Как известно, уже к третьему-четвертому классу у некоторых школьников выявляются проблемы в освоении учебной деятельности, нарушения потребностно-мотивационной и личностной сфер, усиление тревожности и т. п. Тем более это актуально для так называемых проблемных детей, чьи показатели и темп психического развития отстают от нормы. В этом случае явной необходимостью становится специальная система психологических мероприятий с целью оптимизации процесса развития этих детей в общеобразовательной школе, формирования у них механизма готовности к дальнейшему обучению и профилактики возможных негативных осложнений при переходе в основную школу.
Потребности в помощи психолога у детей в начальной школе многообразны: это и развитие необходимых интеллектуально-психологических функций, и коррекция негативных социально-личностных проявлений, и их адаптация к школе, и профилактика дезадаптации при переходе в основную школу и т. д. Рассматривая эти задачи с точки зрения их целенаправленности, нетрудно заметить, что большинство из них может быть связано в единый комплекс, объединенный общей протяженной целью: формирование у младших школьников психологической готовности к переходу на II ступень образования и профилактика возможной дезадаптации. В этом случае в систему выстраиваются задачи коррекции и развития интеллектуальных функций ребенка, формирование элементов учебной деятельности и социально-личностные аспекты его развития. Решение этих проблем не одномоментно. Формирование психологической готовности к обучению в основной школе у детей невозможно за короткий временной отрезок. Поэтому ряд целей психического развития учащихся может быть достигнут в ходе специального курса психологических занятий, проводимых на протяжении третьего, четвертого (предвыпускного и выпускного) классов в начальной школе. В качестве основных задач, решаемых в ходе данного курса, можно выделить следующие: 1. Развитие интереса к познанию и к учению. 2. Развитие субъектности ребенка в учебной деятельности и формирование основных компонентов этой деятельности. 3. Развитие и коррекция интеллектуально-психических функций. 4. Формирование коммуникативных навыков. 5. Профилактика тревожности, связанной с переходом в основную школу Осуществление поставленных задач рассчитано на 2 года, в течение которых реализуется данный курс. Отбор детей для проведения с ними специальных психологических занятий проводится на основе специальной диагностики в конце второго — начале третьего класса. Диагностика направлена на выявление важнейших параметров, определяющих характер необходимой психологической помощи: □ уровня развития обучаемости ребенка; □ особенностей развития основных интеллектуально-личностных свойств (на предмет выявления наиболее отстающих в развитии); □ характера освоения учебной деятельности (овладения ее компонентами); □ специфики формирования личностных структур. Полученные результаты дают возможность дифференцировать детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога, по всем или многим из выделенных аспектов. А также — тех учащихся, чье продвижение в развитии и обучении имеет незначительные отставания по отдельным параметрам. На основе этих данных определяются, соответственно, две группы учащихся для проведения специальных психологических занятий, сообразно с содержанием и объемом необходимой детям коррекционно-развивающей психологической помощи. Важно заметить, что групповые занятия, проводимые в рамках курса, не заменяют индивидуальных занятий психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся в особой психологической помощи. Как известно, и групповые, и индивидуальные занятия с детьми относятся к плановым формам работы школьного психолога. Для учащихся, не имеющих выраженных проблем, чье развитие адекватно педагогическим воздействиям, возможно проведение этого курса в сокращенном варианте — на протяжении одного года обучения (в 4-м классе). В этом случае он структурируется из разделов и тем, отражающих главные развивающие задачи для этой группы детей. Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена по крайней мере двумя факторами. Во-первых, реализация задач по развитию у учащихся коммуникативных навыков, приемов учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей. Во-вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с ее коллективным характером (в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности). Поэтому в работе психолога необходимы также тренинговые занятия, приобщающие детей к условиям коллективной деятельности. Содержание первого года занятий в ходе психологического спецкурса «Я учусь учиться» рассчитано на коррекцию и формирование необходимых интеллектуально-личностных структур, позволяющих ребенку выйти на уровень субъектности в учебной деятельности. Поэтому основное направление I этапа обучения в ходе курса (3-й класс) — активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, показ в привлекательной для него форме интересных сторон познавательной деятельности, наращивание собственных возможностей ребенка в этой сфере. Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач I этапа (года) занятий можно выделить следующие: □ развитие навыков произвольного внимания и восприятия; □ формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти; □ обучение приемам аналитико-синтетической деятельности в ходе познания; □ развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий; □ знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности; □ формирование связной и логической речи учащихся.
