На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа для коррекции эмоционально-волевой сферы с применением личностной рефлексии
Программа для коррекции эмоционально-волевой сферы с применением личностной рефлексии
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Содержание коррекционно-развивающей программы

Для реализации цели исследования и проведения формирующего эксперимента автором адаптирована программа Г. А. Цукерман для учащихся пятых классов «Психология саморазвития». В программу внесены элементы обязательной устной и письменной пошаговой рефлексии своих состояний и поведения на эмоционально значимом для этого возраста материале; введение отдельных занятий по арт-терапии для снятия эмоциональных блоков, отдельных зажимов; исследование и развитие волевых качеств (целеустремленности, самоконтроля). Занятия включают некоторые приемы релаксации, навыки конструктивного общения и решений в проблемных ситуациях, упражнения на развитие произвольности, как осознанного планирования поведения. В процессе занятий детям предлагались для обсуждения разные сюжеты, представляющие собой сцены общения и поведения в различных ситуациях. Обязательным было задание на дом, которое они выполняли письменно. Это были наблюдения школьников за своим поведением, эмоциями в различных ситуациях, способами решения различных проблем. В задания входило прорисовывание своих эмоциональных состояний, связанных с разными ситуациями, страхов и тревожности.

В коррекционную программу введены элементы ТРИЗ, был использован авторский курс М. Н. Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов ТРИЗ». Это работа с противоречиями, игра «хорошо-плохо», использование принципа разрешения противоречий. Эти задания дополнительно помогают развить рефлексию детей.
При разработке модели программы мы опирались на принцип связи аффекта и интеллекта, тезис о связи кризисного периода с личностными изменениями (следовательно необходимо было усилить роль личной активности детей в процессе проведения занятий, с учетом возраста и выявленных особенностей это должно было происходить в общении, на эмоционально значимом материале). Мы предположили, что негативные барьеры эмоционального прошлого опыта затрудняют реализацию интеллектуального потенциала школьника, поэтому заявленная выше коррекционно-развивающая работа поможет решить не только проблемы с эмоционально-волевой сферой, но и улучшить интеллектуальные показатели.
Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы с применением личностной рефлексии.
Задачи исследования при реализации коррекционно-развивающей программы: 3.Разработать и апробировать модель экспериментальной программы на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся с применением личностной рефлексии в переходный период.
4.Снизить проявления дезадаптации у школьников при переходе из начальной школы в среднее звено.
3. Развить способность к личностной рефлексии при работе со своими эмоциями и переживаниями, во время выполнении заданий с эмоционально значимым для детей материалом.
4. Проверить эффективность коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с применением личностной рефлексии, возможности влияния специально разработанной коррекционно-развивающей программы на интеллектуальные показатели школьников.
5. Профилактика возможных трудностей кризиса 11-12 лет, (трудностей в межличностных контактах, неконтролируемых аффективных проявлений), создание пространства для подготовки к протеканию кризиса.
Занятие № 1 было посвящено называнию и определению эмоций, т.к. переживания детьми того или иного эмоционального состояния не осознается. Начало занятия посвящено записыванию эмоциональных состояний, которые дети знают, их проявлению, затем выделению часто встречающихся эмоций. Для расширения восприятия детям предлагалось нарисовать цвет каждой эмоции, на кого или что она похожа, затем все делились своими соображениями. Следующим эта
пом занятия был письменный ответ на вопрос: «Какие события вызывают у меня каждую из вышеперечисленных эмоций?» Было введено обязательное на наших занятиях проговаривание записей каждым учащимся. Для ребят было особо подчеркнуто, что это очень важный момент в занятиях и через некоторое время им будет дано объяснение. Наша цель – знакомство детей с внутренним миром каждого участника, возможное нахождение аналогий в переживаниях, понимание, что они не одиноки в этом. У участников возникает взаимопонимание и понимание необходимости поддержки другого.
В домашнее задание входило написание историй, в которых бы отражались события, вызвавшие наиболее сильные эмоциональные переживания последнего времени или те, которые запомнились.
Занятие № 2
Зачитывание своих историй (домашних заданий). Прочесть свои сочинения захотели все. Узнавание друг друга через мир чувств, пробуждает интерес детей друг к другу, способствует доброжелательным отношениям, в целом, сплочению коллектива. Затем мы подчеркнули, что у всех очень интересные истории и теперь вы знаете друг о друге немного больше. Далее мы напрямую обратились к курсу Г. А. Цукерман. Дети просмотрели записи прошлого занятия и из списка эмоций подчеркнули одной чертой те, которые они испытывали, двумя чертами – те, которые испытывали часто, перечеркнули чувства, которые не хотели бы испытывать. Затем им были заданы несколько вопросов, на которые надо ответить одним словом: «Да» или «Нет». Первый вопрос возник в связи с мнением о том, что эмоции достались нам в наследство от животных. А человеку – существу разумному – они, вроде бы и не нужны, а порой даже вредны (в чем мы только что убедились). Поэтому некоторые люди, в том числе даже отдельные ученые, считают, что эмоции должны отмереть так же, как в ходе эволюции был утрачен хвост. Итак, вопросы.
