На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе
Занятия №1-9
Занятия №10-16
Занятия №17-23
Все страницы

Короткая Евгения Владимировна
педагог-психолог
Центр ПМСС №5 «Сознание»
г. Красноярск

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе»

Номинация: Лучшая коррекционно-развивающая программа

Аннотация

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе» реализуется в рамках методической темы «Изменение учебных отношений при переходе к новому содержанию образования». Программа предполагает организацию групповых занятий с детьми 8-10 лет, с трудностями:

  • во взаимоотношении с учителями: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний.
  • во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п.
  • во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний.

Программа включает в себя комплексное сопровождение детей специалистами Центра: неврологом, педиатром, психологом и психотерапевтом. В результате решаются проблемы сохранения психологического здоровья ребенка в школе и оптимизации детско-родительских отношений, а также отношений учитель – ученик.
Результаты программы подтверждаются данными психологической диагностики и сбора катамнеза.

Обоснование

Часто с переходом во 2 -3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Причиной этого является неблагополучные отношения в семье, учебные нагрузки, конфликты с учителем и сверстниками, отсутствие учебной мотивации и т.д. В эмоциональной сфере это часто проявляется в том, что ребенок становится агрессивным, раздражительным, непослушным или же наоборот замкнутым, плаксивым, тревожным. Для всех детей с негативным отношением к школе характерно достаточно высокий уровень общей школьной тревожности. В младшем школьном возрасте к перечисленным выше причинам, которые вызывают высокую тревожность у детей младшего школьного возраста, добавляются оценочные, особенно при публичной оценке (ответы у доски, самостоятельные, контрольные и т .п.) ситуации.
Младший школьный возраст – один из значимых моментов в жизни ребенка, период его качественного и количественного изменения. Однако в школе многие педагоги и родители гораздо больше внимания уделяют количественным параметрам приобретенных ребенком знаний и умений. Качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения, многими недооцениваются. В то время как именно качественные изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную роль, могут укрепить психологическое состояние ребенка, либо подорвать его. И, если проблемы в знаниях можно в последствие восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.
С переходом ребенка во 2-3 класс наиболее часто родителей беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, страхи, вранье и т.п.

Анализ типичных обращений

Все трудности, проявившиеся у ребенка на данном возрастном этапе можно разделить на три основных сферы:
1. Трудности во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний.
2. Трудность во взаимоотношении с учителями: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний.
3. Трудности во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п.
Для того, чтобы помочь школьнику в решении его проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучие отношений в семье (стиль взаимоотношений с ребенком в семье во многом определяет и его поведение в школе), учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, отсутствие учебной мотивации, все это приводит к тому, что школа становится для ребенка постоянным источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им постоянно необходимо справляться со сложными условиями школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Кроме того, особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхами, обидой. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется отрицательное отношение к школе и нежелание учиться.
В связи со всем вышесказанным большое значение приобретают вопросы эмоционального благополучия ребенка в школе.
Поскольку ведущей формой организации общения в младшем школьном возрасте является игра, можно предположить организацию специальных занятий по формированию и развитию позитивного отношения к школе через игровую деятельность.
Младшие школьники только что вышли из периода, когда игра была ведущим видом деятельности. Поэтому для них характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Игра призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно- важных действиях, поступках, ценностях.
Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

Основная цель программы: формирование и развитие позитивного отношения к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
В соответствии с этой целью формируются задачи программы:
1. Актуализация школьных переживаний.
2. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
3. Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
4. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
5. Развитие внутренней активности детей, уверенности в себе.
6. Формирование стремления к реализации своих способностей.
7. Снятие тревожности, эмоционального напряжения.
8. Развитие произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
9. Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями.
Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы.

1 этап работы: - диагностический:
На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:
1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Прихожан А.М. на основании методики Amen E.W., Renison N.). С помощью данной методики можно выявить уровень тревожности учащихся в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.

2. Тест Розенцвейга.
Методика предназначена для исследования реакции на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или общению, а также удовлетворению потребностей личности. Методика позволяет исследовать такие реакции, как агрессия, апатия, застенчивость, замкнутость и т.д.

