На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа "Социально - педагогическая помощь в воспитании и адаптации подростка в обществе"
Программа "Социально - педагогическая помощь в воспитании и адаптации подростка в обществе"
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

ПРОГРАММА
социально - педагогическая помощь в воспитании и адаптации подростка в обществе
АКТУАЛЬНОСТЬ.
"Не думайте, что вы воспитываете ребенка
тогда, когда с ним разговариваете или поучаете.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни даже тогда, когда вас нет ..."
А.С. Макаренко

Воспитание - категория вечная.
Все лучшее в детстве дается воспитанием. Дело в том, что не воспитания вообще нет. Педагог постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью. Л.Н. Толстой утверждал "Исправит самого себя и есть наилучшее средство воспитывать детей..."
Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности. Важной предпосылкой воспитания является вера воспитанника в своего старшего наставника, а чтобы сам процесс воспитания проходил успешно и безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое "гуманистическое пространство детства".
В создании такого пространства социальный педагог занимает важное место. Его основное назначение - налаживать взаимовыгодное взаимодействие между личностью учащегося и обществом, его окружающим. Главная сфера деятельности - социум, сфера ближайшего окружения ребенка, образовательная среда, в которой он общается (школа, дом, двор, спорт, подвалы, площадки). Но главным в этой сфере являются отношения ребенка в семье.
У подростков в возрасте от 10 до 18 лет, очень часто возникают трудности, с которыми самостоятельно они не могут справиться, и в этом им должны помочь взрослые.
Для успешной и правильной помощи своевременно выявить возникающие проблемы, понять и устранить причины, порождающие их, обеспечить профилактику различных негативных явлений. За последние десятки лет в мире и в нашей стране происходили бурные события, которые просто не могли не отразиться на подрастающей молодежи. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально - эстетического характера и самостоятельность, хотя и не всегда, правильность суждений. В период взросления подростки становятся конфликтными, уровень адаптации понижается.
Адаптивность испытывается экстремальными ситуациями, в преодолении трудностей, в конкретных отношениях. Лучший тест на адаптацию - сама жизнь.
Если жизни в определенных направлениях не устраивает подростка, то это ведет к дезадаптации, которая проявляется в неврозах, нарушениях поведения. В результате такие дети чаще всего оказывается в ситуациях риска - получают замечания, низкие отметки за обучение.
Систематические неприятности способствуют нарушению в личностном развитии, складывается группа подростков так называемая "Группа Риска". Диагностика показывает, что учащимся этой группы свойственны такие особенности как неуверенность в себе, в своем будущем, аморальность, несостоятельность, незащищенность, повышенная тревожность, агрессивность, ориентация на материальные ценности и блага жизни. В результате дети с трудностями оказываются невостребованными в обществе, имеют ярлык неполноценных в общеобразовательных учреждениях и являются порой изгоями. Такие дети нуждаются в помощи, в коррекции и воспитании.
Реальная общеобразовательная школа - образовательное учреждение для детей, нуждающихся в особом социально - психологическом внимании. Нами накоплен богатый материал, который необходимо было систематизировать и использовать для работы с подростками в условиях нашей школы.
Актуальность данной программы очевидна, так как ее создание потребовала сама жизнь, в реалиях которой живут наши дети. Поэтому программа может служить руководством в работе с такими детьми.
Обоснование программы.
Специфика в организации воспитательной работы в СОШ № 19 (Реальная школа), определяется, прежде всего, контингентом учащихся, поступающих в школу.
Учащиеся поступают после окончания девятого класса на первый курс и получают за два года обучения специальность и среднее полное образование.
В среднее звено, с 5 по 9 класс направляются учащиеся из школ города комиссией по отчислению при МУУО и городской КДНиЗП.
В 2001 - 2002 уч.г. в СОШ №19 (реальная школа) обучается 460 учащихся. В том числе:
Среднее звено 89
Первый курс 180
Второй курс 191


На учете:

ВСЕГО

Среднее звено

1 курс

2 курс

ПДН УВД и КДНиЗП

117

51

31

35

Внутришкольном

31

8

8

15

Анализ социального положения семей показал, что в 2001 - 2002 уч.г.:

 

ВСЕГО

Среднее звено

1 курс

2 курс

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Всего семей

457

100

89

19.57

179

39.17

189

41.36

Полных

278

60.83

43

48.31

110

61.45

125

66.14

Неполных семей

179

39.17

46

51.69

69

38.55

64

33.86

Неблагополучных

10

2.19

7

7.87

1

0.56

2

1.06

Дети сироты и воспитывающиеся под опекой

12

2.63

5

5.62

2

1.12

5

2.65

Матери одиночки

78

17.07

37

41.57

23

12.85

18

0.10

Отцы воспитывающие детей без мам

9

1.97

1

1.12

5

2.79

3

1.59

Социальный статус семей

 

ВСЕГО

Среднее звено

1 курс

2 курс

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Всего семей

457

 

89

 

179

 

189

 

Интеллигенция

14

3 %

3

3 %

7

4 %

4

2 %

Смешанные семьи

111

24 %

2

2 %

58

35 %

51

27 %

Рабочие

212

46 %

52

58 %

56

41 %

100

44 %

Безработные

77

17 %

22

25 %

27

15 %

28

15 %

Пенсионеры

5

1 %

2

2 %

2

1 %

1

1 %

Предприниматели

38

8 %

8

9 %

8

4 %

22

12 %

Образовательный уровень родителей

 

ВСЕГО

Среднее звено

1 курс

2 курс

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Кол.

