Страница 4 из 4
Занятие №17 Цель: - осознание отношений внутри семьи; - формирование теплого отношения к ее членам; - осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи. 1. Ритуал приветствия. 2. «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу по кругу. Можно вместо похвалы сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово. 3. «Передай чувства по кругу». Дети стараются передать различные чувства по кругу, изображая невербальные действия. 4. «Домашний фотоальбом». Можно предложить посмотреть принесенные домашние семейные фотографии. Обсудите, какие люди изображены, обратите внимание на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложите ребенку рассказать какую-нибудь историю про этих людей. 5. Беседа «Что, значит, любить родителей». Вопросы к беседе: Почему важно в семье любить друг друга? Как можно выразить свою любовь к родителям? Как научиться не огорчать близких? Как вести себя, если провинился? 6. Разыгрывание ситуаций. сюжетно-ролевые игры «Праздник в семье», «Один день в нашей семье». Как помирить поссорившихся членов семьи; Как поднять настроение маме (папе). 7. «Мы - взрослые». Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослым. Во что вы будете одеты? Как будете сидеть? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми? Как будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди?» Затем каждому из детей ведущий подает руку, и дети представляются по имени - отчеству. Когда все дети побывают в роли взрослых, можно предложить обсудить, понравилось ли им быть в роли взрослых, почему? Спросить, кому из детей лучше всего удалось справиться с ролью взрослого. 8. «Мы - родители». Инструкция: «Представьте, что вы теперь превратились в родителя. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хорошим и, поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Но каждый последующий родитель отрицает совет предыдущего и дает свой совет. Например: Будь честной. Не будь честной, а то скажешь что-нибудь не так, и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой. Не будь всегда веселой, а то можно подумать, что ты легкомысленный человек. Далее выбирают одного из детей на роль «воспитываемого», его сажают в центр круга и «родители» по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях. Далее возможно обсуждение прав и обязанностей в семье, какие они существуют у детей и родителей, всегда ли они выполняются? 9. Ритуал прощания.
Занятие № 18
Цель: закрепление положительного отношения ко всем членам семьи. 1. Ритуал приветствия.
2. Игра "Изобрази предмет". Цель: снятие эмоционального напряжения. Ход игры: Дети перечисляют предметы домашней утвари. После этого каждый загадывает один из предметов и пластически изображает его, а остальные отгадывает.
3. "Неоконченные предложения". Детям предлагается некоторое время подумать о своих родителях, вспомнить из привычки, основные занятия, отношения друг с другом и сними, а затем продолжить предложения: "Я люблю, когда мои родители . . ." "Я не люблю, когда мои родители . . ." "Я хочу, чтобы мои родители . . ." "Я не хочу , чтобы мои родители . . ." Читают вслух завершенные предложения только желающие.
4. Сюжетно-ролевая игра "Праздник в семье". Вместе с детьми обсуждается: какой праздник будет в семье, распределяются роли, создание соответствующей игре обстановке. 5. Подведение итогов занятия.
Занятие № 19
Цель: формирование внимательного, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства общности, умение выражать свое положительное отношение к другим. Помочь детям осознать качества настоящего друга.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра "Молекула". Цель: сближение и раскрепощение участников. Ход игры: Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины: 2 - 5 атомов, в течении 10 секунд. Атомы, не вошедшие в состав молекулы, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов входящих в молекулу, чтобы 1 участник оставался лишним.
3. Прослушивание стихотворения "Дружат дети всей земли". Шире круг, шире круг музыка зовет. Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод! Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине, Дружит с небом океан, дружат дети разных стран. Дружат солнце и весна, дружат звезды и луна, Дружат в море корабли, дружат дети всей Земли. (В. Викторов) Беседа "Как правильно дружить". - Что значит дружить? - Какими качествами должен обладать настоящий друг? На доске надпись "Настоящий друг". Рядом записываются предложенные качества. Затем детям предлагается подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них, каких не хватает, в каких они сомневаются. Выработка "Правил дружбы". В ходе беседы совместно с детьми обговариваются "Правила дружбы" некоторые из них ведущий может предложить сам: - Помогай товарищу если умеешь что-то делать - научи его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь. - Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом. - Не ссорься, не спорь по пустякам, не завидуй - радуйся успехам товарища вместе с ним. - Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
4. Игра "Вырежи елочку". Цель: развитие чувства общности, умения договариваться друг с другом. Ход игры: Дети делятся на пары, обхватывают друг друга руками за талию, оставшимися руками пытаются вырезать елочку, а затем ее раскрасить. Побеждает пара, которая быстро и правильно выполнила задание. Обсуждение: - Легко ли было вместе работать? - Что при этом чувствовали? - Как пытались достичь общего результата? - Кто остался недоволен? Почему?
