Вопрос об основных нарушениях воспитания подростка в семье уже нашел отражение в медицинской, психологической и педагогической литературе. Изучены такие виды отклонений в воспитании, как гипо– и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при анализе этиологии нарушений в личности подростка. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики этих особенностей.
При изучении воздействия отклонений воспитания на личность подростка нужно учитывать, что одни нарушения воспитания воздействуют на подростка уже сами по себе. Характер воздействия других зависит от того, в сочетании с какими другими нарушениями в воспитании они выступают. 1. Уровень протекции в процессе воспитания. Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию подростка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция). Гиперпротекция (шкала Г+). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если ему не отдать все силы и время. Эти типичные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы. Гипопротекция (шкала Г–) — случай крайне пониженного уровня протекции. Подросток при этом оказываются на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителям «не до него». Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что–то серьезное (типичные высказывания таких родителей систематизированы в шкале Г–). 2. Степень удовлетворения потребностей подростка. Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка, как материально–бытовых (в питании, одежде, предметах развлечений), так и духовных (и прежде всего — в общении с родителями, в их любви и внимании). Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от предшествующей (типов протекции). Если первая характеризует то, в какой мере родители заняты воспитанием подростка, то вторая — в какой мере они стремятся к удовлетворению его потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» — пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкое удовлетворение потребностей подростка. В степени удовлетворения потребностей также возможны два отклонения. Потворствование (шкала У+). О потворствовании говорят в том случае, когда родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей подростка. Они балуют его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель; то, что подросток растет один, без отца и т. п. Игнорирование потребностей подростка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. Описываемый стиль проявляется в определенных высказываниях родителей, косвенно отражающих их нежелание общаться с подростками, в предпочтении детей, ничего не требующих от родителей. 3. Количество требований к подростку в семье. Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Это и обязанности подростка, т.е. задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, это — требования–запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований подростком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к подростку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей подростка в количестве этих обязанностей. Чрезмерность требований (обязанностей) — (шкала Т+). Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию его личности, а, напротив, ставят его под угрозу. В одном случае на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В другом случае от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.). Родители подчеркивают в беседе те усилия, которые прилагают для организации его успехов. Недостаточность обязанностей подростка (шкала Т–). В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Эта особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, что трудно привлечь подростка к какому-нибудь делу по дому.
4. Количество требований-запретов. Требования-запреты, т. е. указания на то, что подростку делать нельзя, определяют прежде всего степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (шкала З+). В этом случае подростку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Такое положение стимулирует у стеничных подростков развитие реакции эмансипации (протеста против родителей и любого авторитета), у менее стеничных провоцирует развитие черт сензитивной и психастенической акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любым проявлением самостоятельности подростка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут иметь место даже при незначительном нарушении запрета, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка (см. шкалу З+). Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала З–). В этом случае подростку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, подросток легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения вечером домой, круг друзей, вопрос о курении и употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие–то рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие подростка по гипертимному и, особенно, неустойчивому типам. 5. Строгость санкций. Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (шкала С+). Для таких родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. Типичные высказывания этих родителей отражают их убеждения в полезности для детей максимальной строгости. Минимальность санкций (шкала С–). Родители склонны обходиться без наказаний или применять их редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. 6. Неустойчивый тип воспитания. Резкая смена стиля воспитания (смена воспитательных приемов) — переход от очень строгого к либеральному и наоборот, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению — относительно часто встречается в семьях подростков с отклонениями характера. Такой стиль, по наблюдению немецкого психиатра К. Леонгарда, содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких подростков, как правило, признают значительные колебания в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний (см. шкалу Н). Сочетания различных отклонений в воспитании. Возможно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера подростка, а также возникновения неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие сочетания (см. таблицу диагностики типов семейного воспитания).
Диагностика типов семейного воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Тип воспитания |
Уровень протекции (Г)
|
Полнота удовлетворения потребностей (У)
|
Количество требований
|
Число запретов
|
Жесткость санкций
|
|
Г
|
У
|
Т
|
З
|
С
|
Потворствующая гиперпротекция
|
+
|
+
|
–
|
–
|
–
|
Доминирующая гиперпротекция
|
+
|
+ –
|
+ –
|
+
|
+ –
|
Жесткое обращение
|
–
|
–
|
+ –
|
+ –
|
+
|
Эмоциональное отвержение
|
–
|
–
|
+ –
|
+ –
|
+
|
Повышенная моральная ответственность
|
–
|
–
|
+
|
+ –
|
+ –
|
Безнадзорность
|
–
|
–
|
–
|
–
|
+ –
|
Примечание: знак «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания, «–» — недостаточную выраженность; «+ –» означает, что при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточность или невыраженность. Потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция). Подросток — в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка. Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция). Подросток — в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психастенической, сензитивной, астено–невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты. Эмоциональное отвержение (Г–, У–, С+) образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обращении с подростком. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки». При таком воспитании усиливаются черты эпилептоидной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально–лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства. Повышенная моральная ответственность (Г–, У–, Т+) образуется сочетанием высоких требований к подростку с понижением внимания к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психастенической акцентуации характера. Безнадзорность (Г–, У–, Т–, З–). Пониженная протекция + пониженный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к подростку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типах.
- Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях (АСВ)
- Причины отклонений в семейном воспитании
- Опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет
- Опросник для родителей подростков в возрасте 11-21 года.
- Бланк регистрации ответов (АСВ).
- Методика PARI
|