На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа элективного курса по психологии «Давай договоримся!» (основы конфликтологии) для 10 -11 классов
Программа элективного курса по психологии «Давай договоримся!» (основы конфликтологии) для 10 -11 классов
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

ДИСТАНЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Программа
элективного курса
по психологии «Давай договоримся!»
(основы конфликтологии)
для 10 -11 классов.

Автор:
Педагог - психолог
Цветкова Светлана Леонидовна
стаж по специальности 8 лет.

1.1. Пояснительная записка.

Изменения, происходящие сегодня в обществе, ведут к серьезным качественным и структурным его изменениям. Они сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых. Новые отношения означают состязательность, конкуренцию, признания различия в потребностях, интересах. Для рыночных отношений, демократических условий конфликт стал естественным состоянием. Проблема состоит не в игнорировании, сглаживании конфликтов, тем более подавлении конфликтов насильственным путем, но в признании их существования, поиске эффективных методов разрешения конфликтов и признания различия интересов конфликтующих субъектов, в достижении взаимоприемлемых решений проблем.
Мы, взрослые, все любим повторять, что, воспитывая детей, мы учим их жизни. Но дело в том, что пока мы их учим разным наукам, даем им необходимый уровень знаний, они уже живут нашей сложной жизнью. И порой зная как применить ту или иную формулу на предметной практике, ребенок легко может растеряться при встрече с реальной жизненной трудностью. И не всегда рядом оказывается мудрый взрослый, способный подсказать правильный выход. А когда ребенок выходит из школы, оказывается слишком поздно его учить жизненным премудростям. Да и методы и приемы воспитания, которые применялись раньше, сегодня не всегда действенны. Ведь не секрет, что и многие взрослые не владеют методами конструктивного общения. Именно поэтому, сегодня встала необходимость введения в школьную практику такого предмета как психология, одним из разделов которого является конфликтология.
Программа развивающего курса «Давай договоримся!», призвана помочь педагогам и психологам в обучении учащихся методам бесконфликтного общения. Как бы хорошо не был воспитан и обучен ребенок, к какому социальному статусу бы он не принадлежал, ему не удастся избежать конфликтов в жизни. Но этому можно и нужно научить.
Человечество, общаясь, не может избежать конфликтов. Будущее требует от нас принять тот факт, что если мы не откажемся в своей жизни от многих традиций и кажущейся естественности в своей привычности способов разрешения конфликтов всех уровней, то тяжелые уроки истории будут повторяться для нас снова и снова.
Мы знаем, что века и века большинство конфликтов разрешались по принципу «или – или». Или ты победитель, или – побежденный. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и кончая межгосударственными взаимоотношениями. Этот принцип, хотим мы это признать или нет, стал нашей «плотью и кровью». Даже когда мы от всей души желаем, чтоб в конфликте не было пострадавших, наше мышление зачастую неуклонно, как по рельсам, соскальзывает на туже дорожку и заколдованный круг замыкается. Сегодня проблема насилия, конфликтных отношений, стрессового состояния у населения особо актуальна. Она подпитывается сложными социально-экономическими факторами, и будто «зомбирует» людей средствами массовой информации. Складывается такое впечатление, будто ни одну проблему невозможно решить не силовым путем.
Для полноценной жизни подростка нужна не только личная сила, нужно нормальное общение, друзья и многое другое. Почему грубость, неуважение, неспособность найти общий язык со взрослыми, а зачастую и со сверстниками, так распространены в подростковой среде. Подросток в процессе своего развития все глубже осознает многогранность этого мира и начинает испытывает страх перед сложностью и непостижимостью. Ему же, как и любому другому человеку, необходимо чувство стабильности и нередко сам начинает придумывать законы, по которым старается жить. Нередко основным законом становится культ силы – подобный «Закону Джунглей». Он привлекает подростков своей простотой: если сильней – значит прав, если ты с нами – значит друг, против нас – враг. Причем часто подростки просто не знают, что можно по-другому. А ведь существует целая наука «Конфликтология», которая и призвана обучать приемам конструктивного общения.
Конфликты сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. И их невозможно избежать. Но ими можно управлять и этому управлению можно научиться.
Существует алгоритм поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий, как для себя, так и для противоположной стороны.
На стыке психологии и социологии возникло направление «Конфликтология». Специалисты – конфликтологи в развитых странах пользуются спросом не меньше, чем юристы. У нас же имеется много литературы, в которой описывается природа конфликта, ее виды, защитные механизмы, но системного курса обучению психологически безопасных выходов из конфликтных ситуаций очень мало.
К сожалению, предмет психология в каждой школе ведется по-разному – нет единых программ, нет учебников, нет тетрадей. А из того, что мы «собираем по крупицам» из разных источников, на мой взгляд, не достаточно для системного обучения методам конструктивного общения. Поэтому, я постаралась собрать воедино теоретические основы возникновения и разрешения конфликтов и на их основе разработать занятия для старшеклассников. За основу была взята книга Х. Корнелиус и Ш. Фэйр «Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты». На мой взгляд, в ней наиболее доступным стилем отражены основные понятия и методы конструктивного разрешения конфликтов. И так как теоретический курс обычно воспринимается детьми достаточно сложно, в занятия включено очень много рисунков и сказок, образных сравнений, практических упражнений и тестов. Это придаст занятиям интерес и должно способствовать более успешному восприятию материала.
Курс «Давай договоримся!» рассчитан на 17 учебных часов, который можно проводить как элективный или как развивающий курс во внеурочное время или как раздел уроков по психологии. Он был разработан для учащихся 10 – 11 классов, имеющих профессиональную направленность типа «человек – человек». Для тех, кто выбирает профессии, связанные с общением, с множеством межличностных контактов. Для данной категории людей общение является орудием деятельности. И так как к этой категории относятся и педагоги, то логично предположить, что данный курс вполне применим и в работе по повышению профессиональной компетенции педагогов, в работе с молодыми специалистами.
Данный курс разработан на основе различных теорий и методов разрешения конфликтов и имеет цель: обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.
Задачами курса является:

