На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков
Программа психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: Знакомство участников, осознание необходимости развития партнерского общения, целеполагание, создание в группе рабочей атмосферы.

Упражнение № 1. «Знакомство»

Цель: познакомить участников тренинга. Сформировать рабочую группу.

Инструкция: на столе лежат бейджики с разноцветными листочками. Выберите понравившийся цвет и напишите на нем имя, которым вас будут называть на тренинге. Это может быть и ваше настоящее имя или имя, которое вам всегда нравилось.

Обсуждение: кто какое имя выбрал? Какой вы в этом имени?

Время: 15 минут.

Упражнение № 2. «Правила группы»

Цель: После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

Инструкция:

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий – называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

Обсуждение: с чем согласны? Что не понятно? Чем можно дополнить?

Время: 10 мин.

Упражнение № 3. «Я поеду в Америку»
Цель: разминка, акцентуация на вежливости.

Инструкция: Ведущий: «Мы с вами собираемся в Америку и собираем чемодан в дорогу. Но в Америку поедут не все, а только те, кто обладает определенным признаком. Ваша задача – понять, что это за признак и воспроизвести его».

Ведущий передает по кругу эстафетную палочку со словами «Я поеду в Америку и беру с собой...», обязательно добавляя «пожалуйста» при передаче предмета другому. Тем, кто использует «пожалуйста», ведущий говорит, что они едут в Америку, остальным – нет. Участники не имеют права говорить другим, что им нужно сделать для «поездки в Америку». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, в чем дело (признак – «в Америку берут только вежливых»).

Обсуждение: кто насколько быстро догадался? Почему так важно быть вежливым?

Время: 15 минут.

Упражнение № 4. «Лекция»

Цель: дать теоретическую базу участникам.

Инструкция: Общение наивысшая радость, дарованная людям.

Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем на данном педсовете.

Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по К. Томаса.

1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью Удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.

Но в общении, кроме содержательного компонента, всегда есть еще и личностный. Два этих компонента взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому в общении могут быть спады и подъемы.

Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении. Первый, достижение результата (предметная цель). Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров (цель - взаимоотношения).

Чем лучше техника общения, тем ближе расстояние и путь. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.

Если сейчас вы не способны достичь конкретных результатов в общении, то имеет смысл сохранить и развить взаимоотношения.

Если приспособились к своему партнеру, выявили достаточно точек соприкосновения, настроились на одну волну с ним (в согласии со свойственными вам манерами, не перешагивая через себя), т. е. установили контакт, то таким образом заложили фундамент сотрудничества на основе доверия. Теперь можете направлять разговор в нужное русло и сосредотачивать внимание на аргументах, которые для вас важны.

Беседа одна из главных составляющих общения. Стратегия ведения беседы:

От желания собеседника говорить с нами, к пониманию того, что ему нужно. От понимания собеседника, к убеждению и принятию совместного решения.

Обсуждение: кто с какими трудностями сталкивается при контактах с другими людьми? Как вы с ними справляетесь?

Время:30 мин.

Упражнение № 5. «Мои ожидания»

Цель: выяснить ожидания участников тренинга, может быть, их опасения и интересующие вопросы для того, чтобы скорректировать программу семинара тренинга и оценить эффективность работы тренера.

Инструкция: Ведущий просит участников написать свои ожидания от тренинга на цветных листочках (стикерах). Важно предупредить участников, что на одном листочке можно написать только одно ожидание или один вопрос.

Затем стикеры прикрепляются на ватман и зачитываются.

Обсуждение: по ходу выполнения упражнения.

Время: 10-15 минут.

Упражнение № 6. «Заключение»
Цель: завершение рабочего дня.

Инструкция: закончите фразу «Сегодня я стал…», «Сегодня я научился…».

Обсуждение: ненужно, так как в упражнение дети сами оговаривают то, к чему они пришли.

Время: 10 минут.

Занятие №2 «Контакт»

Цель: формирование сплоченной группы, установление доверительной атмосферы, обучение работать в команде.

Упражнение № 1. «Привет!»

Цель: формирование активной группы, сплоченности. Снятие эмоциональных «зажимов».

Инструкция: Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?

Обсуждение: Группа обсуждает и делится первыми впечатлениями друг о друге.

Время: 10-15 минут.

Упражнение № 2. «Перекинь мяч»

Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия.

