На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков
Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Применение нидерландской модели повышения компетенции подростков
Избегание конфликта в общении со сверстниками
Развитие навыков воспитания у родителей
Все страницы

Применение нидерландской модели
повышения компетенции подростков
Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001, № 2,
Иванов Л.М., Конева Е.В.

Программа рассчитана на 11 занятий продолжительностью 1.5 часа каждое. Количество человек в группе до 8. С «трудными» подростками нужна группа не более 3-4 человек.

№ п\п

Навыки

Шаги

1

Получение информации от взрослых на улице

1.Посмотреть на окружающих вас людей и выбрать человека, к которому вы хотите обратиться.
2.Подойти не слишком близко, поздороваться.
3. С улыбкой, глядя в глаза, доброжелательным тоном извиниться за беспокойство и попросить помощи.
4.Коротко, четко, внятно задать интересующий вопрос.
5. Спокойно, не перебивая, выслушать ответ и , по необходимости, задать уточняющие вопросы.
6.Поблагодарить и попрощаться.

2

Запись к врачу

1.Войти в помещение поликлиники без шума.
2.Подойти к окошку регистратуры, в случае необходимости дождаться своей очереди.
3.Поздороваться и четко, кратко сообщить о том, что вы хотите получить талон к специалисту. При этом следует смотреть в лицо тому, с кем вы разговариваете.
4. В случае положительного ответа предъявить соответствующий документ.
5.Дождаться, когда закончится процедура записи и получить талон на прием к врачу.
Поблагодарить и попрощаться.

3

Посещение врача

1.Войти в помещение поликлиники без шума.
2. найти нужный кабинет.
3. Постучать в дверь и, приоткрыв ее, спросить разрешения войти.
4.Войти, поздороваться, подойти к столу врача. Дождавшись разрешения, присесть на свободный стул.
5. Посмотреть в глаза (лицо). Внятно рассказать о причине визита. Отвечать на вопросы и выполнять необходимые элементы осмотра.
6. Выслушать рекомендации и заключение врача, задавая интересующие вопросы.
7. Поблагодарить и попрощаться.

4

Обращение к учителю

1.Сразу после звонка подойти к учителю
2.Посмотреть в лицо собеседнику.
После того, как учитель предоставит вам слово, сообщить о своем желании поговорить с учителем наедине (без свидетелей).
В случае положительного ответа дождаться, пока все выйдут из класса. Изложить свой вопрос или просьбу, спокойно глядя в лицо учителю. В случае отрицательного ответа уточнить, когда и где можно обратиться по личному вопросу. См. навык 5.
5. Не перебивая, выслушать ответ.
6. Поблагодарить за уделенное внимание и попрощаться.

5

Встреча с учителем в назначенное время.

1.Придти в назначенное время без опоздания в тот кабинет, где вы договорились встретиться.
2. Постучать в дверь. Приоткрыть дверь и спросить разрешения войти.
3. при положительном ответе зайти в кабинет и подойти к учителю не слишком близко. Поздороваться.
4.После предложения учителя сесть на стул и начать разговор, глядя в лицо учителю, с общей фразы, например:»Мария Ивановна, разрешите задать вопрос».
После разрешения учителя ясно и внятно изложить все, что вас волнует.
Спокойно, не перебивая, выслушать ответ. Задать уточняющие вопросы.
Поблагодарить и попрощаться.

6

Поведение в случае необходимости договориться с родителями

1.Выбоать подходящий момент для разговора.
2.Подойти к маме или папе, доброжелательно посмотреть в глаза, с улыбкой обратиться и сообщить о желании поговорить.
3.В случае отрицательного ответа, уточнить, когда возможен разговор, См. навык 6а.
4.Сохраняя доброжелательный тон, выяснить взгляд родителей на имеющуюся проблему.
5.Спокойно, не перебивая, выслушать кратко и обоснованно изложить свой взгляд на вопрос. Предложить вариант, учитывающий интересы обеих сторон. При необходимости зафиксировать это на бумаге
6. Выразить благодарность за понимание и поддержку.

Договор с родителями в случае отрицательного ответа (см. шаг 3 навыка 6)

1.Спокойно дождаться предложенного родителями времени.
2. Убедиться, что родитель никуда не торопится и может выслушать.
3. Действовать по схеме навыка 6, начиная с пункта 4.

7

Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников

1.Полумать, какие могут быть последствия для тебя, если ты не согласишься с предложением партнера.
2. Подумать, почему партнер тебе это предлагает. (Его мотивы: власть, деньги, разделение ответственности и т.д.)
3. Осознать себя самостоятельным человеком, способным принять решение.
4.Реализовать один из вариантов отказа.
5. Предложить альтернативный вариант поведения: а) с сохранением дружеских отношений; б) С разрывом отношений.
6.Если это не помогает, поменяться ролями, т.е. оказать давление на собеседника. (Почему ты решаешь за меня? Почему ты навязываешь мне свое мнение? Почему ты указываешь мне. Как вести себя? и т.д.)
7. Если, несмотря на это, на вас продолжат «давить», четко сказать «нет» и уйти.

8

Поведение в ситуации наркотической и др. провокации со стороны взрослых

1.Посмотреть в лицо собеседнику.
2. Сказать спокойно и четко «нет».
3. Сказать, что не хотите этого делать и почему.
4. при повторном «давлении» еще раз четко сказать «нет» и уйти.

9.

Избегание конфликта в общении со сверстниками

1.Принять неагрессивную позу.
2.Найти наиболее оптимальное положение для общения (поза, дистанция)
3.Которткими конкретными вопросами уточнить ситуацию.
4. Перевести разговор в другое русло.
5.Найти причину для срочного ухода.
6.Попрощаться и быстро уйти.

10.

Избегание конфликта в общении со взрослыми

1.Принять неагрессивную позу.
2.Подстроиться к настроению собеседника.
3. найти наиболее оптимальное положение для общения (поза, дистанция).
4.Отрегулировать тон голоса и мимику.
5.Спокойно повторить высказанную претензию.
6. Если претензия обоснована, высказать намерение исправить ситуацию.
6а. Если претензия не обоснована, мягко перевести разговор на другую тему.
7. Найти причину для срочного ухода и уйти.

11

Поведение в ситуации вымогательства (денег, личных вещей)

1.Спокойно и уверенно посмотреть собеседнику в лицо.
2. Отрегулировать голос и мимику.
3. В тактичной форме уточнить требования.
4.Почувствовать в себе уверенность и способность постоять за себя.
5. Решительно и уверенно отказать, мотивируя отказ.
Найти причину для срочного ухода и уйти.