  • Ознакомление с понятием и структурой конфликта
  • Формирование умения анализировать конфликтные ситуации
  • Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Курс характеризуется наличием учебной задачи, учебно – воспитательного процесса и результата обучения. Учебная задача – это задача, при решении которой продуктом выступает сам процесс решения задачи и изменение субъекта (ученика), решающего эту задачу определенным способом действия.
Учебная деятельность – предметная. В данном случае объектом учебной деятельности является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью. Например: размышления как способ работы с психологической реальностью, психологический анализ, овладение психологическими понятиями, решения психологический задач, способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирование психологической реальности.
Одной из главных задач при создании курса являлось разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся. Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание. Но главная особенность в том, что теоретическая часть курса включает в себя много рисунков и психологических сказок. Так как опыт работы показывает, что образно материал воспринимается учащимися гораздо легче и интереснее. В данный курс так же включены материала разработки «Несколько рассказов о… или философский взгляд на некоторые проблемы воспитания»
В проведении курса занятий большое внимание уделяется принятию учащимися положительной Я – концепции. Только уважающий себя человек сможет научиться конструктивно решать конфликты. Именно на положительной Я – концепции основано обучение.
Занятия содержат в основном теоретический материал, в котором изучается сам конфликт как естественный и неизбежный элемент целостности взаимоотношений человека с человеком, его природа, механизм, элементы и общие стандарты развития конфликта.
Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Перед началом проведения курса учащимся дается задание сделать копилку наблюдаемых конфликтных ситуаций. В ходе обсуждения собранных учащимися конфликтных ситуаций, рассматриваются и анализируются способы управления конфликтом, разрабатываются конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.
Завершается курс психологическим практикумом для учащихся.
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:

  • Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
  • Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
  • Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

Отслеживание результативности проведения данного курса осуществляется по методике «Самооценки компетентности и готовности к ведению спора, переговоров, разрешению конфликта» и по итогам психологической практики, подробно описанных в методической разработке курса «Давай договоримся!»
Пользуясь методической разработкой занятий, данный курс может проводиться как психологом, так и педагогом, придерживающихся основных принципов проведения курса.

Следует отметить, что при незначительной корректировке данный курс можно использовать психологам и в работе с молодыми педагогами, и в консультировании старших подростков и в консультировании родителей.

1.2. Тематическое планирование коррекционно-развивающего

курса «Давай договоримся!»

Тема занятия

Количество часов

1.

2.

3.

4.

 

5

6.

 

7.

8.

9.

10.

11.

 

12.

13.

 

14.

 

 

Вводное занятие.

Философия конфликта.

Виды конфликтов, их сигналы, причины, функции.