1) Хотелось бы тебе, чтобы у тебя вообще не было никаких эмоций?
2) Были ли в твоей жизни случаи, когда твои эмоции тебе мешали?
3) Были ли в твоей жизни случаи, когда тебе мешали эмоции других людей?
4) Случалось ли, что другие люди не понимали твоих чувств?
5) Случалось ли, что ты не понимал(а) чувств других людей?
6) Согласен (согласна) ли ты, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?
Затем, следуя задачам нашего занятия, каждый участник проговорил вслух (с примерами из своей жизни) ответы на вопросы 2,3,4,5, и объяснением «почему ты так считаешь?» на вопросы 1,6. Были обсуждены ответы на шестой вопрос и вопрос о том, почему, как вы считаете, нужно скрывать некоторые свои чувства. В основном, ответы касались непонимания и негативного отношения окружающих к выражаемым отрицательным эмоциям, а также, возможности членовредительства в ярости. Это наводит на мысли о возможном полученном личном или косвенном опыте подобных ситуаций. Забегая немного вперед, мы обсудили, что «выплескивание» негативных эмоций может повредить другим, привели описанные ребятами примеры («испортилось настроение, обида, хочется подраться, можно нанести вред другому»). Что же делать? На предложение: «Сдерживать эмоции» – ребятам было рассказано о работе психосоматики, о том, что постоянное сдерживание любых эмоций (положительных или отрицательных) вредно для здоровья самого человека. К тому же в общении эмоция – это сообщение другому о том, как я себя чувствую, как я переживаю данный момент. Следовательно, эмоции важны для понимания людей друг другом. И опять задан вопрос: « Что же делать, как выразить бурную эмоцию, не навредив другим и себе?» Домашним заданием, в данном случае, было написание возможных вариантов приемлемой формы выражения эмоций.
Серьезность и злободневность темы была очевидной. Многих действительно волновали поднимаемые вопросы, и они готовы были, «копаясь в себе», искать на них ответы. В данном случае нам необходима была рефлексия. Приведение примеров, объяснения «почему?» при задействовании различных каналов восприятия – слухового (слушаю себя и других), зрительно-моторного (пишу), речемоторного (вербализация), при заинтересованности ребенка в материале обсуждения, дают положительное направление для развития рефлексии. В то же время дети поняли, что их внутренний мир интересен и важен взрослому и другим ребятам. Они могут открыто обсудить то, что их волнует и, оказывается, они не одиноки в этом. Те же проблемы волнуют и их одноклассников. Это способствует налаживанию благоприятной психологической атмосферы в группе и изначально позволяет детям строить отношения друг с другом на принципах доброжелательности, взаимного участия и т.д. Такие отношения особенно важны в этом возрасте, а также в период адаптации к средней школе.
Третье занятие посвящено зачитыванию своих идей о приемлемой форме выражения эмоций. Обсуждалось внешнее выражение эмоций и значимость этого для адекватного восприятия, понимания людей при общении. Каждому было предложено выйти и показать без слов одну или две эмоции. Остальные должны были ответить, какое эмоциональное состояние они наблюдают. При этом было акцентировано внимание на том, что правильно понять человека можно лишь тогда, когда он может правильно донести до других свои чувства. В результате все записанные эмоциональные состояния были проработаны и продемонстрированы в мимике и жестах. При неудачной попытке показа кому-нибудь из детей предлагалось показать внешнее проявление этой же эмоции. Затем ребятам было сказано, что можно понимать друг друга, только лишь с помощью мимики и жестов. В обычной жизни мимика и пантомимика дополняют содержание речи человека эмоциональным смыслом и понимание невербальных признаков не менее важно в общении. Внешнее выражение наших чувств – это тоже информация, язык без слов. Когда вы слушаете учителя на уроке, то вы тоже можете донести до него информацию о том, поняли ли вы или нет его объяснения. Как вы можете это сделать? Наклон головы вперед – это
«да». Вы послали ему обратный сигнал. Приведены примеры различий в пантомимике у разных народов, разнице в их смысловой нагрузке [58, 59].
К концу занятия мы решили определить направление нашей дальнейшей работы. Для этого мы воспользовались приемом, описанным Г.А. Цукерман. Детям предложено было оценить пять возможностей и степень их желаемости для себя лично по пятибальной шкале оценок: очень хочу; хочу; не возражаю; не хочу; очень не хочу. Затем расположить на этой шкале цифры, соответствующие номерам нижеперечисленных предложений.
1) Научиться согласованию своих действий.
2) Узнать больше про чувства.
3) Научиться владеть, управлять своими чувствами.
4) Просто играть и ничем другим кроме игр не заниматься.
5) Что-то другое, а именно, то, что не предлагается, а вам самим хочется. Особые предложения прошу записать.
Занятие оказалось поучительным для детей. Многие были удивлены, что их не понимают без слов. Некоторым же не составило труда показать ту или иную эмоцию с помощью мимики и жестов. Они демонстрировали это очень бурно. Использовались игры в парах, без слов нужно было вдвоем продемонстрировать то или иное чувство.
Домашнее задание: понаблюдать за мимикой и жестами друзей при выражении записанных нами эмоций. Свои наблюдения занести в тетрадь. Задача – произвольное привлечение внимания на значимом материале.

