МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ ПО ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА М. П. Кузнецова, учитель-дефектолог; Е. М. Вицина, учитель-дефектолог Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения работает в тесном контакте с 8 районами области: Кирилловским, Белозерским, Череповецким, Шекснинским, Кадуйским, Устюженским, Бабаевским, Чагодощенским. Только в 4-х районах (Череповецком, Шекснинском, Белозерском, Устюженском) работают коррекционные школы VIII вида. В остальных районах идет интеграция учащихся, подлежащих обучению в коррекционной школе VIII вида, в общеобразовательные школы путем организации отдельных классов, занимающихся по программе коррекционной школы VIII вида.
Учителя, работающие в этих классах, испытывают определенные трудности в организации учебного процесса. Они не имеют дефектологического образования, не знают особенности психофизического развития умственно отсталых детей, не владеют методическими приемами ведения коррекционно-развивающего урока. Учитывая сложившуюся ситуацию, специалисты Центра разработали программу оказания методической помощи учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида. Программа рассчитана на 18 часов (три рабочих дня по 6 часов). Цель программы. Оказать методическую помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида с целью повышения квалификации, аттестации педагогов на II и I квалификационные категории и т. д. Задачи программы:
- Познакомить учителей с особенностями психофизического развития учащихся школы VIII вида.
- Показать современные подходы к организации коррекционного обучения на различных уроках.
Организация занятий. Проведение теоретических семинаров, круглых столов. Просмотр и анализ открытых уроков, организация и проведение зачета.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Теоретические семинары
|
1. Конвенция ООН о правах ребенка. 2. Особенности организации общеобра зовательной подготовки учащихся с ин теллектуальной недостаточностью. 3. Стандарты специального образования, учебный план и измерители знаний в коррекционной школе VIII вида. 4. Особенности психофизического развития умственно отсталых детей. 5. Отграничение умственной отсталости от сходных состояний
|
лекция лекция лекция семинар лекция
|
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час
|
Практические семинары
|
6. Требования к планированию и анали зу коррекционно-развивающих уроков. 7. Коррекционная направленность курса математики. Анализ открытого урока. 8. Формирование естественно-научных знаний в коррекционной школе. 9. Основные требования к урокам рус ского языка (чтения и письма). Практи ческое занятие по организации урока с учетом требований. 10. Организация трудового обучения. 11. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе
|
семинар лекция лекция, практическое занятие лекция лекция практическое занятие лекция лекция
|
1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час 1 час 1 час 2 часа 1 час
|
Итоговые занятия
|
12. Круглый стол. 13. Зачет
|
Контрольный тест
|
1 час 1 час
|
|
Итого
|
|
18 часов
|
ЛИТЕРАТУРА Б г а ж н о ко в а И. М. Программы для 0—4 классов школы VIII вида. — М., 1997. В о р о н ко в а В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. — М., 2002.
В и н о г р а д о в а А. С., Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. — М.: Просвещение, 1985. З а б р а м н а я С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. Журнал «Развитие и коррекция» за 2000 г.. Журнал «Дефектология»ю — № 1—6 за 1999—2004 гг. Конвенция ООН о правах ребенка (русский вариант). Защити меня: Сборник материалов, иллюстрирующих положение Конвенции ООН. Приобщение подростков к здоровому образу жизни: Методические рекомендации. — Ярославль, 2000. Образовательные стандарты для специальных коррекционных школ. — СПб., 1966. П уз а н о в Б. П., Ко н я е в а Н. П., Го р с к и й Б. Б. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. — М., 2000. Сборник нормативных документов (специальные, коррекционно-обра-зовательные учреждения). — М., 2000. Ш и п и ц и н а Л. М., И в а н о в Е. С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. — РГПУ им. Герцена, 1992.
Источник:
Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.
Научные редакторы: О. А. Денисова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Череповецкого государственного университета; Н. В. Афанасьева, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и социальной педагогики ВИРО Авторский коллектив: специалисты Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения: М. П. Кузнецова, директор Центра; С. В. Пурышева, зам. директора Центра; И. В. Окольникова; В. А. Любезнова; Т. Б. Сергеева; И. А. Ершова; Е. В. Макарцева; М. А. Зайцева; Н. А. Глебова; Н. А. Егоренко; Е. М. Вицина; Н. В. Верещагина; Ю. В. Афанасьев Рецензенты: А. П. Коновалова, кандидат педагогических наук, начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детей департамента образования Вологодской области; С. В. Копытова, зав. кабинетом дефектологии и коррекционной педагогики Ответственный за выпуск — С. В. Пурышева
|