Стратегии «совладания» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор.

Внутриличностный конфликт.

Принцип «Выиграть / выиграть» как учесть нужды каждого.

Творческий подход в разрешении конфликтов.

«Саботажники общения»

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению.

«Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями.

Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах.

Воспитание трудных родителей.

Готовность к разрешению конфликтов.
Картография конфликта.
Психологический практикум. Анализ и разрешение конфликтов. Самопроверка навыков конструктивного общения

Итого:

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

 

1

1

 

2

17 часов

На первом занятии курса учащимся предлагается завести рабочую тетрадь, в которой будут вестись записи и дневник наблюдений. В дневнике наблюдений учащиеся должны записывать конфликтные ситуации, в которые они сами когда-либо попадали или были их свидетелями.
Содержание курса.

Тема 1. Вводное занятие. (1ч.)
Формула взаимоотношений по Литваку. Диагностика компетентности и готовности к разрешению конфликтов – тест

Тема 2 .Философия конфликта. (1ч.).
Выработка собственной идеологии конфликта по афоризмам о конфликтах – самостоятельная работа. Образное восприятие конфликта.

Тема 3. Виды конфликтов, их сигналы, причины, функции. (2ч.)
Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, между группами, конфликты в деловой сфере, реалистические, нереалистические. Сигналы: дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение. Стадии конфликта. Функции конфликта: конструктивнее, деструктивные. Причины конфликтов. Типы конфликтов.

Стратегии «совладания» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор. (1ч.)
Тактика поведения людей в проблемных ситуациях (работа с образом).
Причины и последствия стратегии «совладания». Причины и последствия стратегии «избегания». Четыре стадии обучения навыкам.

Внутриличностный конфликт (1ч).
«Я – концепция» личности. Субличности. Тройки субличностей по Берну и по Фрейду (работа с образом). Сочинение – рассуждение «Я и мои субличности»

Принцип «Выиграть / выиграть» как учесть нужды каждого (2 ч.)
Конфликтные привычки: уход, подавление, «выиграть/проиграть», компромисс, «выиграть/выиграть». Четыре шага на пути к привычке «выиграть / выиграть». Психологические упражнения.

Творческий подход в разрешении конфликтов (1 ч).
Реакция или сознательный отклик. Мерка совершенства. Проблема или новые возможности.

«Саботажники общения» (1 ч)
Факторы, охлаждающие общение: угрозы, приказ, критика, прозвища, слова-должники, сокрытие информации, допрос, похвала с подвохом, несвоевременные советы, убеждение логикой, отказ от обсуждения проблемы, соревнование, успокоение отрицанием.

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению (1ч.).
Активное слушание. Я - высказывание. Структура Я – высказывания. Преимущества Я – высказывания. Психологическое упражнение.

«Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями (1 ч.).
Разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения. Четыре слоя «чашы терпения» (работа с образом).

Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах (2 ч).
Тест – «Способны ли вы управлять собой?». Саморегуляция (работа с образом). Телоум. Разрядка эмоций. Самоконцентрация. Заповеди эмоциональной защиты.

Воспитание трудных родителей (1 ч).
Родительская любовь (работа с образом). Заповеди по воспитанию родителей. Тест – проверочное испытание. Упражнение «Непредвиденное».

Готовность к разрешению конфликтов. Картография конфликта (1 ч).
Конфликт как желательное явление. Картография конфликта. Составление и чтение карты конфликта. Упражнение на составление и чтение карт конфликта.

Психологический практикум. Анализ и разрешение конфликтов. Самопроверка навыков конструктивного общения (1 ч).
Анализ конфликтных ситуаций по дневникам наблюдений, эпизодам из сказок: вид, причина, стадия, проявление конфликтных привычек, потребности каждого, опасения каждого, вариант решения проблемы. Анкета «Когда конфликты в классе, я…». Проверка навыков конструктивного общения (тест). Сочинение – рассуждение «Что мне дал курс «Давай договоримся!»

 

Методические рекомендации к ведению курса.