Получение информации от взрослых на улице.
Ведущий спрашивает подростков, как они поступают в том случае, если не могут найти нужное место в городе или кабинет в учреждении. Что они чувствуют при этом? Легко ли им обращаться с вопросом, просьбой к незнакомым взрослым? Того подростка, который легко рассказывает о своем опыте, можно попросить показать, как он это делает. Дальнейшая работа строится следующим образом.
1 этап. Ведущий просит подростка рассказать о том, как он ведет себя в данной ситуации.
2 этап. Участнику группы предлагается показать, как это делается. Ведущий выступает в роли прохожего, а подросток обращается к нему.
3 этап. Ведущий благодарит подростка за игру.
4 этап. Ведущий отмечает,, что в действиях участника группы правильно, что заслуживает поощрения. К этому анализу можно подключить группу.
5 этап. Ведущий предлагает другие варианты действий в данной ситуации. Участники группы высказываются, как можно еще вести себя в этом и подобных случаях. Составляется 6-шаговая модель.
6 этап. Ведущий предлагает подростку обменяться ролями и проиграть ситуацию еще раз.
7 этап. Ведущий спрашивает подростка, что он заметил в его игре: каким был его тон, жесты, мимика и т.д. Можно обратиться за помощью к группе: спросить, что заметили другие ребята.
8 этап. Оговаривается последовательность действий (шаги), при необходимости они записываются на карточку.
9 этап. В группе обсуждается, для чего это необходимо, каким образом эти умения пригодятся в дальнейшем.
10 этап. Снова происходит обмен ролями. Подросток играет себя, а ведущий - незнакомого взрослого.
11 этап. Ведущий благодарит подростка.
12 этап. Ведущий просит продолжить упражняться вне занятий: на улице, в магазине и т.д.
13 этап. С группой обсуждается, в каких еще ситуациях может использоваться то, чему участники научились сегодня. I(В любом учреждении, при получении информации от взрослых). .
В конце занятия нужно еще раз поблагодарить ребят за участие. Можно дать конкретные задания на дом. Например: подойти к 2-3 взрослым на улице с вопросами, наблюдая за - своими действиями и за реакцией взрослых.

Запись к врачу и посещение врача.
Ведущий спрашивает участников группы, кто из них имеет опыт обращения в поликлинику. Желающий рассказывает о том, как это происходило. Внимание обращается на то, как он себя ощущал в поликлинике. Остался ли доволен собой после посещения. Почему? Одному из участников предлагается проиграть обращение в поликлинику к специалисту, заранее отметив, что чаще всего существует не менее 2-х этапов: -когда записываемся или берем талончик к специалисту, 2 -когда приходим к врачу.
Дальнейшая работа строится аналогично выработке предыдущего навыка. Важно обговорить, в каких случаях можно использовать данный навык. Навык записи к врачу можно использовать также при получении справки в кассе авто- или железнодорожного вокзала.
В конце занятия предлагается домашнее задание: по возможности использовать данную схему действий. Например: получить справку в больнице о работе специалиста, справку в кассе автовокзала или при покупке билета.
Обращение к учителю.
Ведущий отмечает, что у школьников часто возникают ситуации, когда нужно обратиться к учителю по личному вопросу. Участникам группы задается вопрос: "Знаете ли вы подобные случаи? Какие?" Подростки рассказывают конкретные ситуации. Ведущий останавливается на ситуации, когда ученик недопонял материал и хотел бы, чтобы учитель объяснил материал дополнительно, индивидуально. В группе обсуждается, каким образом может поступить ученик в данном случае. Один из участников проигрывает данную ситуацию. Далее работа строится аналогично выработке предыдущих навыков. В конце занятия обсуждается домашнее задание предыдущего занятия и дается следующее, попробовать обратиться к учителю с конкретным вопросом или просьбой.

Поведение в случае необходимости договориться с родителями.
Ведущий спрашивает участников группы, как они выходят из положения, когда их планы не совпадают с планами их родителей. (Подростки хотят делать одно, а родители настаивают на другом). В ходе беседы группа и ведущий приходят к тому, что многие проблемы решаются сами по себе, если заранее договориться с родителями, познакомить их со своим взглядом на проблему и поинтересоваться их мнением.
Ведущий выясняет, делает ли так кто-нибудь из участников и каким образом. Подростки высказываются, один их них показывает, как он это делает.
Далее работа строится аналогично выработке предыдущих навыков.
Примечание.
Важно дать понять ребятам, что для подобной беседы лучше выбрать одного из родителей, а не обоих сразу. Важно, чтобы мама (папа) не была занята важным делом, никуда не спешила, не нервничала, т.е. находилась в спокойном состоянии и хорошем настроении.
Также не стоит зацикливаться только на своих желаниях, нужно уметь слушать и слышать собеседника, учитывать его интересы.
Ведущему целесообразно подчеркнуть, что необходимо строго придерживаться принятого вместе с родителями решения (обязательно, например, выполнить отведенный для подростка объем работы, причем в установленное время). Только в том случае, если он будет соблюдать договоренность, он вправе ждать того же от родителей.
В конце занятия проверяется домашнее задание,

Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников.
1 этап. Ведущий предлагает ребятам рассказать, как следует вести себя в том случае, если их сверстники предлагают им попробовать наркотики. (Примерные варианты ответов подростков: "Я откажусь, потому что считаю, это' плохо"; " Мне это неинтересно"; "Уйду"; "Я бы хотел; попробовать, но боюсь" и т.д.) Выбираются наиболее: правильные варианты и заостряется на них внимание ребят.
2 этап. Ведущий: "Давайте возьмем за основу Сережин вариант и попробуем проиграть эту ситуацию." Психолог играет роль предлагающего наркотики, подросток отказывается от них.
3 этап. Ведущий: "Спасибо, Сережа, молодец, ты все сказал правильно."
4 этап. Ведущий: "Ты нашел правильный ответ отказа, четко выражал свою мысль, не растерялся и т.д.
5 этап. Психолог предлагает другой вариант поведения в данной ситуации.
Выслушать предложение и подумать о последствиях (физическая зависимость, вред здоровью, потеря друзей, неуспеваемость в школе и т.д.).
Предположить мотивы и возможные выгоды предлагающего (деньги, власть, разделение ответственности, желание сделать кого-то таким же как он и т.д.).
Осознать себя самостоятельным человеком, способным принимать правильные решения.
Выбрать подходящий к ситуации вариант отказа и реализовать его.
Возможные варианты отказа (см. приложение 1.). Например: « -Спасибо, нет.»
- Нет, мне это не подходит.
- Нет, меня это не интересует.
- Нет, я уже пробовал, мне это не понравилось.
- Нет, я думаю о своем здоровье.
- У меня сейчас нет времени об этом говорить.
- Спасибо, у меня другие интересы.
- Нет, я никогда не буду этого делать и тебе не советую.
- Докажи, что мне это нужно.
При необходимости можно предложить другие варианты занятия чем-либо, например пойти на дискотеку, пойти в компьютерный клуб, домой попить чай и поиграть на гитаре в том случае, если есть желание сохранить с этим человеком дружеские отношения. Если нет желания сохранить дружеские отношения, то можно отказать в категоричном тоне, уверенно и четко.
В случае, если давление собеседника не ослабевает, можно изменить тактику своего поведения:
- Поменяться с собеседником местами. (Почему ты решаешь за меня? Почему ты навязываешь мне свое мнение? и т.д.)
- Твердо встать на свою позицию, не увиливать, не "придумывать уважительных причин.
- Повторить свое "нет" вновь и вновь без объяснений причин и без оправданий.
- Отказаться продолжать разговор: "Я не хочу об этом говорить" и уйти.
6 этап. Предложенный вариант обыгрывается в группе:
«Ребята, давайте попробуем обыграть этот вариант поведения. Я буду подростком, а ты, Юра, будешь предлагать Мне наркотики. Смотрите внимательно, как я буду себя вести» Проиграть сцену в соответствии с п.5.
вести." Проиграть сцену в соответствии с п.5.
7 этап. Ведущий: "На что вы обратили внимание в моем поведении, словах, жестах? Как я вела себя" (Прямо смотрела в глаза собеседнику, держалась уверенно, на предложения отвечала четко и внятно, на давая усомниться в моей решимости и т.д.)
8 этап. Ведущий совместно с группой составляет схему поведения в данной ситуации (на листе ватмана, размещенном на видном месте). ч
- Давайте вспомним, какой первый шаг я сделала?
- Что было потом? и т.д.
-Ведущий схематично отмечает пошаговую модель поведения в данной ситуации; при необходимости дает время для того, чтобы подростки зафиксировали схему для себя,
9 этап. Ведущий обобщает и анализирует полученную информацию:
В наше время подростки часто попадают в такие ситуации, когда им нужно принять правильное решение, от которого иногда зависит их будущее. Очень важно научиться отклонять негативные предложения, так как ребята попадают в сложные ситуации из-за того, что не знают, как правильно отказать и при этом не оказаться высмеянными или отверженными. Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: "И отказать друзьям не могу, и делать то, на что они уговаривают, не могу и не хочу; нет никакого выхода" v Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность. Данный навык помогают вам безболезненно выйти из негативной ситуации, в которой на вас оказывается давление, и при этом отстоять свою точку зрения и т.д." « 10 этап. Ведущий: "Теперь Алена вместе со мной попробует проиграть данную ситуацию, опираясь на разработанную нами схему" (Алена - подросток, которого уговаривают; психолог - подросток, который предлагает).
11 этап. Ведущий: "Алена, все замечательно, ты хорошо справилась с заданием. Я думаю, что в дальнейшем эта схема поможет тебе справиться с подобной ситуацией."
12 этап. Ведущий предлагает подросткам обсудить с друзьями, как бы они повели себя в подобной ситуации, и поделиться с ними полученной информацией. (Проиграть пошаговую схему без психолога.).
13 этап. Ведущий: "Ребята, в каких еще ситуациях мы можем применить данную схему?" Примерные ответы:
- Когда предлагают выпить.
- Когда предлагают сигарету, а ты не хочешь курить.

