Светлана Марковская, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6, психолог, г. Мытищи, Московская область, Светлана Смолянинова, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 6, г. Мытищи, Московская область
Ученики с неразвитым эмоциональным интеллектом могут попасть в группу риска, потому что они менее способны к социальному взаимодействию. В статье – пять способов, которые помогут развить эмоциональный интеллект школьников младших классов.
Если во втором и третьем классах у ребенка нет друзей, это значит, что в школе ему плохо. Большая часть его энергии уходит не на то, чтобы овладеть новыми знаниями, а на попытки отстоять свои границы и хоть как-то наладить отношения. Из-за этого снижается успеваемость. Решить проблему помогут: - принимающее наблюдение; - проективные психологические тесты; - проективное литературное творчество; - внеурочные занятия по психологии; - индивидуальная работа.
Применяйте принимающее наблюдение
Расскажите учителям, что принимающее наблюдение предполагает активное взаимодействие педагога с учениками. Когда учитель только замечает эмоционально значимые события, которые происходят с детьми в классе, то это пассивное наблюдение. Но педагог должен оперативно, психологически грамотно реагировать на эмоционально значимые события. Придерживайтесь пяти принципов принимающего наблюдения:
1) осознавать чувства учеников; 2) понимать выражение чувств детей как возможность вместе разобраться в ситуации, вызвавшей эмоции; 3) выслушивать ученика, сочувствовать ему и подтверждать детские чувства; 4) помогать ученику называть свои чувства; 5) ставить границы и одновременно развивать стратегии по решению проблем, вызывающих эмоции. Пример 1. После урока технологии Лена расстроена. В разговоре педагог выяснил: она не успела сделать работу, но расстроена не из-за поделки. Таня, соседка по парте, не помогла разобраться в чертеже. «Когда Тане что-то непонятно по математике, я ей всегда объясняю!» Таня оправдывается: «Я была занята, иначе бы свою работу не успела сделать». На Ленино: «Но мы же подруги!» – Таня пожимает плечами. Педагог рассказывает о дружбе, ее правилах, но понимает, что Таня и не считала Лену подругой. Ей было просто удобно с ней сидеть. Дружба разладилась из-за неразвитого эмоционального интеллекта у Тани.
Что включает эмоциональный интеллект (по Д. Гоулману)
- Самоосознание - знание того, что мы чувствуем, и использование этих знаний при принятии решений, реалистическая оценка собственных способностей, чувство уверенности в себе.
- Саморегуляция _ умение так обходиться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не мешали выполнять задания, умение восстанавливаться после дистресса, умение отсрочивать удовольствия.
- Мотивация - использование позитивных эмоций для движения к поставленным целям, умение брать на себя инициативу, продолжать действовать, несмотря на страхи, тревоги и разочарования.
- Эмпатия - ощущение того, что чувствуют другие люди, способность встать на их точку зрения и прийти к взаимопониманию.
- Социальные навыки - владение эмоциями во взаимоотношениях, точное «прочиты- вание» социальных ситуаций и отношений между людьми, использование этих навыков для убеждения, улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы.
Справка Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять собственными эмоциями
|
Как разрешить ситуацию в примере 1? Провести беседы со школьницами, в которых с одной поговорить о том, что такое дружба, как она проявляется. Второй объяснить, что добрые чувства часто сталкиваются с чужим эгоизмом и равнодушием, а эгоисты недостаточно развиты в эмоциональном плане, поэтому создают проблемы себе и другим. В результате Таня попросила помочь ей помириться с соседкой. Она осознала, что у нее нет друзей и что она сожалеет об утраченных отношениях. Таким образом, благодаря принимающему наблюдению процесс роста самосознания шел у обеих девочек. Классный руководитель не смог бы помочь девочкам, если бы не знал о низкой само оценке и обидчивости одной и перфекционизме и медлительности другой. Поэтому наблюдательность от учителя требуется не только в моменты кризисов и конфликтов.
