На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Специальный психологический курс развивающих занятий для младших школьников
Специальный психологический курс развивающих занятий для младших школьников
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Как известно, уже к третьему-четвертому классу у некоторых школьников выявляются проблемы в освоении учебной деятельности, нарушения потребностно-мотивационной и личностной сфер, усиление тревожности и т. п. Тем более это актуально для так называемых проблемных детей, чьи показатели и темп психического развития отстают от нормы.
В этом случае явной необходимостью становится специальная система психологических мероприятий с целью оптимизации процесса развития этих детей в общеобразовательной школе, формирования у них механизма готовности к дальнейшему обучению и профилактики возможных негативных осложнений при переходе в основную школу.

Потребности в помощи психолога у детей в начальной школе многообразны: это и развитие необходимых интеллектуально-психологических функций, и коррекция негативных социально-личностных проявлений, и их адаптация к школе, и профилактика дезадаптации при переходе в основную школу и т. д.
Рассматривая эти задачи с точки зрения их целенаправленности, нетрудно заметить, что большинство из них может быть связано в единый комплекс, объединенный общей протяженной целью: формирование у младших школьников психологической готовности к переходу на II ступень образования и профилактика возможной дезадаптации. В этом случае в систему выстраиваются задачи коррекции и развития интеллектуальных функций ребенка, формирование элементов учебной деятельности и социально-личностные аспекты его развития.
Решение этих проблем не одномоментно. Формирование психологической готовности к обучению в основной школе у детей невозможно за короткий временной отрезок. Поэтому ряд целей психического развития учащихся может быть достигнут в ходе специального курса психологических занятий, проводимых на протяжении третьего, четвертого (предвыпускного и выпускного) классов в начальной школе. В качестве основных задач, решаемых в ходе данного курса, можно выделить следующие:
1. Развитие интереса к познанию и к учению.
2. Развитие субъектности ребенка в учебной деятельности и формирование основных компонентов этой деятельности.
3. Развитие и коррекция интеллектуально-психических функций.
4. Формирование коммуникативных навыков.
5. Профилактика тревожности, связанной с переходом в основную школу
Осуществление поставленных задач рассчитано на 2 года, в течение которых реализуется данный курс.
Отбор детей для проведения с ними специальных психологических занятий проводится на основе специальной диагностики в конце второго — начале третьего класса. Диагностика направлена на выявление важнейших параметров, определяющих характер необходимой психологической помощи:
□ уровня развития обучаемости ребенка;
□ особенностей развития основных интеллектуально-личностных свойств (на предмет выявления наиболее отстающих в развитии);
□ характера освоения учебной деятельности (овладения ее компонентами);
□ специфики формирования личностных структур.
Полученные результаты дают возможность дифференцировать детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога, по всем или многим из выделенных аспектов. А также — тех учащихся, чье продвижение в развитии и обучении имеет незначительные отставания по отдельным параметрам. На основе этих данных определяются, соответственно, две группы учащихся для проведения специальных психологических занятий, сообразно с содержанием и объемом необходимой детям коррекционно-развивающей психологической помощи.
Важно заметить, что групповые занятия, проводимые в рамках курса, не заменяют индивидуальных занятий психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся в особой психологической помощи. Как известно, и групповые, и индивидуальные занятия с детьми относятся к плановым формам работы школьного психолога.
Для учащихся, не имеющих выраженных проблем, чье развитие адекватно педагогическим воздействиям, возможно проведение этого курса в сокращенном варианте — на протяжении одного года обучения (в 4-м классе). В этом случае он структурируется из разделов и тем, отражающих главные развивающие задачи для этой группы детей.
Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена по крайней мере двумя факторами. Во-первых, реализация задач по развитию у учащихся коммуникативных навыков, приемов учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей. Во-вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с ее коллективным характером (в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности). Поэтому в работе психолога необходимы также тренинговые занятия, приобщающие детей к условиям коллективной деятельности.
Содержание первого года занятий в ходе психологического спецкурса «Я учусь учиться» рассчитано на коррекцию и формирование необходимых интеллектуально-личностных структур, позволяющих ребенку выйти на уровень субъектности в учебной деятельности. Поэтому основное направление I этапа обучения в ходе курса (3-й класс) — активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, показ в привлекательной для него форме интересных сторон познавательной деятельности, наращивание собственных возможностей ребенка в этой сфере. Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач I этапа (года) занятий можно выделить следующие:
□ развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
□ формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти;
□ обучение приемам аналитико-синтетической деятельности в ходе познания;
□ развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;
□ знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;
□ формирование связной и логической речи учащихся.

Каждая из представленных задач, одновременно являющаяся и направлением коррекционно-развивающей работы психолога на I этапе, реализуется с помощью специальных приемов, стимулирующих субъектность ребенка, его активность и самостоятельность в ходе занятий. Для этого в процессе проектирования курса отбирались наиболее адекватные с этой точки зрения психолого-педагогические методы, формы и приемы организации взаимодействия при решении задач того или иного занятия.
В сконцентрированном виде тематика, задачи, содержательные аспекты и рекомендуемые приемы реализации занятий представлены в таблице 6.
На II этапе (2-й год) обучения продолжается работа по направлениям I этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства ученика с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у ребенка адаптивного поведения при переходе на II ступень обучения. Таким образом, в целом вводимый психологический спецкурс включает в себя следующие содержательно-целевые блоки:
1. Коррекция и развитие отстающих интеллектуально-познавательных функций.

Таблица 6
Структурно-тематический план психологического курса «Я учусь учиться» (1-й год занятий)1


№ п/п

Тема занятия

Развивающие задачи

Основные содержательные аспекты занятия

Рекомендуемые приемы организации деятельности

1.

«Давайте познакомимся»

Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новым формам взаимодействия.
Знакомство с приемами доброжелательного общения

Представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей. Правила и приемы доброжелательного общения

Беседа, игра, тренинг (метод упоминается в единственном числе, хотя на занятии их ви дов может быть несколько)

2.

Диагностическое занятие

Диагностика особенностей учебной мотивации на начало 3-го класса. Изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально- познавательных функций (внимание память, мышление)

Диагностика основных психических процессов, влияющих на становление учебной деятельности

Психодиагностические методы в форме индивидуальной самостоятельной работы.

3.

«Умеем ли мы общаться»

Выявление особенностей общения детей.
Знакомство с правилами общения. Обучение приемам общения со сверстниками (в паре и в группе)

Почему люди общаются. Как можно общаться. Кого называют общительным человеком. Формирование навыков общения со сверстником

Лекция-беседа, игра, тренинг, практическая работа, самостоятельная работа, самоанализ

4.

«Как подружились "Хочу" и "Надо"»

Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности

Рассказ о «Хочу» и «Надо», которые доставляют много хлопот человеку, не умеющему определить, что бывает важнее. Анализ собственных потреб ностей и обязанностей

Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самоанализ

1 Полностью содержание курса опубликовано к книге Т. Н. Князевой «Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников». М., 2004.

5.

«Смешной и грустный Человек. Рассеянный»

Развитие произвольного внимания и восприятия.
Формирование мотивационной направленности на действие контроля.

Значение внимания в жизни человека.
Как внимание помогает учиться. Способы развития и тренировки внимания.

Беседа, игра, упражнение, тренинг.

6.

«Как мы воспринимаем информацию»

Развитие целостности и осознанности восприятия.
Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия.
Диагностика особенностей восприятия.

Особенности восприятия человеком предметов окружающего мира, Диагностика целостности восприятия. Развитие внимания и восприятия в играх и упражнениях.

Тест, беседа, игры-тренинги, упражнения.

7.

«Секреты нашей памяти»

Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения.

Информация о возможностях челове ческой памяти. Анализ трудностей запоминания и воспроизведения. Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание.

Лекция -беседа, упражнения, практическая работа, игра.

8.

«Развиваем память»

Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания.

Как запомнить больше и лучше. Связи между запоминаемым. Логическая цепочка запоминаемого. Образы при запоминании.

Лекция -беседа, упражнения, аналитическая работа, тренинг памяти.

9.

«Образ и мысль»

Развитие мышления и речи на основе
образов.

Построение последовательного ряда сюжетных картин. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация.

Упражнение, игра, самостоятельная работа, психодиагностика.

Продолжение табл. 6



п/л

Тема занятия

Развивающие задачи

Основные содержательные аспекты занятия

Рекомендуемые приемы организации деятельности

10.

«Думаем играя»

Развитие аналитической наблюда­тельности и произвольного внима­ния.
Формирование умения строить суж­дения на основе наблюдений

Кого называют наблюдательным человеком.
Почему важно уметь наблюдать. Установление причинно-следственных отношений на основе житейских наблюдений

Беседа, упражнение-игра, самостоятельная работа

11.

«Необычное в обычном»

Развитие функции анализа и анали­тического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. Развитие произвольного внимания и восприятия

Анализ и сравнение признаков раз личных предметов. Поиск недостающих признаков. Что можно и что нельзя сравнивать. Упражнения по аналитическому сравнению.

Игра, аналитическое упражнение, беседа

12.

«Как Колобок превращается в Кубик»

Анализ существенных и несущест­венных признаков. Сравнение предметов

Выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта. Поиск существенных признаков. Синтезирование объекта по его призна­кам

Аналитическая беседа, игра, упражнение, самостоятельная работа

13.

«Общее в раз­личном»

Развитие обобщения на наглядно- образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (пар­ной) работы

Выделение существенных признаков в различных объектах для обобщения в новое понятие

Беседа, упражнение, игра, групповая работа, самостоя­тельная работа, моделирова­ние

14.

«Развиваем мышление»

Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения.

Анализ, сравнение и обобщение объектов в форме парного сотрудничества. Взаимная помощь и контроль.

Аналитическая работа в парах, игра, творческая работа

Формирование учебного сотрудниче­ства.

Придумывание задач на анализ, сравнение, обобщение.

15.

«История о че­ловеке, который нашел время»

Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирова­ния своей деятельности

Что значит «потерять время». Когда мы «теряем время». Приемы организации своего време­ни. Планирование режима дня

Беседа, игра-тренинг, упраж­нение по планированию, рабо­та с планом-алгоритмом

16.

«Когда я бываю Незнайкой»

Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их пре­одоление

Когда и почему человек может быть Незнайкой.
Анализ трудностей в обучении. Игра «Альпинисты» как способ раз­вития мотивации достижения. Со­ставление «маршрута преодоления»

Беседа, самоанализ, сюжетно- дидактическая игра, самостоя­тельная работа

17.

«Путешествие в страну "Учебных удач"»

Развитие мотивации достижения на основе самоанализа. Формирование познавательной моти­вации

Составление карты страны «Учебных удач» и помещение на ней объектов, требующих достижения («математической горы», моста через речку «литературную», плана обработки долины «русского языка» и т. п.)

Беседа, рисование, групповая работа.

18.

«Сочинение на тему"Чему я хочу научить-

Развитие рефлексивного самоанали­за.
Диагностика познавательных потреб-

Анализ собственных потребностей и ожиданий, связанных с учебной деятельностью

Самостоятельная работа

№ п/п

Тема занятия

Развивающие задачи

Основные содержательные аспекты занятия

Рекомендуемые приемы организации деятельности

20.

«Лимся отве­чать на вопро­сы»

Формирование умения строить суж­дения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос

Как можно ответить на поставленный вопрос {верно—неверно, полно- кратко, точно—неточно). Упражне­ние в построении суждений для отве­та

Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа

21.

«Что такое цель и зачем она
нужна»

Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Осознание содержания сточки зре­ния цели деятельности

Понятие о цели.
Какие могут быть цели (обмен мне­ниями), Какие цели достигнуты и какие еще впереди. Учимся опреде­лять и формулировать цель деятель­ности

Беседа,
игра, упражнения, парная ра­бота

22.

«Как достичь цели»

Обучение целеполаганию и планиро­ванию.
Формирование действий контроля и самоконтроля

Определение самой точной цели из нескольких.
Построение плана-алгоритма дости­жения цели (на материале арифмети­ческой задачи и текста)

Упражнения, беседа, самостоя тельная работа, работа в парах

23

«Учимся плани­ровать»

Обучение составлению плана дея­тельности.
Развитие навыков самоконтроля

Составление планов к различным заданиям (для различных групп). Исправление деформированных пла­нов

Упражнение, групповая работа по планированию, самостоя тельная работа

24.

«В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом»

Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации

Групповая работа по определению цели, плана деятельности, поиска информации, формулировке вопро­сов и ответов на них

Методика «Пчелиный рой»

25.

«Мы выпускаем газету»

Обучение выбору и структурирова­нию нужной информации. Развитие навыков учебного сотруд­ничества (е группе). Формирование навыков целеполага- ния и планирования

Выпуск мини-газеты, посвященной той или иной области знания:

  1. математике,
  2. русскому языку,
  3. литературе (чтению),
  4. природоведению (сданным общим планом выбора информации),
  5. оригинальное название газеты,
  6. нужность этого знания,
  7. в мире интересного,
  8. смешные случаи на уроках (информация детям дается)

Групповое сотрудничество

26.

«Как я работал редактором»

Формирование навыков контроля и оценки.
Развитие умения классифицировать ошибки

Исправление печатного текста (ошибок) и их классификация (объяснение), «ловушки» в тексте. Доказательство правильности исправлений. Деформированный текст и его коррекция

Практическая работа, беседа,
игра, упражнение

27.

«Оценка и от­метка»

Знакомство с правилами оценива­ния.
Понимание критериального смысла отметки

В чем разница между оценкой и отметкой
За что ставится отметка. Критерии отметок письменных работ (как пример).
Тренировка в критериальном оценивании.

Лекция-беседа, упражнение, работа в парах

28.

«Когда исчезают отметки»

Развитие навыков критериального оценивания.
Развитие навыков анализа при критериальном оценивании.

Контроль и оценка классной работы по выделенным критериям;само и взаимооценка, выделение положительных характеристик и недостатков работы

Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ

29.

«Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг)»

Развитие адекватной самооценки на основе тренинга.
Формирование мотивации достиже­ния

Тренинги на преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, самоанализ с выделением положительных качеств личности партнера по общению

Тренинг, игра

30.

«Когда помогает дневник»

Обучение приемам самоанализа и самоорганизации. Формирование навыков планирования

Что такое личный дневник и зачем он нужен.
Как вести дневник. Анализ ситуации в дневнике.
Планирование своих действий в раз­личных ситуациях

Лекция-беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа

31.

«В мире образов»

Знакомство с приемами создания образов.
Развитие репродуктивного и творческого воображений

Эмоциональный анализ художественных образов (на основе живописи и музыки). Приемы создания некото­рых образов. Творческая работа.

Беседа на основе зрительного и слухового восприятия, упражнение, самостоятельная работа

32.

«Сочинение на тему "Моя меч- га"»

Диагностика детских стремлений и ожиданий

Описание собственных стремлений и желаний по специально построенно­му плану

Самостоятельная работа

33- 34.

«Диагностические занятия»

Диагностика развития компонентов учебной деятельности

Изучение особенностей учебной деятельности детей, интеллектуальных учебных действий (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка) и психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь)

Индивидуальная самостоятельная работа

2. Обучение способам решения интеллектуально-познавательных задач (на основе формирования учебных действий).
3. Развитие рефлексивно-регулятивных навыков поведения и деятельности.
4. Формирование социально-коммуникативных действий,
5. Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на II ступень.

По итогам психологических занятий и коррекционно-развивающего обучения в конце 4-го класса проводится комплексная психологическая диагностика на предмет изучения готовности ребенка к переходу в основную школу. Результаты продвижения ребенка в ходе психологических занятий фиксируются в его индивидуальной карте, отражая различные характеристики развития ученика на протяжении занятий по данному курсу.
Таким образом, специальный психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе решает комплекс задач по развитию и нтеллектуально-личностно-деятельностного потенциала младших школьников. Резервные возможности этих детей могут быть обнаружены и изучены при изменении традиционного подхода к их обучению в сторону его оптимизации.
Способы взаимодействия педагога и психолога при выполнении своей части развивающей деятельности должны согласовываться по содержательным и организационно-методическим аспектам. Это позволит, с одной стороны, избежать дублирования одних и тех же методов и форм деятельности детей, а с другой — выделить наиболее значимые содержательные и организационные аспекты формирования ПГ и отработать их по обоим направлениям (рис. 3).
Иными словами, система психологического обеспечения готовности младших школьников к переходу в основную школу должна включать в себя следующие главные составляющие:
□ психодиагностический комплекс изучения готовности к

рис3

обучению в основной школе, позволяющий выявить специфику формирования этого новообразования у детей младшего школьного возраста;
□ научно обоснованную программу формирования психологической готовности к переходу в среднюю школу, в основе которой лежат принципы и условия организации учебной деятельности

Источник: Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007. - 119 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.