%

Родителей

735

100

145

100

258

100

332

100

Высшее

64

8.7

6

4.1

27

9.3

31

9.3

Средне - специальное

311

42.31

47

32.4

82

31.8

186

56

Полное среднее

335

45.6

90

62

142

55

103

31

Начальное

25

3.4

2

1.4

7

2.7

12

3.6

Анализ анонимного анкетирования вредных привычек учащихся 2001 - 2002 года показал:

 

1 курс

2 курс

Среднее звено

Всего учащихся

180

191

89

Состоит на диспансерном учёте

11 %

15 %

23 %

Имеют вредные привычки: Курение

56 %

68 %

92 %

Алкоголь

9 %

13 %

29 %

Хотя бы раз пробовали наркотики

14 %

23 %

18 %

Анализ диагностики психических состояний учащихся за 1999 - 2000уч.г.

 

1 курс

2 курс

Среднее звено

Высокая тревожность

56 %

48 %

100 %

Низкий уровень познавательных процессов

48 %

46 %

96 %

Средне - слабая и слабая нервная система

28 %

32 %

74 %

Высокая агрессивность

25 %

9 %

59 %

Высокая враждебность

8 %

3 %

27 %

 

Из приведенной диагностики учащихся видно, что самый сложный контингент обучается в среднем звене. Ребята по разным причинам не смогли продолжить обучения в обычных школах. Это в основном "трудные" подростки с девиантным типом поведения. Высокий процент учащихся, состоящих на учёте делает реальной опасность противоправного поведения учащихся как в школе, так и вне её. Почти все ребята курят, многие из них хотя бы раз пробовали наркотики, имеют пристрастие к алкоголю.
Диагностика психических состояний показала высокий уровень враждебности, агрессивности, тревожности, сила нервной системы являются показателем её работоспособности. Многие учащиеся среднего звена имеют средне - слабую и слабую нервную систему, т.е. у большинства ребят быстрая утомляемость, низкая переключаемость и трудоспособность. Диагностика познавательных процессов показала низкое развитие мышления, внимания, памяти. Как следствие этого, все учащиеся среднего звена, оставались в школах на повторный курс обучения один, два, три и даже четыре раза. При анализе социального статуса семей учащихся было установлено, что в 16% семей не работают оба родителя: находятся в алкогольной зависимости 13% родителей. Есть не мало семей, где нарушена внутрисемейная динамика, т.е. имеют место конфликты.
Ситуация существенно осложняется еще и тем, что большинство родителей в силу собственных проблем не занимаются воспитанием детей и не проявляют никакой инициативы к сотрудничеству со школой.
Из всего этого вытекает следующие проблемы:

  • Снижение интереса к учебе, к труду, низкая мотивация;
  • Взаимоотношения детей и родителей;
  • Ухудшение здоровья детей;
  • Взаимоотношение в школе;
  • Незащищенность подростков от зависимости и вредных привычек;
  • Неорганизованный досуг детей.

Цель:
Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме.
Задачи:

  • Своевременное выявление возникающих проблем в сфере ближайшего окружения подростка;
  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе сверстников;
  • Организация эффективной работы с родителями.
  • Обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребенка;
  • Воспитание духовно - нравственных ценностей;
  • Создание базовой культуры личности;
  • Создание условий для социальной значимости подростка.

Пути реализации "Программы".
I Информационный блок.

  • Составление карт социальных данных.
  • Социальное обследование условий проживания подростков в семьях.
  • Предоставление фельдшером информации о состоянии здоровья прибывших учащихся.
  • Выявление учащихся, состоящих на всех видах учета и детей из неблагополучных семей (оформление документации).
  • Выявление детей различного социального положения:
  • детей сирот;
  • детей находящихся под опекой;
  • детей из многодетных семей;
  • детей из малообеспеченных семей.

II Диагностический блок.

  • Диагностика внутрисемейных отношений.
  • Диагностика межличностных отношений.
  • Исследование психологических свойств и состояний личности.
  • Диагностика удовлетворенности учащихся, родителей и учителей школьной жизнью.
  • Профориентационная диагностика.
  • Анкетирование учащихся по здоровому образу жизни.
  • Анкетирование "Мотивы поступления учащихся в СОШ №19" (Реальная).
  • Анкетирование выпускников по трудоустройству.

III Коррекционный блок.

  • Индивидуальная и групповая коррекционно - развивающая работа с родителями и учащимися (по заявке).
  • Работа по профориентационной пригодности учащихся.
  • Проведение коррекции алкогольной и наркотической зависимости учащихся, по желанию родителей и самих подростков.
  • Работа "Школы интеллекта". Проведение интеллектуальных разминок на уроках общеобразовательного цикла.
  • Коррекционно - развивающая работа по результатам диагностики.