Используйте проективные психологические тесты
Проективные психологические тесты – один из способов самовыражения ребенка. Наряду с диагностической функцией они способствуют самопониманию и личностному росту ребенка. И, таким образом, помогают развивать эмоциональный интеллект. По своей форме проективный психологический тест – это рисунок на заданную тему, который необходимо выполнить с соблюдением определенных условий. Например: можно использовать только простой карандаш или карандаши определенных цветов или выбрать фигуры для рисования. Что происходит в процессе выполнения теста? При рисовании ребенок активно взаимодействует со своим бессознательным. Скрытые от него самого эмоции и чувства выходят на поверхность в форме зрительных образов и могут быть поняты учителем, психологом, а через них – и самим ребенком. Пример 2. В тесте «Зоопарк» ребенок должен нарисовать двух животных, которых бы он поселил в своем зоопарке, и дать им характеристику. Девочка нарисовала справа «дрессированную муху», а слева – рысь. Рисунок справа отражает персону, «Я для других». Рисунок слева – каким себя ощущает ребенок на самом деле. «Дрессированная муха» в примере 2 говорит о сильном давлении со стороны родителей – девочка видит себя ничтожно малой, слабой и полностью подчиненной. Но ее настоящее «Я» (рысь) требует свободы, независимости, и оно наполнено нерастраченной энергией. Зная, что девочка инфантильна, горячо любит маму и что между ними сложились зависимые отношения, педагог-психолог не стал говорить по поводу правой части рисунка. Вместе со школьницей он обсудил характер рыси и качества, которые девочка хотела бы у нее перенять. Поговорил о взрослении, росте самостоятельности и независимости, о том, как здорово, когда человек все может сам и не боится трудностей. В результате девочка постепенно стала вести себя более активно. Проективный тест помог яснее увидеть проблему ученицы и подтолкнуть ее к развитию большей самостоятельности. Тестирование и интерпретацию полученных результатов проводите в тесном сотрудничестве с классными руководителями. При этом соблюдайте требования закона о персональных данных и не разглашайте личную информацию.
Предлагайте ученикам проективное литературное творчество
Литературное творчество всегда представляет собой вид проекции: писатель неизбежно переносит на персонажей литературного произведения черты своего характера, особенности взаимоотношений с близкими ему людьми. Чем неискушеннее, искреннее пишет человек, тем сильнее степень такой проекции. Поэтому в текстах, созданных детьми, – будь то рассказы, эссе или сочинения, – всегда отражается автор: его влечения и страхи, самооценка и уровень притязаний. Герой детского рассказа – всегда сам ребенок. На уровне подсознания с ним происходит то же, что с героем рассказа. Психика так устроена, что, лишь выразив, вербализировав некое ее содержание, мы способны его понять. Поэтому детское сочинительство – способ познания себя, своих эмоций, потребностей, что ведет к развитию эмоционального интеллекта. Этапами к сочинительству служат творческие задания, которые дети получают на уроках русского языка, литературного чтения и внеурочных занятиях. Они привязаны к темам уроков и имеют своей главной целью развитие определенных грамматических или орфографических навыков и в то же время служат развитию эмоционального интеллекта у детей. Пример 3. Задание «Акроним»: запиши вертикально свое имя. К каждой букве имени допиши буквы так, чтобы получилось прилагательное, которое описывает тебя. Например, ИВАН – Искренний, Верный, Аккуратный, Настойчивый.
Справка Рисуночные методики: – «Дом – дерево – человек»; – «Моя семья»; – «Несуществующее животное»; – «Зоопарк»; – «Цветные домики»; – «Кактус»; – «Выбери фигуру»; – «Найди свое место»
|
Когда ребенок выполняет подобные задания, он не только учится подбирать и правильно писать прилагательные на определенные буквы, но и идентифицирует качества своего характера, осознает различные стороны своего «Я». Во время обсуждения в классе он получает возможность сравнить свой ответ с ответами товарищей. Иногда детям трудно хоть что-то написать – и тогда они обучаются на примере других.
Проводите внеурочные занятия по психологии
Используйте для внеурочных занятий по психологии курс «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой. В психологии есть ряд важных понятий и практических знаний, которыми ребенок должен овладеть. Условно их можно разделить на несколько блоков. Из чего состоит наше восприятие. Упражнения этого блока учат детей различать основные каналы восприятия и управлять своим эмоциональным состоянием. Физическое, эмоциональное и интеллектуальное в человеке тесно связаны, и обычно детям трудно определить, что является причиной, а что следствием. Упражнения делают их более гибкими, учат поддерживать в себе позитивное настроение.
80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта
|
Пример 4. Задание: «Как научиться различать ощущения, эмоции и мысли? Проделаем такое упражнение. Прикрой глаза, прислушайся к себе. Что ты ощущаешь? Жесткость сиденья, ноющую боль в спине, к примеру. А теперь что ты чувствуешь? Скуку? Интерес? Радость? А что ты по этому поводу думаешь? Запиши в три столбца все, что сейчас узнал о себе». Осознание потребностей. Чтобы управлять собой, нужно понимать мотивы своих действий. Понимая, что мотивы всегда переплетаются и борются между собой, можно выстроить иерархию, отсрочить удовлетворение одной из потребностей ради другой. Например, хочется погулять, побегать (потребность в движении), но в то же время хочется получить хорошую оценку. Если ребенок осознает конфликт этих потребностей, он может сам с собой договориться: сейчас я сделаю домашнее задание, потом пойду на улицу. Навык самоуправления, саморегуляции – один из важных компонентов эмоционального интеллекта. Учителю важно понимать: пока не удовлетворены базовые потребности, ресурсов ребенка не будет хватать на то, чтобы стремиться к чему-то более высокому. Если ученика задирают, дразнят, критикуют, он не чувствует себя в безопасности. Или ребенку на уроке жарко, все его мысли сосредоточены на этих ощущениях, а не на учебе.
