Методика изучения семейного воспитания За основу взята методика О. И. Маткова. Она может быть использована для изучения мнений учащихся (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье.
Перед проведением исследования с учащимися или их родителями проводится инструктаж: объясняются цель проведения данной методики, правила ответов на вопросы анкеты. Например: Инструкция для подростков. «Ребята, вам предлагается ряд вопросов, правдивые ответы на которые дадут вам возможность преодолеть некоторые трудности в общении с родителями». Инструкция для родителей. «Уважаемые родители, вам предлагается ряд вопросов, которые помогут нам с вами разобраться, насколько благополучны или неблагополучны ваши взаимоотношения с собственными детьми, и решать некоторые проблемы, возникающие в общении с ними». В данной методике предлагаются вопросы для учащихся. Для родителей эти же вопросы необходимо несколько перефразировать. Например: 1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними? 2. Сердитесь ли вы на детей, если они спорят с Вами?
На доске необходимо написать варианты возможных ответов (выбрать необходимо один):
1) Конечно, да (конечно, мать). 2) Видимо, да (видимо, мать) 3) Не знаю (конечно, отец) 4) Видимо, нет (видимо, отец) 5) Конечно, нет (оба родителя)
На своих листочках ребята должны написать фамилию, имя, с кем живут. Вопросы переписывать не надо, ставить только номер вопроса и номер ответа (например, 1-5, 2-1, и т. д.). (Для некоторых вопросов, их всего три, следует выбирать ответы с указанием матери или отца.)
1. Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними? 2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий? 3. С кем Вы чаще советуетесь, с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение? 4. Часто ли родители соглашаются с Вами в том, что учитель был несправедлив к вам? 5. Часто ли родители Вас наказывают? 6. Правда ли, что родители не всегда понимает Вас, ваше состояние? 7. Верно ли, что Вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов? 8. Действительно ли, что у Вас в семье нет общих занятий и увлечений? 9. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить Вам что–либо родители отвечают, что это нельзя? 10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы Вы не дружили с кем-либо из ваших товарищей? 11. Кто является главой в Вашей семье: мать или отец? 12. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей? 13. Часто ли родители разговаривают с Вами раздраженным тоном? 14. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, недружеские отношения между родителями? 15. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах? 16. Правда ли, что родители не обсуждают с Вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов? 17. Считают ли Вас родители капризным ребенком? 18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы Вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются в этом вопросе лучше Вас? 19. С кем из родителей Вы больше общаетесь? 20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа? 21. Наказывали ли Вас более сурово, чем других детей? 22. Часто ли Вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам? 23. Верно ли, что у Вас нет ежедневных домашних обязанностей? 24. Правда ли, что родители не ходят с Вами в театры, музеи, на выставки и концерты?
Показатели и ключ
Изучается степень выраженности в семейном воспитании восьми факторов (показателей): 1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1, 9, 17). 2. Воспитание самостоятельности, инициативы (вопросы 2, 10, 18). 3. Доминантность отца, матери или равное участие обоих родителей в воспитании (вопросы 3, 11, 19). 4. Отношение к школе, учителям (вопросы 4, 12, 20). 5. Жесткость (гибкость) методов воспитания (вопросы 5, 13, 21). 6. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (вопросы 6, 14, 22). 7. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (вопросы 7, 15, 23). 8. Общность интересов (вопросы 8, 16, 24).
Ответы «5», «конечно, нет» — указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15.
Ответы «1», «конечно, да» — указывают на педагогически отрицательное проявление данного фактора. Минимальная сумма баллов по одному фактору — 3.
Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24.
Уровни взаимоотношений в семье
— Благополучный (высокий) |
— 120-96 баллов
|
— Менее благополучный (выше среднего)
|
— 95-72 балла
|
— Удовлетворительный (средний)
|
— 71-47 баллов
|
— Неблагополучный (низкий)
|
— 46-24 балла
|
|