  • Когда девушку настойчиво приглашают покататься на машине.
  • Когда предлагают взять чужое (сигареты, магнитофон, вещи с чужой дачи и т.д.)
  • Когда предлагают покататься на чужой машине и т.д.

Примечание.
В процессе работы выяснилось, что с "трудными" подростками лучше использовать индивидуальную форму работы, либо сократить группу до 4 человек. Также целесообразно проводить закрепление материала на последующих занятиях.
Эффективно перед отработкой пошагового навыка ^поговорить о вреде наркотиков, предложить подросткам обсудить, какие последствия ожидают их, если они согласятся с предложением друзей попробовать наркотические вещества, а также какие мотивы лежат в основе действий человека, уже употребляющего наркотики, вовлекать в это занятие других. То же самое полезно провести относительно ситуаций, когда предлагается алкоголь, секс, криминал. В качестве разминочного упражнения можно провести тест на оценку устойчивости к внешнему давлению (приложение 2), пояснив, что его задания и интерпретация носят "шуточный" характер, тем не менее он позволяет взглянуть на себя со стороны, по-новому осмыслить свое поведение.

Поведение в ситуации наркотической и др. провокации со стороны взрослых.
Работа строится аналогично выработке предыдущего навыка. Примечание.
В отличие от первого варианта (отказ сверстнику), подросток, не может предложить взрослому альтернативные варианты поведения. Если взрослый не знаком или с ним не поддерживаются дружеские отношения, то -целесообразно вести диалог в тактичной, но категорично-строгой форме. Если вы хотите сохранить дружеские отношения, то лучше выбрать логично обоснованную форму отказа, подтверждающую вашу решительность. Например: - Не лезь в мою жизнь, я сам знаю, что мне нужно, а что нет.
-Не учи меня, я сам разберусь. - Я достаточно много знаю о наркотиках и не хочу
повторять чужие ошибки.
При моделировании ситуации желательно предусмотреть общение со знакомым и незнакомым взрослым. При обыгрывании ситуации взаимодействия с незнакомым взрослым пригласить незнакомого человека.

 


Избегание конфликта в общении со сверстниками

  • 1 этап.

Ведущий предлагает подросткам вспомнить ситуации из своей жизни и жизни своих друзей, когда они попадали в подобную ситуацию, созданную их сверстниками, и рассказать о них:
"Ребята, вспомните, что вы чувствовали, когда вам навязывали конфликт, который вам совсем не нужен. Как вы вели себя?"
Выбирается одна из конкретных ситуаций, предложенных подростками: выяснение отношений между девушками из-за парня или наоборот; навязывание драки без явной причины; выяснение отношений между дворовыми группировками и т;д.

  • 2 этап.

Ведущий: "Давайте попробуем проиграть од«у из этих ситуаций. Кто хочет попробовать? Мы рассмотрим ситуацию, когда вам навязывают драку ббз явных на то причин." Выбирается желающий сыграть роль подростка, к которому пристают, а ведущий играет роль пристающего подростка.

  • 3 этап.

Ведущий: "Молодец, Олег, получилось удачно, ты хорошо справился с заданием."

  • 4 этап.

Ведущий: "Ты правильно вел себя, не нервничал, не повышал голоса, не грубил собеседнику, старался в шутливом тоне его успокоить."

  • 5 этап.

Ведущий: "Ребята, давайте рассмотрим еще один вариант поведения в данной ситуации. Не стоит провоцировать собеседника агрессивной реакцией на его поведение, это только осложнит ситуацию. Но и не стоит проявлять испуг, панику, растерянность. Гораздо лучше сохранить спокойное, ровное состояние, принять неагрессивную позу и найти более оптимальное положение для общения (если он стоит, а ты сидишь, лучше встать; если ты стоял спиной к нему, повернись; если он подошел слишком близко, немного отойти и т.д.).
Короткими, конкретными вопросами уточнить либо прояснить ситуацию (Что ты хотел? Я не расслышал). Также можно вопросами, не относящимися к действию, отвлечь внимание агрессора от происходящего, то есть перевести разговор на другую тему (Ой, привет, где ты пропадал? Я давно тебя не видел. Ой, здорово, тебе Вася привет передавал. Я тебя весь вечер ищу, мне нужно тебе что-то передать и т.д.). По возможности найти причину для ухода и уйти."

  • 6 этап.

Ведущий: "Давайте попробуем проиграть предложенную ситуацию. Я буду подростком, а Коля будет провоцировать драку". Проигрывается ситуация в соответствии с п.5.

Обсуждение: что заметили подростки в eго поведении. Что явилось ключевым в изменении ситуации н лучшему: голос, поза, жесты, интонация, мимика, быстрота реакции, умение вести разговор и т.д.

  • 7 этап.

Ведущий. "Давайте уточним все то, что мы сейчас делали. Для этого составим схему моих действий на листа ватмана."
Ведущий поэтапно фиксирует пошаговую модели поведения в данной ситуации на большом листе ватмана. При необходимости ребята записывают ее для себя.

  • 8 этап.