5. "Разыгрывание ситуаций". Цель: освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни. Ход игры: Детям предлагается разыграть следующие ситуации: - Ты участвовал в соревновании и занял первое место, в твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. - Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним. - Вы писали диктант, ты получил оценку пять, а твой друг - двойку. Успокой своего друга. - Два твоих друга поссорились - помири их. - Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игру, а отдал ее сломанной. Послу разыгрывания полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнерами и "оказаться на месте" того, с кем общался.
6. Проверка "Дневников достижений".
7. Ритуал прощания: Игра "Окажи внимание другому". Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания. Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я. . ." (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я. . .")
8. Домашнее задание. Рисунок "Мой лучший друг".
Занятие № 20
Цель: формирование доброжелательного отношения друг к другу, чувства близости с другими, чувства ценности и самоценности, умения сотрудничать со сверстниками.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра "Найди себе пару". Цель: объединение, эмоциональное раскрепощение участников группы. Ход игры: НА карточках написать названия животных, причем каждое название встречается дважды - в женском и в мужском роде: если есть карточка со словом "слон", то должна быть и карточка со словом "слониха". Они перемешиваются и раздаются детям. Каждый пластически изображает свое животное и находит свою пару, не прибегал к словесным выяснениям и не показывал карточек. Когда все пары соединятся, ведущий сверлит их с карточками, а затем устраивает обсуждение: кто активно занимался поисками, а кто стоял и дожидался, пока его найдут.
3. Проверка домашнего задания рисунок "Мой лучший друг". Обсуждение рисунков: - Кого изобразили? Почему? - Какими качествами обладает ваш друг? и т. д.
4. Игра "Цветик-семицветик". Цель: развитие умения чувствовать и понимать желания других делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Ход игры: Дети делятся на пары, каждая получает по цветику-семицветику. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает первый ребенок для второго, три - второй ребенок для первого, одно желание будет совместным. Затем пара меняется лепестками и отбирают лепестки - желания, которые им действительно приятны. Побеждает команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.
5. Игра "Новоселье". Цель: формирование чувства единения с группой. Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои портреты и "поселить" их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.
6. Проверка "Дневников достижений".
7. Игра "Связующая нить". Цель: формирование чувства близости с другими людьми, чувства ценности других и самоценности. Ход игры: Участники передают клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят, и что могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Занятие №21 1. Ритуал приветствий 2. «Путаница». Повторение игры. 3. «Я умею». По кругу каждый ребенок называет и, если захочет, показывает какое-нибудь свое умение (например: быстро бегать, прыгать и т.д.). Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто назовет больше всех своих умений. 4. «День рождения». Сюжетно-ролевая игра. Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут. Обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется. Сюжет дети достраивают сами в ходе игры. Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовали на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостей. Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы должны будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он будет длиться в течение 20 минут. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе». Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Бестактный, Грубиян и т.д. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей по типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые преследует ведущий. Можно для детей каждую роль определить более подробно. Следует иметь ввиду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкции и неизвестности правил. Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию своего поведения, а также по моделированию своего поведения. Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая особенности поведения каждого из участников и соответствием предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы: -Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли? -Трудно ли было играть предложенную роль? -Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни? -Какие чувства вызывает у вас подобное ролевое поведение? В ходе игры дети рассматривают приготовленные подарки и открытки и дарят друг другу. 5. Ритуал прощания
Занятие № 22
Цель: закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Волшебные зеркала». Цель: закрепление позитивного отношения к себе.
Ход игры: Ведущий предлагает участникам нарисовать себя. В первом зеркале – маленьким и испуганным, Во втором – большим и веселым. В третьем зеркале – счастливым.
Обсуждение: На кого ты был похож? На кого ты сейчас похож? Какой человек симпатичнее? В какое зеркало ты чаще смотришься?
3. Игра «Волшебное колечко». Цель: получение эмоциональной поддержки, закрепление позитивного отношения к себе. Ход игры: Ведущий достает волшебное колечко и говорит о том, что если надеть его на мизинец, то станешь маленьким-маленьким – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым ‑ это твое будущее. Кто хочет попутешествовать во времени? Если ребенок выбирает «прошлое» он садится на корточки или сворачивается калачиком, а остальные ребята гладят его, укачивают , баюкают. . . Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» - большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» - большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни.
4. Проверка «дневников достижений». Цель: подведение итогов, награждение всех учеников группы. Материалы: палочка украшенная блестящей бумагой.
Инструкция: Сядьте, образуя круг и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый кто держит волшебную палочку, рассказал нам, каких успехов он добился за последние дни. - Кто больше всех смог записать успехов?
Награждение всех участников группы «Медалями» (за достижение).