Каждая из представленных задач, одновременно являющаяся и направлением коррекционно-развивающей работы психолога на I этапе, реализуется с помощью специальных приемов, стимулирующих субъектность ребенка, его активность и самостоятельность в ходе занятий. Для этого в процессе проектирования курса отбирались наиболее адекватные с этой точки зрения психолого-педагогические методы, формы и приемы организации взаимодействия при решении задач того или иного занятия. В сконцентрированном виде тематика, задачи, содержательные аспекты и рекомендуемые приемы реализации занятий представлены в таблице 6. На II этапе (2-й год) обучения продолжается работа по направлениям I этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства ученика с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у ребенка адаптивного поведения при переходе на II ступень обучения. Таким образом, в целом вводимый психологический спецкурс включает в себя следующие содержательно-целевые блоки: 1. Коррекция и развитие отстающих интеллектуально-познавательных функций.
Таблица 6 Структурно-тематический план психологического курса «Я учусь учиться» (1-й год занятий)1
№ п/п |
Тема занятия
|
Развивающие задачи
|
Основные содержательные аспекты занятия
|
Рекомендуемые приемы организации деятельности
|
1.
|
«Давайте познакомимся»
|
Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новым формам взаимодействия. Знакомство с приемами доброжелательного общения
|
Представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей. Правила и приемы доброжелательного общения
|
Беседа, игра, тренинг (метод упоминается в единственном числе, хотя на занятии их ви дов может быть несколько)
|
2.
|
Диагностическое занятие
|
Диагностика особенностей учебной мотивации на начало 3-го класса. Изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально- познавательных функций (внимание память, мышление)
|
Диагностика основных психических процессов, влияющих на становление учебной деятельности
|
Психодиагностические методы в форме индивидуальной самостоятельной работы.
|
3.
|
«Умеем ли мы общаться»
|
Выявление особенностей общения детей. Знакомство с правилами общения. Обучение приемам общения со сверстниками (в паре и в группе)
|
Почему люди общаются. Как можно общаться. Кого называют общительным человеком. Формирование навыков общения со сверстником
|
Лекция-беседа, игра, тренинг, практическая работа, самостоятельная работа, самоанализ
|
4.
|
«Как подружились "Хочу" и "Надо"»
|
Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности
|
Рассказ о «Хочу» и «Надо», которые доставляют много хлопот человеку, не умеющему определить, что бывает важнее. Анализ собственных потреб ностей и обязанностей
|
Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самоанализ
|
|
1 Полностью содержание курса опубликовано к книге Т. Н. Князевой «Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников». М., 2004.
|
5.
|
«Смешной и грустный Человек. Рассеянный»
|
Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля.
|
Значение внимания в жизни человека. Как внимание помогает учиться. Способы развития и тренировки внимания.
|
Беседа, игра, упражнение, тренинг.
|
6.
|
«Как мы воспринимаем информацию»
|
Развитие целостности и осознанности восприятия. Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия. Диагностика особенностей восприятия.
|
Особенности восприятия человеком предметов окружающего мира, Диагностика целостности восприятия. Развитие внимания и восприятия в играх и упражнениях.
|
Тест, беседа, игры-тренинги, упражнения.
|
7.
|
«Секреты нашей памяти»
|
Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения.
|
Информация о возможностях челове ческой памяти. Анализ трудностей запоминания и воспроизведения. Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание.
|
Лекция -беседа, упражнения, практическая работа, игра.
|
8.
|
«Развиваем память»
|
Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания.
|
Как запомнить больше и лучше. Связи между запоминаемым. Логическая цепочка запоминаемого. Образы при запоминании.
|
Лекция -беседа, упражнения, аналитическая работа, тренинг памяти.
|
9.
|
«Образ и мысль»
|
Развитие мышления и речи на основе образов.
|
Построение последовательного ряда сюжетных картин. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация.
|
Упражнение, игра, самостоятельная работа, психодиагностика.
|
Продолжение табл. 6
№ п/л |
Тема занятия
|
Развивающие задачи
|
Основные содержательные аспекты занятия
|
Рекомендуемые приемы организации деятельности
|
10.
|
«Думаем играя»
|
Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений
|
Кого называют наблюдательным человеком. Почему важно уметь наблюдать. Установление причинно-следственных отношений на основе житейских наблюдений
|
Беседа, упражнение-игра, самостоятельная работа
|
11.
|
«Необычное в обычном»
|
Развитие функции анализа и аналитического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. Развитие произвольного внимания и восприятия
|
Анализ и сравнение признаков раз личных предметов. Поиск недостающих признаков. Что можно и что нельзя сравнивать. Упражнения по аналитическому сравнению.
|
Игра, аналитическое упражнение, беседа
|
12.
|
«Как Колобок превращается в Кубик»
|
Анализ существенных и несущественных признаков. Сравнение предметов
|
Выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта. Поиск существенных признаков. Синтезирование объекта по его признакам
|
Аналитическая беседа, игра, упражнение, самостоятельная работа
|
13.
|
«Общее в различном»
|
Развитие обобщения на наглядно- образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (парной) работы
|
Выделение существенных признаков в различных объектах для обобщения в новое понятие
|
Беседа, упражнение, игра, групповая работа, самостоятельная работа, моделирование
|
14.
|
«Развиваем мышление»
|
Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения.
|
Анализ, сравнение и обобщение объектов в форме парного сотрудничества. Взаимная помощь и контроль.
|
Аналитическая работа в парах, игра, творческая работа
|
|
|
|
Формирование учебного сотрудничества.
|
Придумывание задач на анализ, сравнение, обобщение.
|
|
15.
|
«История о человеке, который нашел время»
|
Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности
|
Что значит «потерять время». Когда мы «теряем время». Приемы организации своего времени. Планирование режима дня
|
Беседа, игра-тренинг, упражнение по планированию, работа с планом-алгоритмом
|
16.
|
«Когда я бываю Незнайкой»
|
Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление
|
Когда и почему человек может быть Незнайкой. Анализ трудностей в обучении. Игра «Альпинисты» как способ развития мотивации достижения. Составление «маршрута преодоления»
|
Беседа, самоанализ, сюжетно- дидактическая игра, самостоятельная работа
|
17.
|
«Путешествие в страну "Учебных удач"»
|
Развитие мотивации достижения на основе самоанализа. Формирование познавательной мотивации
|
Составление карты страны «Учебных удач» и помещение на ней объектов, требующих достижения («математической горы», моста через речку «литературную», плана обработки долины «русского языка» и т. п.)
|
Беседа, рисование, групповая работа.
|
18.
|
«Сочинение на тему"Чему я хочу научить-
|
Развитие рефлексивного самоанализа. Диагностика познавательных потреб-
|
Анализ собственных потребностей и ожиданий, связанных с учебной деятельностью
|
Самостоятельная работа
|
№ п/п
|
Тема занятия
|
Развивающие задачи
|
Основные содержательные аспекты занятия
|
Рекомендуемые приемы организации деятельности
|
20.
|
«Лимся отвечать на вопросы»
|
Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос
|
Как можно ответить на поставленный вопрос {верно—неверно, полно- кратко, точно—неточно). Упражнение в построении суждений для ответа
|
Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа
|
21.
|
«Что такое цель и зачем она нужна»
|
Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Осознание содержания сточки зрения цели деятельности
|
Понятие о цели. Какие могут быть цели (обмен мнениями), Какие цели достигнуты и какие еще впереди. Учимся определять и формулировать цель деятельности
|
Беседа, игра, упражнения, парная работа
|
22.
|
«Как достичь цели»
|
Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля
|
Определение самой точной цели из нескольких. Построение плана-алгоритма достижения цели (на материале арифметической задачи и текста)
|
Упражнения, беседа, самостоя тельная работа, работа в парах
|
23
|
«Учимся планировать»
|
Обучение составлению плана деятельности. Развитие навыков самоконтроля
|
Составление планов к различным заданиям (для различных групп). Исправление деформированных планов
|
Упражнение, групповая работа по планированию, самостоя тельная работа
|
24.
|
«В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом»
|
Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации
|
Групповая работа по определению цели, плана деятельности, поиска информации, формулировке вопросов и ответов на них
|
Методика «Пчелиный рой»
|
25.
|
«Мы выпускаем газету»
|
Обучение выбору и структурированию нужной информации. Развитие навыков учебного сотрудничества (е группе). Формирование навыков целеполага- ния и планирования
|
Выпуск мини-газеты, посвященной той или иной области знания:
- математике,
- русскому языку,
- литературе (чтению),
- природоведению (сданным общим планом выбора информации),
- оригинальное название газеты,
- нужность этого знания,
- в мире интересного,
- смешные случаи на уроках (информация детям дается)
|
Групповое сотрудничество
|
26.
|
«Как я работал редактором»
|
Формирование навыков контроля и оценки. Развитие умения классифицировать ошибки
|
Исправление печатного текста (ошибок) и их классификация (объяснение), «ловушки» в тексте. Доказательство правильности исправлений. Деформированный текст и его коррекция
|
Практическая работа, беседа, игра, упражнение
|
27.
|
«Оценка и отметка»
|
Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки
|
В чем разница между оценкой и отметкой За что ставится отметка. Критерии отметок письменных работ (как пример). Тренировка в критериальном оценивании.
|
Лекция-беседа, упражнение, работа в парах
|
28.
|
«Когда исчезают отметки»
|
Развитие навыков критериального оценивания. Развитие навыков анализа при критериальном оценивании.
|
Контроль и оценка классной работы по выделенным критериям;само и взаимооценка, выделение положительных характеристик и недостатков работы
|
Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ
|
29.
|
«Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг)»
|
Развитие адекватной самооценки на основе тренинга. Формирование мотивации достижения
|
Тренинги на преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, самоанализ с выделением положительных качеств личности партнера по общению
|
Тренинг, игра
|
30.
|
«Когда помогает дневник»
|
Обучение приемам самоанализа и самоорганизации. Формирование навыков планирования
|
Что такое личный дневник и зачем он нужен. Как вести дневник. Анализ ситуации в дневнике. Планирование своих действий в различных ситуациях
|
Лекция-беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа
|
31.
|
«В мире образов»
|
Знакомство с приемами создания образов. Развитие репродуктивного и творческого воображений
|
Эмоциональный анализ художественных образов (на основе живописи и музыки). Приемы создания некоторых образов. Творческая работа.
|
Беседа на основе зрительного и слухового восприятия, упражнение, самостоятельная работа
|
32.
|
«Сочинение на тему "Моя меч- га"»
|
Диагностика детских стремлений и ожиданий
|
Описание собственных стремлений и желаний по специально построенному плану
|
Самостоятельная работа
|
33- 34.
|
«Диагностические занятия»
|
Диагностика развития компонентов учебной деятельности
|
Изучение особенностей учебной деятельности детей, интеллектуальных учебных действий (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка) и психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь)
|
Индивидуальная самостоятельная работа
|
2. Обучение способам решения интеллектуально-познавательных задач (на основе формирования учебных действий). 3. Развитие рефлексивно-регулятивных навыков поведения и деятельности. 4. Формирование социально-коммуникативных действий, 5. Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на II ступень.
По итогам психологических занятий и коррекционно-развивающего обучения в конце 4-го класса проводится комплексная психологическая диагностика на предмет изучения готовности ребенка к переходу в основную школу. Результаты продвижения ребенка в ходе психологических занятий фиксируются в его индивидуальной карте, отражая различные характеристики развития ученика на протяжении занятий по данному курсу. Таким образом, специальный психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе решает комплекс задач по развитию и нтеллектуально-личностно-деятельностного потенциала младших школьников. Резервные возможности этих детей могут быть обнаружены и изучены при изменении традиционного подхода к их обучению в сторону его оптимизации. Способы взаимодействия педагога и психолога при выполнении своей части развивающей деятельности должны согласовываться по содержательным и организационно-методическим аспектам. Это позволит, с одной стороны, избежать дублирования одних и тех же методов и форм деятельности детей, а с другой — выделить наиболее значимые содержательные и организационные аспекты формирования ПГ и отработать их по обоим направлениям (рис. 3). Иными словами, система психологического обеспечения готовности младших школьников к переходу в основную школу должна включать в себя следующие главные составляющие: □ психодиагностический комплекс изучения готовности к
|
обучению в основной школе, позволяющий выявить специфику формирования этого новообразования у детей младшего школьного возраста; □ научно обоснованную программу формирования психологической готовности к переходу в среднюю школу, в основе которой лежат принципы и условия организации учебной деятельности
Источник: Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007. - 119 с.
|