Ведущий: "Ребята, зачем нужно правильно вести себя в данной ситуации?" (Чтобы тебя не побили. Чтобы не попасть в милицию. Чтобы не портить отношения. Чтобы не портить настроение. Чтобы не сбивались планы на вечер и т.д.).
Ведущий объясняет, что очень важно уметь пресекать навязываемый конфликт в самом его начале. А так как это зачастую бывает неожиданно и ребята теряются, разработанная схема помогает выйти из сложившейся ситуации.

  • 9 этап.

Ведущий: "Давайте снова проиграем эту ситуацию. Ольга будет играть роль подростка, а я буду провоцировать драку. Ольга может руководствоваться схемой."

  • 10 этап.

Ведущий. "Спасибо, Оля, ты все правильно сделала. Хорошо, что ты посмотрела в записи. Ты была уверена в себе, с хитростью и юмором вышла из ситуации. Я думаю, что если в жизни у тебя произойдет подобная встреча, ты не растеряешься и будешь знать, как себя вести."
12. этап.
Предложить ребятам применить полученные знания в своей среде, поделиться ими с друзьями.

  • 11 этап.

Ведущий: "Ребята, как вы думаете, где можно еще применить разработанную нами сегодня схему поведения?" Примерные ответы подростков: когда девушки "не поделили" парня, или наоборот; выяснение отношений между дворовыми группировками; приставание на улице; конфликты между братьями и сестрами и т.д.
Примечание.
Второй этап не всегда проходит гладко, так как подросток не всегда может справиться с ситуацией, и дело заканчивается конфликтом. Но и в этом случае следует отметить несколько положительных моментов в его поведении и поблагодарить за работу, в то же время отметить ошибки.
Эта схема поведения работает в Одноразовых ситуациях. Если подросток будет использовать ее несколько раз с одним и тем же партнером, она перестает работать.
Избегание конфликта в общении со взрослыми (навязывание взрослым драки без явных причин).
С первого по четвертый этапы выработка навыка осуществляется аналогично предыдущему (навязывание драки без явных причин в случае со сверстниками).
На пятом этапе необходимо учесть два варианта ситуации:
1. Если претензия обоснована.
2. Если претензия не обоснована.
Если претензия не обоснована, то можно действовать по схеме, предложенной в ситуаций со сверстниками (см. выше). Если претензия обоснована, можно предложить другую схему поведения.
Ведущий: "Ребята, а как нужно вести себя, если вы чувствуете свою вину, и собеседник в своей претензии прав?" Возможные ответы: убежать, нагрубить и уйти, попросить извинения, попытаться загладить конфликт, попытаться исправить ошибку и т.д.
Ведущий: "Вы держитесь неагрессивно и с уважением, помня, что перед вами взрослый человек. Не стоит провоцировать его и усугублять ситуацию. Выбрав оптимальное для конструктивного общения положение, вы спокойно повторяете претензию, как бы подтверждая совершенный поступок и предлагаете свои извинения, варианты исправления последствий своего поступка (убрать мусор, вставить стекло, уйти и не шуметь, починить скамейку и т. д. уточнив, когда вы это сделаете)."
Далее работа по этапам выработки навыка строится аналогично технологии выработки навыка в случае со сверстниками, но не предусматривает на шестом и десятом этапах проигрывание ситуации с двух позиций:
1. Если претензия обоснована.
2. Если претензия не обоснована.
Примечание.
В процессе работы подросткам было легче найти выход из ситуации со сверстниками. В ситуации с взрослыми им сложнее предположить возможные действия и реакцию взрослого. На выработку навыка поведения в случае навязывания конфликтной ситуации взрослыми требуется больше времени и необходимо закрепление полученной информации.
При обсуждении того, где возможно применение данного навыка, ребята указали: при столкновении с взрослыми во дворе, в подъезде, на улице, а также во взаимодействии с родственниками (родители; отчим, братья и т.д.).

Поведение в ситуации вымогательства.
С первого по четвертый этапы выработка навыка осуществляется аналогично предыдущим.
На пятом этапе ведущий предлагает другой вариант поведения в данной ситуации: "В данной ситуации подросток может поступить таким образом: не следует провоцировать Конфликт, поэтому лучше сохранять спокойствие, не показывать, что ты испугался. Очень важно почувствовать в себе уверенность, что ты можешь себя защитить. Исходя из ситуации, найти подходящую форму отказа (нет, у меня нет денег; мои родители не так богаты, чтобы давать мне деньги; я оставил их дома; уже их потратил; у меня их только что забрали и т.д.)».
После обоснованного отказа найти причину для срочного ухода и перевести внимание собеседника на что-либо другое:
- Я опаздываю на урок.
- У меня через пять минут тренировка
- Извини, я спешу на комиссию по делам несовершеннолетних.
- Слушай, сейчас по телику классный боевик, не хочу опаздывать.
- Извини, вот идет Мария Ивановна, мы договорились с ней встретиться.
- Извини, вот идет мой тренер, он мне нужен.
- Я тороплюсь, меня вызвали к директору школы.
Далее работа по выработке навыка строится аналогично предыдущим, но стоит учесть, возможность продолжения давления со стороны вымогателя с провокацией на конфликт. Для разбора этого варианта рекомендуется вспомнить и проиграть навык избежания навязываемой конфликтной ситуации.
Примечание.
В ходе работы выяснилось, что есть разница в общении, когда вымогателем является не сверстник, а подросток более старшего возраста. В этом случае шаги не меняются, но меняются манера поведения и содержание разговора (использовать обращение на "Вы' держать большую дистанцию в общении, больше проявлять уверенности, твердости и т.д.).
При возможности повторения ситуации рекомендовать не ходить одному, только в сопровождении друзей, родителей, взрослых и "т.д.; изменить маршрут; ходить через более людные места; какое-то время не ходить в темное время суток; обратиться за помощью к компетентным взрослым.
итоговое игровое занятие, цель которого – закрепить усвоение навыка. Один из вариантов такого занятия может выглядеть следующим образом. Подростки делятся на микрогруппы Каждая подгруппа предлагает остальным ситуацию, остальные подгруппы проигрывают ее, применяя полученные в ходе обучения навыки. Жюри подводит итоги. Выделяются наиболее удачные способы поведения. Могут предлагаться уже знакомые задания и задания, требующие самостоятельной разработки, импровизации и проявления актерских способностей. В конце занятия участники поощряются.

Другой вариант - обучающее занятие, на котором подростки, прошедшие подготовку по данной программе, передают опыт сверстникам. Эффективность работы будет выше, если в качестве обучающих будут выступать лидеры неформальных подростковых трупп


Развитие навыков воспитания у родителей

Регламент работы: программа рассчитана на семь занятий продолжительностью 1-1.5 часа каждое. Количество участников группы 5-7 человек.

Перечень вырабатываемых навыков и шаги их

№ п\п

Навыки

Шаги

1

Наблюдение (видение, познание ребенка)

Относится к базовым, разложению на шаги не поддается

2

Приостановление нежелательного поведения ребенка (нереагирование)

1.Не вступать в контакт с ребенком.
2.Не разговаривать с ним
3.Направить внимание на свои дела или на что-то, не связанное с поведением ребенка.
4.По окончании вызывающего поведения похвалить за то, что сумел закончить негативное поведение.
5.Проинформировать, что можно делать.

