На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Занятия коррекционно-развивающие с учащимися с ОПФР и ООП
Занятия коррекционно-развивающие с учащимися с ОПФР и ООП
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Занятие 1-2. Самооценка личности. Ее роль в становлении образа "Я". Работа с отрицательными и положительными качествами
Цель:

  1. знакомство с понятием "самооценка", выявление своей самооценки;
  2. работа над адекватной самооценкой и позитивным отношением
    к себе.

Количество часов — 2.
1. Эпиграф:
"Никогда не поздно изменить образ собственного "Я" и, следовательно, начать новую жизнь".
Максуэл Мольц

2. Беседа. Примерное содержание беседы: "Все наши действия и поступки согласуются с нашим образом "Я". Мы всегда будем действовать подобно той личности, с которой себя отождествляем. Часто мы себя отождествляем с непривлекательной девочкой или с бестолковым мальчиком. Но если этой девочке или этому мальчику изменить образ собственного "Я", то произойдут поистине чудесные превращения. А представления о собственном "Я" действительно можно изменить.
От самооценки, как видим, зависит чуть ли не вся жизнь человека. Что же такое самооценка?
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможно­стей, качеств и места среди других людей. Самооценка бывает различных видов — это самооценка интеллектуальной деятельности, самооценка морального облика и отдельных качеств, самооценка мотивационной сферы, самооценка внешнего облика и т. д. Целостная самооценка формируется из различных компонентов самооценок. В различных ситуациях свои различные качества человек может оце­нивать по-разному. Все эти самооценки взаимосвязаны между собой и в итоге способствуют формированию общей целостной самооценки. Самооценка не приходит сама по себе. Это результат взаимодействия человека с окружающей средой. Окружающие люди могут как положительно, так и отрицательно влиять на самооценку человека".

 

  1. Игра "Ошибки куклы Маши". Использовать куклу либо любую другую игрушку. Рассказ о любой ошибке либо нескольких ошибках, которые совершила эта кукла. Обсуждение.
  2. Упражнение "Моя самооценка". Работа с положительными и отрицательными качествами. Обсуждение.
  3. Игра "Я — реальный. Я — идеальный". Предложить нарисовать себя реального на одном листе бумаги и себя идеального на другом. Подписать.

Для руководителя (обсуждение). Можно предложить представить себя реального в виде какого-то образа: растения, животного, просто какого-то предмета и нарисовать этот образ. Затем представить себя идеального в виде образа и так же нарисовать его. Подписать: "Я -реальный", "Я -— идеальный".
Внушение: "Повторите за мной все: "Я нарисовал себя таким, какой я есть на самом деле, и таким, каким я хочу себя видеть. Я стану таким, каким я хочу себя видеть. Я не буду бесплодно мечтать, я буду действовать, чтобы мечта осуществилась! Я стану уверенным в себе, и у меня будет уверенный и смелый взгляд. Я никогда не перед кем не опущу глаза, как не опущу голову. Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!!"
Детям рекомендуется записать это самовнушение к себе в рабочие тетради или в дневники. Каждый по очереди произносит самовнушение вслух. Обсуждение.
Для руководителя. Если в процессе обсуждения возникает необходимость в коррекции (кто-то огорчен, плачет, расстроен), то провести упражнение "Комплименты". Поддержать человека, которому плохо. Учить детей выражать положительные эмоции.
6,  Упражнение "Похвальное слово самому себе".
Вспомните какое-нибудь свое достижение, заслугу, дело, которым
вы можете гордиться. Вспомните все-все случаи, когда вы могли себя похвалить. Похвалите себя. Обсуждение.

7.Прощание. Пожелание успехов.

Занятие 3-4. Игра "Моя энергия"
Цель:
измерение своего энергопотенциала, определение трудоспособности, меры здоровья, меры способности к развитию;
•     определение источников энергопотенциала.
Количество часов — 2.
1. Беседа. Примерное содержание беседы: "Наше тело — это резервуар сконцентрированной энергии, которой пользуется душа и психомоторика.
Энергия — способность к действию. Энергии достаточно — мы живем радостно, с удовольствием решаем сложнейшие задачи.
Энергии мало — живем с утра до вечера вяло и скучно. Энергию, припасенную про запас, для хранения, будем называть энергопотенциалом".
2.  Игра "Мой энергетический запас". Упражнение с палкой, скакалкой или веревкой.
Упражнение проводится стоя:

  1. берем палку двумя руками сверху, руки внизу на ширине плеч, а палка касается бедер;
  2. по команде "начали" растягиваем палку в разные стороны с силой примерно 90% от вашей максимально возможной;
  1. продолжительность растягивания палки — 60 секунд, после чего дается команда "стой". Пальцы разжать, палку отпустить;
  2. после этого закрыть глаза, расслабиться, превратиться в наблюдателя за своим собственным телом;

—- очень важно дать волю рукам. Пусть тело само распоряжается собой и руками. Руки расслаблены, и ждите.
3.  Опишите свое состояние как можно подробнее. Желательно это делать письменно. (Обучение выражению своих чувств и ощущений на бумаге.) Длительное обсуждение.
Для руководителя. Отслеживание энергопотенциала каждого.
Обратить внимание на амплитуду движения рук и время удержания рук в тонической активности — критерий мощности энергопотенциала человека.
Разъяснение.
Если руки совершают полную амплитуду и удерживаются тонической активностью мышц в позе "руки вверху", это говорит об оптимальном состоянии, состоянии гармонии механизма таланта, о сверхвысоком энергетическом запасе человека. Как правило, возникает удивление, наслаждение и удовлетворение от своего необычного психического состояния души и тела. Такой человек работает на полную мощность. Условия для его развития наиболее благоприятны. Это талантливый человек.
Состояние энергетической нормы определяет тоническая активность психомоторной системы, которая способна длиться в пределах 60 секунд и поднимать руки только до уровня плеч. В этом состоянии уже недостает работы мудрости тела. Это, конечно, норма — среднее количество энергопотенциала, а не тот рабочий оптимум для плодотворной работы всего механизма таланта: он чем-то ограничен, что-то его тормозит, или просто ему не хватает энергии для разгона в работе. Если у вас состояние энергетической нормы, то это не плохо, но и не очень хорошо. Существует какая-то причина, которая сдерживает развитие той или иной стороны механизма таланта. Чтобы вырваться из состояния энергетической нормы, внимательно изучите свой режим жизни и устраните то, что ограничивает ваши возможности.
Пограничные состояния. Они характеризуются тем, что тоническая активность психомоторики не может удерживать руки даже на уровне плеч. Руки невысоко взлетели и упали, совсем не двигаются, висят, словно плети. Такое состояние неблагоприятное, но и не фатальное. Это говорит об утомлении или хуже, о переутомлении. Это, скорее всего, последствия недавних или очень давних воздействий стрессоров на душу и тело человека. И это понятно: наши с вами запасы прочности не бесконечны, приходит время, когда организм должен все силы бросать на то, чтобы успешно самозащищаться от различных воздействий. И умело защищаться. Но потом он не выдерживает: нарушается гармония, теряется работоспособность, и человек постоянно находится в состоянии внутреннего дискомфорта, ему и свет становится не мил.

  1. Упражнение "Моя энергия". Закройте глаза и представьте себе свой энергопотенциал. Остановите свое внимание на первом пришедшем вам в голову образе. Рассмотрите его. Как чувствует себя ваш энер­
    гопотенциал? Что мешает ему? Сосредоточьтесь и подумайте, что сдерживает ваш энергопотенциал, а вместе с ним и ваш механизм таланта?
    А теперь нарисуйте то, что вы представляли. Обратите особое внимание на сдерживающий фактор.
  2. Источники энергопотенциала.