Занятие № 4 мы начали с обобщения ответов на вопросы. Больше всего пожеланий было «научиться владеть, управлять своими чувствами» и «отвечать на ваши вопросы» (это касалось поощрения к проговариванию и рефлексии). Занятие касалась обсуждения вопроса о вреде и пользе эмоций. Мы разобрали с точки зрения полезности и вреда эмоции страха и тревоги. В этом занятии были также использованы материалы авторского курса М. Н. Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов ТРИЗ». Это работа с противоречиями, игра «хорошо-плохо», использование принципа разрешения противоречий [268].
Было подчеркнуто, что эмоции – это информация о чем-то важном, неотложном. О чем говорят следующие эмоции? Были перечислены несколько эмоций и составлена для каждой табличка, в которой дети писали ее вред и ее пользу. За написанием последовало обязательное проговаривание с размышлением на вопрос «почему именно в этом вред или польза?», «в каких случаях это происходит»? Закончилось занятие игрой «Скульптор – глина» с последующим обсуждением возникающих чувств при «надевании» позы бодрости, страха и т.д. Затем детям была рассказана суть теории эмоций Джеймса-Ланге [55, 163]. Было предложено «надеть» на себя маску человека в горе, в радости и т.д. и прислушаться к возможному изменению своих ощущений. В каждой из групп были дети неадекватно реагирующие на неудачу. Поэтому особо было подчеркнуто, что возникающие при этом эмоции также являются лишь сигналом, информацией к размышлению и толчком к дальнейшему действию. Это следующий шаг на пути к исправлению ошибки: «Вот здесь мне нужно доработать, исправить, чтобы получилось, тогда я буду успешен».
Домашнее задание: попробовать каждое утро, смотрясь в зеркало, улыбаться себе хотя бы минуту. Проследить, меняется ли Ваше настроение в течение дня. Разобрать с точки зрения полезной информации и вредного воздействия и записать посетившее вас сильное (запомнившееся) чувство за предстоящие дни.

