На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-го класса с трудностями поведения
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-го класса с трудностями поведения
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-го класса с трудностями поведения
Занятия №5-№10
Все страницы

Д.Ю. Соловьева,
педагог-психолог МАОУ СОШ №31, г. Сыктывкар
Запрос к педагогу-психологу «как-то воздействовать» но того или иного «трудного» ученика - один из наиболее частых со стороны учителей и родителей. Сложность его выполнения в том, что в категорию «трудных» попадают самые розные школьники. Предлагаем коррекционную программу для работы с агрессивными, конфликтными, вспыльчивыми и враждебными детьми.



Трудности поведения - это разнообразные отклонения в поступках учащихся. Проявляются они в нарушении норм морали и права, системы школьных требований, в асоциальных формах поведения, деформации системы внутренней регуляции поведения, ценностных ориентации, социальных установок. В отношении таких учащихся, как правило, поступают жалобы на неусидчивость, расторможенность, различные неадекватные эмоциональные реакции, например повышенную ситуативную возбудимость, клоунаду вспыльчивость, раздражительность, агрессивные реакции и т. д.
Психологическими причинами трудностей поведения учащихся могут быть: недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы; повышенная аффективная возбудимость, обусловленная возрастными изменениями в пубертатный период;

  • рассогласование между реальными достижениями школьника и его уровнем притязаний,
  • блокирование личностно-значимых потребностей ребенка,
  • "отверженность" в системе классных взаимоотношений,
  • личные особенности ребенка, сформированные под влиянием ближайшего окружения.

К сведению

Большая часть негативных проявлений в поведении выступает в качестве психологической защиты. Ее цель - не преодолеть сложившуюся ситуацию, а устранить или свести до минимума чувство тревоги, защитить внутренний мир, собственную само-К сведению оценку, не подтвержденную реальными учебными достижениями.

Чтобы скорректировать поведение «трудных» учеников и избежать последствий, которые в будущем могут отразиться и на учебном процессе, и на взаимоотношениях с окружающими, разработана программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-го класса (приложение), для поведения которых характерны агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, враждебность.

Цели программы: снизить уровень агрессивности, враждебности и конфликтности у учащихся, сформировать способы конструктивного поведения в проблемных ситуациях, развить умение брать ответственность за свои поступки. Задачи: обучить конструктивным способам управления эмоциональным состоянием; сформировать способность анализировать и адекватно оценивать свое состояние; сформировать способность осознавать свою агрессивность, вред агрессивного поведения, обучить способам безопасной разрядки агрессии; сформировать навыки сопротивления стрессовым ситуациям; способствовать осознанию учащимися важности дружбы и настоящих друзей в жизни человека.
Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность - 40-60 мин. Количество человек в группе - 7-10.

Важно

Если не проводить работу с такими детьми, то в дальнейшем крайние формы состояния неадекватного реагирования, депривации, тревожности могут привести к формированию устойчивых форм отклоняющегося поведения.

Приложение

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-го класса с трудностями поведения