— Продукты питания (но запас жира — это не запас энергии, наоборот, он потребляет энергию человека). Замечали ли вы когда-нибудь, что после того, как поели чего-то определенного, у вас резко улуч­шилось настроение? Правильное питание — одно из важнейших орудий борьбы с энергетическими потерями.
- Солнечная лучевая энергия. Голубизна неба, зелень, свежесть, ветерок — все это упорядочивает нашу внутреннюю гармонию, вызывает прилив сил. Возьмите воздух. Знаменитый озон сосновых лесов заживляет раны. Ионизация горного воздуха способствует долголетию. Свет —- это жизнь. Мы, живущие в "темных" странах, хорошо знаем об этом. Недостаток света пробивает энергетические дыры в нашей жизни. В темноте наш мозг продуцирует малое количество витамина Д и очень много гормона меланина, который делает нас печальными и уставшими. И депрессии в большинстве случаев — ответ организма на недостаток света. Что делать? Постоянно летать на юг дорого и трудно. Гораздо лучше собственная светотерапия. Пользуйтесь каждым солнечным днем, проводите побольше времени на улице в светлое время суток, и энергии у вас прибавится.
—Искусство (хорошая книга, живопись, театр, музыка). Читая книгу, мы вживаемся в чувства героев, наполняемся энергией. На дискотеке
или на собственном мягком диване наше сердце начинает биться более учащенно, едва мы слышим звуки музыки. Музыка делает нас веселыми или, наоборот, печальными, романтичными, заставляет плакать или танцевать, веселиться. Для подъема энергии лучше всего слушать джазы, рэйвы, рэпы и прочую африканскую, бразильскую или американскую музыку. Нет человека, который при звуках этой музыки оставался бы равнодушным. Музыка — это магия.
—  Другие люди, их позитивное отношение к вам, их дружба, любовь. Поклонники. Комплименты делают вас более сильными. Светлые святые люди, бабушки, например. Комики. Ведь юмор — лучший
доктор. Врачи (хорошие, конечно) — в них есть одновременно нечто от мамы, сестры, подруги.
—   Знания, получаемые вами в школе, если их рассматривать не как принудительный труд, а как источник энергии, будут приносить радость и удовлетворение. Гордость за себя, за свой успех. Не нойте и не жалуйтесь на жизнь. Действуйте!!!
—  Сон. В нашем организме "установлены" собственные "биологические" часы, которые диктуют нам, когда спать, а когда бодрствовать.
У всех нас в течение суток происходит четыре биоритмических спада: между 9 и 10, между 13 и 14, между 17 и 18 и ночью, между 3 и 4 часами. А спим мы, как правило, только ночью. И это не совсем правильно. Исследования сна доказали, что сон в обед (от 10 до 30 минут) равен по ценности 1 часу ночного сна. Так что, если есть возможность, поспите днем и чувствуйте себя сильными. Великий Леонардо да Винчи спал каждые четыре часа по 15 минут. А ночью лишь 1,5 часа! Огромная экономия времени, которое можно потратить с большей пользой для себя и окружающих.
Что же забирает энергию?

  1. Курение. Курение "ворует" витамины у нашего организма.
  2. Плохие друзья, которые говорят только о себе и никогда не слушают.

—   Разочарования, когда всякий раз в душе умирает маленькая мечта.

  1. Сомнения в себе, недовольство собой.
  2. Нелюбимое дело, когда занимаешься ежедневно не тем, чем хотел бы.
  3. Нечестные товарищи, когда замечаешь, что они лгут.

—   Самовлюбленные знакомые.
— Вечно недовольные родители или учителя.
Обсуждение.

Игра "Рассказ о себе". (Привести примеры, когда вы получали заряд положительной или отрицательной энергии, и что с вами происходило. Какие чувства вы испытывали?)

  1. Прощание. Игра "Я люблю тебя за,..".

Занятие 5-7. Функциональные состояния. Состояние утомления. Оптимизация неблагоприятных функциональных состояний. Тестирование.
Цель:

  1. обратить внимание на благоприятные или неблагоприятные функциональные состояния детей;
  2. ознакомить со способами оптимизации неблагоприятных функциональных состояний.

Количество часов — 3.
1.  Эпиграф:
"Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления".
Н. Боуэви
2. Беседа. Примерное содержание беседы: "Каждый момент времени человек находится в каком-то состоянии. Это состояние определяет эффективность его деятельности.
Функциональные состояния — это комплекс наличных функций и качеств человека, которые определяют эффективность его деятельности. Два вида функциональных состояний — благоприятные или неблагоприятные. Благоприятные: состояние оптимальной работоспособности, готовности к действию, состояние операционной напряженности. Неблагоприятные: утомление, монотония, состояние психического пресыщения, стрессы. Утомление — временное снижение работоспособности за счет длительного воздействия нагрузки. Бывает допустимое и недопустимое. Допустимое утомление — это утомление, которое возникает в течение одного учебного дня и может быть снято своевременным отдыхом. Недопустимое — это хроническое утомление и переутомление (крайняя форма развития хронического утомления). Переутомление — это болезнь, которую нужно лечить. Поэтому важно вовремя заметить симптомы хронического утомления и принять соответствующие меры".
3. Тестирование. Опросник для оценки состояния хронического утомления. Он представляет собой ряд утверждений, характеризующих данное состояние по разным группам симптомов: ухудшение общего самочувствия, нарушение сна, затруднения в сфере общения, преобладание отрицательных эмоций.
Инструкция. Прочитав нижеследующие утверждения, ответьте "ДА", если вам данное состояние характерно, и "НЕТ", если оно вам не подходит.
Текст опросника:

  1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.
  2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно.
  3. Я стал вялым и безразличным.
  4. Я стал забывчивым.
  5. В последнее время мне стало труднее учиться.
  6. У меня ровный и спокойный характер.
  7. Меня мучают боли в висках и  во лбу.
  8. У меня бывают приступы сердцебиений.
  9. Мне трудно сосредоточиться на задании.
  10. У меня иногда возникает чувство тошноты.
  11. У меня часто болит голова.
  12. Моя учеба мне перестала нравиться.
  13. Я постоянно хочу спать днем.
  14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.
  15. Мне нравится работать в коллективе.
  16. Я с удовольствием прихожу в школу.
  17. У меня чаще всего беспокойный сон.
  18. Я все время чувствую себя усталым.
  1. Обработка результатов. Если ученик отмечает более трети отмеченных симптомов, то это говорит о начальной форме хронического утомления, если все симптомы, то о хроническом утомлении. Ключ: 1,
    2, 6, 15, 16 — 1 балл за ответ "НЕТ". Все остальные вопросы — 1 балл за ответы "ДА".
  2. Игра-самоанализ "Я готовлю уроки" или "Мой рабочий день".
    Обсуждение. Впечатления.

Рекомендации (исходя из определенных результатов и прошлого занятия по определению энергетического запаса). Работа с дневником. - Правило концентрации внимания "Я здесь и сейчас!".
Учет чередования устных и письменных уроков чередования гуманитарных и точных предметов при подготовке домашнего задания.
Ознакомление с правилом "стирания следов".

  1. Биологические ритмы организма. Лучше всего, продуктивнее всего усваивается учебный материал с 16.30 до 19.30. Именно в это время необходимо делать уроки.
  2. Помни девиз: "Я здесь и сейчас!" о предельной концентрации внимания.

— Скучное  сделать интересным не только для себя, но и для товарищей (подготовка дополнительного интересного  материала по "скучному" предмету).
-  "Полезные физкультминутки" (сбегать в магазин или вынести мусор...).
— Помни эпиграф, сделай его еще одним девизом: "Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления". Н. Боуэви.
6.  Упражнение "Дерево". Представьте себе дерево. Мощный и гибкий ствол. Переплетающиеся ветви, колышущаяся на ветру листва. Крона открыта навстречу солнечным лучам и влаге дождя. Корни прочно
вросли в землю. Почувствуйте питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Ваше дерево становится более сильным и мощным.
Земля — символ жизни, дает вам силу и мощь, дает вам энергию. Ваше дерево чувствует бодрость, жизнерадостность, готовность работать.
А теперь нарисуем свое дерево. Обсуждение. Впечатления.
Для руководителя. Можно сказать детям, что это упражнение можно проводить в транспорте, по дороге домой.
7.  Игра "Сила". Упражнение проводится в кругу. Все берутся за руки. Закрывают глаза.
"Сейчас мы будем передавать силу и любовь по кругу легким пожатием руки. Начинает, например, Даша. По кругу передается золотистый энергетический шарик силы и любви. Сила и любовь растет. Сде­лали глубокий вдох и выдох. Из вас выходит струя темной усталости. Усталость покидает вас. По кругу передается золотистый энергетический шарик силы и любви. Сила и любовь растет. Сила и любовь растет. Сделали глубокий вдох и выдох. Остатки усталости покидают вас. Сила и любовь растут внутри вас".
Обсуждение. Впечатления.
8.            Игра "Тропинка". Все дети выстраиваются в затылок и идут по помещению змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они преодолевают воображаемые препятствия. Начали. "Спокойно идем по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зеленая травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на пути появляются лужи. Обходим лужи... Одна... Вторая... Третья... Снова спокойно идем по тропинке... Перед вами мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идем по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... Два... Три... Четыре... Перешли болото. Снова идем спокойно. Перед вами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно идем... Ух! Наконец, перешли. Идем спокойно. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!"
9.  Упражнение "Как снять усталость". Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают вам хорошо отдохнуть, улучшают ваше настроение, а справа — те, которые утомляют и портят настроение.
Теперь напишите 5 положительных моментов на дела, которые утомляют и портят настроение.
Обсуждение. Впечатления.
Для руководителя. 6-9-е упражнения проводятся на выбор руководителя.
10.  Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 8-10. Мышление. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.
Цель:

  1. ознакомление с индивидуальными особенностями мышления;
  2. обсуждение достигнутых результатов (работа с дневником).
    Эпиграф:

"Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих, — знание, мысль, воображение".
В. Гюго
Количество часов — 3.
1. Беседа. Примерное содержание беседы: "Мышление — это неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно  нового.
В психологии распространена простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) отвлеченное (теоретическое), или словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление. В ходе исторического развития люди решали различные задачи сначала в плане практической деятельности, и только потом из нее выделялась деятельность теоретическая. Например, сначала человек практически (шагами) измерял земельный участок, и лишь потом появилась наука геометрия. Практическая и теоретическая деятельность взаимосвязаны. Как развивается детское мышление? В возрасте до 3-х лет включительно мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует познаваемые объек­ты по мере того, как он разбирает или собирает ("ломает") игрушки. Чем больше игрушек ломает ребенок, тем он любознательнее.
Наглядно-образное мышление. В простейшей форме это мышление возникает у детей в возрасте от 4-х до 6-7 лет. В ходе анализа познаваемого объекта ребенок не всегда должен потрогать руками то, что его заинтересовало. Часто он наглядно представляет этот предмет. Пример эксперимента Пиаже (с тестом). Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию. Их мышление, протекающее в форме образов, приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.
Отвлеченное или словесно-логическое мышление. Развивается у детей школьного возраста. Появление рассуждений, формирование понятий. В умственном развитии детей огромную роль играет усвоение различных понятий на уроках. Затем формируется целая система понятий. Развитие отвлеченного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-образное и наглядно-действенное мышление перестает теперь развиваться. Наоборот, эти первичные формы любой мыслительной деятельности продолжают совершенствоваться. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды и формы мышления. Например, у техников, инженеров и конструкторов особенно большого совершенства достигает наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное (конкретно-чувственное) мышление и т. д.
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у разных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных форм и видов мыслительной деятельности — наглядно-образного, наглядно-действенного, отвлеченного мышления. К индивидуальным особенностям мышления относятся и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.
Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается имен­но в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются  в ходе ее решения и ко­торые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (авария), но она нужна и школьникам. Так, даже некоторые очень хорошие ученики, когда их вызывают к доске решать новую задачу, теряются и смущаются. Эти отрицательные эмоции тормозят мышление: мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно. Это резкое замедление нередко появляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной обстановке".
2. Упражнение "Я в клетке со змеями" (для определения быстроты, самостоятельности и гибкости мысли).
Инструкция: "Сядьте удобно. Закройте глаза. Представьте себе на секунду, что вы попали вдруг в клетку с ядовитыми змеями. Ваша первая реакция". Обсуждение.

  1. Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.
  2. Работа с дневником. Обсуждение достигнутых результатов.
  3. Диагностика умственных способностей.

Назначение. Используется для исследования структуры умственных способностей.
Содержание субтестов:

  1. Дополнение предложений — способность формировать суждения.
  2. Выбор слова — проверка чувства языка, понимание значения слова.
  3. Аналогии — комбинаторные способности, подвижность, переключаемость мышления.
  4. Обобщение — способность к формированию понятий.

5.        Числовые ряды — теоретическое математическое мышление.
Примечание. Время на решение нижеследующих заданий ограничено — 40-45 минут (1 урок).
Для руководителя. Правильные ответы подчеркнуты.
Субтест 1
Задание состоит из неоконченных предложений, в которых отсутствует одно слово. Вам придется найти, из приведенных за предложением пяти слов, то слово, которое лучше всего подходит для дополне­ния соответствующего предложения.

  1. Кролик больше всего похож на... (кошку, белку, зайца, ежа, лису).
  2. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  3. Противоположностью предательства является... (любовь, отвага, хитрость, трусость, преданность).
  4. Обед не может состояться без... (пищи, голода, стола, воды, сервиза).
  5. Занятием, противоположным отдыху, является... (прогулка, забота, труд, усталость, тренировка).
  6. Сыновья... бывают опытнее, чем отцы (часто, никогда, не, всегда, иногда).
  7. В слове всегда есть... (приставка, корень, суффикс, окончание).
  8. Часть речи — это... (основа, подлежащее, глагол, окончание, суффикс).
  9. Второстепенный член предложения — это... (подлежащее, сказуемое, предлог, дополнение).

10. Бессердечный человек — это... (безжалостный, хитрый, глупый, трусливый, отважный).
Субтест 2
Из пяти слов, четыре по значению похожи, вам следует найти пятое слово, которое не относится к данной связи и является лишним.

  1. Стул, стол, птица, шкаф, кровать.
  2. Сидеть, лежать, стоять, бежать, сидеть на корточках.
  3. Писать, рубить, шить, читать, аплодировать.
  4. Узкий, угловатый, короткий, высокий, широкий.
  5. Велосипед, автобус, мотоцикл, поезд, трамвай.
  6. Ездить верхом, летать в самолете, бегать, грести, кататься на санках.
  7. Лермонтов, Пушкин, Маршак, Репин, Толстой.
  8. Багровый, красный, алый, коричневый.
  9. Имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, имя существительное.

10.  Тонкий, короткий, худой, толстый.
Субтест 3
Даны три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти слов, приведенных ниже, необходимо найти такое, которое было бы связано с ним так, как первые два друг с другом.

  1. Лес — дерево.                          Луг —... (трава, сено, корм, пастбище).
  2. Темный — светлый.         Мокрый —... (дождливый, сырой, дневной, сухой, холодный).

3.  Школа — директор.         Кружок —... (заведующий, член, руководитель, ученик, учитель).
4.  Круг — шар.                            Квадрат —... (призма, фигура, тело, куб, прямоугольник).

  1. Горы — перевал.                     Река —... (лодка, брод, паром, берег).
  2. Викторина — игра.         Диалог —... (приветствие, разговор, рассказ, вывод).

7.  Голод — истощение.        Труд —... (усилие, отдых, плата, усталость, подъем).
8.  Животное — коза.                    Пища —... (продукты, еда, хлеб, обед, кухня).
9.  Материал — шить.                  Бумага —... (рвать, писать, клеить, резать, печатать).
10. Ель — дуб.                             Шкаф —... (мебель, комната, кухня, скатерть, стол).

Субтест 4
Дать определения словам (1 балл — за наиболее полное и точное определение; 0,5 балла — за частичное определение; 0 баллов — неправильное и неточное определение):

  1. Рожь, пшеница —
  2. Сыр, масло -
  3. Яблоко, земляника —
  4. Поезд, корабль -
  5. Оттепель, заморозки —
  6. Шерсть, ситец —
  7. Часы, термометр -
  8. Нос, глаза -
  9. Громко, тихо —

10.  История, археология —
Ч Л
Субтест 5
Найти зависимость между числами и вставить пропущенное число.
1)2         4        6        8         10       12             14...      (16)
2)9         7         10      8         11       9               12...      (10)
3)3         6         12      24      48      96...                       (192)
4)6         9         12       15       18       21           24...      (27)
5)16        17       19      20      22      23            25...      (26)
6)19        16      22       19      25       22           28...      (25)
7)17        13       18       14       19       15         20...      (16)
8)4         6        12       14      28      30              60...      (62)
9)26       28      25      29      24      30              23...
10)29     26       13      39      36       18            54...
6, Прощание. Пожелание успехов.
Занятие 11-13. Мышление. Логическое мышление. Игры на развитие логического мышления
Цель:
•   проанализировать результаты тестирования;    обсудить общие для всех ошибки;
добиться интереса к интеллектуальным играм и стремления к познанию нового.
Количество часов — 3.

  1. Приветствие. Анализ результатов тестирования. Обсуждение общих для всех ошибок.
  2. Беседа. Примерное содержание беседы: "Наш мозг — это своеобразный механизм, состоящий из различных "винтиков и шурупчиков", как в часах. Каждый такой "винтик и шурупчик" мозга отвечает
    за определенные типы способностей:
  1. логические,
  2. речевые,
  3. математические,
  4. пространственного восприятия,
  5. память,
  6. умение формировать понятия.

