Тренинг толерантных установок
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Толерантность, терпимость и нетерпимость, ксенофобия и экстремизм – долгое время эти слова можно было встретить только в узкоспециализированной литературе. Сегодня – они повсюду. О толерантности говорят политики, учителя, деятели культуры и искусства… Невольно и сам начинаешь оценивать каждое свое слово, каждый поступок с этой позиции: толерантно или нет?! Так, что же это: дань моде или насущная потребность?

Юг России на протяжении последних трех десятилетий не раз оказывался местом, где острые межнациональные разногласия приводили к серьезным конфликтам. Сегодняшние подростки – дети, выросшие в этих условиях и воспринимающие свой регион как арену постоянного противостояния. Они привыкли к устойчивому противопоставлению «свой – чужой», а в их сознании сформирован четкий образ врага, наделенный определенными этническими и конфессиональными особенностями. Только разрушив эти опасные стереотипы, мы сможем говорить о построении гражданского общества не только в контексте региона, но и целой страны. Интолерантное отношение к ближайшим соседям, к народам, веками проживающим на одной земле – первый шаг к экстремизму. А это в свою очередь влечет за собой опасность жизнедеятельности всех граждан России. Это и есть первопричина многих преступлений, террористических актов, военных действий. Именно поэтому формирование толерантного отношения к другому становится одной из важнейших психолого-педагогических, социальных задач.
Но как привить подрастающему поколению любовь или хотя бы принятие ближнего? Как объяснить подростку, что нельзя делить людей на черненьких и беленьких, плохих и хороших? Все мы – в горошек, полосочку, крапинку. В каждом намешено и плохое, и хорошее – это создает нашу индивидуальность, благодаря этому мы и интересны друг другу. А делить людей по цвету кожи, форме носа или разрезу глаз равносильно тому, если бы мы стали объединяться во враждебные группы на основании, скажем, формы пуговиц на одежде или длине волос. Кажется, что может быть проще и очевиднее. Но, не надо обладать глубокими психологическими и педагогическими знаниями, чтобы понять, что подростковый нонконформизм, желание противоречить всему и вся в ответ на объяснение прописных истин может вызвать только обратную реакцию. И акцентируя внимание на том, что надо быть терпимым по отношению к другим, непохожим на тебя людям, мы добьемся лишь того, что ранее не замечаемые различия будут тщательно вычленяться. Такова специфика возраста и с ней стоит считаться. По сему, тренинг, направленный на развитие толерантных установок личности подростка, должен быть тонким и ненавязчивым, оставляющим за ним ощутимое право выбора и исключающей какую-либо регламентацию.


Тренинг толерантных установок

Цель: развитие толерантных установок личности
Целевая группа: подростки, обучающиеся в условиях поликультурного образовательного пространства; общее число участников – 15-20 человек.
Продолжительность тренинга: 3 часа
Программа тренинга
Составление правил тренинга (закон 00:00; правило поднятой руки; правило «STOP!»; правило «Здесь и Сейчас» и др.)


Упражнение 1. Знакомство.
Каждый участник называет свое имя и то, что не любит, но готов терпеть.
Например: «Меня зовут Саша, я не люблю бабушкины сериалы, но готов терпеть их»
Групповая дискуссия: что такое «толерантность»?


Упражнение 2.
«Колокол»
Все участники тренинга становятся в плотный круг, выставляя перед собой руки, ладонями внутрь круга. Один из участников становится в центр, в роли «языка». Его задача – максимально расслабиться и довериться группе, а задача группы – оправдать это доверие и не уронить «язык». В роли языка должны по очереди побывать все участники.
Обратная связь: легко ли было довериться группе? Какие ощущения от упражнения?