5. Игра «Чемодан в дорогу». Цель: формирование внимательного отношения друг к другу. Ход игры: Ведущий говорит о том, что это предпоследнее занятие и предлагает «собрать» каждому члену группы «чемодан пожеланий, комплиментов и разных приятных слов». Для этого нужно, чтобы каждый ребенок написал на разных листочках что-то приятное, хорошее о каждом учащемся, дал какие-нибудь пожелания и советы. Затем все пожелания раздаются их адресатам. Кто хочет, может зачитать вслух. Обсуждение: Легко ли было писать? Почему? Как вы выражаете свои симпатии в реальной жизни? Что чувствовали, когда читали пожелания?
Занятие № 23.
Цель: подвести итог групповой работы. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Школа на планете «Наоборот». Дети разыгрывают сюжет. Режиссерами, актерами и зрителями будут сами дети. Ведущий рассказывает детям о необычной планете, на которой все происходит наоборот: машины ездят задом наперед на обед дают сладости, дети заправляют всем, а взрослые подчиняются. Дети представляют себе, какой может быть школа на этой планете: как она выглядит, чем там занимаются, какие предметы изучают, за что ставят пятерки и т.д. Можно попросить детей нарисовать такую школу. - Кто из детей понравился больше всех? Почему? - Что чувствовали, выступая перед зрителями? - Хотите ли и сможете ли вести себя в реальной жизни так, как ваш герой? Почему?
Литература
1. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с. 2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с. 3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с. 4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с. 5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с. 6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.
Учебный план к программе групповых занятий «Формирование и развитие позитивного отношения к школе».
- Категория детей: дети 8-9 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе.
- Срок обучения: 3 месяца (23 занятий и два диагностических обследования.).
- Режим работы: 2 раза в неделю.
№
|
Этапы
|
Содержание занятий
|
Тема занятий
|
Кол-во часов
|
Кол-во занятий
|
1.
|
Первичная диагностика.
|
Комплексная диагностика потенциальных участников группы.
|
Знакомство. Беседа с родителями. Диагностика по методикам: «Р.Н.Ж.». Тест школьной тревожности.(А.М.Прихожан). Тест Розенцвейга. Методика «Лесенка» А.И.Липкина. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин.). Проективные методики «Я в школе», «Раскрась домики».
|
20-30 мин. 30 мин.
1,5 час.
|
1
|
2.
|
Ориентировочный.
|
Знакомство детей в группе, сплочение группы и поддержание группового единства, создание в группе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
|
Знакомство
|
2
|
2
|
3.
|
Реконструктивный.
|
Актуализация школьных переживаний; предупреждение и снижение тревожности и страхов детей; выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам; формирование позитивного отношения к сверстникам; развитие внутренней активности, уверенности в себе; формирование стремления к реализации своих способностей; развитие произвольности; помочь детям осоз-нать, что и родители имеют право на ошибки. Закрепление желаемых форм поведения и отработка навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
|
Тайна моего «Я»
Я в школе.
Я и мои родители.
Я и мои друзья.
|
7
6
3
3
|
7
6
3
3
|
4.
|
Итоговый. Заключительные занятия.
|
Отслеживание результатов работы в группе.
|
Награждение участников группы; «Чемодан в дорогу». Школа на планете «Наоборот».
|
2
|
2
|
5.
|
Повторная диагностика
|
Отслеживание результатов работы с ребенком.
|
Беседа с родителями, диагностика детей.
|
1
|
1
|
Всего: 25занятий.
Сведения обеспечении образовательного процесса учебной литературой и иными информационными ресурсами и материально- техническим оснащением муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание»
Программа «Формирование и развитие позитивного отношения к школе у младших школьников».
№
|
Наименование дисциплин, входящих в заявленную программу
|
Количество обучающихся, изучающих дисциплину
|
Автор, название, место издания, издательство, год издания литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов
|
Кол-во
|
1
|
Первичная диагностика.
|
10
|
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль:, 2001.
- Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации. С. Розенцвейга. -СПб.: «ИМАТОН»,-1993.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.-СПб.: издательство «Речь»,-2002.
- Ковалевский В.А., ТолмачевА.А. Сборник психологических методик.- Красноярск: СРФ МОСУ, 1994.
-
|
1 1 1 1 1
1
|
2
|
Основной этап
|
10
|
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.
Оборудование: - ножницы - мяч - корона - буквы из имен детей Методические пособия: - карточки с чувствами.
|
5 1 1 10
10
|
3
|
Повторная диагностика.
|
10
|
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль:, 2001.
- Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации. С. Розенцвейга. -СПб.: «ИМАТОН»,-1993.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.-СПб.: издательство «Речь»,-2002.
- Ковалевский В.А., ТолмачевА.А. Сборник психологических методик.- Красноярск: СРФ МОСУ, 1994.
|
1
1
1
1
|
|