Для того чтобы ваш мозг работал продуктивнее, необходима своеобразная "гимнастика для ума". Ведь если вы тренируете свое тело, мышцы становятся сильнее, лучше выдерживают все возрастающие нагрузки. То же самое происходит и с вашим мозгом. Если вы будете регулярно и настойчиво упражнять мышцы своего интеллекта, они станут сильнее, будут работать быстрее и с большей эффективностью".
3. Игра "Механизм мозга".
"Представьте себе свой мозг в виде живого механизма. Винтики, шурупчики — все двигается, все работает. Каждый винтик отвечает за очень важные способности вашего мозга. Найдите шурупчик, который ответственен за ваши речевые способности. Посмотрите, как он работает, все ли в порядке? А сейчас обратите внимание на винтик, отвечающий за ваши математические способности. Работает ли он с полной нагрузкой? Посмотрите на винтик, отвечающий за память..."
И так далее. Обратить внимание детей на каждую способность их мозга, особенно задержаться на способности логически мыслить.
Обсуждение.
Когда мы говорим о логическом мышлении, мы имеем в виду способность мозга анализировать окружающее рациональными методами, т. е. видеть взаимосвязи между явлениями и предметами и систем­но их упорядочивать.
Например, какое из этих пяти слов меньше всего подходит к остальным четырем? И почему?
Примеры логических задач
Картошка, яблоко, огурец, арбуз, помидор.
Пловец, плотник, шофер, парикмахер, маляр.
Грузовик, трактор, бульдозер, мотоцикл, велосипед.
День относится к ночь, как жарко к...(лето, холодно, чай, ночь, полдень).
Книга относится к бумага, как рубашка к...(пуговица, предмет, ткань, читать, печатать).
Минута относится к часы, как...
а) телескоп к  звезды,
б) весы к  вес,
в) время к  минута,
г)  сантиметр к  линейка.
Яд относится к противоядие, как:
а) операция к  сердце,
б) невежество к  учитель,
в) бег к прогулка,
г)  обжорство к  тучность,
д) удар к улака.
Головастик относится к лягушка, как тесто к... а) рыба, б) хлеб, в) печка, г) деньги.
Если переставить буквы в слове невежа, получится название: а) города, б) государства, в)животного, г) птицы, д) реки. Ответ: Женева.
Путешествия не бывает без:
а) пункта назначения, б) дороги, в) автомобиля, г) расстояния, д) денег.
Ответ: расстояния.

Пила относится к липа, как 6329:
а) к 2396, б) 3692, в) 9363, г) 2369, д) 6932.       Ответ: (г). Какое число продолжит эту последовательность? 124        5         10       11       22... Ответ: 23.
5.  Игра "Логика". Придумай и составь свою любую логическую задачу. Придумав собственные задачи, вы в десять раз глубже вникните в их суть. Итак, за дело! Постарайтесь, чтобы ни одна из ваших задач не была похожа на другую. Например, как насчет животных (или  предметов) и издаваемых ими звуков?

6. Игра "Правило". Для успешного решения логических задач или вообще любых других задач  давайте определим правила:
Правило L Внимательно прочитывайте каждое задание. Правило 2. Разбивайте сложные задачи на задачи  помельче. Правило 3. Будьте внимательны к условиям. Правило 4. Хороший мыслитель — это аккуратный мыслитель.
Прощание. Пожелание успехов.

Занятие 14-16. Мышление и речь. Выразительность речи
Цель:

  1. научить интонационному разбору текстов;
  2. добиться стремления к осознанию и пониманию трудного;
  3. учить  не бояться выступать публично.
    Количество часов — 3.

1.  Игра "Настроение". С каким настроением пришли на занятие?
На что похоже ваше настроение? Обсуждение, (При желании можно нарисовать свой образ.)
Для руководителя. Фиксировать пессимистичные настроения и по ходу занятия корректировать их.
2.  Игра "Интонация" (лучше, если игра проводится на конкретном учебном материале, заданном для заучивания на память.)
Для начала читаем текст, лучше, если это будет стихотворение для заучивания. Попробуем прочесть его монотонно, без пауз, без повышения или понижения интонации.
— Затем  задать вопрос, нравится ли такое прочтение, все ли понятно?
Обсуждение своих состояний и чувств при таком прочтении.
— А теперь попробуем прочесть стихотворение с интонацией. Но для начала тщательно проработаем его.
Для руководителя. Работа с карандашом. Дать детям обозначения для определения интонационных пауз, повышения или понижения интонации, восклицания или  вопрошения, многоточий или точек, запя­тых и т. д.
— Прочтение текста после проработки. Читает каждый вслух, можно несколько раз.
Как правило, после такой проработки и прочтения текст запоминается без особых усилий. Обсуждение.

  1. Игра "Я — актер" (выступают по очереди перед всей группой и читают отработанный текст).
  2. Интеллектуальная игра "Сравни понятия".

Сравнить близкие по значению понятия: "любопытство" и "любознательность" (записать свои формулировки понятий). Затем ознакомить ребят с нижеследующими формулировками (их также за­писать и сравнить со своими):
Любознательность — это бескорыстная жажда знания, желание проникнуть в сущность предметов и явлений. Ее характер хорошо передал поэт Борис Пастернак:
"Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины".
Любопытство же проявляется в бесцельном стремлении накапливать разрозненные факты, "коснуться до всего слегка", в скольжении "по верхам".
Любопытство и любознательность это интеллектуальные свойства личности, которые проявляются в стремлении узнать что-то новое. Различия здесь в мотивах познания, в его глубине.
Если любознательность — признак глубокого ума, то любопытство ведет к формированию личности с умом поверхностным, легкомысленным. Как указывал К. Д. Ушинский: "Любопытство может выработаться в любознательность и может оставаться только любопытством... Сначала человек только любопытен, но когда в душе его завяжется самостоятельная работа, а вследствие того и самостоятельные интересы, то он перестает уже быть любопытным ко всему безразлично, но только к тому, что может быть в какой-либо связи с его душевными интересами".

  1. Записать слова Ушинского и проанализировать интонационно, расставить все паузы, сформулировать кратко мысль автора, выделить самое главное. (Учить понимать трудное.) Читает вслух каждый по очереди. Обсуждение.
  2. Прощание. С каким настроением вы уходите с нашего занятия? На что сейчас похоже ваше настроение? Обсуждение.

Занятие 17-18. Мышление и речь. Формирование понятий
Цель:
• учить формировать понятия, обращать внимание на выразительность и правильность речи.
Количество часов — 2.
1. Приветствие. Игра "Здравствуйте..." Поздоровайтесь с предметами, которые вы видите в данной комнате, группируя их по классам.
Например: "Стол,  стул,  здравствуйте,  я знаю,  вы — мебель" и т. д. Здороваются  все  по  очереди.
Вывод. Мы видим, что не всем легко дается формирование понятий. Не все способны к творчеству. Но это не страшно. Любую свою способность можно развить. Что мы и делали сейчас, приветствуя пред­меты в этой комнате.
2. Игра "Сформируй понятие".
А сейчас давайте посмотрим на этот предмет. Это карандаш. Дайте определение данному предмету.
Например, карандаш — это школьная принадлежность для письма и рисования на бумаге.
Дается набор слов, сначала самых простых, а затем набор слов на основании изучаемых предметов, и ребята дают определения. Лучше, если это будет письменно. Своего рода словарь понятий. Можно рекомендовать завести свой словарь понятий, куда записывать составленные самостоятельно понятия и определения каких-либо явлений и предметов.
Например:
Тюльпан и фиалка — это...
Красный и белый — это...
Муравей и дуб — это...
Автомобиль и мотоцикл — это...
Собака и кошка — это...
Глагол, прилагательное — это...
И т. д.
3.   Упражнение "Рассказ". Расскажите о вашем классе. Что вам нравится, в соучениках, а что нет. Оцените ваше место и положение в классе и подумайте, как изменить его к лучшему, — ведь все зависит
от вас. Радость от общения в классе, от успеха в учебе не приходит сама по себе. Умный человек творит ее. (По очереди рассказывает каждый о себе перед всей группой.)
Обсуждение. Рекомендации. Умейте рассказать ясно, толково. Правильно составляйте предложения, не употребляйте "слов-паразитов". Следите за речью, чтобы она была грамотной и связной. Выдерживайте логику повествования.
4.  Игра "Портрет моей группы". Заранее готовится материал: разрезные цветные квадратики одинаковой формы, но разного цвета. Средних размеров лист бумаги, который прикрепляется на доске или стене.
Клей-карандаш.
Инструкция: "Ребята, сейчас мы создадим портрет или фотографию нашей группы. Здесь вы видите различные квадратики цветной бумаги. Вам необходимо выбрать какой-то один понравившийся вам
квадратик и наклеить его на этот лист бумаги — это будет фотография нашей группы. Вы должны выбрать себе место на этой фотографии".
Руководитель внимательно наблюдает за каждым и создает для себя примерную картину сплоченности коллектива.
5. Игра "Сочини историю". Каждый пытается сочинить историю, сказку, рассказ о том, что "один в поле не воин". (Это может  быть работа  в группах, парах. Затем  каждый  по очереди защищает свое произведение.)
Обсуждение. Впечатления.
Для руководителя. Можно заранее продумать призы и сделать конкурс на лучшее произведение.
7. Прощание (по выбору). Пожелание успехов.
Занятие 19-20. Некоторые сведения о памяти. Законы запоминания
Цель:

  1. углубить познания детей об одной из самых популярных психических особенностей человека — памяти;
  2. облегчить запоминание нужного при помощи усвоения основных законов запоминания.