3

Выработка желательного поведения

Является сложным навыком. Включает в себя ряд простых (заключение договора с ребенком, отслеживание результатов, поощрение за успех и т.д.)

4

Усиление адекватного поведения (похвала)

1.Настроиться на дружеский тон разговора с ребенком.
2.установить контакт с ним (подойти к нему, посмотреть, улыбнуться).
3.Поддержать ребенка («Ты молодец!»)
4. Дать оценку («Ты сделал это хорошо!).
5.Объяснить почему это хорошо.
6. Закрепить это поведение («Ты теперь всегда так будешь делать. Я верю в тебя. У тебя получится»).

 

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ
Навык наблюдения.

Базовый навык наблюдения необходим для успешного формирования любого другого навыка воспитания. Наблюдать - это значит уметь определять, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок в данный момент, чем вызвано это состояние, можно ли его изменить, легко ли это сделать, каким образом достигается .изменение этого состояния, каковы намерения ребенка в данный момент, чего он хочет, чего ему не хочется делать, можно ли и как изменить мотивы его поведения и т.д. В конечном итоге развитое наблюдение способствует формированию у родителей знания о том, какой их ребенок: каковы его темпераментные особенности, волевые качества, эмоциональная сфера, интересы. А это знание, в свою очередь, поможет более эффективно строить взаимоотношения родителей как с маленьким ребенком, так и впоследствии, когда он подрастет.
Выработка данного навыка требует от родителей значительных усилий, поскольку "на выходе", по окончании формирования, предполагает не эпизодическое (время от времени) обращение внимания на ребенка, а постоянный, ставший уже привычкой, учет во взаимодействии его психологических проявлений. Но уже первые шаги развития навыка наблюдения покажут родителям, что он полезен для оптимального контакта с ребенком (в том случае, если он не будет подменен тотальным контролем со стороны родителей).
Первое занятие.

  1. Ведущий задает вопросы: умеют ли родители определить, когда их ребенок

огорчен, когда радостен, когда доволен или недоволен, когда болен и насколько точно могут предположить причину данного состояния.
Обсуждение идет по кругу, должен высказаться каждый из участников.
Обычно на первом занятии ответы родителей немногословны: "когда улыбается", "забился в угол". Каждый из присутствующих называет только один признак эмоционального состояния ребенка. Кроме того, эти признаки мало дифференцированы: один и тот же признак может свидетельствовать о различных состояниях.
2. Ведущий обращает на это внимание группы и подводит ее к выводу, что распознание состояний ребенка - непростое умение. Дается информация об основных невербальных признаках эмоционального состояния (поведение, поза, мимика, речь, особенности голоса и т.п.). При этом используются высказывания членов группы: "Помните, Ирина сказала, что ее Сережа, когда обижается, начинает говорить "в нос"?"
Таким образом, достигается расширение диапазона невербальных средств общения, которыми могут пользоваться участники группы. Количество признаков каждого состояния доводится до 4-5. Родителям предлагается, пользуясь полученными сведениями, описать два состояния своего ребенка: удовольствие и неудовольствие. Сначала это делается индивидуально, на бумаге, затем обсуждается в группе.
Если это задание не вызывает трудностей, дается следующее: описать состояния обиды, разочарования, нетерпения.

  1. В качестве домашнего задания родителям предлагается понаблюдать за ребенком в течение некоторого времени. В помощь предлагается карта наблюдения (Приложение 4). Ее назначение—упорядочить сбор информации о ребенке, чтобы на основании ее сделать вывод о состояниях, сменяющих друг друга на протяжении выбранного интервала времени.


Инструкция к карте наблюдения (2 варианта):
Вариант 1.
Займитесь с ребенком совместной деятельностью (игрой, чтением книги, рисованием и т.п.). Перед началом занятия внимательно прочитайте пункты наблюдения. Во время занятия отследите как можно больше проявлений по каждому пункту. Начните наблюдение с 5 минут, в каждом последующем занятии прибавляйте по 5 минут и в итоге доведите до 15. После занятия с ребенком сразу возьмите карту и заполните ее.
Вариант 2.
Выберите время, когда ваш ребенок чем-либо занимается, например играет. Расположитесь в этой же комнате, но так, чтобы не привлекать к себе особого внимания (займитесь своей деятельностью, не требующей oj вас особенного сосредоточения и привычной для ребенка. Возьмите карту наблюдения и положите рядом. В последующих наблюдениях прибавляйте по 5 минут и доведите ваш сеанс наблюдения до 15 минут.
Примечание.
Выбор варианта наблюдения зависит от характера отношений родителя с ребенком. Если у родителя нет навыка совместной деятельности с ребенком, то лучше выбрать второй вариант. Если в данном случае родитель выбереп первый вариант, то скорее всего оба участника будут чувствовать дискомфорт и упражнение не достигнет своей основной цели - учиться наблюдать.
На занятии в родительской группе проговаривается выбор варианта наблюдения с каждым родителем, подробно обсуждаются все пункты карты наблюдения и возможное их заполнение на примерах, разобранных во время занятия.
Опыт показал, что если пункты карты наблюдения были разобраны на реальных примерах, то домашнее задание редко вызывает трудности у родителей. Реакцией на его выполнение часто может быть искренний интерес к самому процессу и удивление, что с помощью такого простого и необременительного упражнения можно так много заметить в своем ребенке.
При первом наблюдении дома родители чаще выбирают вторую инструкцию (наблюдение со стороны), лишь около 20% родителей выбирают первую инструкцию (включенное наблюдение).
Трудности домашнее задание вызывает у родителей, имеющих серьезные психологические проблемы в отношениях с ребенком. В каждом таком случае требуется индивидуальная работа. Таким образом, упражнение может стать диагностическим средством, позволяющим родителю сформулировать проблему, увидеть ее. Приведем два наиболее характерных примера.
Пример 1. Отказ ребенка заниматься чем-либо вообще в присутствии родителя. Даже просто нахождение родителя в одной комнате вызывает у ребенка напряжение и дискомфорт. Ребенок просит родителя выйти или начинает заниматься однотипной деятельностью (что-то крутит в руках, просто листает книгу, смотрит телевизор и т.п.).
Пример 2. Родитель никак не может сосредоточиться на упражнении: отвлекается на посторонние мысли, находит вдруг" важные дела, чтобы отложить выполнение задания.

