Диагностику родительско-детских отношений лучше начать с психологического анализа биографических данных. Можно, с целью получения дополнительной информации, провести беседу с ребенком, используя проективные методики, спросить его, например, с кем он живет. Обычно на первое место ребенок ставит наиболее авторитетного для него родителя. Если кого-либо из взрослых он вообще забыл назвать, скорее всего, у них напряженные отношения.
Вопрос о том, кого бы ребенок изображал, играя в семью, даст возможность оценить, есть ли проблемы в отношениях с родителями и с кем конкретно. Так, дети обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая тем самым необходимость подражания. Если выбирается роль родителя противоположного пола или роль самого себя, это диагностирует проблему. Характер отношений с родителями помогает понять рисунок семьи. Ребенка просят изобразить свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты. Дают ему стандартный лист, карандаш, ластик, цветные карандаши. Обращать внимание надо на стирание, поправки, время вырисовывания каждого члена семьи и очередность появления каждого на рисунке. Когда рисунок закончен, следует сравнить реальную семью с нарисованной. Если семья изображена в полном составе – это признак эмоционального благополучия семьи, особенно благоприятна обстановка в семье, где все члены семьи на рисунке держаться за руки. В случае эмоциональных конфликтов в семье, агрессии, ребенок пропустит наименее эмоционально привлекательного члена семьи. На вопрос, почему именно его не нарисовал, даст ответ защитного характера, например, "не хватило места". Случай, когда на рисунке вообще нет людей, связанных с семьей, можно расценивать как отверженность, аутизм, тревожность. Если ребенок не рисует себя, это обозначает разобщенность с семьей. Рисунок самого себя, без кого-либо, идет от наличия истерических черт характера (особенно если ребенок украшает себя множеством деталей, аксессуаров). Вариант, когда на рисунке ребенок увеличивает состав семьи, можно объяснить тем, что он хочет иметь брата или сестру либо символически разрушить семью в знак мести родителям за ненужность им. Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться большой паузой перед его изображением, недорисованностью каких-либо деталей, частей тела. Наиболее значимый персонаж рисуется первым, продолжительное время, он – большого размера, тщательно детализирован. Фон, на котором изображена семья, тоже важен. Так, все то, что касается холода (лед, вода, звезды, холодильник) – символ депрессивного настроения. А цветы и бабочки на рисунке говорят о спокойствии и безмятежности. Символы агрессии: детская кроватка, барабан, клетка, ножницы, ножи, оружие. Символы угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесос, поезд, большие здания, машины. А теперь несколько слов о цвете карандаша, который предпочтет ребенок. О наличии эмоциональных проблем предупреждает использование зеленого, коричневого, черного, серого цветов. "3еленый" ребенок считает себя заброшенным и очень нуждаются в материнской ласке, Коричневый цвет используют дети со слабым здоровьем, с семейными неурядицами, принадлежащие к асоциальной группе, пережившие драматические события (эмиграцию, эвакуацию), а также умственно неполноценные. Предпочтение черного цвета в детском рисунке свидетельствует о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям. Выбор этого цвета говорит об отгороженности ребенка от коллектива.
|