На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков - Избегание конфликта в общении со сверстниками
Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков - Избегание конфликта в общении со сверстниками
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков
Избегание конфликта в общении со сверстниками
Развитие навыков воспитания у родителей
Все страницы

Избегание конфликта в общении со сверстниками

  • 1 этап.

Ведущий предлагает подросткам вспомнить ситуации из своей жизни и жизни своих друзей, когда они попадали в подобную ситуацию, созданную их сверстниками, и рассказать о них:
"Ребята, вспомните, что вы чувствовали, когда вам навязывали конфликт, который вам совсем не нужен. Как вы вели себя?"
Выбирается одна из конкретных ситуаций, предложенных подростками: выяснение отношений между девушками из-за парня или наоборот; навязывание драки без явной причины; выяснение отношений между дворовыми группировками и т;д.

  • 2 этап.

Ведущий: "Давайте попробуем проиграть од«у из этих ситуаций. Кто хочет попробовать? Мы рассмотрим ситуацию, когда вам навязывают драку ббз явных на то причин." Выбирается желающий сыграть роль подростка, к которому пристают, а ведущий играет роль пристающего подростка.

  • 3 этап.

Ведущий: "Молодец, Олег, получилось удачно, ты хорошо справился с заданием."

  • 4 этап.

Ведущий: "Ты правильно вел себя, не нервничал, не повышал голоса, не грубил собеседнику, старался в шутливом тоне его успокоить."

  • 5 этап.

Ведущий: "Ребята, давайте рассмотрим еще один вариант поведения в данной ситуации. Не стоит провоцировать собеседника агрессивной реакцией на его поведение, это только осложнит ситуацию. Но и не стоит проявлять испуг, панику, растерянность. Гораздо лучше сохранить спокойное, ровное состояние, принять неагрессивную позу и найти более оптимальное положение для общения (если он стоит, а ты сидишь, лучше встать; если ты стоял спиной к нему, повернись; если он подошел слишком близко, немного отойти и т.д.).
Короткими, конкретными вопросами уточнить либо прояснить ситуацию (Что ты хотел? Я не расслышал). Также можно вопросами, не относящимися к действию, отвлечь внимание агрессора от происходящего, то есть перевести разговор на другую тему (Ой, привет, где ты пропадал? Я давно тебя не видел. Ой, здорово, тебе Вася привет передавал. Я тебя весь вечер ищу, мне нужно тебе что-то передать и т.д.). По возможности найти причину для ухода и уйти."

  • 6 этап.

Ведущий: "Давайте попробуем проиграть предложенную ситуацию. Я буду подростком, а Коля будет провоцировать драку". Проигрывается ситуация в соответствии с п.5.

Обсуждение: что заметили подростки в eго поведении. Что явилось ключевым в изменении ситуации н лучшему: голос, поза, жесты, интонация, мимика, быстрота реакции, умение вести разговор и т.д.

  • 7 этап.

Ведущий. "Давайте уточним все то, что мы сейчас делали. Для этого составим схему моих действий на листа ватмана."
Ведущий поэтапно фиксирует пошаговую модели поведения в данной ситуации на большом листе ватмана. При необходимости ребята записывают ее для себя.

  • 8 этап.

Ведущий: "Ребята, зачем нужно правильно вести себя в данной ситуации?" (Чтобы тебя не побили. Чтобы не попасть в милицию. Чтобы не портить отношения. Чтобы не портить настроение. Чтобы не сбивались планы на вечер и т.д.).
Ведущий объясняет, что очень важно уметь пресекать навязываемый конфликт в самом его начале. А так как это зачастую бывает неожиданно и ребята теряются, разработанная схема помогает выйти из сложившейся ситуации.

  • 9 этап.

Ведущий: "Давайте снова проиграем эту ситуацию. Ольга будет играть роль подростка, а я буду провоцировать драку. Ольга может руководствоваться схемой."

  • 10 этап.

Ведущий. "Спасибо, Оля, ты все правильно сделала. Хорошо, что ты посмотрела в записи. Ты была уверена в себе, с хитростью и юмором вышла из ситуации. Я думаю, что если в жизни у тебя произойдет подобная встреча, ты не растеряешься и будешь знать, как себя вести."
12. этап.
Предложить ребятам применить полученные знания в своей среде, поделиться ими с друзьями.

  • 11 этап.