Количество часов — 2.

  1. Приветствие. Игра "Что мне помогло?" Каждый рассказывает о наиболее часто используемых и понравившихся для него способах, с которыми ознакомились на занятиях. О своих впечатлениях и достигнутых успехах.
  2. Беседа. Примерное содержание беседы: "Память — одна из самых популярных психических особенностей человека. Сразу скажем: она того заслуживает. Еще древние греки считали, что богиня памяти
    Мнемозина является  матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Во многих современных научных работах можно прочесть: "мнемонические  действия", "мнемоническая деятельность" — это все о Мнемозине, т. е. о памяти. Если вспомнить мифологию, есть там один прекрасный герой Прометей. Оказывается, этот самоотверженный юноша не только одарил человечество огнем. Вот, что говорит древнегреческий поэт Эсхил устами Прометея:

Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять —
Им память дал,
мать муз —
всего причину.
Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, сохранение и извлечение информации.
Память начинается с запоминания — на пленку наносится какая-то информация. Эти образы, слова, впечатления должны удержаться, в психологии это называется —сохранение. Затем, представьте себе, что вы закладываете кассету, нажимаете клавиши, и то, что вы записали, звучит. Это называется воспроизведением. Но так бывает, что иногда запись с пленки стирается. Происходит очистительный, а может быть и разруши­тельный процесс — забывание. Почему очистительный? Да потому что все сохранить невозможно, да и не нужно. Слишком много мусора тоже ведь мешает. Разрушительный — это когда забываешь то, что необходимо помнить. Из-за этого часто возникают проблемы в повседневной жизни и на уроках. А с этим можно бороться, соблюдая основные законы запоминания. Законам запоминания и посвящено сегодняшнее занятие.
А сейчас, чтобы нам ничего не мешало качественно записывать необходимую информацию, мы проведем игру".
3.  Упражнение "Чистка механизма мозга". Представьте себе свой мозг в виде часового механизма. Но этот механизм покрылся пылью, грязью, завелись пауки, везде паутина. Некоторые, винтики заржавели, особенно у самых ленивых. Механизм плохо работает, ему мешает грязь, пыль, ржавчина, и, конечно, лень. Давайте возьмем необходимые инструменты для чистки своего механизма мозга. Это могут быть тря­почки, щеточки, машинное масло, может быть наждачная бумага, мыло или чистящее средство. Итак, начинаем чистку. Аккуратно протрите винтики и шурупчики тряпочкой, щеткой снимите паутину, если не помогает, то намочите тряпочку в мыльный раствор и еще раз протрите каждую гаечку, каждый винтик. Если где-то много ржавчины, попробуйте  отчисть ее наждачной бумагой. Обратите внимание на дальние уголочки, которые трудно достать, залезьте и туда, вычистите всю грязь. Как стало чисто! Весь механизм заблестел, стал лучше, веселее быстрее, свободнее работать. Можно для профилактики смазать его
машинным маслом. Вот, теперь порядок. Ваш механизм мозга работает в полную силу очень эффективно, плодотворно!"
Обсуждение.
4.  Законы запоминания.
Продолжение беседы.
Итак, сейчас мы познакомимся с вами с основными, наиболее важны­
ми законами запоминания. Если  вы  будете пользоваться  ими  в  учебе успех  вам обеспечен!
/. Желание. Установка. Цель.
Был проведен эксперимент: один преподаватель 25 лет читал около 5 тысяч раз молитву из 124 слов — это меньше половины страницы вашего учебника. И не смог безошибочно воспроизвести ее в памяти. Ему понадобилось 44 подсказки! Почему это происходит? Потому что не было желания, установки на запоминание, цели запомнить. Вот почему так важно соблюдать первый закон запоминания.
2. Эмоциональность.
Эмоции в большой степени влияют на нашу память. Как позитивные, так и негативные, эмоции буквально "впечатываются" в нашу память. Они отбирают наиболее важную для нас информацию. В основном мы долго помним вещи и события, которые нас глубоко тронули, потрясли, шокировали. Вот почему после интонационной проработки текстов они так легко запоминались (правильную интонацию невозможно подобрать, не прочувствовав текст). Почему очень легко запоминаются роли у актеров? Обсуждение. Главное — сознательно вовлекать в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций.
3. Ассоциации.
Это очень важный закон запоминания. Прибегая к образной ассоциации можно значительно расширить информацию, легче и быстрее запомнить ее. Например, вспомните нашу игру "На что похоже настроение?". Сразу легко приходят на ум ваши образы, а через них и ваши настроения.
4. Действенный.
Действие служит основой запоминания. Запоминается то, что так или иначе связано с целью деятельности. Поэтому мы так часто на наших занятиях записывали полезную информацию. Это называется механическим запоминанием. Черти, рисуй, записывай — словом, действуй!
5. Концентрация. Внимание — центральное звено процесса запоминания. Невозможно поддерживать достаточный уровень внимания, когда ум занят чем-то другим. Так бывает при  всякого рода помехах:
отвлекающих событиях, отклонениях от темы, беспокойстве, депрессии... При обретении контроля над вниманием случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это
первый и, пожалуй, самый важный шаг на пути к хорошему запоминанию. Мы не раз говорили с вами на занятиях о значении предельной концентрации внимания, когда рассматривали тему "Талант", когда
знакомились с девизом своей работы "Здесь и сейчас!".
6. "Не стирай следы!"
Наш мозг — своеобразный механизм. Мышление левого полушария  систематизированно, логично, рационально. Способ работы правого полушария — это картины, образы, эмоции. Левое полушарие го­ловного мозга отвечает за точные науки, в то время как правое — за гуманитарные. Когда вы учите какой-то предмет, например, русскую литературу, информация уходит в правое полушарие головного мозга, и, если вы после этого будете учить белорусский, то происходит так называемое "стирание следов". Наша память любит разнообразие. После русского учи математику, после математики — литературу, тогда наиболее вероятно, что выученный материал запомнится легко и быстро и сохранится в памяти надолго.
7.  Осмысленность. Логическое осознание.
Необходимо пользоваться смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой — кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит. Когда учишь — рисуй логические схемы, черти графики, выделяй главное.
Давайте проведем простой эксперимент. Послушайте и постарайтесь запомнить группу слов. Потом я буду читать первое слово каждой пары, а вы должны вспомнить и записать второе слово.
5.  Эксперимент.
Тетрадь — окно.                          Гора — ручка.
Голова — туча.                            Маяк — кино.
Вилка — краска.                           Сосна — ложка.
Чашка — дерево.                         Бритва — солнце.
Кошка — свеча.                           Радость — река.
Предложить другой ряд слов для запоминания:
Стол — мебель.                            Дождь — туча.
Свеча — театр.                             Стакан — кофе.
Лицо — глаза.                              Сосна — лес.
Трава — цветок.                           Тарелка — суп.
Бабочка — гусеница.
6.  Обсуждение. Анализ.
Вывод: Осмысленное запоминается гораздо лучше.

  1. Практика. Использование законов запоминания на конкретном
    учебном материале.
  2. Прощание. Что понравилось больше всего?

