Цель: методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста и подростков.
Процедура проведения. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: • пространственное положение • размер рисунка • характеристики линий • сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) • характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Какие у кактуса есть соседи? 6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Протокол проведения и анализ теста «Кактус»
Ф.И. ребёнка____________, возраст____, группа____ дата провед.
Краткая обработка графической информации.
|
Вывод
|
1. Пространственное положение, размер рисунка
|
рисунок в центре
|
нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний
|
крупный рисунок (чем крупнее - тем более выражено)
|
эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном
|
маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено)
|
неуверенность в себе, зависимость
|
рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено)
|
высокий уровень самооценки
|
сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено)
|
интровертированность
|
сдвиг вправо (чем сильнее -тем более выражено)
|
экстравертированность
|
2. Характеристики линий и силы нажима на карандаш
|
сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено)
|
склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения
|
форма кактуса простая
|
нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону
|
форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено)
|
Демонстративность и наигранность характера
|
расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
|
скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность
|
использование темных цветов в варианте с цветными карандашами
|
тревожность
|
изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами
|
оптимизм
|
наличие мягких линий и форм
|
женственность, мягкость
|
тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность
|
покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный настрой, открытость
|
3. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
|
изображение дикорастущего, пустынного, и окультуренного кактуса
|
отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное
|
наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
|
стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности
|
кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа
|
в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.
|
наличие на рисунке других кактусов или цветов
|
экстравертированность
|
на рисунке изображен только один кактус
|
интровертированность
|
4. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
|
отрывистые линии, сильный нажим.
|
импульсивность
|
наличие украшений, цветов
|
женственность, мягкость
|
наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
|
демонстративность, открытость
|
5. Характеристика иголок (размер, расположение, количество)
|
наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено)
|
высокая степень агрессивности, враждебности
|
Умеренное количество и длина иголок
|
определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности
|
6. Наличие «деток» на кактусе
|
«детки» на кактусе (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах)
|
внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи
|
7. Отношение к заданию
|
интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка
|
благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования
|
наличие мягких линий и форм, украшений, цветов
|
женственность, мягкость
|
8. Присутствие дополнительных элементов надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д.
|
Вывод: ______________________ |