ЗАНЯТИЕ 1

Цели: установить контакт с учащимися, сформировать гармоничную Я-концепцию, развить навыки самоанализа, принятия себя.
Ход занятия 1. Упражнение «Встаньте те, кто...»
Инструкция учащимся: Встаньте те, у кого сейчас хорошее настроение... у кого плохое... (у кого в классе есть друзья, у кого нет друзей, но очень хотели бы их иметь; кто знает, что мы сегодня будем делать; кто не знает, что мы сегодня будем делать; кто хочет заниматься здесь; кто не хочет здесь находиться и т. п.).
2. Упражнение «Я и мир вокруг меня»
Инструкция учащимся: Возьмите лист бумаги. Оставляя середину пустой, нарисуйте все, что вас окружает в жизни, - с кем приходится общаться, взаимодействовать, с чем сталкиваться. Б центре нарисуйте себя. Расскажите о своем рисунке. Вопросы для обсуждения:
Нравится ли тебе твой рисунок, портрет?
Что из нарисованного более важно для тебя, что - менее?
Есть ли граница между тобой и окружающим миром?
К чему из окружения ты обращен на рисунке?
Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя?
Что это для тебя значит? Модификация упражнения: Отметьте на своем рисунке знаком «плюс» положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодействовать), знаком «минус» - отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).
3. Упражнение «Какой Я? Чем Я отличаюсь от других людей?»
Инструкция. Педагог-психолог предлагает учащимся в течение 1 мин письменно ответить на вопрос; «Чем люди отличаются друг от друга?». В ходе обсуждения участники выясняют, что это; внешность, одежда, черты характера, желания, мечты и др. Затем педагог-психолог предлагает учащимся в тетрадях описать себя, выбрав характеристики из числа уже записанных и добавив недостающие. Например: внешность (светлоглазый, темноглазый, высокий, невысокий, худой, крепкий и др.); характер (веселый, спокойный, ранимый, бойкий), равнодушный, сочувствующий и др.); способности (умею рисовать, играть на музыкальном инструменте и др.); интересы (люблю читать, ходить в музеи, смотреть фильмы о волшебниках, когда в доме много гостей и др.). По желанию ученики зачитывают свои записи. Можно использовать другой вариант: педагог-психолог сам зачитывает ответы, задача учащихся - угадать автора. При обсуждении важно подвести детей к выводу о том, что все люди отличаются друг от друга, они разные и этим интересны и значимы.
4. Упражнение «Мой герб»
Инструкция. Педагог-психолог рассказывает о том, что такое герб, какова его символика и значение. Далее предлагает каждому участнику на отдельном листе бумаги придумать и нарисовать свой герб, отразив в нем личные особенности. Если кто-то из учеников смущается и ссылается на неумение рисовать -достаточно изобразить контур и какие-то условные знаки. После завершения работы педагог-психолог организует выставку. Рисунки необходимо разложить или повесить, каждому присвоить порядковый номер. Задача учащихся - угадать авторов. Все предположения необходимо фиксировать, чтобы затем определить самого проницательного участника.
Гербы педагог-психолог вкладывает в персональные папки учащихся. В дальнейшем на занятиях следует напоминать им о том, что у каждого есть свой герб, который можно изменить.