Курс достигнет своей цели только при условии создания благоприятного психологического климата на занятии и создании «субъект – субъектного» взаимодействия психолога и учащихся. Учащиеся сами должны стать активные участниками развивающего процесса. Курс содержит достаточное количество обучающей информации. Поэтому для повышения активности учащихся очень хорошо использовать образные картинки, которые подробно описаны в моей методической разработке «Вопросы воспитания в картинках».
Предлагаемый метод работы позволяет выполнить следующие функции:

  • Он снижает уровень напряжения в группе, и дает участникам возможность более открытого общения.
  • Он помогает участникам установить контакты, создает в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшает взаимопонимание между участниками обсуждения.
  • Он делает обсуждение более эффектным, поскольку учащиеся сами становятся активными участниками разговора.

Работа с картинками строится по следующим этапам:

  • Участникам обсуждения показывается картинка и предлагается составить рассказ по ней. Этот этап не требует спешки. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее будет составлен рассказ. Педагог или психолог должен задавать наводящие вопросы и следить за тем, чтобы в обсуждение были активно вовлечено как можно больше число участников.
  • После того, как картинка тщательно разобрана и рассказана, психолог объявляет, с чем она связана, с каким психологическим понятием или явлением, и дается ему объяснение.
  • Следующим этапом должен стать анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса. Как дело обстоит на самом деле. Практика показывает, что если участники были активны на первых двух этапах, то и на третьем они более активны, чем на традиционных лекциях. Меньше тревожности, скованности.
  • Завершающий этап – выработка возможных форм поведения и коррекции отношений. Хорошо если эту работу постараются сделать сами учащиеся, а педагог или психолог выступит в роли эксперта.

Рисунки можно использовать комплексно, обобщив по темам, а можно и отдельно. На основе даже одного рисунка можно простроить целое занятие или тренинг.
Рисунки и их значение, используемые на занятиях.


Тема занятия

Использованный образ – картинка.

Расшифровка рисунка.

1.

2.

3.

4.

5

6.

7.

8.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

Вводное занятие.

Философия конфликта.

Виды конфликтов, их сигналы, причины, функции.

Стратегии «совладания» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор.

Внутриличностный конфликт.

Принцип «Выиграть / выиграть» как учесть нужды каждого.
Творческий подход в разрешении конфликтов.
«Саботажники общения».
Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению.
«Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями.
Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах.
Воспитание трудных родителей.

Готовность к разрешению конфликтов.
Картография конфликта.
Психологический практикум. Анализ и разрешение конфликтов. Самопроверка навыков конструктивного общения

- Лестница

- Строительство дома
- Игра в мяч
- Гора
- Траектория мяча

- Вхождение в реку
- Забор на пути

- Оса в комнате
- Качели

- Стаканы с водой
- Рука «Виновен»
- Растение - сорняк

- Кувшин

- Автомобиль

- Чайное ситечко

- Прогулка по хвойному лесу

- Система взаимоотношений
- Идеология конфликта

- Конфликт
- Сигналы конфликта
- Стадии развития конфликта
- Кризис отношений
- Стратегии поведения в трудной ситуации
- Навязчивая мысль
- Внутриличностный конфликт
- Доля участия в конфликте
- самоанализ в конфликте
- Проблема

- Выплескивание эмоций

- Самоуправление

- Принятие родительской любви
- Отношение к хамству

 

Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:

  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
  • ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
  • ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Список использованной литературы:

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – издание 3-е, стереотипное.- М.: ЧеРо, с участие ООО «Творческий центр сфера», 2000.
  • Землянушкина О.О. Конфликты между детьми и их решение. Занятие для подростков. // Школьный психолог, №43, 2001.
  • Колечко А., ученическое посредничество в школьных конфликтах (методические рекомендации) // Школьный психолог. Книга в газете.
  • Мухина О, Родионова Г, Скворцова Е. приручи свой гнев. Программа социально-психологического тренинга. // Школьный психолог. Книга в газете.
  • Ольшанский В.Г. Психология – практикам: учителям, родителям и руководителям. – М.: «Тривола», 1996.
  • Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Серия «Самосовершенствование личности».
  • Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1996.
  • Ширгалин Б.Ш., Завадский В.В. Реабилитационная тренинговая программа для детей и подростков «Вызов». М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркотикам» (НАН). 2000.
  • Хелена Корнелиус, Шомана Фэйр. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., АО Стрингер, 1992.

Литература для самостоятельного изучения.

  • Козлов Н. как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 3-е изд.. перераб. и доп. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
  • Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  • Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Серия «Самосовершенствование личности».
  • Хелена Корнелиус, Шомана Фэйр. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., АО Стрингер, 1992.
 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.