На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Конфликт-тренинг «Все под контролем!»
Конфликт-тренинг «Все под контролем!»
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги

Психология конфликта

О конфликтах на сегодняшний день написано огромное количество трудов, созданы теории и даже обособлена целая наука – конфликтология. Однако даже при такой теоретической разработанности данной проблемы, как это часто случается, практика существенно отстает. В особенности это касается применения принципов разрешения конфликтов в условиях типичных социальных ситуаций, таких как трудовая и учебная деятельность. Казалось бы, что может быть очевиднее, чем ситуации конфликта в образовании. Здесь воедино сходятся сразу несколько факторов: это и типичное противостояние «отцов и детей», и юношеский максимализм, да и сама ситуация обучения, так или иначе, для большинства участников образовательного процесса является стрессовой. Даже самое небольшое разногласие, попадая в такую среду, имеет все шансы разрастись до большого конфликта.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
«В споре рождается истина» – гласит афоризм, и это действительно так, если конфликт, возникающий между двумя сторонами, носит конструктивный характер. Именно тогда происходит как личностное развитие участников, так и разрешение сложившейся ситуации. Но, к сожалению, такое течение конфликта является редким, и чаще исход из конфликта является деструктивным, приносящим вред всем его участникам. Избежать подобной ситуации можно только научившись грамотно управлять конфликтом, выявляя его стороны, участников, истинные причины и поводы, послужившие началом конфликтной ситуации. Именно развитию этих навыков и посвящен конфликт-тренинг «Все под контролем!».


Конфликт-тренинг «Все под контролем!»


Цель: развитие навыков предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций
Целевая группа: тренинг может быть применен в любой возрастной группе от 12 лет; общее число участников – 15-20 человек.
Продолжительность тренинга: 3 часа


Программа тренинга
Составление правил тренинга (закон 00:00; правило поднятой руки; правило «STOP!»; правило «Здесь и Сейчас» и др.)

Упражнение 1. Знакомство.
Участники сидят в кругу. Каждый участник называет свое имя и одно качество своего характера, начинающееся на ту же букву, что и имя, которое помогает ему в конфликтных ситуациях. Второй участник повторяет сказанное первым и называет свое имя и качество. И так далее по принципу «снежного кома».
Например:
1-й участник: Меня зовут Даша и я добродушная. 2-й участник: Это Даша и она добродушная. А меня зовут Никита и я настойчивый.
Если участники затрудняются с качествами, то группа и тренер могут им помочь. Главное постараться, чтобы упражнение прошло динамично, а участники раскрепостились и настроились на нужный лад.

Упражнение 2. Образ конфликта.
Необходимые материалы: листы бумаги по количеству участников, ручки, карандаши, маркеры.
Тренер: «Все мы с вами в той или иной степени представляем, что такое конфликт. Всем нам приходилось наблюдать за ним со стороны и быть его непосредственными участниками. Но прежде, чем мы перейдем к определению конфликта, к научной стороне данного вопроса попытайтесь на своих листах изобразить конфликт. Форма изображения не регламентируется: это может быть схема, шарж, зарисовка из жизни… все что угодно! Но сильно не увлекайтесь, на выполнение этого задания вам дается 7 минут!»
После того, как участники закончили рисовать, тренер предлагает каждому по кругу представить свой рисунок, кратко описав, что на нем изображено и почему.
Теория: понятие конфликта, его структура и стадии
Необходимые материалы: флипчарт, маркеры.
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

 объекты конфликта


Однако стоит иметь в виду, что не всегда то, что постулируется одной или обеими сторонами как объект конфликта, его причина, действительно им является. Достаточно вспомнить историю: началом Первой мировой войны принято считать убийство эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом Гаврило Принципом. С другой стороны, столь же общепризнано, что убийство было лишь поводом, «толчком» к войне, в то время как к ней исподволь вели многочисленные скрытые факторы, центральными из которых являлись конкурирующие националистические интересы крупнейших европейских держав. Так и в любом другом конфликте всегда следует отделять истинную причину от повода.

стороны конфликта




В динамике конфликта, т.е. в его реализации как процесса, выделяют следующие четыре стадии:
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации, т.н. «стадия потенциального конфликта»
2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Существуют следующие варианты соответствия между субъективным и объективным в конфликтной ситуации:

• адекватно понятый конфликт. Здесь налицо объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;
• неадекватно принятый конфликт. В этом случае объективная конфликтная ситуация также налицо, и стороны воспринимают ее как таковую, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей;
• не понятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как таковая потенциальными оппонентами;
• ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.


3. Переход к конфликтному поведению. После того, как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.
4. Разрешение конфликтной ситуации: доминирование, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс.