Упражнение 3.
«Тени исчезают в полдень»
(это упражнение и ситуации к нему взяты из методического руководства Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Хухлаева О.Е., Щепиной А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности по преодолению мигрантофобии. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. С. 58-59, 107-109.)
Необходимые материалы: картонные маски по числу участников тренинга, цветные карандаши, маркеры, мелки; карточки с историями
Ведущий рассказывает участникам о существовании в личности каждого человека светлой и темной сторон. Затем он раздает маски и оговаривает, что во время этого упражнения они будут высказываться то от своей Тени, то от Персоны, надевая маски соответствующей стороной. Чтобы было понятно, где Тень, а где Персона, ведущий предлагает раскрасить каждому свою маску по своему усмотрению. На это дается 10 минут. Затем один из участников вытягивает одну из предложенных карточек и зачитывает историю. Далее все участники высказываются по кругу относительно услышанного с точки зрения своей Тени. Со словами ведущего «Полдень!», участники меняют маски и высказываются относительно этой же ситуации с точки зрения Персоны. Затем вытаскивается следующая карточка и т.д.
Обратная связь: легко ли было разграничить Тень и Персону? Часто ли в жизни приходиться видеть проявление Тени в вопросах, связанных с принятием чужой культуры, взглядов?


Упражнение 4.
«Кем бы ты хотел быть?»
Ведущий предлагает участникам сделать выбор между двумя категориями. Каждая пара категорий зачитывается по очереди, с небольшим перерывом во времени, достаточным для того, чтобы все участники разделились на 2 группы, согласно своему предпочтению. Предлагаются следующие категории:
• Землянином или инопланетянином
• Блондином или брюнетом
• Умным или глупым
• Здоровым или больным
• Бедным или богатым
• Голубоглазым или кареглазым
• Чернокожим или белокожим
• Русским или американцем
• Евреем или китайцем
• Мужчиной или женщиной
• Старым или молодым
• Туристом или беженцем


Упражнение 5. «Симпозиум»
Необходимые материалы: карточки с проблемами для обсуждения.
Участники делятся на 4 группы. Каждой из групп представляется карточка, на которой сформулирована некая проблема. Группам дается 5 минут на обсуждение, а далее группы представляют тезисно свое видение проблемы.


Упражнение 6. Игра «Бинго!»
Необходимые материалы: распечатанные листы с вопросами по числу участников тренинга, ручки, символический приз победителю.
Групповая дискуссия «Толерантен ли я?» Подведение итогов тренинга:
В завершающем кругу можно предложить всем участником по очереди высказаться о проведенном тренинге (что понравилось, что нового удалось узнать, с каким настроением уходит участник).


Приложения


Приложение 1.

ТЕНИ ИЗЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ

1. В класс приехал новый ученик, он приехал с семьей из Кабардино-Балкарии. Его семья живет бедно, поэтому он одевается не так хорошо, как другие. Также он отличается от остальных одноклассников акцентом и цветом кожи. Учителя отмечают, что почти по всем предметам он отстает от класса. Держится он особняком. Что ты можешь о нем сказать?

2. Твой приятель отлично разбирается в компьютерах. После окончания школы он собирался поступить на математический факультет. Но недавно ты узнал, что он и его родители – евреи, и что скоро они переезжают в Израиль, где он продолжит свое обучение. Как ты к этому относишься?

3. Твоя старшая сестра – очень добрая, веселая и умная девушка. Недавно она вышла замуж. Ее избранник представитель другой национальности. После замужества в жизни твоей сестры наступили перемены: муж настоял на том, чтобы она ушла с работы. Почти все время она теперь проводит дома, занимаясь хозяйством, потому что так принято в культуре его мужа. Скоро у них появится ребенок. Что ты об этом думаешь?

4. Ты – молодая предприимчивая девушка, свободно владеешь иностранным языком, совмещаешь учебу и перспективную работу, в свободное время умеешь отдохнуть и повеселиться в компании. Когда ты смотришь на своих родителей, тебе кажется, что между вами бездонная пропасть. Они кажутся тебе вечно уставшими, потерянными, разучившимися получать удовольствие от жизни. Кстати, ты зарабатываешь одна больше, чем твои отец и мать вместе взятые. Что ты думаешь о поколении своих родителей?