Второе занятие.
1. Ведущий предлагает обсудить результаты выполнения домашнего задания. Каждый родитель зачитывает свою заполненную карту наблюдения, ведущий и группа задают уточняющие вопросы.
2. Каждый говорит о трудностях, с которыми столкнулся при наблюдении. Ведущий уточняет, как велось наблюдение, как осуществлялось взаимодействие между родителем и ребенком в тот момент (расстояние методу ними, взгляды, слова, действия, прикосновения и т.п;). В наиболее сложных случаях просит родителя продемонстрировать свое поведение и поведение ребенка, затем эпизод проигрывается в ролях (кто-либо из группы или ведущий берет на себя одну из ролей). Через обсуждение группой определяется более правильное поведение родителя при наблюдении за ребенком.
Под правильным поведением при наблюдении понимается такое поведение родителя, которое позволяет наиболее точно дифференцировать поведение своего ребенка. Поясним это на примере. Слишком директивный воспитатель может требовать определенного состояния своего ребенка (сам не замечая этого): "Ну, что ты такой вялый, что все смотришь в пол. Ну, давай побегай, попрыгай, ну, займись чем-нибудь другим. Подними голову, расправь плечи и т.п."
Ведущему в данном случае надо объяснить родителям, что на самом деле это уже не наблюдение, а попытка изменения. Для того, чтобы затем грамотно изменять, направлять поведение ребенка, нужно уметь видеть своего ребенка, определять его состояние, понимать, что с ним в данный момент происходит.
3. Ведущий предлагает "участникам описать поведение своих детей в следующих случаях: ребенок сильно огорчен; расстроен, но можно его каким - либо образом вывести из этого состояния; выражает неудовольствие, но его можно легко вывести на другое состояние. То же самое с радостью: сильная искренняя радость; выражение удовольствия; удовлетворение; неполное удовлетворение (ребенок получил не совсем то, что ожидал). Ведущий отмечает основные трудности при дифференциации сходных состояний, и каждый участник определяет сферу отработки навыка дома.
4. Дается домашнее задание описать три степени проявления одного состояния ребенка, выделить различия в их проявлении, возможно использование карты наблюдения.
Упражнение на различение сходных состояний позволяет более полно отработать навык наблюдения и понять значимость его нюансов. На данном этапе важно выделит характеристики, по которым родители делают вывод о степени выраженности ребенком состояния ( неправильная интерпретация которых может привести к ошибке определения). Приведем примеры.
Пример 1. Ребенок получил подарок и "демонстрирует1 радость, так как знает, что так принято или чтобы не обидеть дарящего, а то в другой раз ничего не подарит. Взрослые же склонны принимать такое поведение за искреннюю радость, и выстраивают дальнейшее поведение с ребенком, исходя из своих выводов. (Умение видеть реальные чувства ребенка будет особенно важно в последующих навыках поощрения и договора).
Пример 2. Ребенок собирает конструктор "Лего". У него что-то не получается, он начинает -нервничать": говорит вслух о трудностях, откладывает игру в сторону или, ни к кому не обращаясь, жалуется (следует заметить, что он не "психует", не бросает с силой на пол конструктор, не просит громко, чтобы ему помогли и т.п.). Родитель воспринимает эту ситуацию как очень огорчительную для ребенка и активно вмешивается: начинает его успокаивать (или укорять), предлагает свою помощь (или грозит все убрать, забрать игру), в то время как ситуация для ребенка "рабочая" и он с ней сам в состоянии справиться. Возможно, родителю достаточно просто показать свое внимание к данному затруднению (Не получается?").
Примечание.
Как правило, при обсуждении домашнего задания родители стесняются демонстрировать реальное поведение ребенка и себя. При этом можно использовать следующий прием: с помощью ведущего составляется "сценарий поведения". Для этого ведущий задает конкретные вопросы, например. "Вы сидите или стоите?", "Где в это время находится Машенька?", "Какое у вас выражение лица? . В соответствии с этими уточнениями ситуация разыгрывается ведущим и другими участниками группы. Особое внимание следует обращать на характерные голосовые, мимические и пространственные характеристики поведения. Этот прием позволяет родителям сыграть роль ребенка или другого родителя, что для них оказывается легче, чем играть себя самого;
В некоторых случаях ведущему целесообразно еще раз подчеркнуть значение умения дифференцировать схожие состояния. Оно заключается в том, что при неправильном определении степени состояния воспитатель выбирает неадекватныое для данной ситуации поведение и может в ответ получить (спровоцировать) также, с его точки зрения неожиданное поведение и состояние ребенка (негатив по отношению к родителю, эмоциональный всплеск, прекращение игры, передача функций родителю и т.п.).
Использование карты наблюдения при выполнении домашнего задания помогает родителю найти характерные для его ребенка особенности проявления состояний различной степени выраженности. Отмечено, что чаще именно на этом упражнении родитель и начинает обучаться подлинному видению своего ребенка.
Желательно предупредить родителей, что данное упражнение может вызвать трудности (по сравнению с первым домашним заданием). Если что-то не будет получаться, то это нормально, и пусть они в любом случае фиксируют все свои попытки.

Третье занятие.
1. В группе обсуждается выполнение домашнего задания. В некоторых случаях возможна демонстрация.
2. Выделяются основные затруднения и ошибки. Ситуации проигрываются, определяется правильное поведение.
3. Проводится занятие родителей вместе с детьми. Задается совместная деятельность (например, создание сказочной страны через рисунок, аппликацию и пр.), родители должны отследить, как менялось состояние их детей в процессе работы: интерес, вовлеченность, активность, удовольствие и т.п. и по каким признакам они это поняли. Ведущий ведет свое наблюдение за каждой парой. После упражнения родители делают записи, на основе которых идет обсуждение результатов наблюдения, дается обратная связь группы и ведущего.
4. Каждый участник делится полученным опытом, определяется значимость умения наблюдать за ребенком в процессе воспитания. Ведущий вновь делает акцент на значимости данного навыка при последующем овладении другими навыками родительского воспитания.
Примечание.
При обсуждении домашнего задания ведущему следует быть наиболее внимательным к очень удачным результатам, где не возникало никаких сложностей. Такая ситуация возможна у родителей, которые считают, что знают своего ребенка на все 100%. При предложении таким родителям продемонстрировать поведение своего ребенка и свое собственное поведение можно столкнуться с отказом или другим сопротивлением. В действительности нередко в этих случаях реальная ситуация при восприятии искажается родителями. Если ведущий сомневается в искренности участников группы, то не стоит обострять ситуацию вопросами, стараясь вывести родителя "на чистую воду", следует более внимательно отследить умение родителя вести наблюдение во время совместного детско-родительского занятия.
Занятие также позволяет немного расширить ракурс видения ребенка в плане отслеживания влияния своего родительского поведения на поведение ребенка. Например, на состоянии ребенка отражаются разнообразные невербальные проявления взрослого: тон голоса, поза, темп движений.
Данное упражнение позволяет "заставить" работать ленивых родителей, которые либо не выполняют домашних заданий, либо делают их фиктивно, составляя отчеты на основании разобранного на занятии материала или ответов других.
При обсуждении и сравнении результатов наблюдения родителей и ведущего следует избегать резких оценок. Достаточно просто давать свою информацию и делать акцент на тех признаках, на основании которых были сделаны выводы родителей и выводы ведущего. Такое сравнение и обсуждение наиболее эффективно и служит стимулом для овладения последующими навыками воспитания.

Приостановление нежелательного поведение (нереагирование).