Инструкция: Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

Обсуждение: В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что, не договариваясь, начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

Время: 20 минут.

Упражнение № 3. «Я в тебе уверен»

Цель: развитие навыков социальной перцепции.

Инструкция: Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: «Я уверен, что ты…» (например: я уверен что ты не скажешь обо мне плохо).

Обсуждение: что далось наиболее сложно? Как ощущения после упражнения?

Время: 25 минут.

Упражнение № 4. «Глаза в глаза»

Цель: на этапе знакомства установить более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Инструкция: В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Участникам предлагается в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Обсуждение: какие чувства они испытывали во время игры? кому было установить зрительный контакт? почему было трудно?

Время: 10-15 минут.

Упражнение № 5. «Заключение» Цель: завершение рабочего дня.

Инструкция: закончите фразу «Сегодня я стал…», «Сегодня я научился…».

Обсуждение: ненужно, так как в упражнение дети сами оговаривают то, к чему они пришли.

Время: 10 минут.

Занятие №3 «Отношения»

Цель: Формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.

Упражнение № 1. «Приветствие» Цель: начать тренинговый день.

Инструкция: группа стоит в кругу. Каждый перекидывает мяч и говорит «Привет …!

Ты сегодня красивая, умный и т.д.»

Обсуждение: выяснить настрой и ожидание от занятия.

Время: 10-15 минут

Упражнение № 2. «Поменяйтесь местами те у кого…»

Цель: эмоциональный разогрев, развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условия для доверительного общения, дает возможность лучше узнать друг друга.

Инструкция: Выбирается водящий. Остальные участники сидят на стульях в кругу (стул водящего убирается из круга).

Водящий произносит фразу: “Поменяйтесь местами те у кого” и продолжает ее по любому основанию (…. дома есть кошка ). Задача участников - поменяться местами, если названное водящим основание им подходит. Задача водящего – занять любое освободившееся место. Тот участник, которому не хватит места, становится водящим, старается занять место участника.

Обсуждение: что нового узнали друг о друге?

Время: 20-25 минут.

 

Упражнение № 3. «Сообщение»

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Инструкция: Участники разбиваются на пары, каждый должен без слов, жестами сообщить что-то своему напарнику, а тот должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения.

Обсуждение: обсуждение результатов упражнения.

Время: 15-20 минут.

Упражнение № 4. «Испорченный телефон »

Цель: научиться понимать друг друга на вербальном уровне.

Инструкция: Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какойлибо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Обсуждение: были ли участники тактичны друг к другу? кому было сложно понять своего товарища?

Время: 20-25 минут.

Упражнение № 5. «Завершение дня»
Цель: завершить тренинговый день.

Инструкция: Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты. Давайте начнем тихими и закончим бурными овациями. Обсуждение: -

Время: 10 минут.

 

Занятие № 4 «Разговоры»

Цель: Дальнейшее повышение коммуникативной компетентности Участников через формирование эффективной стратегии общения.

Упражнение № 1. «Приветствие» Цель: начать тренинговый день.

Инструкция: группа стоит в кругу. Каждый перекидывает мяч и говорит «Привет …!

Ты сегодня красивая, умный и т.д.»

Обсуждение: выяснить настрой и ожидание от занятия.

Время: 10 минут

Упражнение № 2. «Словесный автопортрет»

Цель: научить раскрываться участников, выбирать наиболее важную информацию о себе. Развитие эмпатии.

Инструкция: Участники на листах бумаги пишут сообщения о себе, но не подписывают их. Рассказывают о семье, в которой они живут, о классе, в котором учатся, о друзьях, о своих качествах, характере, поведении, об успехах в учебе и т.д. Затем листы собираются и перемешиваются. Каждый подросток выбирает лист и зачитывает группе сообщение. Задача читающего – узнать по словесному описанию, о ком идет речь. Если он не догадался, то просит помощи у группы.

Обсуждение: что было трудно? Какая часть упражнения далась легко?

Время: 25-30 минут.

Упражнение № 3. «Крокодил»

Цель: избавиться от ощущения показаться другим людям смешным, нелепым.

Инструкция: Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Эта игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения.

Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.

Обсуждение: было ли трудно показывать? как себя чувствовали? Какие чувства возникают по окончанию игры?

Время: 20-25 минут.

Упражнение № 4. «Стань уверенным»

Цель: почувствовать на себе разные маски. Выяснить, как они мешают или помогают общению.