Основным содержанием занятия № 5 стала тема «Эмоции правят мной или я ими?». Дети разбивались на пары и записывали полезные сообщения эмоций и возможные негативные их последствия в форме диалога самой эмоции и ощущающего ее человека. Затем они зачитывали свои диалоги с непременным коллективным обсуждением. Разбор домашних заданий. Дети зачитали свои записи, и мы их обсудили. Один из учеников испытывал определенные чувства при просмотре фильма. Мы обсудили с детьми, смотревшими эту киноленту их чувства, у многих возникли подобные переживания. Подобное нахождение точек соприкосновения, одинаковых интересов и чувств, способствует созданию чувства общности и единства у детей, ощущений единого коллектива. Наше пятое занятие немного отклонилось от общей канвы самого курса, однако находилось в общем русле темы и отвечало непосредственно нашим задачам: по возможности, снятие эмоциональных блоков и изменение отношения детей к своим проблемам (негативным эмоциям) [16, 53, 58, 84. 140, 167. 236, 255, 257, 274]. Детям было рассказано о психотерапевтическом эффекте техник арт-терапии. «Неприятные эмоции остаются внутри нас и мешают нам жить и развиваться дальше. Кроме того, ученые выяснили, что эмоции, которые мы не «выплескиваем» еще и плохо влияют на наше здоровье. Что же делать? Для того, чтобы они не тормозили наше развитие нужно их вывести наружу. Накопившуюся энергию выводят спортивные, подвижные игры. У каждого могут быть свои способы выведения отрицательных эмоций, как, например, у Феди, который колотит подушки, когда зол. А в Японии для рабочих в цехах ставят резиновое чучело начальника. Как вы думаете, зачем? Рисование эмоций – это один из методов их отображения и «выведения». Затем на одном и том же альбомном листе было предложено нарисовать две наиболее сильно проявляющиеся в жизни эмоции: страх и радость. Идею рисования обоих эмоциональных переживаний на одном листе подали сами дети. Была дана инструкция: «Можно рисовать какой-нибудь сюжет или вообще набор цветовых пятен, все, что вам придет в голову о вашем страхе. Как он выглядит? О рисунке потом нужно будет рассказать». Такое же задание было дано по поводу рисунка радости. Задание нарисовать страх вызвало противоречивые чувства у разных ребят. Одна из девочек отказалась рисовать страх, но затем была захвачена общим настроением рисования. Многие, наоборот, рисовали свой страх с большим удовольствием, общались, показывая друг другу рисунки. В процессе рисования у мальчиков часто наблюдались стирания нарисованного. Затем мы обсуждали рисунки. Некоторые ребята не захотели рассказывать о своем страхе, хотя рисовали с увлечением. В рисовании страха у мальчиков были сюжеты из фильма «Дракула», скелеты, приведения, гробы, кровавые сцены. Саша Ж. нарисовал дракона и мышь: «Страх он такой: его нет – он как мышь, а есть – как дракон». Поскольку на одном листе с одной стороны были нарисованы страхи, а с другой радость, то домашним заданием было отдельно на каждом листе нарисовать по одному своему страху и написать: «Я не хочу, чтобы у меня был страх такой-то...» Также, в домашнее задание входило нарисовать свое страдание и счастье.

Занятие № 6 началось с разбора домашнего задания. Одна из девочек нарисовала страдание – это стыд. Затем мы на каждом рисунке со страхами ребята написали: «Сейчас я уничтожу свой страх», порвали их и сложили в заведенную нами
«банку страхов». После уроков рисунки со страхами были сожжены. Дальше в занятии использовалась часть четвертой встречи курса Г.А. Цукерман «Проблема выбора: Хочу ли я быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями?» Огромный интерес вызвал рассказ о психологическом эксперименте Дж. Олдза в 1953 г. [55]. Дальше ребятам была продемонстрирована желтая крыса со своим девизом «Дайте мне наслаждений!» и оранжевая кенгуру с надписью «Я могу позаботиться о своих чувствах!» Детям предложено было выбрать желтый или оранжевый цвета и написать, чем обусловлен подобный выбор. Удивительно зрелыми оказались рассуждения на эту тему у многих детей. Например, Саша Ж.: «Нужен и желтый и оранжевый цвет, но оранжевый должен подчинять себе желтый». Федя П.: «Если одно наслаждение, то жить неинтересно. Человеку все время хочется наслаждаться и они его уже потом не радуют. И потом, он уже робот, а не человек». Сережа Ф.: «Оранжевый может выбирать только очень спокойный человек. Если человек сильно эмоциональный, то он все время будет выбирать желтый и это плохо». Саша М. объяснил свой ответ таким образом, что мы можем быть хозяевами своих поступков, но не мыслей: «Человек сделает хорошее, а потом думает о плохом» Аня Ф. подняла вопрос о наркомании: «Крыса привыкает, как наркоман». Дети очень бурно отреагировали на это высказывание, и у нас состоялась беседа о наркомании. Сначала детям был задан вопрос: «Для чего человек рождается, приходит в этот мир»? Последующие ответы: «жить», «заниматься любимой профессией», «играть в футбол», «дружить» и т.д. явились для ребят наглядной демонстрацией того, что «наркоман не имеет возможности всем этим заниматься. Он ничем не может заниматься и ни о чем не в состоянии думать кроме наркотиков. Привыкая все сильнее и сильнее он губит себя и разрушает жизнь своих родных». Здесь ребята сами подняли вопрос о неизбежности правонарушений в среде таких людей.

