Конфликт-тренинг «Все под контролем!» |
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги | ||||||||||||||||||||||
Психология конфликта О конфликтах на сегодняшний день написано огромное количество трудов, созданы теории и даже обособлена целая наука – конфликтология. Однако даже при такой теоретической разработанности данной проблемы, как это часто случается, практика существенно отстает. В особенности это касается применения принципов разрешения конфликтов в условиях типичных социальных ситуаций, таких как трудовая и учебная деятельность. Казалось бы, что может быть очевиднее, чем ситуации конфликта в образовании. Здесь воедино сходятся сразу несколько факторов: это и типичное противостояние «отцов и детей», и юношеский максимализм, да и сама ситуация обучения, так или иначе, для большинства участников образовательного процесса является стрессовой. Даже самое небольшое разногласие, попадая в такую среду, имеет все шансы разрастись до большого конфликта. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
• адекватно понятый конфликт. Здесь налицо объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;
|
![]() |
доминирование
избегание
компромисс
приспособление
сотрудничество
Тест поведения в конфликтной ситуации К. Томаса
Приложение 4.
Доминирование
Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.
Стратегию «Доминирование» рекомендуется использовать:
• в том случае, если Вы уверенны в правильности своего решения данной ситуации;
• исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;
• решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;
• если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора.
• Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
Приспособление
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого. Применяя эту тактику Вы просто отталкиваете от себя проблему и другая сторона не получает в итоге ничего.
Стратегию «Приспособление» рекомендуется применять, когда:
• Вас не особенно волнует происходящее;
• Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;
• лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
• правда не на вашей стороне;
• у Вас мало шансов победить.
Компромисс
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
Стратегию «Компромисс» рекомендуется использовать, когда:
• необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;
• обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это невыполнимо;
• Вас может устроить временное решение;
• другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;
• компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.
Избегание
Как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Эта стратегия рекомендуется, когда:
• напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;
• исход не очень важен для Вас;
• ситуация слишком сложна для Вас;
• Вам необходимо выиграть время;
• у Вас недостаточно власти для решения этой проблемы.
Сотрудничество
Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники конфликта приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.
Этот стиль рекомендуется использовать, когда:
• обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
• у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;
• решение проблемы важно для обеих сторон;
• обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.
Рекомендации по ведению переговоров:
1. Заранее напишите план беседы, обработайте наиболее важные формулировки. Особенно это касается Вашей позиции относительно конфликтной ситуации, она должна быть четко и однозначно сформулирована.
2. Применяйте положения психологии о периодическом воздействии на партнера в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты и факты необходимо чередовать с благоприятными; в начало и конец высказывания - только положительные фразы.
3. Помните о мотивах партнера: его ожиданиях, самолюбии, ценностях. Старайтесь не задевать партнера «за больные места», такие переговоры не могут окончиться конструктивно.
4. Избегайте задавать вопросы, на которые собеседник может ответить "Нет", облегчайте ему "Да - ответ".
5. Повторяйте в ходе беседы, переговоров основные мысли вашего партнера, следите за своими мыслями и высказываниями, не повторяйтесь.
6. Избегайте отклонений от предмета переговоров и превосходной степени сравнения.
7. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
8. Внимательно выслушивайте собеседника до конца, не перебивайте - это не только знак вежливости, но и необходимость: только зная его аргументы, вы можете представить свои контраргументы.
9. Избегайте недоразумений и неверных толкований! Ваше изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным. При любой неясности сразу же безо всякого смущения прямо спрашивайте у партнера, что он под этим подразумевает?
10. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Помните, что вежливость во многом препятствует появлению у партнера внутреннего сопротивления.
11. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений, учтя внутреннюю борьбу между его желаниями и реальными возможностями, чтобы он мог сохранить свое лицо. Дайте ему время, чтобы он сам постепенно убедился в правильности ваших положений.
Алексей Уткин – ученик 10 класса «А». Успевает в школе на «хорошо» и «отлично». Является лидером класса, возглавляет рэп-группу, которая периодически выступает на школьных вечерах и дискотеках. Однако он имеет взрывной характер, что порой становится причиной затрудненного общения с педагогами. Так в середине текущего года между ним и учителем русского языка и литературы Анной Семеновной Ивановой возник конфликт. Причина: широкие штаны, в которых Алексей пришел на урок литературы. Внешний вид учащегося возмутил педагога, она сделала ему замечание, заявив при всем классе, что носить подобные вещи признак не только дурновкусия, но и плохого воспитания. Также Анна Семеновна предупредила Алексея, что в случае, если он придет в таком виде в следующий раз – она не пустит его на урок. Однако на следующей неделе, после занятий у Уткина и его группы ожидалось выступление в молодежном клубе. Поэтому, не взирая на предупреждение учителя, они пришли на урок в том виде, в котором собирались выступать в этот день в клубе. С урока Уткина и троих его товарищей А.С. Иванова выгнала. По инициативе учащихся, задействованных в конфликте, было решено собрать Совет школы для определения норм внешнего вида и разрешения конфликтной ситуации.
Ситуация для группы «Учителя» Широкие штаны в школе
Анна Семеновна Иванова – учитель русского языка и литературы. Проработала в школе более 15 лет, пользуется большим авторитетом среди коллег и администрации школы. В середине текущего учебного года в 10 классе «А», между ней и учеником Алексеем Уткиным произошел конфликт. Причиной конфликта послужили широкие штаны, в которых пришел ученик на урок к А.С. Ивановой. Внешний вид учащегося возмутил педагога, она сделала ему замечание, заявив при всем классе, что носить подобные вещи признак не только дурновкусия, но и плохого воспитания. Также Анна Семеновна предупредила Алексея, что в случае, если он придет в таком виде в следующий раз – она не пустит его на урок. В следующий раз Уткин и трое его друзей пришли на урок литературы в таких штанах. Всех четверых она выгнала с урока. По инициативе учащихся, задействованных в конфликте, было решено собрать Совет школы для определения норм внешнего вида и разрешения конфликтной ситуации.
1 сторона |
ПРОБЛЕМА |
2 сторона |
||||
кто |
потребности |
опасения |
кто |
потребности |
опасения |
|
кто |
потребности |
опасения |
кто |
потребности |
опасения |
Четко отобразив на карте, как расположены потребности и опасения сторон по отношению друг к другу, мы увидим то, что раньше ускользнуло от внимания.
Сначала следует описать конфликт в общих чертах и обозначить проблему. Главное - определить саму природу конфликта, разрешением которого вы хотите заняться. На втором этапе установите, кто является главными сторонами конфликта. Это могут быть отдельные лица или группы людей. На третьем этапе перечислите основные потребности и опасения каждого из главных участников, связанных с данной проблемой. Также необходимо выделить мотивацию участников конфликта. Поступки людей и их установки вызваны их желаниями и стоящими за ними мотивами. Каждый участник конфликта стремится к тому, чтобы приблизить удовлетворение своих потребностей и избежать помех на своем пути. Понятие "потребности" может означать и желания, и ценности, и интересы. Определяя "опасения", мы говорим о тревоге, озабоченности, волнении. Не следует обсуждать то, насколько они реальны. Просто необходимо сформулировать и отразить на карте иррациональные страхи. Зачастую карта дает возможность увидеть ситуацию глазами другого человека, найти общие потребности или интересы и совместить различные ценности.
Советуем почитать:
1. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции - упражнения -практические методы / Пер. с нем. Калуга, 2000.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е издание. СПб., 2008.
3. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.
Источник: Левшина А.А. Тренинг под ключ: психологические тренинги для подростков и молодежи. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 125 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |