На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа проведения занятий по психической саморегуляции в школе (приемы снижения стресса для школьников)
Программа проведения занятий по психической саморегуляции в школе (приемы снижения стресса для школьников)
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Стресс, который возникает у школьников, связан с событиями повседневной жизни, проблемами, сложными задачами в школе и дома, в социальном окружении и среди сверстников. Например, дети и подростки могут испытывать стресс из-за издевательств со стороны сверстников, социальной изоляции, отсутствия возможности получить желаемое, неудовлетворенности своим внешним видим, трудностей в учебе и угроз физическому благополучию из-за уличной преступности.

Конечно, каждый школьник будет пытаться предпринимать какие-то действия, реагируя на стрессоры, и как-то стараться с ними справиться. Однако не все эти действия оказываются эффективными, и сохраняющийся в течение долгого времени неотреагированный стресс может привести к появлению тревоги, раздражительности, депрессии, снижению концентрации внимания, агрессии, физическим болезням, усталости, нарушениям сна, а также курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Поэтому для школьников, как и для взрослых, представляется важным обучение приемам управления стрессом (стресс-менеджмент), которые они могут использовать в случае необходимости. Изучая приемы снижения стресса, школьники узнают, как улучшить самочувствие и справиться с трудностями, не причинив вреда себе и окружающим людям. Помимо специальных техник и приемов управления стрессом, осознание причин стресса и выражение своих чувств, возникающих в связи со стрессогенной ситуацией, являются наиболее эффективными способами, которые школьники могут использовать для снижения уровня стресса.

Предлагаемые для обучения детей на занятиях в классе упражнения содержат описания эффективных и легких для усвоения приемов по уменьшению стресса. Эти приемы могут быть использованы для того, чтобы помочь школьникам справиться со стрессогенными ситуациями, в которых они оказались в данный конкретный период их жизни (например, итоговые контрольные работы). Важно тренироваться в использовании данных приемов, формируя у школьников умение справляться со стрессами, которые могут возникнуть в будущем (проводить уроки здоровья, использовать упражнения перед уроками, во время пауз на уроках).

Формируя у школьников представления о стресс-менеджменте, полезно сделать обзор о доступных для каждого естественных способах поведения, которые люди используют в своей жизни для снижения уровня стресса (применяя групповую дискуссию или, например, метод мозгового штурма, во время которого школьники могут предлагать свои стратегии):

Y есть здоровую пищу, употреблять больше овощей и фруктов;

Y соблюдать распорядок дня, стараться своевременно выполнять свои ежедневные обязанности;

Y регулярно заниматься спортом;

Y ограничить употребление кофе;

Y делать то, что приносит радость (слушать музыку, читать, написать стихотворение);

Y отводить достаточно времени на отдых и сон;

Y избегать алкоголя, сигарет и наркотиков;

Y выразить словами (проговорить) свои переживания (например: «Я сержусь, когда ты кричишь на меня»);

Y постараться прекратить внутренний разговор с самим с собой (например, вместо «У меня всегда будут плохие оценки» лучше «Я сегодня не справился, но я могу улучшить свои оценки, если обращусь за дополнительной помощью и сделаю все домашние задания»);

Y пообщаться с друзьями, которые помогут справиться с проблемами позитивным образом (не создавая других проблем);

Y овладеть техниками релаксации (глубокое дыхание, мышечная релаксация, медитация);

Y поговорить со взрослыми, которым вы доверяете; Y использовать юмор.

Упражнения на психическую саморегуляцию

Упражнение на глубокое дыхание

Возраст: упражнение может быть использовано для проведения занятий со школьниками всех возрастных групп.

Цель: школьники осваивают технику глубокого дыхания как один из методов, направленных на снижение уровня стресса.

Материал: не требуется.

Содержание: учитель демонстрирует технику глубокого дыхания как стратегию, направленную на уменьшение стресса. Эта техника может быть использована как для снижения стресса в ситуации его возникновения, так и в качестве

средства, регулярное использование которого повышает стрессоустойчивость и позволяет успешно справляться со стрессами в будущем.

Во время ознакомления с техникой школьники должны сидеть на стульях или стоять на некотором расстоянии друг от друга, так, чтобы не мешать друг другу.

Инструкция:

1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч.

2. Руки расположите свободно вдоль туловища и расслабьте.

3. Постарайтесь расслабить все мышцы тела.

4. Закройте глаза.

5. Сфокусируйте внимание на животе. Представьте, что внутри живота находится маленький воздушный шарик.

6. Вдохните медленно и глубоко через нос, представляя себе, как медленно надувается (увеличивается, растет) находящийся в животе шарик, задержите дыхание на несколько секунд.

7. Медленно выдохните через рот, представляя себе, как шарик постепенно сдувается (становится меньше, сжимается), выдыхайте воздух так, как будто стараетесь задуть пламя свечи.

8. Совет: положите одну ладонь на живот для того, чтобы почувствовать, как рука поднимается и опускается во время вдохов и выдохов. Следите за тем,

чтобы не вдыхать воздух грудной клеткой (на грудь также можно положить ладонь и наблюдать за ее движением).

9. Повторите упражнение, по крайней мере, 10 раз.

Спросите школьников, почувствовали ли они разницу в своем физическом состоянии после выполнения упражнения (стали ли они более расслабленными, спокойными? Почувствовали ли они себя лучше, не устали ли они?).

Дальнейшая работа: практикуйте выполнение упражнения с классом несколько раз для того, чтобы школьники приобрели устойчивые навыки глубокого дыхания. Поощряйте самостоятельное использование этого приема ребятами (например, когда они стоят в очереди в столовой, на переменах, в автобусе и т. д.). Попросите, чтобы школьники научили упражнению кого-нибудь из своих друзей или членов своей семьи. Когда привычка сформируется, ученики при необходимости будут автоматически входить в режим глубокого дыхания и расслабляться.

Прогрессивная релаксация (глубокое мышечное расслабление)

Возраст: упражнение может быть адаптировано для школьников всех возрастных групп (при необходимости измените (уменьшите) количество пунктов в инструкции для детей младшего школьного возраста).

Цель: школьники обучаются глубокой мышечной релаксации как одному из приемов снижения уровня стресса.

Материалы: не требуется каких-либо специальных материалов.

Рекомендация: покажите школьникам схему, рисунок или модель мышц человека для того, чтобы помочь им представить (визуализировать) основные группы мышц своего тела во время выполнения упражнения.

Содержание: учитель рассказывает о релаксации как эффективном способе уменьшения стресса. Ученикам говорят, что они будут выполнять упражнения, которые помогут им расслабиться, напрягая и расслабляя различные группы мышц. Выполнять упражнение можно в положении сидя или стоя (в зависимости от помещения и условий). Представленная ниже инструкция зачитывается, все действия показываются учителем. Каждый шаг выполняется по два раза.

1. Поднимете брови и наморщите лоб. Попытайтесь достать бровями до линии волос. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

2. Нахмурьтесь. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

3. Закройте свои глаза так крепко, насколько вы можете это сделать. С сомкнутыми губами раздвиньте уголки рта назад. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

4. Откройте глаза и рот насколько широко, насколько вы сможете. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь. Почувствуйте тепло и покой в мышцах вашего лица.

5. Вытяните руки перед собой. Крепко сожмите ладони в кулаки. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь. Почувствуйте тепло и покой в мышцах ваших рук.

6. Вытяните руки в сторону. Представьте, что вы упираетесь руками в невидимую стену. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

7. Согните руки в локтях и напрягите бицепсы. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение покидает ваши руки.

8. Поднимите вверх плечи. Попробуйте достать плечами уши. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

9. Прогнитесь в позвоночнике, отделив спину от спинки стула (или от пола). Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

10. Округлите спину. Постарайтесь надавить спиной на спинку стула (или пол). Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение покидает вашу спину.

11. Напрягите мышцы живота. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

12. Напрягите мышцы бедер и ягодицы. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

13. Напрягите мышцы голени, сжав вместе обе ноги настолько сильно, насколько сможете. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

14. Согните ноги в лодыжках (кончики пальцев на ногах вытянуты вверх по направлению к телу настолько далеко, насколько вы сможете). Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь.

15. Подожмите пальцы ног под себя настолько, насколько вы сможете. Оставайтесь в таком положении 5 секунд… расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение уходит из ваших ног.

16. Напрягите все мышцы вашего тела. Оставайтесь в состоянии напряжения 10 секунд… расслабьтесь. Почувствуйте тяжесть и покой во всем теле. Посидите (полежите) пару минут спокойно, получая удовольствие от возникшего чувства расслабления.

Дальнейшая работа: проведите это занятие еще несколько раз в удобное время для закрепления навыка применения техники мышечной релаксации. Использование данного приема также может быть полезным при переходе от одного вида деятельности к другому (после завершения переменки между уроками) для того, чтобы успокоить детей и настроить их на урок. Нет необходимо-

сти выполнять все упражнения, часто бывает достаточно всего несколько. Поощряйте учеников использовать данную методику в их повседневной жизни для уменьшения уровня стресса. Важно, чтобы школьники рассказали об этой технике членам своей семьи и вовлекали их в выполнение упражнений. Также можно предложить учащимся проводить упражнения с классом на протяжении всего учебного года, по очереди выполняя роли ведущего.

Простая медитация

Возраст: упражнение может быть использовано в работе со школьниками всех возрастных групп.

Цель: познакомить школьников с медитацией как эффективным и широко практикуемым методом уменьшения стресса.

Словарь: медитировать — быть занятым особой релаксационной умственной активностью или духовной практикой. Слово «медитация» стали использовать в конце XIX века для обозначения различных духовных практик, пришедших из индуизма, буддизма и других религий Востока. С этим термином обычно связывается одно из следующих определений:

Y состояние, в котором человек пребывает, когда его сознание свободно от всех мыслей; когда разум находится в состоянии покоя;

Y концентрация сознания на одном объекте (таком, как дыхание или мантра);

Y «открытость» божественному началу или «высшей власти»;

Y концентрация мысли на определенной теме (например, размышления о доброте).

Условия выполнения: упражнение выполняется сидя на стуле или лежа на полу.

Содержание: расскажите школьникам о медитации как широко распространенной духовной практике. Попросите учеников поднять руки, если они когда-нибудь занимались медитацией (например, на занятиях боевыми искусствами, в церкви). Объясните детям, что медитация дает возможность снимать мышечное напряжение, успокаивает ум, позволяет достигать душевного покоя. На усмотрение учителя можно попросить детей измерять пульс до начала занятия медитацией и после выполнения упражнения.

Инструкция:

I. Разминка.

1. Предложите детям удобно расположиться в помещении, расслабиться (если упражнение выполняется сидя на стуле, ступни должны располагаться на полу). Дыхание должно быть свободным, диафрагмальным («брюшное»

дыхание, грудь остается неподвижной).

2. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов вместе со всей группой.

3. Выполните несколько медленных вращательных движений головой по кругу, затем смените направление и сделайте еще несколько медленных свободных вращений головой.

4. Посмотрите вверх, наклонив голову назад. Посмотрите вниз, постарайтесь достать подбородком грудную клетку.

5. Опустите руки вниз и встряхните их легко и свободно.

6. Оторвите ноги от пола и слегка потрясите ими.

7. Во время медитации держите спину прямо.

II. Основная часть (повторить два раза).

8. Эта часть упражнения выполняется МОЛЧА.

9. По команде учителя закройте глаза. Как только ваши глаза будут закрыты, постарайтесь расслабить ум и не делать никаких усилий, чтобы думать

о чем-либо. Постепенно ваш ум станет ясным и расслабленным. Когда учитель скажет: «Откройте глаза», выполните команду.

10. Теперь сядьте прямо и расслабьтесь.

11. «Закройте глаза» (далее подождать две минуты).

12. «Откройте глаза».

13. Обсудите с учащимися впечатления от упражнения: как это было?

14. Повторите упражнение («Закройте глаза»… и снова должно пройти две минуты — «Откройте глаза»). Вариант: измерить пульс и сравнить с результатом, который был получен до начала медитации.

15. Снова предложите школьникам поделиться впечатлениями.

Дальнейшая работа: учитель может продолжить практиковать медитацию во время уроков в классе. Рекомендуется поощрять учеников медитировать самостоятельно для развития привычки использовать медитацию в целях уменьшения стрессового напряжения и улучшения здоровья в целом. Попросите школьников обучить этой технике своего друга или члена семьи.

Визуализация

Возраст: упражнение может быть адаптировано для всех возрастных групп.

Цель: школьники изучают технику визуализации как прием психологической самопомощи, применяемый для релаксации (достижения состояния покоя).

Материалы: не требуются.

Содержание: учитель руководит процессом создания визуальных образов. Техника демонстрируется школьникам как эффективное средство релаксации.

Инструкция:

1. Для выполнения упражнения школьники удобно располагаются на стульях.

2. Учитель говорит медленно, спокойным голосом, предоставляя аудитории достаточно времени для создания образов (делая паузы между шагами упражнения для того, чтобы дети успевали представлять описываемые учителем образы).

3. Необходимо подготовить собственный визуальный сценарий (набор образов), подходящий для школьников каждой возрастной группы, с учетом их опыта и интересов.

Пример.

Закройте глаза. Представьте, что находитесь на прекрасном песчаном пляже. Тепло, припекает солнце, с океана дует мягкий и теплый бриз, над головой листья пальм, мимо пролетает несколько чаек, и до вас доносятся их крики. Вообразите, что вы идете босиком по теплому песку, чувствуя, как погружаются в песок с каждым шагом ноги.

Теперь подойдите к кромке воды, почувствуйте, как вода перекатывается через ваши ноги. Окунитесь в воду, теплую, нежную и очень освежающую. Выйдите из воды, пройдите по пляжу до места, где лежит большое пляжное полотенце, лягте на него и расслабьтесь. Еще раз оглядитесь вокруг, услышьте звуки, почувствуйте запахи. Глубоко вдохните теплый океанский воздух. Оставайтесь в этом месте так долго, как вам хочется. Когда вы будете готовы уйти, подойдите к краю воды и выбросите все, что беспокоило вас, все, от чего вы хотите избавиться в вашей жизни, все, что заставляет вас испытывать печаль или гнев, все то, о чем вы беспокоитесь (например, проблемы в семье, тех, кто мешает вам спокойно жить, смерть близких людей, проблемы с друзьями). Представьте это как большой камень, цепь, тяжелый мешок на плечах или любой иной образ, который может помочь увидеть вам ваши проблемы как нежелательные. Бросьте это в море как можно дальше. Посмотрите, как груз тонет в волнах. Когда все закончится и волны улягутся, поблагодарите за освобождение от этого бремени, проблем, беспокойства; затем спокойно дойдите по вашего места на пляже по теплому песку и отдохните на вашем полотенце.

4. Выполняйте это визуализационное упражнение в классе в течение 10—20 минут, в зависимости от возраста школьников.

5. Дайте время школьникам для того, чтобы подвести итоги и поделиться тем, какие образы у них возникали и что они думают по поводу того, что они испытывали во время выполнения упражнения, и о самой технике. Это может быть сделано в парах, малых группах или со всем классом. Образцы наводящих вопросов:

| В каком месте вы оказались, выполняя упражнение на визуализацию?

| Чувствуете ли вы себя после выполнения упражнения более спокойно и расслабленно?

| Что вы видели, слышали, осязали, какие запахи чувствовали во время выполнения упражнения, было ли в этих образах что-то особенное?

| Что вы почувствовали или подумали, когда бросали свою ношу с проблемами в воду?

| Как это — почувствовать себя снова в классе?

| Будете ли вы в будущем в каких-либо случаях использовать эту технику / упражнение для того, чтобы успокоиться, расслабиться и уменьшить стресс?

Дальнейшая работа: выполните упражнение по визуализации с классом несколько раз, пока школьники не достигнут достаточной компетентности в использовании этой техники. Поощряйте школьников за применение техники дома или в ситуациях, когда существует необходимость снизить уровень стресса. Эффект может быть усилен, если детей попросить записывать,

что они чувствовали после визуализации. Школьники могли бы вести дневник, записывая после визуализации свои чувства и мысли. Вы можете также предложить ученикам создать собственные визуализации и по очереди провести несколько визуализаций с классом в течение учебного года.

Разговор со сверстником

Возраст: упражнения предназначено для учащихся средней школы и старшеклассников.

Цель: школьникам дается возможность поделиться мыслями и чувствами в условиях безопасной и особым образом организованной деятельности.

Развиваются коммуникативные умения (умение слушать).

Материалы: для этого упражнения не требуется никаких материалов.

Содержание: это упражнение состоит из двух частей. Школьникам предоставляется возможность 1) снизить уровень стресса, делясь с собеседником тем, что он думает и чувствует в данный момент; 2) поговорить о возможных вариантах поведения и решения, связанных с обсуждаемой проблемой, для того чтобы от переживания негативных эмоций, вызванных стрессом, перейти к действием по его преодолению.

Во время выполнения упражнения один школьник говорит, его / ее партнер(ы) слушают без комментариев, не перебивая. Следует установить правила обеспечения психологической безопасности для участников упражнения. Например: проявлять уважение по отношению друг к другу, не дразнить, не рассказывать после завершения упражнения то, о чем узнал от своего собеседника (ставшая достоянием класса информация остается в классе), уважительно относиться ко всем чувствам, идеям и мнениям. Перед началом упражнения продемонстрируйте школьникам то, что они должны делать, пригласив одного из школьников в качестве своего партнера.

Инструкция:

Часть 1

1. Школьники должны быть объединены в пары; попросите каждого ученика найти себе партнера (можно просто попросить школьников рассчитаться на первый-второй и т. д.).

2. Школьник 1 говорит, в то время как школьник 2 просто слушает (например, попросите школьников, получивших номер 1, рассказать, как они чувствуют

себя сегодня и почему. Или как они себя чувствуют в данный момент. Или о том, что их беспокоит, вызывает трудности).

3. Через 1—3 минуты школьники должны поменяться ролями и школьник 2 будет говорить, в то время как школьник 1 — слушать.

Часть 2

4. После того как каждый школьник в паре побывал в роли говорящего, объедините их в группы по 3 человека.

5. Школьник 1 говорит, в то время как школьники 2 и 3 слушают (например, попросите школьника 1 рассказать о том, что он или она может сделать в связи с какими-либо текущими трудностями или проблемами, вызывающими беспокойство).

6. С периодичностью 1—3 минуты просите школьников меняться ролями с тем, чтобы каждый из трех детей мог побывать в роли рассказчика.

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: школьники могут поделиться со всем классом своими впечатлениями от участия в этом упражнении, рассказать о том, что они чувствовали и о чем думали, когда выполняли задание как в роли говорящего, так и в роли слушателя.

8. Спросите у школьников, появилось ли у них после выполнения упражнения чувство облегчения, спокойствия, сосредоточенности.

Дальнейшая работа: учитель может провести это упражнение несколько раз. Следует поощрять школьников использовать данный метод в повседневной жизни для получения взаимной поддержки.

Шарады c животными

Возраст: упражнение предназначено для школьников младших классов.

Цель: школьники выполняют физические упражнения, доставляющие удовольствие и способствующие уменьшению стресса и напряжения.

Материалы:

Y несколько сложенных листов бумаги с названиями разных животных на каждом;

Y шапка или контейнер, для того чтобы положить туда сложенные листы бумаги;

Y дополнительно: CD проигрыватель или магнитофон (музыка может воспроизводиться во время выполнения упражнения).

Содержание: школьники достают листки с названиями животных из шляпы и обдумывают, как показать своих животных другим детям. Поскольку в шарадах про животных запрещается использовать слова, музыкальный фон даст возможность получить дополнительное удовольствие от изображения животных.

Инструкция:

1. В зависимости от размера класса разбить класс на группы по 2, 3 или 4 человека.

2. Написать несколько разных названий животных на листках бумаги; по одному на каждом. Сложить листки так, чтобы названий не было видно (целесообразно привлечь школьников для выполнения этой работы, это может быть частью упражнения).

3. Поместить листки с названиями в шапку.

4. Каждая группа вытаскивает для себя листок с названием и решает, как изобразить это животное для всего класса.

5. Каждая группа по очереди показывает свою шараду, в то время как остальные дети высказывают свои догадки о том, какие животные изображаются.

6. В зависимости от времени, количества групп и количества бумажек с названиями животных учитель определяет, как много шарад будет показывать каждая группа.

7. ДОПОЛНИТЕЛЬНО (на усмотрение учителя): в конце занятия можно попросить детей нарисовать и раскрасить своих любимых животных.

Дальнейшая работа: учитель может провести беседу со школьниками, задавая вопросы о том, насколько им понравилось упражнение. Если детям было интересно, можно повторить упражнение несколько раз, сопровождая его рассуждениями о том, что физическая активность, веселье и творческое мышление снижают стресс.

Перебрасывание мяча

Возраст: упражнение может быть адаптировано для всех возрастных групп, но особенно полезно в работе с учащимися начальной и средней школы.

Цель: школьники используют увлекательное, безопасное и спокойное физическое упражнение для облегчения напряжения и снижения стресса.

Материалы: мяч, один или несколько.

Содержание: учитель рассказывает школьникам о том, что физическая активность является отличным инструментом для управления стрессом и объясняет правила игры с мячом:

| Учитель — это единственный судья. Он решает, получилась передача или нет, был мяч пойман или нет.

| Разговоры или произнесение звуков выводят участника из игры.

| Пропущенный мяч и плохой пас выводят участника из игры.

| «Хороший» пас — это бросок, когда мяч пролетает от партнера, которому он был адресован, на расстоянии вытянутой руки и мяч не

летит с большой скоростью. Учитель должен показать школьникам, как правильно передавать мяч.

| Ученики, которые вышли из игры, должны тихо сидеть за своими партами и не мешать игре.

Инструкция:

1. Нельзя говорить или произносить звуки, это является целью игры.

2. Школьники могут стоять рядом со своими партами или находиться в других позициях, позволяющих перебрасывать мяч друг к другу в пределах класса.

3. Следует бросить мяч одному из детей, объяснить, что школьники не могут вернуть мяч обратно, т. е. вернуть его тому, кто сделал им пас.

4. Если школьник не ловит мяч или делает плохой пас, он выходит из игры, садится на свое место и остается там до следующего раунда.

5. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два игрока, они и признаются победителями!

Дальнейшая работа: учитель может проводить это упражнение по мере необходимости. Оно полезно для того, чтобы успокоить детей и сосредоточить их внимание при переходе от одной деятельности к другой (например, после возвращения в класс после обеда или переменки), в качестве паузы для отдыха во время длительного урока или как стимул для успешного выполнения заданий урока. Можно организовать с детьми беседу по поводу того, как увлекательная физическая активность помогает укреплять здоровье и справляться со стрессом.

Направляющие вопросы:

| Физическая активность позволяет снимать напряжение и недовольство; какие виды физической активности являются вашими любимыми (например, баскетбол, бег, пешие прогулки, плавание, танцы и т. д.)?

| Что вы чувствуете, когда напряжены, расстроены или испытываете стресс? Какие физические ощущения вы испытываете, когда напряжены или у вас стресс?

| Что вы чувствуете, когда расслаблены и спокойны? Какие физические ощущения вы испытываете, когда расслаблены и спокойны?

| Какие из различных видов физической активности вы можете выполнять самостоятельно, без участия других людей?

| Как вы себя чувствуете после того, как позанимались вашим любимым видом спорта или тем видом физической активности, который вам больше всего нравится?

Танец с остановками

Возраст: данное упражнение является наиболее подходящим для младших школьников.

Цель: двигательная активность способствует снижению стресса у школьников.

Материалы:

Y проигрыватель компакт-дисков или магнитофон; Y записи музыки (от 5 до 15 минут).

Примечание: рекомендуется использовать инструментальную музыку без текстов.

Содержание: школьники двигаются (танцуют) в ритме музыки. Когда музыка прекращается, каждый ученик должны замереть в той позе, в которой его застала музыкальная пауза. Затем музыка возобновляется и школьники продолжают двигаться / танцевать под музыку. Желательно, чтобы в начале упражнения музыка была медленной и спокойной, затем темп становится более быстрым, к концу упражнения музыка снова медленная и спокойная.

Инструкция:

1. При необходимости подготовить классное помещение, чтобы обеспечить достаточное пространство для выполнения упражнения.

2. Школьники располагаются в аудитории так, чтобы каждому было достаточно места для выполнения упражнения. Как вариант учащиеся могут быть расположены по кругу. В этом случае при перемещении все должны двигаться в одном направлении.