Основой занятия № 7 стала тема «Способы выражения чувств». Нарисована схема «невыполненные обязательства; мои чувства по этому поводу; что с этими чувствами делать; последствия. Были разыграны сценки. Дано задание изобразить учителя, выражающего свои чувства, сдерживающего свои чувства, что было воспринято детьми с большим энтузиазмом. При обсуждении того, что с чувствами делать, школьники больше акцентировали внимание на способах их выражения, чем сдерживания. Затем ответы на вопрос: «Что же делать с чувствами, чтобы всем было хорошо? Возможно ли такое? Каким должен быть третий путь?»
Продолжение темы занятия называлось «В поисках мирного выражения чувств». Ученики разделились на группы. Им было предложено разобрать три ситуации с тремя возможными решениями. Одно решение в манере «Сдержанность», когда человек делает вид, что ничего не произошло. Второй ответ – в манере «Раз мне плохо, пусть тебе тоже будет плохо». А третий должен привести к мирному разрешению ситуации, когда человек не скрывает своих чувств, не делает вид, что все в порядке, но при этом никого не ранит и не оскорбляет. Он предлагает поискать мирный выход из неприятной ситуации, который устроил бы обоих участников неприятного инцендента. Если не удастся для каждой ситуации найти все три пути, то надо записать столько решений, сколько удастся найти.
После работы в группах ребята зачитывали свои сюжеты. Схема для разбора ситуаций: прочитав реплику, указать (цифрой), какой способ выражения эмоции выбран в данном случае:
1) сдержанный – «молчи, скрывайся и таи», делай вид, будто ничего не случилось;
2) агрессивный – «если мне плохо, пусть тебе тоже будет плохо»;
3) мирный – вырази свои чувства, но так, чтобы это никому не причинило вреда.
После этого определили основные критерии мирного пути выражения чувств и в форме «Я-сообщения» записали их на доске. «Выразить мирно – говорить о своем чувстве, но не обвинять тебя; предлагать выход из неприятной ситуации, но дать тебе свободу выбора; говорю дружелюбно». Мы попытались произвести небольшую коррекцию «мирного» выражения чувств ребятами с записанными нами положениями. Выразить чувства «мирно», соблюдая все пункты, оказалось очень сложной задачей, даже для самых «мирных». В связи с этим было подчеркнуто, что взаимоотношения с людьми – это целая наука, которую нужно осваивать, как один из предметов. Мы с вами только начинаем этому учиться.
Домашним заданием было пронаблюдать, как выражают свои чувства в различных ситуациях ваши друзья, одноклассники.

Занятие № 9. Для разбора домашнего задания был поставлен вопрос:
«Возможно ли сделать так, чтобы человек выразил свои чувства и «всем стало приятно?» Ученики зачитывали свои домашние задания. Затем, все вместе пробовали определить, к какому варианту относятся проявления записанных чувств: к сдержанному, агрессивному или мирному.
На доске была воспроизведена схема «Способы выражения чувств», в которой белым пятном оставался один из способов сдерживания чувств (первым был способ – подавить и тогда «мне» плохо). Затем мы взяли ситуации «плохого» поведения на уроке одного из учеников. Детям было сказано: «На предыдущем занятии мы говорили о реакции учителя на такое поведение ученика, а на этом – мы запишем ваши чувства по этому поводу». Дальше мы провели мини-тренинг «Ясообщений» на эту тему и разбор ситуации с выходом на сдерживание и изменение состояния за счет возникшего нового чувства («рассказ об Асе») [Пс.саморазв]. Детям было показано, что посмотрев на ситуацию со стороны, можно прийти к новому пониманию происходящего и, следовательно, к более конструктивному разрешению проблемы для всех. В конце мы поговорили о возможном разрешении проблемы, если попробовать поставить себя на место другого человека и попробовать увидеть все его глазами (техника НЛП) [83]. Мы уже немного пробовали это, играя роль учителя на седьмом занятии. На доске была нарисована схема выхода из ситуации – «изменение состояния». В конце занятия была проведена игра «Эмоциональный термометр».