Ведущий: "Ребята, как вы думаете, где можно еще применить разработанную нами сегодня схему поведения?" Примерные ответы подростков: когда девушки "не поделили" парня, или наоборот; выяснение отношений между дворовыми группировками; приставание на улице; конфликты между братьями и сестрами и т.д.
Примечание.
Второй этап не всегда проходит гладко, так как подросток не всегда может справиться с ситуацией, и дело заканчивается конфликтом. Но и в этом случае следует отметить несколько положительных моментов в его поведении и поблагодарить за работу, в то же время отметить ошибки.
Эта схема поведения работает в Одноразовых ситуациях. Если подросток будет использовать ее несколько раз с одним и тем же партнером, она перестает работать.
Избегание конфликта в общении со взрослыми (навязывание взрослым драки без явных причин).
С первого по четвертый этапы выработка навыка осуществляется аналогично предыдущему (навязывание драки без явных причин в случае со сверстниками).
На пятом этапе необходимо учесть два варианта ситуации:
1. Если претензия обоснована.
2. Если претензия не обоснована.
Если претензия не обоснована, то можно действовать по схеме, предложенной в ситуаций со сверстниками (см. выше). Если претензия обоснована, можно предложить другую схему поведения.
Ведущий: "Ребята, а как нужно вести себя, если вы чувствуете свою вину, и собеседник в своей претензии прав?" Возможные ответы: убежать, нагрубить и уйти, попросить извинения, попытаться загладить конфликт, попытаться исправить ошибку и т.д.
Ведущий: "Вы держитесь неагрессивно и с уважением, помня, что перед вами взрослый человек. Не стоит провоцировать его и усугублять ситуацию. Выбрав оптимальное для конструктивного общения положение, вы спокойно повторяете претензию, как бы подтверждая совершенный поступок и предлагаете свои извинения, варианты исправления последствий своего поступка (убрать мусор, вставить стекло, уйти и не шуметь, починить скамейку и т. д. уточнив, когда вы это сделаете)."
Далее работа по этапам выработки навыка строится аналогично технологии выработки навыка в случае со сверстниками, но не предусматривает на шестом и десятом этапах проигрывание ситуации с двух позиций:
1. Если претензия обоснована.
2. Если претензия не обоснована.
Примечание.
В процессе работы подросткам было легче найти выход из ситуации со сверстниками. В ситуации с взрослыми им сложнее предположить возможные действия и реакцию взрослого. На выработку навыка поведения в случае навязывания конфликтной ситуации взрослыми требуется больше времени и необходимо закрепление полученной информации.
При обсуждении того, где возможно применение данного навыка, ребята указали: при столкновении с взрослыми во дворе, в подъезде, на улице, а также во взаимодействии с родственниками (родители; отчим, братья и т.д.).

Поведение в ситуации вымогательства.
С первого по четвертый этапы выработка навыка осуществляется аналогично предыдущим.
На пятом этапе ведущий предлагает другой вариант поведения в данной ситуации: "В данной ситуации подросток может поступить таким образом: не следует провоцировать Конфликт, поэтому лучше сохранять спокойствие, не показывать, что ты испугался. Очень важно почувствовать в себе уверенность, что ты можешь себя защитить. Исходя из ситуации, найти подходящую форму отказа (нет, у меня нет денег; мои родители не так богаты, чтобы давать мне деньги; я оставил их дома; уже их потратил; у меня их только что забрали и т.д.)».
После обоснованного отказа найти причину для срочного ухода и перевести внимание собеседника на что-либо другое:
- Я опаздываю на урок.
- У меня через пять минут тренировка
- Извини, я спешу на комиссию по делам несовершеннолетних.
- Слушай, сейчас по телику классный боевик, не хочу опаздывать.
- Извини, вот идет Мария Ивановна, мы договорились с ней встретиться.
- Извини, вот идет мой тренер, он мне нужен.
- Я тороплюсь, меня вызвали к директору школы.
Далее работа по выработке навыка строится аналогично предыдущим, но стоит учесть, возможность продолжения давления со стороны вымогателя с провокацией на конфликт. Для разбора этого варианта рекомендуется вспомнить и проиграть навык избежания навязываемой конфликтной ситуации.
Примечание.
В ходе работы выяснилось, что есть разница в общении, когда вымогателем является не сверстник, а подросток более старшего возраста. В этом случае шаги не меняются, но меняются манера поведения и содержание разговора (использовать обращение на "Вы' держать большую дистанцию в общении, больше проявлять уверенности, твердости и т.д.).
При возможности повторения ситуации рекомендовать не ходить одному, только в сопровождении друзей, родителей, взрослых и "т.д.; изменить маршрут; ходить через более людные места; какое-то время не ходить в темное время суток; обратиться за помощью к компетентным взрослым.
итоговое игровое занятие, цель которого – закрепить усвоение навыка. Один из вариантов такого занятия может выглядеть следующим образом. Подростки делятся на микрогруппы Каждая подгруппа предлагает остальным ситуацию, остальные подгруппы проигрывают ее, применяя полученные в ходе обучения навыки. Жюри подводит итоги. Выделяются наиболее удачные способы поведения. Могут предлагаться уже знакомые задания и задания, требующие самостоятельной разработки, импровизации и проявления актерских способностей. В конце занятия участники поощряются.

Другой вариант - обучающее занятие, на котором подростки, прошедшие подготовку по данной программе, передают опыт сверстникам. Эффективность работы будет выше, если в качестве обучающих будут выступать лидеры неформальных подростковых трупп



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.