Работа с раздаточным материалом: разрешение конфликта
Необходимые материалы: листы с графиком «Разрешение конфликта» по числу участников, ручки.
Тренер: «На графиках, которые вы держите в руках, есть две оси: направленность на собственные интересы и направленность на интересы соперника. Также на графике обозначены точки – исходы конфликта. Подпишите эти точки в соответствии с тем, насколько удовлетворяются собственные интересы и интересы соперника. Время выполнения – 5 минут»


Диагностика: тест поведения в конфликтной ситуации К. Томаса
Необходимые материалы: листы с методикой и ключами по числу участников, ручки.
Тренер: «Как и в случае большинства других социально-психологических явлений, в конфликтной ситуации для каждого из нас характерен свой уникальный стиль, привычный образ поведения. Так, вне зависимости от характера конфликтной ситуации, для каждого из нас более всего характерен определенный тип разрешения конфликта. Давайте же посмотрим, каков он».


Групповая дискуссия: когда каждая из стратегий выхода из конфликта наиболее приемлема.
Необходимые материалы: флипчарт, маркеры.
Тренер: «Нам всем часто приходиться слышать, что лучшим исходом конфликта является компромисс. Но ведь компромисс – это, когда обе стороны не удовлетворяют своего желания! Итак, давайте попытаемся разобраться, в каких ситуациях каждая из стратегий выигрышна. Я буду по очереди писать каждую из стратегий, и мы методом мозгового штурма будем накидывать идеи».
Далее тренер пишет на листе флипчарта слово «Доминирование» и стимулирует группу на выработку идей, подталкивая в нужном направлении их рассуждения. И так с остальными четырьмя стратегиями разрешения конфликта.


Ролевая ситуация: Широкие штаны в школе
Необходимые материалы: 3 листа с рекомендациями по ведению переговоров, 2 текста с описанием конфликтной ситуации для учителя и 2 текста с описанием конфликтной ситуации для ученика; бумага и ручки по числу участников тренинга.
Тренер: «А теперь давайте на практике посмотрим возможные выходы из конфликтной ситуации. Для этого давайте разделимся на 3 группы: 1 группа – учителя, 2 – ученики, 3 – эксперты, которые дадут свое заключение о правомерности применения тех или иных средств выхода из конфликта обеих сторон. Для того чтобы сторонам было легче подготовиться к ведению конструктивного диалога с противником, каждой группе будет выдан лист с рекомендациями по ведению переговоров. Время на подготовку – 10 минут».
Каждой группе тренер выдает лист с рекомендациями по ведению переговоров, сторонам – каждой свой вариант текста с описанием конфликтной ситуации, экспертам – оба варианта; бумагу и ручки для записей.
На проигрывание ролевой ситуации дается 15 минут. После того, как группа разыграет ролевую ситуацию, в независимости от того, к какому итогу приведут их переговоры, тренер выдает каждой из групп по картограмме конфликта и предлагает заполнить ее относительно данной ситуации.
На заполнение группам дается 7 минут.
После этого проводится обратная связь относительно ролевой ситуации и картограммы: в чем заключалась проблема, вызвавшая конфликтную ситуацию? Каковы реальные потребности каждой из сторон? Широкие штаны – причина или повод конфликта? (желательно, чтобы к этому вопросу и ответу на него пришла сама группа, анализируя картограмму, поэтому его стоит задавать тренеру только в том случае, если он видит, что группе трудно самой к этому прийти). Кто, по мнению экспертов, одержал победу в переговорах? Какой исход у данного конфликта: доминирование, компромисс, сотрудничество, избегание или приспособление? Удовлетворена ли каждая из сторон исходом конфликта?


Практические рекомендации: поведение в конфликте.
Тренер: «Мы с вами рассмотрели пути выхода из конфликта. Но как же непосредственно действовать в самый пик конфликтной ситуации. На этот счет есть несколько простых правил, которых следует придерживаться:
1. Замолчите первым: не требуйте от противника: «Замолчи!... Прекрати!», а сделайте это сами.
2. Дайте партнеру «выпустить пар»: если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Постарайтесь спокойно, но не высокомерно слушать партнера, не говоря ему ничего в ответ. Это действует отрезвляюще.
3. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
4. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку! ... А чего ты нервничаешь, чего злишься?... Чего ты бесишься?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.
5. Уходя, не хлопайте дверью: если Вы чувствуете, что сейчас конструктивного диалога не получится и лучше уйти, то не делайте это «театрализовано». Такой уход только усугубит ситуацию.
6. Прежде чем говорить, в чем не прав ваш собеседник, скажите о своих ошибках.
7. Если чувствуете, что в чем-то были не правы, не бойтесь искренне извиниться. При этом старайтесь избегать формулировки «Извини, но», которая может дать очередной виток конфликта.
Завершение тренинга.
Обратная связь: какие ощущения от тренинга, что хочется пожелать участникам группы?


