Цель занятия: показать причины возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления.
Ход занятия: Ведущий: Ребята, сегодня я принесла вам необычный мешок – "мешок со страхами". Пока он пуст. Давайте сегодня наполним его всевозможными страхами-"ахами", но не сразу, а постепенно. Итак, давайте выясним, какие бывают страхи. В этом нам помогут сказки, стихи, рассказы, в которых живут герои, испытывающие чувство страха. Послушайте фрагменты из этих книг, и скажите, чего боятся их герои.
Маршак С. "Чего боялся Петя?" Темноты боится Петя. Петя маме говорит: - Можно мама спать при свете? Пусть всю ночь огонь горит. Отвечает мама: - Нет! - Щелк - и выключила свет... Чего боялся Петя?... (Темноты и разных несуществующих образов - "страшилок"). Носов Н. "Тук-тук-тук". Мы втроем - я, Мишка и Костя - приехали в пионерлагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсить помещение к приезду ребят... Марья Максимовна, лагерный сторож, которая жила рядом в маленьком домике, сказала, чтобы мы шли ночевать к ней, но мы не захотели. Мишка сказал, что мы ничего не боимся и будем ночевать одни в доме. Марья Максимовна ушла, а мы поставили во дворе самовар, сели на крыльцо и отдыхали... Самовар вскипел. Мы перенесли его в комнату, зажгли лампу и сели пить чай... После чая Мишка запер на крючок дверь и еще веревкой ручку привязал. - Чтоб не забрались разбойники, - говорит. - Не бойся, - говорим мы, - никто не заберется. - Я не боюсь. Так, на всякий случай. И ставни надо закрыть. Мы посмеялись над ним, но ставни все-таки закрыли, на всякий случай, и стали укладываться спать. Сдвинули три кровати вместе, чтоб удобнее было разговаривать. Мишка стал просить пустить его в середину. Костя говорит: - Ты, видно, хочешь, чтоб разбойники сначала нас убили, а потом только до тебя добрались. Ну ладно, ложись. Пустили его в середину. Но он все равно, должно быть, боялся: взял на кухне топор и сунул его себе под подушку.... Чего боялся Мишка? (Разбойников). Толстой Л. Рассказы для маленьких Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и грустно. Чего боялся Саша? (Страх грозы и грома). (Все страхи вынесены на большой лист бумаги. После чтения они еще раз озвучиваются и комментируются). Ребята, давайте еще раз назовем страхи, которые испытывали герои произведений. Они могут быть разными. Страх бывает вредный и надоедливый, а бывает полезный. Полезный страх указывает, что где-то нужно проявить осторожность. Страх защищает человека от опасностей. Например, мы никогда не зайдем в незнакомую реку, не будем играть с огнем, не будем переходить улицу перед близко идущей машиной... Продолжите... Страх бывает реальный, а бывает фантастический, созданный воображением самого человека. Ребята, какие из названных страхов реальные, а какие выдуманные? (Ответы детей).
Да, в стихотворении С. Маршака страхи не настоящие, они являются продуктом богатого воображения мальчика. И на самом деле бывает так, что в темноте под воздействием воображения обычные и знакомые предметы могут менять форму, размеры, окраску, превращаться в страшные и ужасные образы. Когда страшно, то глаза видят то, чего нет на самом деле. Даже говорят: "У страха глаза велики" (Сказка "У страха глаза велики"). Сейчас вы убедитесь в том, как работает ваше воображение. Творческое задание - рисование "Кляксография" (Задача детей превратить кляксу в некий образ). Ребята, бывало ли такое с вами, приходилось ли вам испытывать страх? Напишите свои страхи на листочках, а затем мы спрячем их в этот мешок. Все вы чего-то боитесь. Когда страшно, что с вами происходит? Вспомните свои ощущения. (На контурном изображении человека отметить точки страха, назвать характерные для этого чувства выражения: "у страха глаза велики", "волосы встали дыбом", "побежали мурашки по всему телу", "сердце замерло", "задрожали руки и ноги" и т. д.) Что такое страх? Страх - это реакция человека на угрозу, которая сковывает движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным. А как же победить страх? Ведь если со страхами не бороться, они растут, а если бороться, то уменьшаются (Советы лежат в саквояже Доктора Айболита) СОВЕТ 1: Если, например, в темноте вам привиделись "страшилки", то надо сказать себе: "Эти страшные фигуры придумал я сам, поэтому я смогу их и "перепридумать". СОВЕТ 2 дает детский поэт С. Михалков: Я откровенно признаюсь, Что в темноте я спать боюсь. Мне так и хочется вскочить И поскорее свет включить, Когда вокруг меня темно И занавешено окно. Я чувства этого боюсь, Но силой воли с ним борюсь - Я говорю себе: "Лежи!" И я лежу, лежу, лежу, Глаза закрытыми держу. И засыпаю, наконец, Ну, разве я не молодец! Значит, победить страх можно усилием своей воли, т.е. заставить себя не бояться. СОВЕТ 3: Один из способов избавиться от страха — пойти к людям, которые тебя любят, - маме и папе. Расскажи им о своих страхах, и ты больше не будешь чувствовать себя одиноким. Но ты можешь подумать: "Я не могу сказать им, что боюсь. Они будут надо мной смеяться". Нет, если они умные и любят тебя. Будь уверен, и выбери того, кто любит тебя.
СОВЕТ 4: Найдем в сказке английской писательницы Л. Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" (Читаем сказку). Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка? Ведь даже самая простая детская сказка разворачивает перед нами важнейший жизненный урок. Как герой решает свою проблему: сам или с помощью других? (Ответы детей). Сказочный урок: - не поддаваться чувству страха, а попробовать найти способы самозащиты; - набраться смелости и преодолеть свой страх самостоятельно, чтобы навсегда перестать испытывать это чувство. Крошка Енот заставил себя пойти на пруд и заглянуть в воду. Он понял, что преодоление собственных страхов – это проблема, с которой каждый должен справиться сам. Ребята, как эти знания вы будете использовать в своей жизни? (Письменный ответ). Творческое задание: Нарисуй свой страх.
Источник: "Умные сказки: Сказкотерапия в детской библиотеке" Пашкевич Т.В., ведущий методист ПОБДЮ |