В группе обсуждается выполнение домашнего задания, данного на предыдущем занятии.
Ведущий предлагает родителям вспомнить случаи, когда их дети вели себя неприемлемым для родителей или окружающих образом. Выделяются наиболее типичные случаи, характерные для детей определенного возраста. Например, 6-летний ребенок "кривляется": ходит по квартире ломающейся походкой, издает громкие "некрасивые" бессмысленные звуки. Это может происходить, когда ребенок находится наедине с мамой или когда к маме кто-то пришел и она занята разговором с гостями.
Реализуется 13-этапная технология выработки навыка.
1 этап. Ведущий: "Как правильно вести себя в ситуациях, подобных тем, которые мы с вами сейчас описали?" Желающий участник группы рассказывает о своем опыте.
"Если ребенок ведет себя при гостях некрасиво, я спокойно подхожу к нему, говорю успокаивающие слова, даю ему какую- нибудь игрушку, чтобы он занялся ею, и возвращаюсь к гостям."
2 этап. Ведущий просит участника группы показать, как он это делает. Участник демонстрирует свое поведение.
3 этап. Ведущий: "Спасибо что поделились с нами своим опытом."
4 этап. Ведущий: "Хорошо, что вы не кричали на ребенка, предложили ему какое-то занятие вместо того, которым он занимался ранее."
5 этап. Ведущий: "В данной ситуации есть смысл применить другую стратегию;
1. Не вступать в контакт с ребенком.
2.Не разговаривать с ним.
3. Направить внимание на свои дела.
4. По окончании вызывающего поведения похвалить ребенка за то, что он сам справился со своим поведением.
5. Проинформировать, что можно делать (например: "поиграй в конструктор, а я, когда освобожусь, поиграю с тобой вместе")."
6 этап. Ведущий предлагает участнику группы сыграть роль ребенка, а сам играет роль родителя, при этом ведет себя в соответствии с предложенной 5-шаговой моделью.
7 этап. Ведущий спрашивает клиента, что он заметил в ситуации. Например, ребенку какое-то время не мешали вести себя так, как он хочет. Зато потом, когда он прекратил негативное поведение, его похвалили за это.
8 этап. Ведущий просит участников группы записать для себя шаги реализации навыка.
9 этап. Ведущий: "Шаги, которые мы с вами записали, более приемлемы в данной ситуации, потому что ребенок ведь не делал ничего, требующего срочного вмешательства. Его поведение не было опасно для него самого или окружающих, не наносило ущерба интерьеру квартиры. Дав ему возможность самому прекратить некрасивое поведение, мы, во-первых, избавили его от излишней опеки с нашей стороны, во-вторых, создали условия для самостоятельной коррекции поведения."
10 этап. Ведущий просит участника группы снова сыграть свою роль с учетом намеченных шагов.
11 этап. Ведущий благодарит клиента за помощь и понимание.
12этап. Ведущий: "Надеюсь, вам легко будет в дальнейшем применять этот навык в сходных случаях."
13 этап. Группа вместе с ведущим намечает, в каких других ситуациях может использоваться выработанный навык.
В совместной работе ведущего с группой определяется перечень шагов для других форм навыка коррекции нежелательного поведения: указание-объяснение, объяснение-показ, наказание.
Предлагается домашнее задание по закреплению навыка нереагирования.
Примечание.
Для успешной реализации навыка необходимо использование элементов навыка наблюдения, в частности, важно предварительно оценить ситуацию (пространственное положение участников, свое состояние и состояние ребенка), а после воздействия отследить реакцию ребенка на него, при необходимости скорректировать свое поведение.
Не менее важно определить желаемую цель воздействия (желаемый результат), ее реальность, при необходимости скорректировать.
Если правильно сформулирована цель воздействия, то дальнейшее поведение воспитателя более результативно. У родителей встречаются трудности при определении достижимости намеченной цели. Например, ребенок вечером расшалился: бегает по квартире, громко кричит, мешает папе смотреть телевизор, на замечания не реагирует. Мама, "оценив" ситуацию, решает положить такому поведению конец. Раз все в сборе (папа, освободившаяся мама, ребенок), она собирается с помощью папы объяснить ребенку, почему так себя вести вечером нельзя. Для этого вначале надо остановить ребенка. Простая просьба не срабатывает, на окрик он не реагирует, на прием "иди сюда, я тебе что-то покажу" начинает еще больше "дурачиться". Тогда мама ловит его и брыкающегося подводит к папе. Ребенок кричит, вырывается, мама "срывается": дает ему чувствительный шлепок. Ребенок захныкал, но успокоился, надулся. Мама в присутствии папы начинает объяснять задуманное ("вечер, все устали, хотят отдохнуть, и перед сном так носиться нельзя, для этого есть улица, и на замечания надо реагировать; если еще такое повторится, то он лишится возможности играть в "Денди"). Ребенок, выслушав, уходит спать. Через три дня ситуация повторяется.
Данное поведение для родителей типично. Цель в данном случае была слишком глобальна и нереальна, исходя из сложившихся обстоятельств (папа безучастен, ребенок слишком возбужден и эмоционален, мама тоже может в любой момент "сорваться"). Для поставленной мамой цели нужна совсем другая ситуация и способ достижения (например, договор). В данном же случае цель могла быть более конкретная, например прекратить такое поведение на данный момент, перевести ребенка в другое состояние, чтобы уложить спать. Выбранный мамой способ решил эту конкретную задачу, но не более. Возможно, если бы мама более точно отслеживала реакции ребенка на свои воздействия, то и средства были бы выбраны другие, более результативные и нетребующие с ее стороны больших эмоциональных затрат.

Выработка желательного поведения.

Первое занятие.
Ведущий после обсуждения итогов выполнения домашнего задания предлагает обсудить, какое поведение ребенка родители считают желаемым. Из каких умений и навыков состоит это поведение. I
Затем реализуется/3-этапная стратегия работы. На 5-м этапе ведущий рассказывает о возможности заключения с ребенком договора, что он будет регулярно выполнять необходимое действие, допустим, в течение недели, за что ему будут выставляться значки в специальной карте.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта может быть красиво оформлена, помещена на стене на видном месте квартиры. Роль значков могут выполнять нарисованные зверушки, звездочки, цветные кнопки и т.д. По истечении недели ребенку покупается заранее обговоренная вещь (игрушка, видеокассета, билет в цирк и т.д.). Заключение договора - простой навык в системе сложного навыка выработки желательного поведения. Навык заключения договора состоит из следующих шагов.
1. Выбрать момент, когда ребенок расположен к разговору.
2. Настроиться на дружеский тон беседы с ним.
3. Установить контакт с ребенком (подойти к нему, посмотреть в лицо).

  1. Изложить проблему ("Ты часто разбрасываешь свои игрушки").