Занятие № 10 посвящено выявлению и осознанию ребятами наличия или отсутствия проявлений агрессии. Был взят сокращенный вариант опросника Басса-Дарки. После тестирования и получения индивидуальных результатов ребятам было показано, что у каждого есть область проявления чувств, в которой необходимо работать над собой.
Домашнее задание: составить идеальный свой образ – «Я-идеальное», т.е. то, каким бы я хотел быть. Записать качества характера, которые вы хотели бы у себя видеть. Затем проанализировать, какие уже имеются. Ответить на вопрос:
«Что необходимо сделать, чтобы у меня были те качества, которые я хотел бы».

Занятие № 11 было полностью посвящено арт-терапии. Первым было задание нарисовать свое настроение «здесь и сейчас» в том виде, в котором вам хоте
лось бы его нарисовать. После просмотра и рефлексии рисунков были выявлены ребята с самым негативным настроением и самым положительным. Затем была использована техника «измененного рисунка». Сидящие рядом дети меняются своими рисунками с инструкцией: «Несколькими штрихами дорисовать рисунок». Затем рисунки передаются соседям и т.д. пока не вернуться обратно. Учащимся предлагается посмотреть, как изменились рисунки, что им нравится, что не нравится. Мы размышляем о взаимном влиянии членов коллектива, что наши чувства влияют на наши взаимоотношения, а наш курс направлен именно на это. Затем детям было предложено сесть парами и на одном большом листе бумаги каждый со своей стороны должен нарисовать то, как он воспринимает своего соседа. После рисования обратить внимание ребят на содержание рисунка, цвет, объединение двух рисунков в одну композицию. Подчеркнуть, что желание объединения и взаимопроникновения одного рисунка в другой возникает при симпатии участников друг к другу, взаимном настрое идти на контакт и понимание. Попросить отметить, кто первым начал движение в сторону контакта в рисунке. Как воспринял это сосед? Не было ли ощущения вторжения или было желание идти навстречу? Здесь возможны различные нюансы по ходу работы. Домашнее задание: на одном альбомном листе нарисовать «образ» своих друзей, т.е. то, как вы их себе представляете. Расположить эти образы так, как вам хочется[146]. Это занятие вывело нас на тему «Я – глазами других людей».

Занятие № 12. Начало занятия – привычный разбор домашнего задания. Здесь я попросила детей обратить внимание на то, каким цветом они изображали своих друзей. В каком виде, какое место на листе было отведено каждому. Все эти признаки говорят о вашем большем или меньшем расположении к тому ли иному человеку, о том, какое место он занимает в вашей жизни. А как же нас воспринимают другие? Мы обратились к прошлому занятию и вспомнили, что восприятие нас другими может быть совсем не похоже на то, как мы воспринимаем себя сами. Почему так происходит? Затем я попросила ребят вспомнить результаты теста Басса-Дарки, где, возможно, были выявлены неожиданные для них самих черты характера. Затем, основываясь на результатах предыдущих занятий, начертили табличку с перечислением качеств. Первая графа – «Я – в моем представлении», вторая графа – «Я – идеальное», третья графа – «Я -глазами других людей». В конце таблички, за фигурной скобкой – «Я – настоящее». Графа «Я – глазами других людей» оказалась у ребят наименее заполненной. Проведена игра «Строим автомобиль», где ребятам было предложено написать, кто из группы какой частью автомобиля будет работать – кто будет мотором, тормозом, сиреной, колесом, рулем, игрушкой на ветровом стекле и т.д. Каждый рассказал о том, что он написал и объяснил, почему он так считает. Участники рассказали, кем бы он хотели быть, совпадает ли представление ребят о нем с его собственным представлением о себе. В игре «Книжный шкаф» инструкция следующая: «Если я (имя, фамилия) превращусь в книгу, то это будет книга про...». Мы взяли еще один вариант этой игры с инструкцией «Если мой друг, сосед по парте, превратиться в книгу, то это будет книга про...». В данном случае зачитывали свои записи по желанию. Домашнее задание: понаблюдать и записать ситуации, когда вы пытались приблизить друг к другу «Я – идеальное» и “Я – реальное» и как это у вас получалось.