Занятие 21-23. Память и внимание
Цель: ознакомить с механизмом запоминания и его центральным звеном — вниманием; доказать, что от концентрации внимания зависит успех; учить наблюдательности.
Эпиграфы: "Гений — это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете".
И. П. Павлов "Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным". Сэмюэл Джонсон
Количество часов: 3
1. Приветствие. Упражнение "Сила моего желания". Покажите рукой, насколько сейчас сильно ваше желание выучить определенный урок? Напомнить первый закон запоминания и создать установку на усвоение необходимого материала.
Для руководителя. Можно нарисовать домики желания на доске. Сила вашего желания — это домик. В каком домике вы хотите поселиться? Все записывают свои имена в тот домик, который понравился. Или гора. Какая она? Какого размера? Вопрос для обсуждения: Все вы видели, кто куда поселялся. Как вы думаете, если у человека очень сильное желание, он может достичь успеха? А если нет? Есть ли взаимозависимость внимания и желания? Для руководителя. Можно вынести эти вопросы для обсуждения в группах или парах. Обсуждение.
2. Беседа. Примерное содержание беседы: "Чтобы улучшить свою память, необходимо усвоить не только законы запоминания, но и понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти. потребность и интерес-_мотивация- внимание концентрация- организация Первое  звено этой цепи — это потребности  или  интерес (чего я хочу? Мое   желание).
Мое желание побуждает меня к действию — мотивация. Внимание находится в самом центре этой цепи — это необходимая предпосылка запоминания. Невозможно поддерживать достаточный уровень внимания, когда ум занят чем-то другим. Так бывает при всякого рода помехах: отвлекающих событиях, отклонениях от темы, сильных переживаниях, усталости, беспокойстве, депрессии. При обретении контроля над вниманием спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это первый шаг на пути к хорошему запоминанию. Следующее звено — концентрация. Нужна предельная концентрация внимания. Вам необходимо сосредоточить внимание на запоминаемом предмете и уделить ему достаточно времени. Степень концентрации играет важную роль в запоминании. Организация. Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Это своего рода компьютер с различными файлами, в которых хранятся те или иные сведениями. Итак, внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится. Забывание происходит всякий раз при разрыве этой волшебной цепочки. Развивая внимание, вы одновременно активизируете свои чувства и интеллектуальные способности".
3. Игра "Отвернись". Мы уже общаемся более получаса. Отвернитесь друг от друга, сядьте спиной к своим соседям, так, чтобы вы не могли друг друга видеть. А теперь ответьте на ряд вопросов (письменно).
Для руководителя. Можно проводить игру парами. Каждая пара рассказывает друг о друге. Остальные наблюдают и фиксируют ошибки.

  1. Какого цвета одежда на вашем соседе (соседке)? Что  одето на  нем (на ней) сегодня: свитер, рубашка, жилетка, пиджак и т. д.  Какие  цвета преобладают? Какая обувь? Цвет? Носит ли украшения? Какие? Опишите волосы своего соседа: цвет, тип, прическа? Какого цвета у него глаза?

Какие принадлежности у него (у нее) на столе? Можно задать вопрос: "А в какой одежде сегодня пошла твоя мама на работу? А папа? Какого цвета волосы у твоей мамы? Папы?" И т. д.
Вывод: Мы видим, насколько люди мало наблюдательны. Однажды я решила изменить свой собственный имидж, сделала другую прическу и покрасила волосы. Никто из домашних сразу не заметил произошедших со мной перемен. И только через три недели мой сын спросил меня, что я сделала со своей головой? Поэтому наше внимание требует тренировок. Благодаря тренировкам наблюдательным может стать каждый.
4.  Игра "Разведчики". Представьте себе, что вы разведчики. Поднимите воротнички, как в детективах. Задача такова: сейчас вы пойдете домой и постараетесь по дороге запомнить как можно больше предметов — домов, светофоров, вывесок, витрин, деревьев. Придя  домой, начертите план улицы. А потом проверьте, много ли вы допустили ошибок.
Если играть в разведчиков каждый день (ходя по разным улицам), можно неплохо натренировать свое внимание. Играть в "разведчиков" уча уроки еще более полезно, потому что вы тренируете свое внимание и заодно выучите урок. Итак, поднимите воротнички. Вы — разведчики. Вам необходимо тщательно выучить математику, потому что от этого зависит ваше будущее (завтра контрольная).

  1. Самостоятельная подготовка урока по выбору.
  2. Прощание. Напомнить, что ребята уходят домой "разведчиками".

Занятие 24-25. Воображение. Виды воображения. Игра "Чернильное пятно"
Цель:

  1. изучить уровни своего воображения;
  2. показать необходимость развития воображения и творчества.
    Эпиграф:

"У меня шесть слуг, которые обучили меня всему, что я знаю. Имена их таковы: ЧТО, ПОЧЕМУ, КОГДА, КАК, ГДЕ и КТО.
У нас умный дух, но ему нужно задавать вопросы".
Киплинг

  1. Приветствие. Игра "Я был разведчиком" (по прошлому занятию). Обсуждение, Впечатления.

Беседа. Примерное содержание беседы: "Воображение или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов. Воображение — это необходимый элемент творческой деятель ности человека, это средство создания образов. Воображение позволяет нам представить результат труда до его начала, предвидеть будущее. Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте себе на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть в различные игры. А как смогли бы они усвоить школьную программу? Проще сказать — лишите человека воображения, и прогресс остановится! Давайте рассмотрим виды воображения.
Воображение бывает:
Пассивное (грезы) — образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной  на  воплощение их в жизнь (бесплодная мечтательность — я мечтаю стать самым умным, но делать для этого ничего не хочу. Или я  мечтаю стать авторитетом в коллективе, но также не хочу приложить для этого никаких усилий). Но ведь и ум, и авторитет надо заработать.
Воссоздающее -— воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию. (Чтение книги и создание образов, заочное путешествие по карте, стране...)
Творческое — самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Например, издавна человечество мечтало летать. Вспомните легенду об Икаре. А теперь у нас есть самолеты, ракеты...
Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в его деятельности".
3. Игра "Чернильное пятно". Материал: лист бумаги и гуашь или чернила (черные, красные, синие, зеленые). Руководитель или сами дети ставят чернильные пятна, а затем сгибают лист пополам так, чтобы "раздавить" эти пятна.
Инструкция: Разгладьте бумагу равномерно, пока пятно не приобретет окончательную форму. Разверните лист и вы увидите удивительную фигуру. Симметричную, ибо одна ее часть является отражением другой. Дайте чернилам высохнуть и приступайте к исследованию. Вам предлагается изучить эти аморфные, слабо структурированные и разноцветные пятна. Изучите их не торопясь, всматриваясь в чернильное пятно, старайтесь увидеть в нем как можно больше содержания и смыслов. Время изучения не ограничено. Теперь вам предлагается ответить на вопрос: "Что это такое?". Определив это "что-то" словесно, понятиями, суждениями, умозаключениями, короче говоря, создайте текст, сочинение. Не ленитесь, пишите быстро, охотно. И чем больше вы напишете, тем полнее, точнее будет характеристика вашего воображения, тем полнее и точнее вы узнаете свои возможности.
Каждый по очереди зачитывает свое сочинение. Руководитель отслеживает уровни развития воображения.
Для руководителя.
Воображение первой зоны или уровня характеризуется описанием чернильного пятна, в котором доминируют следующие понятия или слова: животные, рентгеновские снимки, неживые предметы... Воспринимает пятно частями.
О чем это говорит?
Человек не вышел за пределы содержания пятна, отраженного в сознании, и нашел для воспринятой фигуры аналогии, ассоциации, образы из своей памяти. Мысль здесь работает в одном направлении — ра­зыскать в памяти похожее. Каждый образ становится исходной точкой для других ассоциаций. Возникает цепная реакция ассоциаций. И они блокируют работу механизма воображения: оно бездействует, а человек воспринимает то, что знает. Такие показатели не плохие, но и не отличные. Они свидетельствуют: человек имеет огромный резерв развития памяти, мышления, чувств и воображения, работающих всегда вместе. Но над ними господствует память.
Воображение  второй зоны характеризуется описанием цветов, переливов цветов, описана  целостность изображенного, название фигуры или элементов. Описаны чувства.
О чем это говорит?
Человек с таким воображением особенный. В бессодержательном пятне, как и везде, он видит определенный смысл, пытается создать из него гармоничную целостность (работа чувств), что свидетельствует о преимуществе силы чувств над мышлением. Эти люди сентиментальны. Они, прежде всего, созерцают свои чувства и любуются ими, их течением. Но они пассивны. Действие для них мучительно. И они избегают действий.
Воображение третьей зоны характеризуется оригинальностью. Это не механическое воспроизведение действительности — один к одному, а с определенной переработкой, с тем или иным пониманием. Есть выход на глобальную проблематику. В записи не попали снимки, животные, растения, отдельные детали, движение цвета. Сочинено 25-30 предложений.
О чем это говорит?