IV Консультационный блок.

  • Индивидуальное консультирование учащихся по проблемам обучения и поведения.
  • Обучение учащихся приемам общения в кругу сверстников и взрослых.
  • Участие в планировании и разработке внеклассной работы в классных коллективах.
  • Консультирование педагогического коллектива, по личному запросу и проблемам учащихся.

V Профилактический блок.

  • Знакомство учащихся с уставом школы.
  • Семинары социальных педагогов и психологов, и классных руководителей, учителей предметников и учащихся.
  • Сотрудничество с инспектором ПДН УВД:
  • знакомство с законами;
  • тематические беседы по нравственному и этическому воспитанию;
  • индивидуальная работа с учащимися, родителями, педагогами.
  • Встреча с врачами - специалистами:
  • наркологом;
  • гинекологом;
  • инфекционистом;
  • невропатологом.
  • Встречи с инспекторами:
  • ГИБДД;
  • пожарной охраны.
  • Работа координационного совета. (контроль посещаемости занятий, успеваемости).
  • Родительский "Всеобуч":
  • родительские собрания;
  • индивидуальное консультирования;
  • внеклассные мероприятия;
  • работа семейного клуба;
  • организация детей и родителей в объединение дополнительного образования.
  • Профориентационная работа с учащимися.

Научно -методическое и кадровое обеспечение.
Социальные работники: Л.И. Дзюба, Г.М. Кузьмин, К.В. Большаков
Психологи: Е.А. Минеева, Т.Г.Егорова
Фельдшер: Т.А. Пономарева
Классные руководители: 19 человек
Организатор: Л.А. Моисеева

  • Социальные педагоги: диагностика, работа по профилактике и просвещению, профилактика безнадзорности, взаимодействие с вышестоящими организациями; с семьей, с классными руководителями, учителями предметниками, коррекционная работа, трудоустройство на лето.
  • Психологи: диагностика, профилактическая работа, индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогического коллектива, коррекционная работа с учащимися, оказание помощи педагогическому коллективу в управлении процессом познания учащихся, профориентационная работа в выборе профессии, взаимодействие с классным руководителем.
  • Фельдшер: выявление учащихся, имеющих отклонения в здоровье, детей инвалидов, профилактика личной гигиены учащихся.
  • Классные руководители: диагностика, взаимодействие с семьями учащихся, с психологом, социальным педагогом, фельдшером, учителями - предметниками, проведение часов общения, оформление документации, организаторская работа с учащимися.
  • Организатор: вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, психологами.

Поэтапное освоение программы.
2001 - 2002 уч.г.

  • Диагностика и составление карт социальных данных, паспорта класса, индивидуальных карт.
  • Проведение операций "Подросток", "Всеобуч".
  • Диагностика и анализ психологических состояний свойств личности, межличностных отношений.
  • Разработка программы "Познай себя", на основе межличностных отношений и психологического состояния учащихся.
  • Диагностика по определению стиля особенностей и недостатков семейного воспитания. Родительский "Всеобуч".
  • Привлечение специалистов для выявления и профилактики вредных привычек.

2002 - 2003 уч.г.

  • Изучение удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей школьной жизнью.
  • На основе результатов диагностики спланировать новые формы работы.
  • Проведение групповых тренинговых занятий по результатам диагностики тревожности.
  • Анализ результатов успеваемости за 2002 - 2002 уч. г.
  • Работа с учащимися, оставленными на повторный курс обучения. Устранение трудностей в обучении.
  • Родительский "Всеобуч".

2003 -2004 уч. г.

  • Обобщение и сравнение "Аналитических таблиц социальной работы с учащимися".
  • Обобщение и сравнение уровня адаптации учащихся 2001 - 2001 уч. гг.
  • Обобщение и сравнение результатов диагностики стиля семейных взаимоотношений.
  • Мониторинг правонарушений учащихся.
  • Анализ проделанной работы за 2001 -2004 уч. гг.
  • Анализ профессионального самоопределения выпускников 9-х классов.

Механизм реализации "Программы"

  • Выход - на педагогические советы, методические советы, семинары, конференции, родительские собрания, педконсилиумы.
  • Индивидуальное консультирование и коррекционная работа.
  • Консультирование классных руководителей, преподавателей, родителей.
  • Заседание психолого - педагогического медико - социальной службы сопровождения ребенка (1 раз в месяц).

Прогнозируемый результат
Положительный.

  • Снижение уровня правонарушений среди подростков;
  • Повышение уровня познавательных способностей и усиление мотивации обучения;
  • Самоопределение подростков в мире профессий. Соответствие способностей с требованиями, предъявляемыми к избранной специальности;
  • Выпускник имеет дальнюю профессиональную цель для получения средне - специального и высшего образования;
  • Формирование у подростка адекватной самооценки, коммуникативных умений;

Психическое и физическое оздоровление подростков.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.