Приложения


Приложение 1.
В помощь тренеру: ниже приведены все буквы русского алфавита, на которые начинаются имена и те качества, которые могут помочь личности выходить из конфликтных ситуаций. Безусловно, список качеств не полный и Вы можете дополнять его своими качествами, а также он довольно условен, однако данное упражнение не ставит задачи ни перед тренером, ни перед его участниками ответить на поставленный вопрос со всей серьезностью.
А – активный, артистичный, амбициозный, атлетичный Б – болтливый, безобидный, благородный, боевой В – великодушный, веселый, верный, волевой Г – говорливый, галантный, гордый, громкий Д – добродушный, добросердечный, добрый, думающий, деловой Е – ехидный, ерничающий, естественный, единственный Ж – жизнерадостный, жизнестойкий, желанный, жертвенный З – заботливый, застенчивый, заинтересованный, заносчивый И – изворотливый, игривый, интересующийся, инертный К – критичный, конструктивно мыслящий, креативный, красивый, красноречивый, кокетливый, компромиссный
Л – легкий на подъем, ласковый, ленивый, лукавый
М – миролюбивый, милый, мягкий, мягкосердечный
Н – напористый, настойчивый, неконфликтный, нормативный
О – отходчивый, общительный, открытый к диалогу, остроумный
П – правдивый, приветливый, практичный, простодушный, прямой
Р – рассудительный, разумный, реалистичный, романтичный
С – сосредоточенный, сердечный, совестливый, саркастичный, смелый
Т – терпимый, толерантный, тактичный, твердый
У - упрямый, упорный, умный, улётный, ученый
Ф – фантазийный, формальный, фееричный
Х – харизматичный, хитрый, хохочущий
Ш – шустрый, широко мыслящий, шикарный, шаловливый
Э – эрудированный, экстраординарный, эгоцентричный, этичный
Ю – юркий, юмористичный, юный
Я – яркий, ясно мыслящий, ярко говорящий


Разрешение конфликта

Приложение 2.

разрешение конфликта

доминирование
избегание
компромисс
приспособление
сотрудничество


Приложение 3.


Тест поведения в конфликтной ситуации К. Томаса



Приложение 4.


В помощь тренеру: преимущества различных стратегий выхода из конфликта


Доминирование
Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.
Стратегию «Доминирование» рекомендуется использовать:
• в том случае, если Вы уверенны в правильности своего решения данной ситуации;
• исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;
• решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;
• если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора.
• Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.


Приспособление
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого. Применяя эту тактику Вы просто отталкиваете от себя проблему и другая сторона не получает в итоге ничего.
Стратегию «Приспособление» рекомендуется применять, когда:
• Вас не особенно волнует происходящее;
• Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;
• лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
• правда не на вашей стороне;
• у Вас мало шансов победить.


Компромисс
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

Стратегию «Компромисс» рекомендуется использовать, когда:
• необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;
• обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это невыполнимо;
• Вас может устроить временное решение;
• другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;
• компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.


Избегание
Как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Эта стратегия рекомендуется, когда:
• напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;
• исход не очень важен для Вас;
• ситуация слишком сложна для Вас;
• Вам необходимо выиграть время;
• у Вас недостаточно власти для решения этой проблемы.


Сотрудничество
Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники конфликта приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.
Этот стиль рекомендуется использовать, когда:
• обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
• у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;
• решение проблемы важно для обеих сторон;
• обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.


Приложение 5.


Рекомендации по ведению переговоров:
1. Заранее напишите план беседы, обработайте наиболее важные формулировки. Особенно это касается Вашей позиции относительно конфликтной ситуации, она должна быть четко и однозначно сформулирована.
2. Применяйте положения психологии о периодическом воздействии на партнера в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты и факты необходимо чередовать с благоприятными; в начало и конец высказывания - только положительные фразы.
3. Помните о мотивах партнера: его ожиданиях, самолюбии, ценностях. Старайтесь не задевать партнера «за больные места», такие переговоры не могут окончиться конструктивно.
4. Избегайте задавать вопросы, на которые собеседник может ответить "Нет", облегчайте ему "Да - ответ".
5. Повторяйте в ходе беседы, переговоров основные мысли вашего партнера, следите за своими мыслями и высказываниями, не повторяйтесь.
6. Избегайте отклонений от предмета переговоров и превосходной степени сравнения.
7. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий.
8. Внимательно выслушивайте собеседника до конца, не перебивайте - это не только знак вежливости, но и необходимость: только зная его аргументы, вы можете представить свои контраргументы.
9. Избегайте недоразумений и неверных толкований! Ваше изложение должно быть ясным, наглядным, систематизированным, сжатым, простым и понятным. При любой неясности сразу же безо всякого смущения прямо спрашивайте у партнера, что он под этим подразумевает?
10. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Помните, что вежливость во многом препятствует появлению у партнера внутреннего сопротивления.
11. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших тезисов и предложений, учтя внутреннюю борьбу между его желаниями и реальными возможностями, чтобы он мог сохранить свое лицо. Дайте ему время, чтобы он сам постепенно убедился в правильности ваших положений.