  1. Мышление, воображение такого человека работают в оптимальном режиме, поддерживают друг друга и усиливают действие мысли. В очевидном видит невероятность, оригинальность. Такой человек создает новые образы, а не берет их из прошлого, т. е. творит. Неизвестное чернильное пятно становится не просто предметом восприятия, а сы­рьем для работы мысли, приобретает функцию толчка, энергии, благо­даря чему создаются содержание, форма и смысл того, чего  нет  и  никогда не будет в исходном материале. Обсуждение сочинений. Чья работа понравилась больше всего? Можно зачитывать свои сочинения, играя в знакомую игру "Я —актер".
  2. Рекомендации. Как видим, большинству из нас необходимо работать над развитием своего воображения и своих творческих способностей. Все заключено в нас самих. И дверь к успеху открывается по нашему  желанию/Чем больше вопросов возникает, чем любознательнее человек, тем больше он знает, и тем вероятнее, что успех ему обеспечен.

Киплинг писал: "У меня шесть слуг, которые обучили меня всему, что я знаю. Имена их таковы: ЧТО, ПОЧЕМУ, КОГДА, КАК, ГДЕ, КТО. У нас умный дух, но ему нужно задавать вопросы".
Итак, задавайте вопросы себе, окружающим, жизни.
Удивляйтесь. Именно удивление возбуждает активность воображения. С удивления начинается мышление. Чувство удивления пленяет, захватывает нас. Это особое состояние человека, в котором увлечение и интерес сочетаются с уважением к неведомому. Поэтому оно и берет нас в плен.
Шутите. Всякий, кто обладает достаточно развитым чувством юмора, гораздо лучше понимает и природу нестандартного мышления, нежели тот, кого природа не наделила этими чувствами.
Для руководителя.
Можно рекомендовать завести папку "Мое будущее". На первых страницах, которые вы подошьете в эту папку, пометьте свои личные цели и желания, ориентированные на будущее. Все, что вы бы хотели достичь, выучить, увидеть. Затем тщательно распределите все написанное по разделам:

  1. Моя будущая профессия.
  2. Расширение моих знаний и углубление образования.
  3. Разумное использование своего свободного времени.
  4. Мои частные желания и цели, касающиеся моей личной жизни.
  5. Все возможное, что я смог бы сделать для сохранения своего здоровья и поддержания жизненных сил.
  1. Интеллектуальная физкультминутка. Предлагаются начальные буквы четырех-пяти слов, которые должны войти в состав законченного предложения. Например: М 3 В П. Необходимо соста­вить фразу. Например, это будет фраза: Местные Заводы Выполнили План.
  2. Обсуждение. Впечатления.
  3. Прощание-пожелание.

Занятие 26-28 . Творческое воображение. Игры на развитие творческого воображения.
Цель:

  1. развивать творческое воображение, фантазию;
  2. стимулировать поиск нестандартных, творческих путей решения обычных задач;
  3. создать положительные эмоции.

1. Приветствие. Упражнение "Представьте себе..." (на представление любого образа, чувства по желанию группы или руководителя). Например, представьте себе свой успех. Что это за образ? На что похож ваш успех? Что он чувствует? О чем он думает? О чем мечтает? Поделитесь впечатлениями.
2.  Беседа. Примерное содержание беседы: "Творческое воображение развивается особенно интенсивно от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к науке, искусству. Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: "Что нужно сделать для того, чтобы стать сказочником?". "Учи как следует математику", — услышал он в ответ. Действительно, способность создавать что-нибудь необычное, новое закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение и творческое мышление обеспечивает вам новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию памяти и мышления, обогащают жизненный опыт. Всем известно, что одна из самых сложных форм школьного обучения — написание сочинений. Школьники, отличающиеся богатым воображением, пишут их легче и лучше. Именно эти дети отличаются успехами и по другим предметам тоже. Как видим, воображение выходит на первый план и характеризует всю умственную деятельность человека. Поэтому так важно развивать эту бесценную способность. Сегодняшнее наше занятие мы и посвятим развитию способности фантазировать".
3. Игра "Чепушина". Написать возле букв слова, образующие законченное предложение. Например:                О       К       Д   Т        Ж      Н       А Е        Р        К        Ш
Для руководителя. Чем больше предложений придумают дети, чем смешнее они будут, тем лучше. Из всех наработанных предложений можно составить небольшой рассказ ("чепушину"). Можно организо­вать конкурс на лучший рассказ-чепушину.
4. Игра "Три слова".
Ниже предлагается три слова. Необходимо как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.Слова для работы:  ДВОРЕЦ             БАБУШКА          КЛОУН    РАЗБОЙНИК   ЗЕРКАЛО               ЩЕНОК
ТОРТ                     ОЗЕРО                        КРОВАТЬ
Для руководителя. Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностической цели используется следующий прием обработки. Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями: 5 баллов — остроумная, оригинальная фраза. 4 балла — правильное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используется все три слова. 3 балла — банальная фраза. 2 балла — два слова имеют логическую связь, а третье — нет. 1 балл — бессмысленное сочетание слов.

  1. Игра "Рифма". Необходимо за одну минуту подобрать как можно больше рифм к слову "ЛИМОН". Подсчитать результат.
  2. Упражнение "Винегрет". Вырезаются их газет заголовки статей. Вырезки тасуются, группируются — получаются сообщения о нелепейших, сенсационных или забавных событиях. В заголовках можно менять форму слов с целью обеспечения их смысловой связи. Можно использовать обычную книгу. Кто-то называет страницу, строку и слово. Набрав таким образом несколько случайных слов,
    ребенок должен сочинить короткий сюжетный рассказ, используя данные слова. По количеству составленных фраз можно оценить, у кого из детей лучше развита фантазия и кому ее необходимо развивать.
  3. Упражнение "Танец". Детям предлагается потанцевать. Каждый может танцевать что хочет. Ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если этот образ он придумает сам.
  4. При затруднении руководитель может помочь подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "кошку", "лошадку", "цветок", "конфету", "тесто", "молоток"...
8.  Игра "Сказочный город". Вспомните сказки со сказочными городами и придумайте стихотворение, рисунок или песенку на эту тему.
Для руководителя. Продукты этого задания собираются, и оформляется альбом о сказочном городе, где будут собраны рисунки, песенки, стихи. Дети сами собирают и оформляют, склеивают этот альбом по своему желанию.

9.Прощание. Пожелание успехов.

Занятие 29-31. Воображение и эмоции. Игры
Цель:

  1. используя богатство эмоциональных состояний детей, развивать их воображение;
  2. целенаправленно организуя их фантазию, формировать у ребят культуру чувств.

1.  Приветствие. "Покажи свое настроение". Круг. Каждый по очереди показывает свое настроение в данный момент.
Обсуждение.
2. Беседа. Примерное содержание беседы: "Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину. Как было сейчас с нашими настроениями. Влияние чувств на воображение и наоборот было давно замечено учеными. Еще в прошлом веке французские психологи выяснили, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Наш психолог Л. С. Выготский вывел закон "общего эмоционального знака", суть которого в том, что всякая эмоция, всякое чувство стремится воплотиться в образы. Эмоции как бы собирают впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь человека стимулирует развитие воображения.
Второй закон, выведенный все тем же Л. С. Выготским, называется "законом эмоциональной реальности воображения". Он говорит о том, что всякая фантазия влияет на наши чувства, и, если эта фантазия не является действительной, то все же само по себе чувство будет реально переживаемым, захватывающим человека. Например, вы все очень любите рассказывать "страшилки". Нередко это кончается настоящим испугом от собственной фантазии. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения, Когда вы играете, часто ваши игры заканчиваются конфликтами. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рожденные образами фантазии придают этим образам статус реальности. Вы можете побить воображаемого "фашиста", которого играет ваш друг, или поколотить "Кощея". Сталкивались с такими ситуациями? Расскажите о них".
Обсуждение. Впечатления.
Продолжение беседы: "А сейчас давайте рассмотрим такое неприятное эмоциональное состояние, которое нам очень не хочется переживать, но мы, в силу различных обстоятельств, переживаем его снова и снова, от которого очень трудно избавиться, — это тревога и страх. Чем сопровождаются эти неприятные переживания?"
Обсуждение. Потеют руки, тяжесть в груди, "ноги подкосились", учащается дыхание, тело напрягается, появляется плохое настроение, пессимизм, озлобленность, усталость — в результате этого ухудшается учеба, появляется неуспех, портятся отношения с одноклассниками, друзьями, родителями, учителями. Один из способов избавиться от этого противного состояния тревоги и страха — это его понять. Итак... А чего же мы боимся?
Обсуждение, Каждый рассказывает, чего он боится или о чем он бес­покоится.
Для руководителя. Исходя из конкретных страхов детей, проводится следующее упражнение.
3.  Упражнение "Мой страх". Представьте себе свой страх. (Страх  перед будущим. Страх покраснеть. Страх  за  свое здоровье...) Что это за образ? Рассмотрите его. Как он выглядит? Как его зовут? Где он
живет? Что он чувствует? О чем он думает? А теперь откройте глаза и нарисуйте свои страхи. Расскажите о них.
Для руководителя. Рассказывает каждый по очереди, демонстрируя свой рисунок.
Руководитель задает вопрос: "Вы хотите избавиться от своего страха?". Или просто сказать: "А сейчас отдайте мне свой страх".
Как правило, дети отдают свои рисунки руководителю. Руководитель безжалостно разрывает детские страхи, кладет их на поднос и поджигает. Дети наблюдают за огнем. В это время можно дать творческое задание сочинить стихотворение, рассказ, басню о том, как очистительный огонь побеждает страх.
4.  Творческая игра "Очистительный огонь".
Обсуждение. Впечатления.
5.  Игра "Станцуй радость". Вам предлагается в танце выразить
чувство радости. Танцуют все по очереди или парами.
Обсуждение. Впечатления.
6. Прощание. Игра "Комплимент". Можно прослушать песню Б. Окуджавы "Давайте говорить друг другу комплименты..."