Занятие № 13. В начале занятия – разбор домашнего задания, который закончился вопросом: «Что же помогает нам приблизится к «Я – идеальному», т.е. к тем качествам, которые мы хотели бы у себя выработать»? Дальше разговор пошел о волевых качествах личности. Затем – игра «Ведущий – ведомый». Она заключается в том, что ребята разбиваются на пары. В парах один стоит впереди, а другой сзади. Задание такое: «По команде «начали» вы пойдете вперед. При этом впереди стоящий человек закрывает глаза и подчиняется прикосновениям рук ведущего. Куда ведущий его направит туда он и продвигается. Прикосновение правой рукой ведущего к правому плечу ведомого – направление вправо. По аналогии – направление влево. Прямо – прикосновение к спине. От того, как действует ведущий, какого качества сигналы он подает, зависит траектория пути и возможности столкновения с другими парами или предметами обстановки. Через какоето время ведущий-ведомый меняются местами. После упражнения ребята рассказывают о своих впечатлениях и ощущениях. В следующей игре участники разбиваются по трое. Глаза открыты только у стоящего сзади человека. В результате сзади стоящий ведущий передает сигналы о направлении движения сначала тому, кто стоит посередине, т.е. второму ведущему. Второй ведущий уже передает сигналы ведомому. Затем ребята меняются местами. Суть игры в осознании своей роли в игре и проведении аналогий с ролями в жизненных ситуациях [265]. Принятия той или иной роли, способности работать в группе и стиль группового взаимодействия. И еще одна особенность этих упражнений заключается в формировании произвольности. После работы по трое мы провели рефлексию, проанализировали впечатления ребят. В этих играх проявляются различные ограничения, страхи участников. Далее, рассказ ведущего. «Воля помогает нам быть хозяином своих чувств, своего поведения и т.д. Она же помогает нам сдерживать свои эмоции и переводить их в «новое состояние». Мы вспомнили «рассказ об Асе», о том, как она сдержала себя, посмотрела на ситуацию со стороны и нашла выход. Сдержаться помогла ей воля. Иногда, чтобы помочь себе принять правильное решение и посмотреть со стороны требуется успокоить эмоции. С давних времен люди используют метод «остановись и сосчитай до 10». Ребята предложили снять напряжение, взявшись сильно за сиденье стула, на котором сидишь, потянуть его вверх, как будто хочешь поднять его вместе с собой. Детям были предложены упражнения дыхательной гимнастики.
Домашнее задание: описать, в каких ситуациях и как вам пришлось пользоваться изученным приемам релаксации.

Занятие № 14. Учитывая необходимость развивать разные каналы восприятия, мы решили следующую часть урока посвятить рисованию под музыку. Были даны два музыкальных фрагмента. После каждого детям было предложено «нарисовать музыку». Затем сравнили рисунки, каждый высказался. Обсудили различные методы релаксации, кроме рисунка и музыки предложенные ранее. Также, ребятам были предложены другие методы способы снятия напряжения. Первое упражнение: дети встают в круг, двигаясь по кругу, постукивают тыльной стороной рук по плечам и по лопаткам впереди стоящего человека. Упражнение «Пяткотерапия» – это чечетка пятками. Затем вибрация (трясение) головой, руками, ногами, подпрыгивание. Выход энергии – бурный, воспринят с большим энтузиазмом.
Домашнее задание: написать, в каких ситуациях за прошедшую неделю вы пользовались приемами снятия напряжения. Какими?

Занятие № 15. Разбор домашнего задания. Затем ребятам был предложен тест на определение развития своих волевых качеств, состоящий из 18 вопросов. После теста обсудили что такое сомоконтроль, собранность, целеустремленность и т.д. Предложено письменно ответить на следующие вопросы:
1) Как вы думаете, что такое воля?
2) Приведите примеры волевого поведения, напишите, в каких ситуациях вы (или другие, может быть взрослые) проявляли волю.
3) Какие поступки героев из книг, кинофильмов можно назвать волевыми.
В основном, ответы ребят касались сдерживания своих порывов, импульсивности. Обсудили, что сила воли проявляется не только в том, чтобы сдержать себя. Используя свою волю, человек делает над собой усилие и чтобы выбрать
«надо» вместо «хочу». Домашнее задание: записать случаи, когда вы использовали свою силу воли в этих двух направлениях.

