На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия "Мешок со страхами". Занятие из цикла "Уроки сказки" для учащихся 1-3 классов
"Мешок со страхами". Занятие из цикла "Уроки сказки" для учащихся 1-3 классов
Коррекционная работа психолога в школе - Коррекционно-развивающие занятия

Цель занятия: показать причины возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления.

Ход занятия:
Ведущий: Ребята, сегодня я принесла вам необычный мешок – "мешок со страхами". Пока он пуст. Давайте сегодня наполним его всевозможными страхами-"ахами", но не сразу, а постепенно. Итак, давайте выясним, какие бывают страхи. В этом нам помогут сказки, стихи, рассказы, в которых живут герои, испытывающие чувство страха. Послушайте фрагменты из этих книг, и скажите, чего боятся их герои.

Маршак С. "Чего боялся Петя?"
Темноты боится Петя.
Петя маме говорит:
- Можно мама спать при свете?
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет! -
Щелк - и выключила свет...
Чего боялся Петя?... (Темноты и разных несуществующих образов - "страшилок").
Носов Н. "Тук-тук-тук".
Мы втроем - я, Мишка и Костя - приехали в пионерлагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсить помещение к приезду ребят... Марья Максимовна, лагерный сторож, которая жила рядом в маленьком домике, сказала, чтобы мы шли ночевать к ней, но мы не захотели. Мишка сказал, что мы ничего не боимся и будем ночевать одни в доме. Марья Максимовна ушла, а мы поставили во дворе самовар, сели на крыльцо и отдыхали... Самовар вскипел. Мы перенесли его в комнату, зажгли лампу и сели пить чай... После чая Мишка запер на крючок дверь и еще веревкой ручку привязал.
- Чтоб не забрались разбойники, - говорит.
- Не бойся, - говорим мы, - никто не заберется.
- Я не боюсь. Так, на всякий случай. И ставни надо закрыть.
Мы посмеялись над ним, но ставни все-таки закрыли, на всякий случай, и стали укладываться спать. Сдвинули три кровати вместе, чтоб удобнее было разговаривать.
Мишка стал просить пустить его в середину. Костя говорит:
- Ты, видно, хочешь, чтоб разбойники сначала нас убили, а потом только до тебя добрались. Ну ладно, ложись.
Пустили его в середину. Но он все равно, должно быть, боялся: взял на кухне топор и сунул его себе под подушку....
Чего боялся Мишка? (Разбойников).
Толстой Л. Рассказы для маленьких
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и грустно.
Чего боялся Саша?  (Страх грозы и грома).
(Все страхи вынесены на большой лист бумаги. После чтения они еще раз озвучиваются и комментируются).
Ребята, давайте еще раз назовем страхи, которые испытывали герои произведений. Они могут быть разными. Страх бывает вредный и надоедливый, а бывает полезный. Полезный страх указывает, что где-то нужно проявить осторожность. Страх защищает человека от опасностей. Например, мы никогда не зайдем в незнакомую реку, не будем играть с огнем, не будем переходить улицу перед близко идущей машиной... Продолжите...
Страх бывает реальный, а бывает фантастический, созданный воображением самого человека.
Ребята, какие из названных страхов реальные, а какие выдуманные? (Ответы детей).


Да, в стихотворении С. Маршака страхи не настоящие, они являются продуктом богатого воображения мальчика. И на самом деле бывает так, что в темноте под воздействием воображения обычные и знакомые предметы могут менять форму, размеры, окраску, превращаться в страшные и ужасные образы. Когда страшно, то глаза видят то, чего нет на самом деле. Даже говорят: "У страха глаза велики" (Сказка "У страха глаза велики").
Сейчас вы убедитесь в том, как работает ваше воображение. Творческое задание - рисование "Кляксография" (Задача детей превратить кляксу в некий образ).
Ребята, бывало ли такое с вами, приходилось ли вам испытывать страх? Напишите свои страхи на листочках, а затем мы спрячем их в этот мешок.
Все вы чего-то боитесь. Когда страшно, что с вами происходит? Вспомните свои ощущения.
(На контурном изображении человека отметить точки страха, назвать характерные для этого чувства выражения: "у страха глаза велики", "волосы встали дыбом", "побежали мурашки по всему телу", "сердце замерло", "задрожали руки и ноги" и т. д.)
Что такое страх?
Страх - это реакция человека на угрозу, которая сковывает движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным.
А как же победить страх? Ведь если со страхами не бороться, они растут, а если бороться, то уменьшаются (Советы лежат в саквояже Доктора Айболита)
СОВЕТ 1: Если, например, в темноте вам привиделись "страшилки", то надо сказать себе: "Эти страшные фигуры придумал я сам, поэтому я смогу их и "перепридумать".
СОВЕТ 2 дает детский поэт С. Михалков:
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь -
Я говорю себе: "Лежи!"
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу.
И засыпаю, наконец,
Ну, разве я не молодец!
Значит, победить страх можно усилием своей воли, т.е. заставить себя не бояться.
СОВЕТ 3: Один из способов избавиться от страха — пойти к людям, которые тебя любят, - маме и папе. Расскажи им о своих страхах, и ты больше не будешь чувствовать себя одиноким. Но ты можешь подумать: "Я не могу сказать им, что боюсь. Они будут надо мной смеяться". Нет, если они умные и любят тебя. Будь уверен, и выбери того, кто любит тебя.

СОВЕТ 4: Найдем в сказке английской писательницы Л. Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" (Читаем сказку).
Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка? Ведь даже самая простая детская сказка разворачивает перед нами важнейший жизненный урок.
Как герой решает свою проблему: сам или с помощью других? (Ответы детей).
Сказочный урок:
- не поддаваться чувству страха, а попробовать найти способы самозащиты;
- набраться смелости и преодолеть свой страх самостоятельно, чтобы навсегда перестать испытывать это чувство. Крошка Енот заставил себя пойти на пруд и заглянуть в воду. Он понял, что преодоление собственных страхов – это проблема, с которой каждый должен справиться сам.
Ребята, как эти знания вы будете использовать в своей жизни? (Письменный ответ).
Творческое задание: Нарисуй свой страх.

Источник: "Умные сказки: Сказкотерапия в детской библиотеке" Пашкевич Т.В., ведущий методист ПОБДЮ

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.