Занятие 32-34. Воля и цель. Игры
Цель:учить детей ставить конкретные цели и стремиться к их реализации.
Эпиграф:"В моем словаре нет слова "невозможно". Наполеон
1. Приветствие. Упражнение "Визитка". Все выбирают какой-то предмет и кладут его перед собой. А затем, по очереди, идентифицируются  с этим предметом (говорят вслух: " Я — ручка..." и т. д.) и  расска­зывают об этом предмете: какая у него цель и какими способами он ее достигает?
Например: "Я — ручка, я хочу научиться красиво писать и поэтому я хожу на эти занятия".
2. Беседа. Примерное содержание беседы: "В учебе и в жизни вообще человек может быть таким, каким он хочет быть. Учеба нужна для того, чтобы человек мог собой гордиться. Испытывать чувства до­стоинства, самоуважения. А для того, чтобы собой гордиться, необходимо работать над своими волевыми качествами, иметь четкие определенные цели и стремиться к их реализации. Множество людей по разным причинам часто не имеют представления о том, что бы они хотели делать, к чему стремиться. Необходимо помочь найти им свою цель и двигаться к ней, иначе они никогда не достигнут успеха. Чело­век чем-то напоминает велосипед, который в состоянии сохранять равновесие только в движении по направлению к чему-то. Мы созданы преодолевать препятствия и решать проблемы, а если этого нет, то мы не удовлетворены жизнью и несчастны. Люди, которые говорят, что они несчастливы — это люди, не имеющие конкретной осмысленной цели. Но достаточно ли просто иметь цель? Необходимо еще приложить усилия, чтобы ее достичь. Сейчас я нарисую одну волшебную картинку, которая поможет вам стать такими, какими вы хотите. Например, Наполеон говорил: "В моем словаре нет слова "невозможно" .

3.              Игра "Я — полководец". Определи (проведи линию), сколько у тебя воли и ума для достижения своей цели. И какие эмоции положительные или отрицательные ты переживаешь, глядя на свою картинку?
Обсуждение. Впечатления. Продолжение беседы: "То, как эти качества: воля и ум, сочетаются в человеке, зависит от каждого. Учеба — это тоже сражение. Согласны? Я могу учить, но когда меня вызовут, могу все забыть, т. е. полководец потерпел поражение на поле боя. А вот для этого есть воля, которая поможет. Итак, чтобы достичь успеха в учебе и не только в учебе, нужно развивать ВОЛЮ, прилагать усилие. Согласны ли вы прилагать усилия, чтобы достигать успеха?" (Отвечает каждый.)

  1. 4. Упражнение "Моя воля". "Какое усилие вы будете прилагать, выбирайте сами. На что похоже ваше усилие, ваша воля? Какое оно будет по размеру? Нарисуйте свою волю.
  2. 5. Упражнение "Я все могу!" Каждый по очереди повторяет слова: "Что бы ни произошло, я с этим справлюсь! Я все могу!!!"

Для руководителя. Обращать внимание на интонацию, с которой произносятся эти фразы. Поправлять, если ребенок говорит неуверенно и вяло. Заставлять произносить волшебные слова уверенно, четко, твердо. На словах "Я все могу!" можно добавить жест руками. Руки внизу, сжатые в кулаки. С силой руки на себя, как бы накачивая энергию, проговорить фразу "Я все могу!!!"
6.  Упражнение-конкурс "Моя символика". Ребятам предлагается придумать и изобразить три символических атрибута, отражающих, по их мнению, самое главное в личности каждого из них. Атрибуты: псевдоним, именной знак и девиз. Каждый работает на отдельном листе бумаги.
Обсуждение. Впечатления.
Чья символика понравилась больше всего?
Для руководителя. Листы с работами можно пустить по кругу, и каждый участник на каждом листе выставит оценку по 10-балльной системе. Все полученные баллы суммируются, суммы сравниваются между собой. Выигрывает, получивший  большую сумму.
7. Прощание. Пожелание успехов. Игра "Солнышко".


Занятие 35. Заключительное. Прощание-пожелание
Цель: закрепить стремление к успеху, сделать сравнительный анализ своих достижений убедиться в своих возможностях и силах. Ведь действительно, Я — МОГУ!!!
Эпиграф: "Неудачи здесь быть не может". Сюзан Б. Энтони
1.  Приветствие. Мои впечатления о работе в группе. Высказывается каждый по очереди.
2.  Упражнение "Цветок" (или "Я — реальный, Я — идеальный").
Для руководителя. Это игры и упражнения из первых занятий. Но можно их усложнить. Добавить сравнительный анализ, используя полученные знания на предыдущих занятиях. Но не простой анализ, а творческий. Например, составь стихотворение, рассказ, басню, сказку о том, как неисправимый неудачник или робкий, застенчивый, неуверенный в себе несчастный человек становится счастливой преуспевающей личностью.

  1. 3. Беседа. Примерное содержание беседы: "Итак, мы встретились с вами сегодня в последний раз. Тот, кто сделал для себя верные выводы, стал на путь самосовершенствования, тот добьется
    успехов и состоится как личность! Даже небольшие достижения —заслуга, но надо еще больше работать над собой. Не страшно, если продвижение небольшое. Главное сделан правильный вывод — удвоить усилия. Вы многому научились, о многом подумали, стали решительнее, смелее. Вот и продемонстрируйте это".
  2. 4. Игра "Экзамен". Группа — комиссия по приему в театрально-художественный институт. А вы сдаете экзамен, поступаете в самый желанный для вас институт. Сейчас вы зачитываете свою творческую
    работу. Действуйте свободно, раскованно, артистично, смело.

5.Упражнение "Ступеньки успеха". Вспомните все свои успехи. Представьте их в виде ступенек. Одна, другая, третья... Сколько их еще? Представьте, что вы идете по этим ступенькам успеха. Одна, другая, третья... Сколько ступенек прошли? Сколько еще осталось пройти до определенной цели?
Обсуждение. Впечатления.
Для руководителя. Все упражнения на образные представления (кататимное переживание образа) можно выполнять с закрытыми глазками под музыку. Если ваши дети любят и хотят рисовать, значит, та­кие упражнения сопровождаются рисунками. Мы на своих занятиях часто рисуем. Рисунки помогают в обсуждении.

6.  Коллективное письмо-пожелание хроническому неудачнику.
"Вы все в чем-то преуспели. Но ведь есть дети, которым очень тяжело, они страдают, думают, что они неисправимые неудачники и никогда не достигнут успеха. Вы хотите помочь таким людям? (Отвечает каждый.) Тогда давайте напишем коллективное письмо-пожелание такому человеку".
Для руководителя. Можно объяснить детям, что очень эффективны письма, которые пишут сами дети, в данном случае хроническому неудачнику (а по сути сами себе). Ведь написанное убеждает и внушает сильнее, чем сказанное. А еще сильнее убеждает написанное, выстраданное, обдуманное самим собой. В письме, написанном от руки, — символика и некая магия. Письмо читают, уединившись, по несколько раз, и оно воздействует, как внушение. Письмо читают неспешно, на чем-то задерживаясь, к чему-то вновь и вновь возвращаясь, его берут с собой, хранят и перечитывают по много раз.
7.  Прощание. Подведение итогов. Игра "Ладошка-пожелание".
В тетрадке или на листе бумаги обрисовать свою ладонь, подписать. Пустить свои ладони по кругу. Каждый пишет пожелание, или признание в любви, или комплимент.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.