ЗАНЯТИЕ 2

Цели: сформировать у учащихся способность осознавать свои чувства, обучить конструктивным способам управления эмоциональным состоянием,
Ход занятия
1. Дискуссия «Наши эмоции»
Педагог-психолог предлагает участникам проанализировать ситуацию: учитель вбегает в класс взмыленный, злой, нервный. Разговоры учеников, плохая дисциплина, смех вызывают у него взрыв эмоций. Ученики озадачены таким поведением. Что же произошло с учителем? Почему он так себя ведет?
Примечание. В ходе обсуждения ситуации важно подвести участников к выводу о том, что эмоциональное состояние во многом определяет поступки человека.
2. «Притча о могущественном царе - властителе необозримых земель»
Педагог-психолог предварительно просит учеников ответить на вопросы: «Приятны ли вам
минуты, когда вы находитесь во власти отрицательных эмоций? Можно ли что-то с этим
сделать?».
Далее он рассказывает притчу.
Притча о могущественном царе - властителе необозримых земель
Жил-был могущественный царь, властитель многих земель. Как-то однажды почувствовал он себя расстроенным, Созвал всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. А кольцо это таково - в несчастии оно должно радовать меня и поднимать мне настроение, а в радости, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалить».
Глубоко задумались мудрецы, стали совещаться. Спустя время они наконец поняли, какое кольцо хотел иметь их властелин...
(Здесь педагог-психолог предлагает ученикам представить себя в роли мудрецов - собраться на совет и решить, какое кольцо хотел иметь царь. После того как участники выскажут свое мнение, педагог-психолог рассказывает конец притчи.)
И принесли мудрецы кольцо своему царю. И сияла на нем надпись:
«Все проходит - и это пройдет».
Вопросы для обсуждения:
Всегда ли у нас есть возможность и желание ждать, пока плохое настроение пройдет само?
Надо ли что-то делать, чтобы наши чувства не выплескивались, превращаясь в бурное
море? Если да - то как? Примечание. В ходе обсуждения необходимо подвести учащихся к мысли о необходимости уметь справляться со своим плохим настроением, раздражением и подобными чувствами.
3. Упражнение «Как управлять своими эмоциями»
Слово педагога-психолога: Известный американский психолог К. Роджерс считает, что нет плохих чувств или эмоций. Все чувства принадлежат человеку, и все они важны для него. Другое дело, как он их выражает. Каждый человек - хозяин собственных чувств, он может предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия своих эмоций. Поэтому своими эмоциональными реакциями на ту или иную ситуацию человек может и должен научиться управлять. Какие есть способы, с помощью которых человек может спустить пар? Как вести себя, чтобы не испортить отношения с окружающими? (Педагог-психолог предлагает ученикам высказать свои предположения.)
Джинн, герой мультфильма про Аладдина, в гневе начинал раздуваться и багроветь. Но у него был сообразительный партнер, который открывал клапан и выпускал лишний пар, когда джинн готов был лопнуть.
В Японии, например, придумали куклу-начальника, на которой подчиненный может разрядить свой гнев.
«Мозговой штурм». Педагог-психолог предлагает участникам придумать разнообразные способы для того, чтобы регулировать собственные эмоциональные состояния, управлять раздражением, злостью, плохим настроением. Все варианты педагог-психолог фиксирует на доске, Затем учащиеся записывают их в тетрадях в виде памятки,
4. Упражнение «Вверх по радуге»
Инструкция учащимся: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая - съезжаете с нее, словно с горки. Упражнение повторяется 3-4 раза, один раз -с открытыми глазами.
5. Упражнение «Выкинь»
Упражнение выполняется в круге. Если в помещении недостаточно свободного пространства, можно выполнять стоя.
Инструкция учащимся: Представьте, что в ваших ладонях лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее. И вот уже он настолько стал тяжелым, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг {или вниз, на пол). Соберите при этом все силы, даже можете крикнуть, чтобы было легче,.. Поделитесь своими впечатлениями.
6. Упражнение «Незаконченные предложения»
Слово педагога-психолога: В одной и той же ситуации люди проявляют свои чувства и ведут себя по-разному. Их поведение зависит от многих факторов: от личностных особенностей, воспитания и др. А как вы проявляете свои чувства? Допишите в тетрадях следующие предложения:
Я плачу...
Я чувствую себя глупо, когда..,
Мне неприятно,если...
Я боюсь, когда...
Желаю другим добра, когда...
Я горжусь собой...
Стараюсь уединиться, когда...
Я стремлюсь помочь другим, если,,.
Я веду себя смело...
Говорю неправду, если... По окончании работы педагог-психолог предлагает учащимся по желанию прочитать и обсудить свои записи.
7. Домашнее задание
Нарисовать самое приятное чувство.

ЗАНЯТИЕ 3

Цели: сформировать у учащихся способность выражать свои эмоции в неагрессивной, безоценочной манере; обучить навыку Я-сообщений,

Ход занятия 1. Упражнение «Встреча»
Примечание. Упражнение можно проводить по-разному. Желательно, чтобы участвовали все ученики. Если такой возможности нет, тогда несколько пар разыгрывают ситуации перед классом.
Инструкция. Участники делятся на две группы и образуют два круга - внешний и внутренний, выстраиваясь друг напротив друга. Ученики, которые находятся во внутреннем круге, - участники предложенной педагогом-психологом ситуации. Задача учеников, которые находятся во внешнем круге, - оказать им поддержку на словах. После каждой ситуации участники внешнего круга по условному сигналу делают шаг в сторону, оказываясь перед другими учениками, и т. д. После того как каждый участник внешнего круга высказал слова поддержки, круги меняются ролями: теперь ученики внешнего круга-участники ситуаций, а внутреннего - оказывают им поддержку.

Материал к упражнению. Примеры ситуаций

  • Ученику надо подойти к учителю и попросить его о чем-то, но он очень робеет. Подбодрите его.
  • Человеку, стоящему напротив, сегодня в чем-то не повезло, и он очень огорчен, хотя и не подает виду. Окажите ему поддержку.
  • Вы встретились с приятелем, и он сделал для вас что-то приятное. Выразите словами свои чувства к нему.
  • В школе к вашему однокласснику отнеслись несправедливо. Как вы можете ему помочь.

