Роль притч и историй в психологической практике
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

В процессе психологической работы, особенно с социально-дезадаптированными детьми, важно привести их к мысли о возможном существовании других ценностей и правил поведения, кроме собственных, о возможности различного поведения в похожих ситуациях и о существовании множества путей достижения цели. Любая лобовая атака на ценности ребенка, скорее всего, вызовет у него столь же лобовой отпор. Важно подвести ребенка к нужной мысли так, чтобы он считал ее своей, пришедшей изнутри и в дальнейшем защищал ее как свою. Одним из эффективных способов такого взаимодействия является опора на притчи, истории, сказки, метафоры и т. д. Притчи широко известны с давних времен в восточных учениях и религиях. Н. Пезешкиан, а вслед за ним и его сын X. Пезешкиан целенаправленно используют притчи в созданном и развиваемом им направлении «Позитивная психотерапия». В позитивной психотерапии выделен ряд функций или процессов, инициируемых притчами.

История как зеркало
Человек, слушая историю, непроизвольно сравнивает свои мысли и переживания с тем, о чем в ней рассказывается. Восприятие всех людей построено таким образом, что их внимание обращается преимущественно на то, что наиболее ярко отражает присущие им самим чувства, переживания и мысли. Соответственно, реакция на историю может стать основным направлением психологической работы.
Ребенок бессознательно идентифицирует себя с тем, что он воспринял из истории. Обсуждая ее, он говорит о себе, о своих проблемах и желаниях. Субъективное понимание изложенной ситуации, смысла истории определяется влиянием имеющегося индивидуального опыта и фантазий ребенка.
Отсутствие целенаправленного давления позволяет ребенку как бы со стороны взглянуть на свои проблемы. Он может занять позицию наблюдателя в процессе обсуждения смысла истории и увидеть различное восприятие ее участниками группы. Ребенок может выработать новое отношение к беспокоящей его ситуации, к себе, к окружающим людям. История выступает в роли зеркала, отражающего проблему ребенка. Разглядывая это отражение, он размышляет и ищет новые решения своего конфликта.
История как модель ситуации
Истории отражают основное содержание проблемы, предлагают возможные варианты их решения и вероятные последствия этих решений. По существу, истории являются моделями актуальных ситуаций участников группы. Совмещая эти модели со своими конфликтами, дети учатся их интерпретировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и в конечном итоге находить варианты решений, из которых выбирают для себя наиболее подходящий. Истории позволяют смоделировать как стереотипное, так и неординарное видение ситуации и принять не только традиционное в данной культуре, но и непривычное для окружающих решение.
Как правило, люди бессознательно стараются сохранить усвоенные ими ранее стереотипы поведения, мышления, свои ценности, убеждения, мифы, фантазии. И поэтому любые попытки их изменения встречают сопротивление и включают защитные механизмы. Формы сопротивления могут быть различны: от молчания, опозданий, пропусков занятий до прямого отказа под предлогом, например, нехватки времени, неудобства расписания, сомнения в пользе занятий и т. д.
В психологической работе с помощью историй фронтальная, лобовая работа заменяется опосредованной. Психолог говорит не об особенностях конкретного участника занятия, а о вымышленном персонаже. И участники занятий обсуждают не свои проблемы, а действия некоего персонажа истории. В этом случае ребенку нет необходимости защищать свою личность, и он открывается, обсуждая вымышленную ситуацию с вымышленными героями, а по существу проговаривая собственные проблемы. Посредством истории ребенку можно объяснить то, что в форме прямого диалога он слушать не станет.
История и хранение опыта
Краткие истории, отличающиеся богатой образностью и эмоциональной насыщенностью, запоминаются легко и надолго. Поэтому они длительное время продолжают жить в памяти ребенка и в повседневной жизни становятся своеобразным ориентиром. У него могут возникать различные ситуации, в соответствии с которыми одна и та же история может иметь разный смысл. То есть опыт, полученный при осмыслении одной истории, будет оказывать влияние на принимаемые им решения. С другой стороны, различные толкования смысла одной и той же истории, в зависимости от ситуации, помогают принятию новых решений, приобретению нового опыта.
Истории — хранители традиций
Истории, сказки, притчи обычно несут в себе нормы и традиции конкретной культуры, ее миропонимание и мироощущение, принципы построения взаимоотношений и поведения. Истории, передаваемые устно или изложенные письменно, сохраняют свое содержание и смысл на протяжении многих веков. В то время как ребенок слушает или читает их, он постигает нормы и традиции своей культуры. Он сравнивает с ними свои личные стереотипы восприятия и поведения, на основе чего может их корректировать.
Истории как посредники различных культур
Будучи носителями норм, правил и традиций конкретных культур, истории содержат в себе этические и моральные нормы этих культур, духовные ценности и ориентации, правила поведения и взаимоотношений, способы решения проблем и конфликтов. Рассказанные в других культурах, они несут эту информацию, создавая новые модели мышления и реагирования. Этим истории данной культуры обогащают и расширяют возможности эмоциональных реакций и способов решения конфликтов в других культурах. Благодаря истории, выполняющей роль носителя традиций, возможно уничтожение эмоциональных барьеров и предрассудков, которые навязывают агрессивное восприятие всего, что не соответствует, например, семейным устоям. Истории способствуют терпимости и принятию иных людей и иного поведения.
Истории как ранний опыт
Юноша, подросток, слушая истории, притчи, сказки, возвращается к самому первому детскому опыту, оказавшему значительное влияние на развитие личности. Он чувствует себя маленьким ребенком, уходит в мир фантазий, в котором возможно все и прощаются нарушения общепринятых норм. В момент восприятия истории снимается напряжение и атмосфера в группе теплеет, просыпаются детская непринужденность и доверительность. Сбрасывается броня психологических защит и возвращается радостная атмосфера беззаботного раннего детства. Мир фантазий и образного мышления активизирует творческое, нестандартное мышление. Желаемое и действительное начинают переплетаться. Истории уводят человека от рационализма, меркантильности и обыденности в мечты и желания, формируя новое будущее.

Истории как альтернатива
Ведущий, зная традиционные подходы к обсуждаемой ситуации в данной культуре, может изложить историю с другим традиционным подходом и предложить в группе обсудить его. Каждый, излагая свое мнение, может прийти к выводу, что как обсуждаемая реальная ситуация, так и ситуация, описанная в истории, всего лишь частный случай человеческих взаимоотношений. Осознание этого факта создает альтернативы для принятия конкретного решения.
Изменение позиции
Истории вызывают новые эмоциональные реакции на известные события, и это ведет к изменению позиции носителя переживаний.
Источник: Матвеев Б. Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 176 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.