3. Анкета для родителей.
Предназначена для изучения эмоционально – волевой сферы ребенка.

4. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Второй этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.
Программа представляет собой цикл из 16 занятий. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. Режим проведения: 2 занятия в неделю в течении 2-х месяцев.

Основные этапы программы:
1. Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
1.1. знакомство детей в группе;
1.2. сплочение группы и поддержание группового единства;
1.3. создание в группе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Реконструктивный этап – направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление желаемых форм поведения и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Целью вводной части является эмоциональное раскрепощение детей, снятие напряжения и скованности в поведении.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
Целью заключительной части является подведение итогов занятия, выделение наиболее успешных ребят, их поощрение за старания, пожелание приятного друг другу.
Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:

К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность: «Чет и нечет», «Принц –на -цыпочках», «Путешествие по классной доске» и т.д.

Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей: «На ошибках учатся», «Ученик дня», «Верить и стараться» и др.

К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов: «Неоконченные предложения», «Школа – фантазия», «Что делает учитель», «Что я чувствую в школе», «Родитель, учитель, ученик» и др.

Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий: «Друг к дружке», «Кто точнее?», «Найти смысл» и др.

Пятая группа игр и упражнений направлена на формирование позитивного отношения к сверстникам: «Мой класс», «Найти пару», «Подари подарок другу» и др.

Основные формы работы:

Игротерапия направленная на:

  • снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность: «Чет и нечет», «Принц –на -цыпочках», «Путешествие по классной доске» и т.д.
  • выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей: «На ошибках учатся», «Ученик дня», «Верить и стараться» и др.
  • актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов: «Неоконченные предложения», «Школа – фантазия», «Что делает учитель», «Что я чувствую в школе», «Родитель, учитель, ученик» и др.
  • развитие произвольности, внутреннего плана действий: «Друг к дружке», «Кто точнее?», «Найти смысл» и др.
  • формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности: «Мой класс», «Найти пару», «Подари подарок другу» и др.
  • развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям: «Я и Я», «Слушаем себя», «Страна клякс», «Кто Я?» и т.д.
  • осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи: «Домашний фотоальбом», «Праздник в семье», «Мы – взрослые» и т.д.
  • Арттерапия: способствует в продвижении с символического уровня на конкретный и с подсознательного на сознательный за счет поощрения детей к повторному переживанию прошлых событий, которые были заблокированы и препятствовали личностному росту. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения: «Кляксы», «Моя планета», «Я в будующем» и т.д.
  • Сказкотерапия:

позволяет детям актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

  • Психогимнастика:. способствует преодолению барьеров в общении, снятию психического напряжения, позволяет создавать условия и возможности для самовыражения детей.
  • Беседа: «Что значит любить родителей», « Что я чувствую в школе», «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я» и т.д.
  • «Дневник достижений»:

В течении всего периода работы группы участники группы ведут дневники, которые позволяют отслеживать настроение группы в целом и каждого ребенка в отдельности, те лил иные достижения участников группы, их стремления, успехи и неудачи, способствуют формированию у детей ответственного отношения к занятиям, развитию рефлексии.
Работы с дневниками позволяет научить детей оценивать ту или иную ситуацию, рефлексировать, ставить перед собой те цели, которых они могут реально достичь.

  • Работа с родителями:

В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством домашних заданий и последующими обсуждением с целью :

1. повышения общей сезитивности к ребенку, его проблемам;
2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
3. активизации коммуникаций в семье.

Медицинское сопровождение:

Очень часто здоровье ребенка является одним из ведущих факторов, влияющих на успешность его в школе, поэтому в процессе работы группы дети находятся под наблюдением невропатолога, который проводит своевременные консультации родителей по вопросам состояния неврологической сферы ребенка, по созданию здоровьесохраняющей среды развития ребенка, осуществляет контроль за результатами лечения, а также медсестры, которая проводит мед. манипуляции и фитотерапию.
Каждый ребенок в группе по желанию родителей проходит осмотр невропатолога, в зависимости от состояния здоровья назначается индивидуальный курс поддержки.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.