Занятие № 16. Анализ домашнего задания. Учитывая восприимчивость данного возраста к вопросам целеполагания, внимание детей было привлечено к одному из важнейших волевых качеств личности – целеустремленности [116]. В письменной форме, а затем в устной учащиеся отвечали на вопросы:
1) Как вы думаете, что такое цель?
2) Какие цели бывают у человека?
3) Как вы думаете, нужно ли иметь цель в своей жизни? Если у человека есть цель, ему труднее или легче живется?
4) Что означает, по вашему мнению, иметь высокую цель? Как вы думаете, цель вашей жизни высокая?
5) Как вы думаете, если человек в своей жизни стремится к высокой цели, отражается ли это на его повседневной жизни?
6) Какие качества характера как стремление к высокой цели развиты в чело
веке?
7) Может ли человек, устремленный к высокой цели быть несчастным?
8) Как вы думаете, меняется ли мир под влиянием людей, устремленных к высоким целям?
9) Как вы думаете, какой станет жизнь на Земле, если все люди устремятся к высоким целям? Хотели бы вы жить в таком мире? Нарисуйте и опишите его.
Домашнее задание: Знаете ли вы людей, стремящихся к высокой цели. Расскажите о них. Есть ли среди ваших друзей целеустремленные люди? Расскажите о них.

Занятие № 17. Обсуждение домашнего задания и ответы наследующие вопросы.
1) Как вы думаете, есть ли у целеустремленности родные братья – качества? Назовите их ( упорство, трудолюбие, сила воли, ответственность).
2) Как вы думаете, если у человека есть цель в жизни, значит ли это, что он целеустремленный?
3) Согласны вы с высказыванием, что по настоящему счастлив тот, кто имеет в жизни высокую цель и умеет достигать ее?
4) Есть ли у вас в жизни цель? Какая? Помогает ли она вам жить? Как вы достигаете своей цели?
5) Какая цель является, по-вашему, благородной? Назовите примеры таких целей и таких людей. Есть ли у вас благородная цель?
6) Как вы думаете, может ли человек, имеющий благородную цель, быть злым, жестоким в жизни?
Ребятам было рассказано, что кроме «больших» целей, бывают цели каждодневные, «маленькие». Они позволяют осуществлять задуманное на день и называются задачами. Решить каждодневные задачи нам помогает планирование, составление плана на каждые день.
Домашнее задание: В начале недели записать «цель недели». Затем составлять план на каждый день с учетом того, что вы должны делать для приближения к этой цели. Следить за его выполнением. В конце каждого дня записывать, что получилось выполнить, а что нет. В конце недели отметить почему, например, не получилось.

Занятие № 18. Последнее занятие носило характер закрепления темы «Волевые качества личности, способы конструктивного решения проблемных ситуаций, снятие эмоциональных блоков». Обсудили индивидуальные планы ребят и пути достижения целей. В связи с этим остановились на необходимости развивать волевые качества. Участие в конфликтных ситуациях показало необходимость находить конструктивные пути выхода из них, так же, как и управлять своими чувствами. Мы повторили все, что узнали нового за время наших встреч.

Таким образом, при использовании коррекционно-развивающей программы решались следующие задачи:
1) сглаживание дезадаптации у школьников при переходе из начальной школы в среднее звено;
2) развитие рефлексии на эмоционально значимом материале;
3) коррекция эмоционально-волевой сферы;
4) профилактика возможных трудностей кризиса 11-12 лет, (трудностей в межличностных контактах, неконтролируемых аффективных проявлений), создание пространства для подготовки к протеканию кризиса.



Результаты:
1. Для проведения формирующего эксперимента нами адаптирована к целям и задачам работы программа Г.А. Цукерман для учащихся пятых классов «Психология саморазвития». В программу внесен элемент обязательной пошаговой устной и письменной рефлексии каждого учащегося своих внутренних состояний и поведения, включены занятия на снятие эмоциональных блоков (арт-терапия), занятия на развитие волевых качеств личности.
2. Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы с элементами личностной рефлексии способствует успешной адаптации пятиклассников к школе.
3. Проверена эффективность коррекции эмоционально-волевой сферы школьников при переходе в среднее звено, возможность влияния на интеллектуальные показатели.

 

Программа по теме Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-го класса с трудностями поведения

Славутская Елена Владимировна
Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте
Диссертация на соискание ученой степен доктора психологических наук
Казань 2015

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.