Приложение 6.


Ситуация для группы «Ученики» Широкие штаны в школе


Алексей Уткин – ученик 10 класса «А». Успевает в школе на «хорошо» и «отлично». Является лидером класса, возглавляет рэп-группу, которая периодически выступает на школьных вечерах и дискотеках. Однако он имеет взрывной характер, что порой становится причиной затрудненного общения с педагогами. Так в середине текущего года между ним и учителем русского языка и литературы Анной Семеновной Ивановой возник конфликт. Причина: широкие штаны, в которых Алексей пришел на урок литературы. Внешний вид учащегося возмутил педагога, она сделала ему замечание, заявив при всем классе, что носить подобные вещи признак не только дурновкусия, но и плохого воспитания. Также Анна Семеновна предупредила Алексея, что в случае, если он придет в таком виде в следующий раз – она не пустит его на урок. Однако на следующей неделе, после занятий у Уткина и его группы ожидалось выступление в молодежном клубе. Поэтому, не взирая на предупреждение учителя, они пришли на урок в том виде, в котором собирались выступать в этот день в клубе. С урока Уткина и троих его товарищей А.С. Иванова выгнала. По инициативе учащихся, задействованных в конфликте, было решено собрать Совет школы для определения норм внешнего вида и разрешения конфликтной ситуации.
Ситуация для группы «Учителя» Широкие штаны в школе
Анна Семеновна Иванова – учитель русского языка и литературы. Проработала в школе более 15 лет, пользуется большим авторитетом среди коллег и администрации школы. В середине текущего учебного года в 10 классе «А», между ней и учеником Алексеем Уткиным произошел конфликт. Причиной конфликта послужили широкие штаны, в которых пришел ученик на урок к А.С. Ивановой. Внешний вид учащегося возмутил педагога, она сделала ему замечание, заявив при всем классе, что носить подобные вещи признак не только дурновкусия, но и плохого воспитания. Также Анна Семеновна предупредила Алексея, что в случае, если он придет в таком виде в следующий раз – она не пустит его на урок. В следующий раз Уткин и трое его друзей пришли на урок литературы в таких штанах. Всех четверых она выгнала с урока. По инициативе учащихся, задействованных в конфликте, было решено собрать Совет школы для определения норм внешнего вида и разрешения конфликтной ситуации.


Приложение 7.
Картограмма конфликта

 

1 сторона

ПРОБЛЕМА

2 сторона

кто

потребности

опасения

кто

потребности

опасения

кто

потребности

опасения

кто

потребности

опасения

Четко отобразив на карте, как расположены потребности и опасения сторон по отношению друг к другу, мы увидим то, что раньше ускользнуло от внимания.
Сначала следует описать конфликт в общих чертах и обозначить проблему. Главное - определить саму природу конфликта, разрешением которого вы хотите заняться. На втором этапе установите, кто является главными сторонами конфликта. Это могут быть отдельные лица или группы людей. На третьем этапе перечислите основные потребности и опасения каждого из главных участников, связанных с данной проблемой. Также необходимо выделить мотивацию участников конфликта. Поступки людей и их установки вызваны их желаниями и стоящими за ними мотивами. Каждый участник конфликта стремится к тому, чтобы приблизить удовлетворение своих потребностей и избежать помех на своем пути. Понятие "потребности" может означать и желания, и ценности, и интересы. Определяя "опасения", мы говорим о тревоге, озабоченности, волнении. Не следует обсуждать то, насколько они реальны. Просто необходимо сформулировать и отразить на карте иррациональные страхи. Зачастую карта дает возможность увидеть ситуацию глазами другого человека, найти общие потребности или интересы и совместить различные ценности.


Советуем почитать:
1. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции - упражнения -практические методы / Пер. с нем. Калуга, 2000.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е издание. СПб., 2008.
3. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.
Источник: Левшина А.А. Тренинг под ключ: психологические тренинги для подростков и молодежи. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 125 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.