дефекты речи и т.д.).
  • Эмоционально негативные ситуации, связанные с агрессивным поведением (хамство, унижение, конфликтное поведение, оскорбления).
  • Ситуации диссонанса (жалобы клиентов или сотрудников правомочны и справедливы, а руководитель не может помочь в силу каких-то причин).

Английские психологи из  Манчестерского университета составили шкалу стресса для двух сотен профессий. На первом месте шахтеры, после них полицейские, журналисты, строители. В России к этим профессиям добавятся педагоги (и иные работники бюджетной сферы), менеджеры, работники инвестиционных компаний. Менее всего стрессовому воздействию подвержены политики и библиотекари.
Индивидуальные различия по отношению к стрессу обусловлены во многом своеобразными личностными особенностями человека. Английский исследователь стресса Д. Гранвелл  выделяет шесть диспозиционных типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс.

1. Честолюбивый тип - к этому типу относятся люди с сильной потребностью достижения и успеха. В основном это менеджеры, которые энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание себя. Основными симптомами стресса являются бессонница, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение и потребление алкоголя.
2. Спокойный тип - к нему относятся безмятежные и спокойные люди; они ориентированы на прошлое, мечтательны и малоактивны, соблюдают баланс между работой и домом, отличаются низкой уязвимостью к стрессу. Причинами стресса могут стать или другие люди, или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренное течение жизни.
3. Совестливый тип - к этому типу относятся люди мелочные, дотошные, педантичные, тщательные, догматичные и стабильные, консервативные и обязательные. Они верят авторитетам и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются в первую очередь другие люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения. Для них обычно характерна средняя степень уязвимости по отношению к стрессу, но они очень чувствительны к изменениям их привычной жизнедеятельности.
4. Неотстаивающий тип - к данному типу относятся люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим и избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтации и проблемных отношений с другими. Они испытывают внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, что и является частой причиной стресса.
5. Жизнелюбивый тип - люди, относящиеся к этому типу, жизнелюбы, сильные, энергичные, живут полноценной жизнью, жаждут новых событий и впечатлений, импульсивные и рискованные, для них характерна частая смена интересов. Причинами стресса для людей этого типа являются рутинная и скучная работа и чрезмерное внутреннее напряжение, которое существенно повышает уязвимость к стрессу.
6. Тревожный тип - люди, принадлежащие к этому типу, отличаются высокой уязвимостью к стрессу, испытывают беспокойство по поводу возможных неудач, ориентированы на будущее и чрезмерно рефлексируют, характеризуются высоким внутренним напряжением при низкой самооценке. Причинами стресса для тревожного типа личности являются ответственная работа и резкие изменения в жизни.
Специалисты и руководители, относящиеся по своим особенностям к честолюбивому, совестливому, тревожному, неотстаивающему типу  более других подвержены профессиональному выгоранию.

Выгорание – психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении в атмосфере эмоционального перенапряжения при выполнении профессиональных обязанностей. Чаще всего выгорание свойственно специалистам следующих профессий: врачи, педагоги, психологи, юристы, социальные работники,  телефонисты и  многие другие. Руководители в соотношении с рядовыми сотрудниками склонны к большему выгоранию – у них, как правило, более напряженный график и выше ответственность.

Синдром выгорания – поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.

Виды эмоционального выгорания:

  • Истощение (астенизация) – чувство постоянной усталости, утомляемости, опустошенности, вызванное работой.
  • Сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью.
  • Деперсонализация – циничное отношение к труду и объекта своего труда, непонимание своей профессиональной роли, снижение ценностного отношения к своему труду.
  • Недостаток чувства личного достижения.
  • Редукция профессиональных обязанностей (стандартизация общения, применение стереотипных навыков, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением обязанностей, раздражение, направленное на коллег).
  • Чувство незавершенности контакта, виновности.
  • Нарушение режима сна и бодрствования.
  • Психосоматические реакции, чаще со стороны сердечно – сосудистой системы, головные боли, колебания давления, радикулиты и т.д.
  • Кратковременные психогенные реакции в виде навязчивых представлений, мыслей, сомнений, фобий.
  • Изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности (разочарование в себе как специалисте, снижение профессиональной самооценки, переживание как личной, так и профессиональной несостоятельности).
  • Изменение отношения к клиентам (детям, покупателям, родителям и т.д.) с позитивного на негативное (например, у педагога ученики вызывают раздражение, злость, гнев, брезгливость и другие, ранее отсутствовавшие негативные чувства).

В своем развитии выгорание проходит следующие стадии.

  • «Напряжение».

Изначально напряжение возникает как результат  переживания психотравмирующих обстоятельств. После чего у человека появляется неудовлетворенность собой, ощущение «загнанности в клетку»,  тревога и депрессия. Если напряжение не проходит, и рабочая ситуация ухудшается, выгорание переходит во вторую стадию.

  • «Резистенция».

Резистенция проявляется как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование на окружающих, что приводит к эмоционально-нравственной дезориентации и расширению сферы экономии эмоций. В результате этого происходит редукция профессиональных обязанностей.

  • «Истощение».

Стадия истощения характеризуется следующими признаками: наличие эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности от происходящего, личностная  отстраненность (деперсонализация), возникновение психосоматических и психовегетативных нарушений.

У руководителей и сотрудников, находящихся в интенсивном общении  с людьми, долго длящееся выгорание часто приводит к проявлению невротических признаков, в основе которых лежат нерационально разрешенные личностью противоречия (как находящиеся внутри личности, так и между личностью и значимыми для нее внешними сферами).

Неврозы имеют выраженные три стадии.
Первая стадия:
- появление головной боли,
- эмоциональная лабильность (легкость перехода от грустного настроения к веселому; от слез к смеху),
-  снижение работоспособности,
- нарушение сна (сон уменьшается до  4-5 часов, бессонница),
-  потеря прежних интересов,
- снижение произвольного внимания (невозможность сосредоточится надолго на одном виде деятельности).
Для уменьшения негативного воздействия первой невротической стадии и восстановления, как правило, достаточно физиологической профилактики (правильное питание, прогулки на свежем воздухе,  физическая работа или занятия спортом).
Вторая стадия:
- затрудненность включения в трудовую деятельность,
- снижение интеллектуальных способностей,
- акцентирование на свои проблемы и неприятности,
- ощущение разбитости и боли во всем теле,
- снижение сексуальной потребности,
- возникновение серьезных соматических изменений (гастриты, колиты, сердечно-сосудистые заболевания).
Эффективными на этой стадии будет, помимо физиологической профилактики, работа  с психотерапевтом, занятия аутотренингом и обучение релаксации.
Третья стадия:
- ощущение хронической усталости,
- уставшие пустые глаза,
- амимичное лицо (обедненная мимика),
- проявление депрессивных признаков (безрадостность, пессимизм),
- снижение иммунитета (ОРЗ длиться несколько месяцев, частые болезни).
Преодоление третьей стадии невроза, как правило, требует медикаментозного и психотерапевтического лечения.

Конева Е.В., Луканина М.Ф. «Психология эффективного руководства». Практическое пособие для специалистов социальных учреждений молодежи. г.Ярославль, ООО «Издательство «Литера», 2008, - 199 стр.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.