5. Изложить желаемое изменение ситуации (" Я хотела бы, чтобы ты убирал их за собой"). .
6. Предложить условия договора ("Давай, ты будешь складывать игрушки на место, и каждый раз за это тебе будет выставляться звездочка. Если ты справишься, через неделю я тебе что-нибудь куплю").
Совместное изготовление карты и значков, уточнение условий договора и контроль его соблюдения разворачиваются в отдельные навыки, шаги которых можно наметить вместе с группой.
Каждый родитель определяет желательное поведение ребенка и проговаривает поэтапно свои действия по заключению договора с ребенком, группа и ведущий по ходу задают вопросы на уточнение.
Предлагается домашнее задание по применению данной технологии договора, определению особенностей применения ее именно для своего ребенка: количество поощрительных значков в неделю, выбор значимого поощрения, отслеживание реакции ребенка на данное предложение.
Второе занятие.
1. Обсуждаются результаты выполнения домашнего задания: как прошло объяснение ребенку, как сделана карточка, каким образом были ознакомлены другие члены семьи, какие результаты достигнуты на данный момент.
2. Выделяются основные трудности при выполнении домашнего задания. При неудавшемся опыте проигрывается ситуация по ролям, с помощью группы ведущий определяет основные ошибки, выстраивается правильное поведение.
2. Используя положительные примеры, группа с ведущим выделяют аспекты, способствующие успешной реализации данной технологии. Участники, учитывая свой и чужой опыт, вносят коррективы в применение данной методики дома.
4. Домашнее задание: продолжать работу по выработке навыка, внести необходимые изменения, использовать наиболее эффективные формы применения технологии.
Примечание.
Методика действенна для возраста от 3 до 14 лет. Работает лишь применительно к легкоконтролируемым действиям. Особенно эффективна по отношению к действиям, которые ребенок наотрез отказывается выполнять, например: мытье головы, стрижка ногтей, лечебные процедуры.
В ходе работы возникла необходимость подчеркнуть, что заключать договор с ребенком целесообразно тогда, когда он к этому готов. То есть предварительно требуется определить, в каком состоянии находится ребенок, настроен ли он на разговор.
Выяснилось также, что дополнительным подкреплением при работе по данной методике является размещение карты в том месте квартиры, где ее видят все члены семьи (другие дети, бабушка и т.д.).
Применение методики требует определенной самодисциплины от взрослых: недопустимо "забывать" отмечать этапы выполнения договора или поручать "клеить звездочки" самому ребенку. Тем более необходимо строго выполнять обязательства, принятые на себя взрослыми. Это может быть необязательно покупка, иногда более эффективно наметить совместный выход куда-нибудь с ребенком, приглашение в гости его друзей и т.д.
Если договор выполнен обеими сторонами, он вновь заключается на более длительный срок (например, на две недели). В конечном итоге надобность в нем отпадает: требуемое действие становится привычным.
И, наконец, очень важно учитывать возможности ребенка, не требовать от него всего сразу или чего-то одного, но трудновыполнимого.
Навык усиления адекватного поведения (похвала).
Обсуждаются результаты домашнего задания: родители рассказывают об основных изменениях в поведении ребенка.
Ведущий предлагает группе ответить на следующие вопросы: как часто они хвалят своих детей, за что, как реагирует ребенок, чем бывает вызвана их похвала, какой результат они хотят получить и какой получают.
Обычно каждый родитель может привести 2-3 примера похвалы, поощрения своего ребенка, может выделить причины, побудившие его сделать это: просто хорошее настроение, желание получить от ребенка ожидаемое поведение и т.д.
Наибольшие затруднения вызывает обсуждение результата похвалы. Не каждая похвала воспитателя вызывает ожидаемый им результат. Некоторые родители на основании своего негативного опыта говорят, что лучше не хвалить, ребенок только "портится", потом совсем перестает выполнять просьбы и т.п.
Иногда родитель не знает, для чего он использует похвалу (например, просто ему "показалось", что сейчас надо ребенка похвалить), соответственно и результат может быть самый неожиданный. Психологически сложными оказываются ситуации, когда родитель неудачно выбрал момент для похвалы (ребенок был не готов к этому или вообще не ожидал появления родителя). Родитель в последнем случае не видел всю деятельность ребенка, а застал лишь ее часть, при этом расспросить и выслушать не счел нужным. Например, играя, ребенок уронил горшок с цветком на пол, при этом земля рассыпалась, а цветок сломался. Мама зашла в комнату, когда он убирал веником остатки мусора. Мама, видя ребенка с веником и совком, стала хвалить его: "Ты подметаешь пол, какой умница, мамин помощник". Ребенок в растерянности, он смущен.
Часто в подобных ситуациях, когда мама все же узнает, что предшествовало такой уборке, начинается обратная реакция: "Ты такой-сякой, а я еще его хвалила . . .", то есть ребенок обвиняется за родительскую похвалу, хотя решение о ней было принято родителем.
Рассмотрение на занятии подобных ситуаций позволяет родителям понять важность грамотного применения похвалы (в приведенном примере не была конкретизирована цель, упущено состояние ребенка и анализ ситуации) и вспомнить навык наблюдения. В приведенном примере было бы уместно похвалить ребенка за намерение самому убрать за собой.
Далее реализуется 13-этапная технология выработки навыка похвалы, который включает 6 шагов (см. таблицу в начале главы).
Примечание.
К данному занятию родители приходят уже достаточно подготовленными работой над предыдущими навыками воспитания. Поэтому работа в группе обычно идет более активно и результативно. Тем не менее не лишним бывает обсудить в группе и тем самым довести до сознания ее членов основные условия, при которых похвала будет эффективной:
1. Определение цели похвалы (чего родитель хочет этим достигнуть), а также состояния своего ребенка (готов ли он принять похвалу).
2. Создание или выбор ситуации для похвалы (важно и собственное состояние родителя, его готовность идти на контакт).
3. Выбор формы похвалы (конкретной формулировки).
4. Отслеживание реакции ребенка на действия родителя.
5. При необходимости изменение (коррекция своего поведения). Самый главный результат выработки данного навыка заключается в том, что родители начинают понимать: грамотная похвала и поощрение могут помочь им наладить воспитательный процесс более результативно, чем наказание и запрещение.
Несмотря на то что данное занятие является последним, участникам группы предлагается домашнее задание: в соответствии с приобретенным навыком похвалить своего ребенка в значимых и не очень значимых для родителей ситуациях, отследить
реакцию ребенка и полученный результат во взаимоотношениях.

Приложение 1.
Пятьдесят способов сказать "нет" в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации*
1. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.

  1. Я больше в этом не нуждаюсь.

3. Яне курю.
4. Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.
5. Я не собираюсь загрязнять организм.
6. Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.'
7. Не сегодня или не сейчас.
8. Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.
9. Нет, не хочу неприятностей.
10. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
11. Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
12. Мои родители меня убьют.
13. Я таких вещей боюсь.
14. А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?
15. Когда-нибудь в другой раз.
16. Эта дрянь не для меня.
17. Нет, спасибо.
18. Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов.
19. В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег шесть месяцев (два года и т.п.).
20. Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой; ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.).
21. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
22. Не думаю, что они достаточно об этом знают.
23. Нет, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено законом по возрасту.
24. Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми.
25. Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.
26. Я за витамины!
27. Нет, спасибо, препаратов не хочу.
28. Л и без этого превосходно себя чувствую.
29. Нет, спасибо, у меня завтра проверочная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо подготовиться.
30. Нет, спасибо, у меня бывает на это аллергическая реакция.
31. Я вчера поздно лег спать, у меня и без того красные глаза.
32. Нет, я за рулем.
33. Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.
34. Нет, спасибо, это опасно для жизни.
35. Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду и слышал, что дым вредит легким.
36. Ты с ума сошел? Я даже не курю сигарет.
37. Эти химические радости не для меня.
38. Нет. Я это пробовал и мне не понравилось.
39. Мне не хочется умереть молодым.
40. Нет, я и так много воюю с родителями.
41. Нет, когда-нибудь я могу захотеть иметь здоровую семью.
42. Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого.
43. Я хочу быть здоровым.
44. Это мне ничего не дает.
45. Сейчас аллергический сезон, и у меня и без того все время красные глаза.
46. Нет, спасибо, я слышал что от этого глаза краснеют.
47. У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить.
48. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.д.).
49. Меня до сих пор контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было два года назад,
50. Я цыпленочек? Где ты видишь на мне перья?.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.