Четыре ситуации развития внутренней позиции ребенка
Ситуация
|
Интерпретация
|
«Я+ и Они-»
|
Ребенок любит и высоко ценит себя, но пренебрежительно или враждебно относится к другим. Это следствие того, что ребенка баловали в детстве, и он считает, что все обязаны ему служить
|
«Я- и Они+»
|
Считает себя плохим, глупым, а к окружающим относится хорошо и даже подобострастно, если привык услугами и лестью выпрашивать хорошее к себе отношение
|
«Я- и Они-»
|
Ожесточен и одинаково плохо относится и к себе, и к людям. «Все плохие, поэтому я тоже плохой» – так бывает с детьми, к которым относились жестоко
|
«Я+ и Они+»
|
Хорошо относится и к себе, и к окружающим. Так бывает в гармоничных семьях, где ребенка любят и уважают, а родители подают пример хорошего отношения к окружающим
|
Внутренняя позиция. Это базовое отношение к себе и миру. Обычно ребенок копирует его у родителей по такому механизму: если они его любят, то и он хорошо к себе относится, если его отвергают, то ребенок считает себя недостойным, ничтожным. Возможны четыре ситуации развития (таблица). Научившись понимать и различать эти позиции, ребенок учится, исходя из этого знания, строить отношения с другими. Он учится прощать и понимать других, учится эмпатии. В случае если у ребенка низкая самооценка (отрицательное отношение к себе), учитель прилагает все усилия, чтобы самооценку поднять: хвалит за достижения в том, что ребенку дается, поддерживает в том, что дается трудней, берет себе в союзники класс. Манипуляции. Как реагировать на агрессию, ложь, попытки сверстников тобой манипулировать? Что делать, если тебя несправедливо обвиняют, тебе угрожают? Шантажируют и запугивают? Принуждают сделать что-то плохое? Дети и подростки ежедневно сталкиваются с такими ситуациями. Обычно они происходят там, где нет взрослых: во дворах, в переулках. Подобные ситуации важно обсудить с детьми и стараться разрешить.
Организуйте индивидуальную работу с учениками
Индивидуальная работа необходима, если групповая не принесла успеха, или в случаях, когда ребенок перешел в класс из другой школы и ему необходимо адаптироваться. Пример 5. В четвертый класс в середине года пришел новый ученик. Перед этим он поменял несколько школ. С первой же недели у мальчика обнаружились серьезные проблемы в поведении и обучении. Он не усваивал программу, с детьми вел себя грубо, бестактно, по любому поводу затевал драки. С каждой неделей ситуация становилась только хуже: он настроил против себя весь класс.
Важно Знание внутренней позиции человека дает знание о его (или нашем) внутреннем мире, а значит – способствует росту самосознания, учит грамотно взаимодействовать с разными, даже не слишком приятными людьми
|
В ситуации из примера 5 педагог-психолог выяснил, что у мальчика помимо проблем с памятью есть проблемы в семье: авторитарная мама, родители в разводе, бабушка и дедушка балуют. Эгоизм соседствовал с инфантильностью, страхами, отсутствием контакта со своим «Я». Поведение мальчика было игрой, он с трудом понимал, что значит быть собой, быть естественным. По рекомендации педагога-психолога он стал фиксировать информацию, чтобы ее запомнить, в виде зрительных образов: только так он мог усвоить материал на уроке. Постепенно успеваемость повысилась, поведение стало лучше. К. подружился со многими ребятами в классе. Благодаря индивидуальной работе по развитию самосознания, эмоционального интеллекта и когнитивных способностей ребенок смог адаптироваться в классе и решить проблемы с поведением.