Вопросы для обсуждения:
Как себя чувствовали, когда вам оказывалась поддержка?
Легко ли было находить и говорить нужные для человека слова? Важно, чтобы учащиеся отметили, что после участия в упражнении они почувствовали, как приятно бывает выразить свои добрые чувства человеку и как приятно принимать добрые чувства от других людей.

Как быть с неприятными чувствами? Как их выразить, высказать, чтобы не навредить ни себе, ни другому человеку? Какие есть способы выражения чувств?
Что важнее: уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем культурной форме или уметь скрывать чувства? После обсуждения педагог-психолог предлагает ученикам проанализировать любую ситуацию из жизни по схеме (Схема предложена ГА. Цукерман.). Например: «Я договорилась встретиться у метро с подругой в определенное время. Мы собирались пойти в больницу навестить нашу общую знакомую. Прождав полчаса и так не дождавшись ее, я позвонила ей домой и узнала, что она уехала в другое место».

Факт                Мои чувства

Что делать                   Как их выразить? с чувствами?              Каковы последствия?

Невыполненное 
обещание встретиться

досада, раздражение, обида,                   разочарование

Подавить —>            можно лопнуть

Выразить —>          чтобы ей тоже стало неприятно

 

Выразить —> чтобы сохранить отношения

Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, какие чувства испытывает человек в подобной ситуации?
Что делать человеку с теми чувствами, которые он испытывает? Во время обсуждения ученики довольно легко находят два пути выражения чувств - или подавить, сдержать свои чувства, промолчать, или выразить их агрессивно, высказав все, что накипело.
Что происходит с человеком, когда подавляет в себе чувства? Если он подавляет свои чувства, все время прощает другому подобное поведение по отношению к себе, то рискует собственным здоровьем (здесь можно рассказать ученикам о психосоматических заболеваниях). Вывод: промолчишь - себя потеряешь.
Что происходит с человеком, когда он «взрывается», агрессивно выражает свои чувства? Если он взорвется и все выскажет собеседнику, чтобы тому было неприятно, обидно, то они поругаются, и отношения могут испортиться. Вывод: закричишь - других потеряешь.
Слово педагога-психолога: Как видите, оба пути ведут к неприятным результатам. А ведь должен существовать еще и какой-то третий путь, чтобы можно было выразить свои чувства и при этом сохранить отношения. Иногда человеку бывает трудно передать свои эмоции, потому что он не может найти правильные слова для описания того, что он чувствует. Как, на ваш взгляд, можно выразить свои чувства, чтобы никому не было обидно?


Ученики предлагают свои варианты. Выводы можно зафиксировать на доске в виде картины, изобразив дорогу с камнем на распутье, как в сказке.
1. Сдержать

2. Выразить агрессивно

3. Выразить мирно


Налево пойдешь -
Направо пойдешь -
Прямо пойдешь-.
2. Упражнение «Ищем достойные пути выражения чувств»
Инструкция. Ведущий предлагает разыграть следующую ситуацию: мама отчитала своего ребенка при друзьях за то, что он не вымыл посуду. В упражнении участвуют 2-3 пары. Один ученик играет роль мамы, другой - сына (дочери).
На этапе обсуждения педагог-психолог рассказывает о технике Я-высказывания, объясняет разницу между Я- и Ты-высказыванием. Я-высказывание предполагает выражение говорящим своих мыслей и чувств («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома в десять часов вечера»). Эта техника помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека, и делает общение более непосредственным.
Ты-высказывание направлено на обвинение другого человека, упреки («Ты опять пришел домой в одиннадцать часов вечера»). При этом человек, к которому обращена речь, испытывает негативные эмоции (гнев, раздражение, обиду). Алгоритм Я-высказывания:
1) Объективно описываем ситуацию.
2) Описываем свои чувства, связанные с ней.
3) Предлагаем аргументированные варианты улучшения общения.
Например, схема выхода из разыгранной ролевой ситуации может быть такова:

Когда ты накричала на меня при ребятах...
я почувствовал себя неудобно (неловко, мне было обидно и т. п.)...

