Примерное содержание занятий со старшеклассниками в рамках программы "Шаги к успеху"
МОДУЛЬ 1. "ФОРМУЛА УСПЕХА"
Занятие 1. "Формула успеха"
- Что такое успех? Отличие успеха от достижения.
- Где человек может почувствовать себя успешным.
- Выведение формулы успеха.
Занятие 2. Жизненные цели. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели.
- Мои цели. Линейка жизненного успеха.
- Мои цели – мои ресурсы.
Занятие 3. Планирование.
- Игра "Банка". Приоритеты. Выделение главного.
- Анализ проблемы и принятие решения.
- План действий.
МОДУЛЬ 2. "УСПЕХ В УЧЕБЕ"
Занятие 4. "Дифференцированный подход к обучению. Ранжирование учебных предметов"
- Заполнение таблицы "Учебные предметы".
- Заполнение таблицы "Учебные предметы-учебные результаты". Разработка стратегии успешной учебы.
Занятие 5-7. Эффективная организация учебного труда. Использование алгоритмов.
- Опорные конспекты.
- Эффективные способы усвоения материала. Предметное портфолио.
- Эффективная самостоятельная работа.
- Успех на уроке.
- Подготовка к сочинению.
- Приемы самоконтроля.
Занятие 8. Мои первые шаги в науку.
- Поиск информации.
- Алгоритм подготовки доклада и реферата.
МОДУЛЬ 3. "Я И ДРУГИЕ"
Занятие 9. "Мой психологический портрет"
- Что я знаю о себе: мои личностные особенности.
- Тест "Способности к общению и саморегуляция".
Занятие 10. "Процесс социального взаимодействия. Предупреждение и преодоление проблем"
- Анализ проблемной ситуации. Разработка алгоритмов поведения в разных ситуациях социального взаимодействия.
- Умение разрешать конфликты.
- Управление эмоциями и умение слушать, умение говорить нет (анализ видеофрагментов).
* Д/з: подготовить самопрезентацию в любой форме (компьютерная, видеофрагмент, газета, портфолио, карта памяти и др.)
МОДУЛЬ 4. "УСПЕХ НА ЭКЗАМЕНЕ"
Занятие 11. "Мой Звездный час"
- Как готовиться к ЕГЭ.
- Как готовиться к устному экзамену. Тренинг уверенности в себе.
Праздник успеха "Мой звездный час" Самопрезентации.
Ниже представлены портфолио старшеклассника "Мои шаги к успеху", алгоритмы-памятки, используемые на занятиях в рамках модулей "Успех на уроке" и "Успех на экзамене". Материалы модулей "Формула успеха" и "Я и другие" содержатся в портфолио старшеклассника.
Программа "Шаги у успеху" Пояснительная записка
Авторский коллектив: Меттус Елена Валентиновна, руководитель ППМС-центра гимназии №56, педагоги-психологи: Литвина Анна Валерьевна, Турта Ольга Сергеевна, Ташкинова Людмила Николаевна.
Программа "Шаги к успеху" является логическим продолжением программы "Секреты успешной учебы" и предполагает активизацию внутренних ресурсов подростка с целью формирования у него мировоззрения успешного человека. Основным инструментом данной программы является портфолио старшеклассника, в котором не только фиксируются его достижения, но и отражается весь его путь к успеху в учебе, общении, личностном развитии. Ученику также предлагаются буклеты с информацией о содержании и структуре программы и технология ведения портфолио (см. приложения). Программа может быть использована педагогами - психологами, учителями, классными руководителями для индивидуальной или групповой работы с учениками 9-11 классов. Занятия по программе могут быть включены в курс "Основы учебно-исследовательской деятельности", в курс основных учебных предметов, как элективный курс, а также могут проводиться на классных часах во внеурочное время. Данная программа, как и программа "Секреты успешной учебы", имеет модульную структуру:
- МОДУЛЬ 1. "ФОРМУЛА УСПЕХА" ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ
- МОДУЛЬ 2. "УСПЕХ В УЧЕБЕ"
- МОДУЛЬ 3 "Я И ДРУГИЕ или КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В ОБЩЕНИИ"
- МОДУЛЬ 4 УСПЕХ НА ЭКЗАМЕНЕ
Модули могут быть использованы как самостоятельные программы, их можно переставлять местами в зависимости от запроса учеников, классных руководителей, учителей и родителей. Деятельность учащегося в рамках каждого модуля включает в себя: 1) ознакомление с теоретическим материалом, 2) работу с портфолио, 3) рефлексию, самооценивание и самоконтроль.
ЦЕЛИ программы: формирование успешной личности. ЗАДАЧИ:
- Формирование и развитие у учащегося умений и навыков планирования и организации учебной и учебно-исследовательской деятельности.
- Развитие рефлексии.
- Формирование позитивной самооценки.
- Формирование навыков оценивания результатов собственного труда.
Повышение внутренней мотивации.
Содержание программы "Шаги к успеху"
Занятие
|
Содержание
|
Примечания
|
МОДУЛЬ 1. "ФОРМУЛА УСПЕХА"
|
1
|
Формула успеха. Введение: цели и задачи занятий по программе, структура занятий. Успех и достижение. Выведение формулы успеха.
|
Портфолио, буклет-обращение к ученику
|
2
|
Линейка жизненного успеха. Цели. Цели и ресурсы.
|
Портфолио
|
3
|
Планирование. Приоритеты. Анализ проблемы и принятие решения. Личный план действий.
|
Портфолио
|
МОДУЛЬ 2. "УСПЕХ В УЧЕБЕ"
|
4-7
|
Учебные предметы - учебные результаты. Виды опорных конспектов. Способы эффективного усвоения учебного материала. Предметное портфолио. Эффективная самостоятельная работа. Успех на уроке. Как писать сочинение. Самоконтроль.
|
Портфолио, алгоритмы- памятки.
|
8
|
"Мои первые шаги в науку". Подготовка доклада, реферата.
|
|
МОДУЛЬ 3 "Я И ДРУГИЕ"
|
9-10
|
Мой портрет. Самопрезентация. Предупреждение проблем в общении, управление эмоциями.
|
Портфолио
|
МОДУЛЬ 4 "УСПЕХ НА ЭКЗАМЕНЕ"
|
11
|
Как готовиться к экзамену. Успех на ЕГЭ.
|
Памятки- алгоритмы
|
Праздник "Мой звездный час" Самопрезентации
|
|