Приложение 2


Темы для симпозиума
1. Современный мир стремится к космополитизму. Стираются границы между культурами, пропагандируются идеи мирового единства. Как в этих условиях сохранять национальные культуры, традиции и обычаи народов? Возможен ли баланс между космополитизмом и сохранением национальной культуры?
2. Сегодня в некоторых российских школах вводится урок «Основы православия». Должен ли быть этот урок обязательным для всех учащихся? Нужно ли вводить курсы, посвященные другим религиям?
3. Государственные праздники в нашей стране являются выходными днями. Должны ли в большие религиозные праздники также устанавливаться выходные дни? Как это должно осуществляться – для всех граждан или только для тех, кто исповедует эту религию?
4. В некоторых образовательных учреждениях установлена форма. Эта форма не всегда соответствует религиозным традициям. Стоит ли разрешать некоторым учащимся не придерживаться школьной формы, если этот вид одежды противоречит их религии? Возможно ли найти в этом вопросе золотую середину?


Приложение 3

Вы можете ходить по всему помещению. Ваша задача – найти людей, которые могут ответить на вопросы в таблице ниже. Каждый человек может ответить только на 2 вопроса. Напишите имя человека под вопросом, на который он ответил. Когда вы заполните всю форму – у вас БИНГО – кричите об этом громко!!!

1.    найдите    того, кто   назовет   хотя бы      5      субъектов юфо?
имя _______________

2. найдите кого-нибудь,          кто знает          какие мясные     блюда не                стоит предлагать мусульманину, а какие индуисту
имя ______________

3.          найдите того,            кто назовет        все мировые религии
имя _____________

4.      в      чем отличие внутренней миграции  от внешней?
имя ___________

5. назовите 4 реки,
протекающих вюфо
имя ____________

6. найдите     того, кто                   сможет разграничить понятия
«толерантность» и «терпимость».
имя _______________

7.какие национальност и проживают в ростове?
имя ______________

8.                какие продукты православные христиане     не употребляют в пищу во время поста?
имя _____________

9.    назовите известного певца             – уроженца    г. нальчик?
имя ___________

10.          когда
всемирный
день
толерантости
?
имя ____________

11. найдите   того, кто      знает,      что такое медиация?
имя _______________

12.     в     каком году                 был образован юфо?
имя ______________

13.            какой праздник отмечает мир 5 декабря?
имя _____________

14.      какому
народу
принадлежит
всемирно
известный
танец,           в
названии
которого
одни цифры?
имя ___________

15.     найдите
того,          кто
сможет
нарисовать
флаг
чеченской
республики
имя ____________


Ответы для ведущего


1. Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, Ставропольский край, город Севастополь
2. Мусульманину – свинину, индуисту – говядину
3. Христианство, Ислам, Буддизм, Индуизм
4. Внутренняя миграция – внутри страны, внешняя – из других государств
5. Волга, Дон, Кубань, Белая, Терек, Салгир, Индол, Биюк-Карасу, Черная, Бельбек, Кача, Альма, Балганах.
6. Толерантность не сводима к понятию «терпимость», т.к. быть толерантным значит не просто терпеть, а принимать человека, учитывая всю его непохожесть
7. Самая большая представленность у трех национальностей -русские, армяне и украинцы
8. Молочные и мясные продукты, яйца, алкоголь
9. Дима Билан
10. 16 ноября
11. Способ разрешения конфликтов с помощью привлечения третьей стороны
12. 2000 год
13. День добровольца
14. еврейский народ

Словарь терминов


Нетерпимость (интолерантность) - это неуважение к привычкам и убеждениям (верованиям) других людей. Примером тому является нежелание одного человека позволить действовать другим людям по их собственному усмотрению или иметь отличное мнение; может подразумевать несправедливое обращение с людьми по причине их религиозных верований, различия полов. Является одной из основ расизма, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации. [6]
Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. [7]


Советуем почитать:
1. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. М, 2005.
2. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001.
3. Скрипкина Т.Н. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. Ростов-на-Дону, 2002.
4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности по преодолению мигрантофобии. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.
6. Словарь толерантности
7. Толерантность: декларация принципов
Источник: Левшина А.А. Тренинг под ключ: психологические тренинги для подростков и молодежи. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 125 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.