поэтому, мама, я очень прошу тебя не высказывать свои замечания
в присутствии моих друзей...

тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям

3. Упражнение «Учимся составлять Я-высказывание»
Инструкция. Каждый учащийся получает карточку с описанием ситуации, к которой надо составить Я-высказывание. Примеры ситуаций лучше всего подобрать из тех, что происходили в классе, с учениками которого педагог-психолог реализует программу, После окончания работы ученики зачитывают свои варианты.

Материал к упражнению. Примеры ситуаций
1) Твои друг (подруга) попросил(а) у тебя какую-то вещь и испортил ее.
2) Твои младший брат (сестра) изрисовал(а) твои учебники ручкой.
3) Твои друзья пошли гулять, а тебя не позвали с собой.
4) Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал контрольную работу у соседа.
5) Твои родители пообещали тебе что-то, но не выполнили свое обещание.
6) Друг взял книгу на три дня. Она вам нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет.

4. Домашнее задание
В общении с окружающими попрактиковаться в использовании Я-высказываний.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: сформировать у учащихся навык сопротивления стрессовым ситуациям.

Ход занятия 1. Дискуссия «Стрессовые ситуации»
Слово педагога-психолога: В жизни каждого человека бывают ситуации, которые заставляют переживать, волноваться, нервничать, испытывать психическое и физическое напряжение, находиться в стрессовом состоянии.
Стресс - это состояние психического напряжения. Человек испытывает его в ответ на ситуацию, которая представляет реальную или предполагаемую угрозу физическому или душевному благополучию человека. Какие это могут быть ситуации? Примечание, В ходе обсуждения ученики создают «копилку стрессовых ситуаций». Педагогу-психологу необходимо подвести участников к выводу: и в школе, и дома, и на улице, в общении с близкими, друзьями и незнакомыми людьми человек может столкнуться с подобными ситуациями.
2. Тест «Мой уровень напряжения»
Работа в тетрадях.
Инструкция учащимся: Ответьте на вопросы - «да» или «нет». За каждый ответ «да» поставьте 1 балл и подсчитайте сумму.
Вопрос Ответ
В прошлом месяце ты...
1) .. .волновался, когда писал контрольную работу?
2) ...был расстроен после спора?
3) ...волновался, когда опаздывал куда-либо?
4) .. .с тобой случилось нечто, что вызвало возбуждение?
5) ...чувствовал себя одиноким или угнетенным?
6) ...волновался, когда выступал перед одноклассниками?
7) ...волновался, когда знакомился с кем-нибудь?
8) ...столкнулся с неприятностями в семье?
9) ...переживал, когда участвовал в соревновании?
10) ...был напряжен, оттого что слишком перегружен делами?
11) ...столкнулся с неприятностями в школе?
12).. .не смог выполнить намеченное?
13) ...волновался, когда выходил к доске?
14).. .с трудом мог уснуть?
15) ...во сне видел кошмары?
Сумма

Интерпретация результатов:
0-5 баллов - низкий уровень напряжения; 6-10 - средний уровень; 11-15 - высокий уровень.
3. Упражнение «Учится справляться со стрессовой ситуацией»
Инструкция учащимся: Заполните таблицу. В первый столбик запишите примеры ситуаций, которые у вас вызывают стресс. Примеры можно взять из предыдущего теста или предложить свои варианты. Во втором столбике запишите приемы, способы, которые позволят снизить напряжение в этих ситуациях.

Стрессор
Что я могу сделать, чтобы уменьшить свое напряжение
1. Контрольная работа Выучить материал, настроиться психологически
2. После завершения работы педагог-психолог проводит обсуждение, в ходе которого по своему выбору предлагает ученикам наиболее эффективные упражнения для снятия стресса.

4. Упражнение «Встреча со стрессом»
Инструкция. Учащиеся делятся на три команды. Задание - сочинить рассказ или сказку о волшебной антистрессовой палочке. По окончании работы сказки зачитываются.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.