Инструкция: Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Обсуждение: что поняли из упражнения? С какими эмоциями на лице легче выйти на контакт?

Время: 25-30 минут.

Упражнение № 5. «Завершение дня» Цель: завершить тренинговый день.

Инструкция: Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты. Давайте начнем тихих и закончим бурными овациями. Обсуждение: -

Время: 10 минут.

 

Занятие № 5 «Нет проблем»

Цель: повышение сплоченности группы, обучение откровению, визуализация проблем.

Упражнение № 1. «Приветствие»
Цель: начать тренинговый день.

Инструкция: группа стоит в кругу. Каждый перекидывает мяч и говорит «Привет …!

Ты сегодня красивая, умный и т.д.»

Обсуждение: выяснить настрой и ожидание от занятия.

Время: 10 минут

Упражнение № 2. «Первое впечатление»

Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам, установление обратной связи между участниками тренинга, осознание своей способности узнавать характер человека при первом знакомстве.

Инструкция: Участники группы описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику.

Обсуждение: Группа обсуждает и делится впечатлениями друг о друге.

Время: 20 минут.

Упражнение № 3. «Кто я?»

Цель: Снятие излишнего эмоционального напряжения в группе.

Инструкция: Каждому члену группы даются карандаш и бумага. Участники получают следующую инструкцию. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте письменно на вопрос: «Кто я?» Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения («Я – ...»). После того как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого.

Обсуждение: Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.

Время: 30 минут.

Упражнение № 4. «Моя проблема в общении»

Цель: отследить проблемы участников и предложить пути их решения.

Инструкция: Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый студент произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

Обсуждение: по ходу выполнения упражнения.

Время: 30-35 минут.

Упражнение № 5. «Завершение дня» Цель: завершить тренинговый день.

Инструкция: Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты. Давайте начнем тихими и закончим бурными овациями.

Обсуждение: что вы получили от занятия. Время: 10 минут.

Занятие № 6 «Я и другие»

Цель: научить понимать эмоции, преодолевать страх перед физическим контактом.

Упражнение № 1. «Приветствие» Цель: начать тренинговый день.

Инструкция: группа стоит в кругу. Каждый перекидывает мяч и говорит «Привет …!

Ты сегодня красивая, умный и т.д.»

Обсуждение: выяснить настрой и ожидание от занятия.

Время: 10 минут

Упражнение № 2. «Остров мечты»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения и достижениечувственного удовольствия.

Инструкция: «Мы все находимся на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место для наслаждения, займите его и наслаждайтесь жизнью. Если вам чего либо не хватает для счастья – обращайтесь ко мне. У меня есть все, чего только не пожелаешь».

Обсуждение: «Посмотрите вокруг себя. Каждому здесь хорошо. Поговорите друг с другом, узнайте, кто какую нишу для себя нашел. Пригласите к себе в гости, сходите в гости к другим».

Время: 30 минут.

Упражнение № 3. «Общности»

Цель: понять, насколько хорошо мы знаем тех, кто нас окружает.

Инструкция: В кругу с мячом. Бросают друг другу мяч и называют психологическое качество, которое их объединяет, начиная фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет…” Получивший мяч отвечает: “Я согласен”, если он согласен или “Я подумаю”, если не согласен.

Обсуждение: по ходу выполнения упражнения.

Время: 10-15 минут.

Упражнение № 4. «Передать одним словом»

Цель: научиться отслеживать интонации в общении.

Инструкция: Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

• Радость.

• Удивление.

• Сожаление.

• Разочарование.

• Подозрительность.

• Грусть.

• Веселье.

• Холодное равнодушие.

• Спокойствие.

• Заинтересованность.

• Уверенность.

• Желание помочь.

• Усталость.

• Волнение.

• Энтузиазм.

Обсуждение: Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

Время: 25-30 минут.

Упражнение № 5. «Завершение дня» Цель: завершить тренинговый день.

Инструкция: Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты. Давайте начнем тихими и закончим бурными овациями.

Обсуждение: что вы получили и вынесли для себя из тренинга. Время: 10 минут.

 

Занятие № 7 «Мы»

Цель: повышение самооценки, обучить способам привлечения внимания.

Упражнение № 1. «Приветствие»
Цель: начать тренинговый день.

Инструкция: группа стоит в кругу. Каждый перекидывает мяч и говорит «Привет …!