3. Следует ознакомить школьников с правилами, которые они должны соблюдать во время выполнения задания:

| Двигаться под музыку.

| Останавливаться («застывать»), когда музыка останавливается.

| Когда музыка начинает звучать снова, двигаться под музыку.

| Упражнение выполняется молча.

4. Включить музыку.

5. Останавливать воспроизведения музыки через соответствующие интервалы.

6. Обратить внимание, что последовательность из музыкальных фрагментов (и все упражнение) должна всегда заканчиваться медленной, успокаивающей музыкой.

Дальнейшая работа: учитель может использовать это упражнение всякий раз, когда требуется снизить уровень эмоциональной напряженности в классе. Обратите внимание школьников на связь между регулярной физической активностью, здоровьем и снижением стресса.

Мозаика из бумаги

Возраст: упражнение наиболее эффективно в работе с учащимися начальной и средней школы, однако может быть адаптировано для всех возрастных групп.

Цель: школьники учатся делать мозаику из бумаги. Техника демонстрируется как арттерапевтическое средство уменьшения стресса.

Глоссарий:

Мозаика — древний вид искусства, основанный на использовании небольших кусочков камня или стекла, из которых создается картина или узор.

Материалы:

| Один 8.5 × 11 или 9 × 12 лист цветного картона.

| Полоски (обрезки) цветного картона или старые журналы.

| Карандаш.

| Ножницы.

| Клей.

| Рисунки (заготовки) мозаик из книг, Интернета и/или образцы из коллекции учителя (см. примеры в конце).

Модификация: для учащихся младших классов следует подготовить образцы с предварительно вырезанными из картона элементами будущей мозаики.

Содержание: учитель рассказывает о мозаике как о творческой активности, доставляющей удовольствие и позволяющей успокоиться и снизить уровень стресса. Покажите детям фотографии мозаики из книг или из Интернета. Попросите учащихся рассказать о своем опыте создания мозаики или о мозаиках, которые они видели сами (на выставках, в общественных местах и т. д.). Обратите внимание детей, что простейшие мозаики из керамической плитки они могли видеть, например, в ванной комнате (это дает четкое представление о том, как из бумажных «плиток» могут получаться рисунки). Учитель рассказывает о материалах, которые дети будут использовать в изготовлении мозаики, и общих правилах, применимых к данному виду деятельности в классе.

Инструкция:

1. Школьники освобождают свои парты от книг, папок и т. д.

2. С помощью карандаша ученики рисуют контуры объекта (формы) на предложенном листе картона или бумаги (см. примеры слона, цветов).

3. Затем школьники вырезают из цветной бумаги маленькие квадратики («плитки») из страниц журналов или обрезков цветной бумаги. Для младших школьников такие квадратики могут быть подготовлены учителем заранее.

4. Следует объяснить школьникам, что каждая деталь рисунка должна быть заполнена квадратиками одного и того же цвета.

5. Работая с одной областью / фрагментом рисунка, школьники наносят клей на ее ограниченную контуром поверхность, а затем прикладывают квадратики, оставляя небольшое пространство между каждой «плиткой». Для некоторых форм / фрагментов рисунка школьники могут подрезать квадратики ножницами, чтобы фрагмент рисунка был заполнен целиком.

6. Далее школьники наносят клей и заполняют квадратиками следующий фрагмент рисунка и так до тех пор, пока вся мозаика не будет выложена.

Дальнейшая работа: после завершения составления мозаики школьников стоит попросить показать друг другу свои работы. Во время демонстрации ребята могут рассказать о том, что им понравилось и какие были трудности во время выполнения задания. Следует указать на связь между тем, что они делали, и уменьшением уровня стресса и обсудить влияние упражнения на эмоциональное состояние детей. Если занятие понравилось, стоит спланировать еще один урок, на котором школьникам будет дана возможность улучшить свои навыки по изготовлению мозаики.

Источник: Колесников, Вадим Николаевич. Управление стрессом и психическая саморегуляция : практикум для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», «Психология» / В. Н. Колесников, Ю. И. Мельник ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Петрозавод. гос. ун-т. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2020. — 49 [3] с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.