Примеры заданий для проективного литературного творчества
Задание 1. Закончи предложения: – «Я мечтаю…»; – «Я люблю…»; – «Я не люблю…». Выполняя это задание, ребенок учится грамматически правильно строить предложение (записывать существительное в нужном падеже, с предлогами или без) и, кроме того, различать и называть свои потребности, ценности и антипатии. Таким образом, он интегрирует элементы своей личности, получает навыки самосознания. Сравнивая свои ответы с другими, он понимает, какие мы разные: кто-то мечтает о пицце, кто-то о верном друге. Так он учится понимать других, то есть развивает эмоциональный интеллект. Задание 2. Раздели лист вертикально надвое. В первой части вверху напиши: «Я люблю себя за то, что…» – и в столбик пиши, за что. В правой части запиши «Меня критикуют за то, что…» – и заполни. Так определяются уровень самооценки ребенка и степень осознания им качеств своего характера. Некоторые дети показали низкую самооценку. И мы на следующем уроке вместе с остальными ребятами назвали те положительные качества, которые дети в себе не видят, и тем самым помогли им более позитивно оценить себя. Выполняя это задание, ребенок учится: – видеть положительные качества своего характера, свои недостатки, отличать личные качества от социальных факторов («я хороший, потому что у меня хорошая семья» – пример такого смешивания); – соотносить свое мнение с оценками своих товарищей (то есть более реалистично подходить к характеристике своего характера); – намечать план по исправлению своих недостатков. Учитель, в свою очередь, видит уровень развития самосознания и эмоционального интеллекта каждого ребенка и намечает шаги по развитию тех детей, которые показали худшие результаты. Задание 3. Дай два определения, научное и поэтическое, предложенным нравственным понятиям. Например, мужество, честность, лень, дружба. Примеры детских ответов: «Мужество – это то, что с каждым поколением исчезает. Обман – это когда человек врет и тем самым делает другого человека пустым местом. Лень – это то, что покрывает тебя с головой». (Юля М.) «Обман – это вранье, но это то, что помогает нам жить целыми и невредимыми. Мужество – это когда побеждаешь самого себя. Лень – это когда мы расслаблены и нас никто не трогает». (Слава В.) «Обман – то, что девчонки очень хорошо умеют делать. Мужество – уметь сопротивляться обману. Лень – нежелание использовать силы» (Алеша Н.) Выполняя такого рода задания, ребенок, во-первых, развивает понятийное мышление, способность к обобщению и анализу. Во-вторых, он вынужден осмыслять, пропуская через свое сознание, прибегая к своему жизненному опыту, нравственные понятия, о которых, вероятнее всего, раньше не задумывался. Таким образом, он осваивает, осознает для себя эти понятия, что является шагом в развитии эмоционального интеллекта. Задание 4. Сочини свою сказку. Герой сказки всегда сам ребенок, даже если он будет это отрицать. Сюжет сказки – это набросок жизненного сценария ребенка. Если в сказке герой побеждает и достигает успеха – значит, сценарий позитивный. Если в сказке герой погибает – значит, у ребенка проблемы и надо с ним работать индивидуально. Надо найти у него сильные стороны и помочь ребенку на них опереться, чтобы в итоге изменить сценарий. Сказки дети пишут с первого класса. Это очень эффективная методика. Приведем пример печальной сказки девочки, которую в семье чрезмерно опекают. Кошка Однажды у старой дворовой кошки, которую звали Мурзетта, появился котенок. Мама назвала ее Египтянка. В тот момент, когда она появилась на свет, все услышали жалобный крик пролетавшей мимо птицы: – Мурзетта! Твоя дочь умрет от укуса кошки! Сохрани ее! С этих пор старая кошка никогда не радовала Египтянку, потому что слишком опекала ее. И однажды малышка сбежала. Ей надоело жить несчастной. Прошло время, она выросла, нашла себе кота, завела котят… Но ей всегда чего-то не хватало. Однажды она шла по тропинке парка и увидела дряхлую серо-бурую кошку. Египтянка ощетинилась. Кошка повторила то же самое. Вдруг она прыгнула на Египтянку и укусила ее за шею. Молодая кошка рухнула на землю. «Египтянка! Это ты?! Я твоя мать!» – но кошечка уже навсегда закрыла глаза...
Задание 5. (Дается в конце учебного года в 3–4-м классах.) Оглянись назад и подведи итоги: чему ты научился за этот год? Какие события ты считаешь самыми важными? Как ты считаешь, в каком направлении движешься – вверх или вниз? Что в себе ты хотел бы изменить? Пример эссе: «Год подходит к концу, пора подвести итоги. В сентябре я была не уверенна в себе и слаба почти во всем, только мой оптимизм не угасал. В учебе я стала умней и внимательней. А главное – стала побеждать свои минусы. Мне было интересно развиваться. Но мне надо поднимать планку в математике. В целом я стала сильней и целеустремленнее. В отношениях с ребятами я была в начале года очень слаба, но в этом году мне стало легче дружить с ними. В отношениях с самой собой – тут без вопросов: я легко иду по жизни. Я подружилась с самой собой. Мне кажется, я двигаюсь вверх. Но, конечно, надо добить свои минусы. Мне помогают мои родители и друзья. Мешаю только я сама себе, потому что я еще не до конца дружу с собой». (Юля М.) Выполняя такое задание, ребенок вынужден восстановить в памяти, структурировать и описать весь свой опыт за год. Такая ретроспекция позволяет проанализировать и осмыслить произошедшие за год события, что стимулирует самосознание и способствует развитию личности ребенка. Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №9, 2018г |