Ты сегодня красивая, умный и т.д.»

Обсуждение: выяснить настрой и ожидание от занятия.

Время: 10 минут

Упражнение № 2. «Диалог руками»

Цель: развитие умения чувствовать другого человека.

Инструкция: Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга только через прикосновение рук. Участники работают по двое, причем каждая пара отдельно от остальных. Ведущий предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга так, чтобы можно было взять друг друга за руки. Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, «познакомиться», потом «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться».

Обсуждение: обсуждается полученный опыт, возникшие трудности и пр.

Время: 25 минут.

Упражнение № 3. «…Зато ты…»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

Инструкция: Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какойто свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Обсуждение: Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Время: 30 минут.

Упражнение № 4. «Всеобщее внимание»

Цель: научить выражать свои эмоции и привлекать внимание.

Инструкция: Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Обсуждение: кому какой способ понравился? Какой бы способ вы использовали в жизни?

Время: 15 минут.

Упражнение № 5. «Завершение дня» Цель: завершить тренинговый день.

Инструкция: Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты. Давайте начнем тихими и закончим бурными овациями.

Обсуждение: что полезного вы получили от тренинга. Время: 10 минут.

 

Занятие №8 «Завершение»

Цель: подвести итоги тренинга, промониторить, что получилось сформировать.

Цель: Завершение работы в группе; получение участниками тренинга обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы.

Упражнение № 1. «Приветствие» Цель: начать тренинговый день.

Инструкция: группа стоит в кругу. Каждый перекидывает мяч и говорит «Привет …!

Ты сегодня красивая, умный и т.д.».

Обсуждение: выяснить настрой и ожидание от занятия.

Время: 10 минут

Упражнение № 2. «Льдина»

Цель: Упражнение позволяет посредством физического контакта сократить дистанцию между участниками, а за счет обсуждения стратегии поведения принять эффективное групповое решение.

Инструкция: Ведущий выкладывает на полу несколько газет с таким расчетом, чтобы на них свободно поместились все участники тренинга. Упражнение можно драматизировать — предложить подросткам представить себя участниками полярной экспедиции на льдине в океане. Если кто-то из участников «падает со льдины», то экспедиция считается провальной. По сценарию льдина постоянно «подтаивает» (можно момент таяния производить «ночью», когда все участники «в снах уходят со льдины»). Во время «таяния» льдины ведущий сворачивает какую-то из газет или убирает, после чего группа опять размещается «на льдине». «Таяние» льдины осуществляется до тех пор, пока вся группа не включится в процесс взаимной поддержки, после чего «экспедиция успешно завершается».

Обсуждение: После обсуждения стратегии взаимной поддержки «экспедицию» можно повторить, а «льдину» сократить сильнее.

Время: 15-20 минут.

Упражнение № 3. «Попроси шоколадку»

Цель: определить способы эффективного прошения.

Инструкция: Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование).

(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).

Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

Обсуждение: Какой способ просьбы оказался самым эффективным?

Время: 15 минут.

Упражнение № 4. «Цыпленок» Цель: умение работать в команде.

Инструкция: Участники сочиняют общую сказку, по одному предложению каждый, но так, чтобы это предложение было продолжением предыдущего рассказа. Прежде чем назвать свою фразу, нужно повторить предыдущую фразу. Используется игрушка цыпленок.

Обсуждение: чему научились из упражнения?

Время: 20 минут.

Упражнение № 5. «Ритуал прощания»

Цель: завершить тренинг, обобщить полученную информацию.

Инструкция: Тренер объявляет об окончании занятий и предлагает участникам сесть в круг.

Ведущий. Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый по очереди будет ставить перед собой этот стул. Остальные участники группы по желанию и в любом порядке будут подходить, садиться перед вами на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции.

Обсуждение: по ходу выполнения упражнения.

Время: 15-20 минут.

Упражнение № 6. «Завершение дня»
Цель: завершить тренинговый день.

Инструкция: Мы сегодня хорошо поработали и заслужили аплодисменты. Давайте начнем тихими и закончим бурными овациями.

Обсуждение: что каждый участник уносит с собой, закончив программу, оправдались ли их ожидания, достигли ли они своих целей.

Время: 10 минут.

Источник: Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А. Психологопедагогическая коррекция конфликтного поведения субъектов образовательной среды /Монография. — М. Издательство Перо, 2021. — 147 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.