О.В. Хухлаева, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГБОУ ВПО МГППУ К окончанию школы учащиеся должны быть готовы к дальнейшему самообразованию, иметь сформированную ценностную основу жизни, осознавать свою ответственность за семью, общество, государство, т, е. обладать значительной личностной зрелостью. Воспитать таких учащихся может только личностно зрелый педагог, имеющий возможность направлять их развитие.
С реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС 00) изменились ценностно-смысловые приоритеты образования, Если раньше оно выполняло только миссию просвещения, давало учащимся определенный набор знаний, необходимых для поступления в различные учебные заведения, то теперь речь идет прежде всего о личностных результатах образования. Теперь выпускники начальной школы должны быть готовы и способны к саморазвитию, обладать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, а также навыками сотрудничества и разрешения конфликтов. Воспитать личностно зрелых учащихся может только личностно зрелый педагог. Подобная ситуация в образовательной организации во многом переориентирует педагога-психолога с решения проблем (в общении, обучении, воспитании) на создание условий для развития - причем не только учащихся, но и педагогов. Реализовать эту задачу позволит работа с культурными символами (с опорой на понятия и идеи, выдвинутые К. Юнгом). Символ - знак, напоминающий о повторяющейся ситуации и вызывающий ту же реакцию, что и была прежде (по Юнгу). Символы бывают индивидуальными и культурными, или сакральными, - которыми люди долгое время пользовались для выражения так называемых вечных истин. Они прошли много преобразований, став коллективными образами. Встреча с ними может вызвать глубокую эмоциональную реакцию и заставить действовать так же, как ранее в аналогичных ситуациях действовали люди. Как считал К. Юнг, символы и ритуалы были необходимы человеку для взаимодействия с коллективным бессознательным: выступая своеобразными плотинами, они позволяли человеку, с одной стороны, получать из него опыт, с другой - сохранять над ним контроль. Современный человек в силу своего рационализма лишен этого. Потерян его контакт с природой, в связи с чем ушла глубокая энергия, которую давала ему эта связь. Основываясь на позиции К. Юнга, мы предлагаем техники работы с культурными символами (приложение), т. е. теми, которые имеют общий или похожий смысл во многих культурах. Важный аспект в этой работе - проведение подготовительного этапа, актуализирующего «внутреннего ребенка» участников и повышающего групповую сплоченность. «Внутренний ребенок» - детское состояние взрослого человека. У ребенка, как полагал К. Юнг, присутствует «первоначальный разум», следовательно - актуализировав детское состояние, можно приблизить взрослого к этому «первоначальному разуму». Кроме того, детское состояние делает возможным актуализацию архетипа ребенка, т. е. состояния коллективного детства - достаточно ресурсного для каждого человека, влияющего на его будущее. Для усиления этого состояния рекомендуется включать в подготовительный этап работу с именем - первым словом, которое слышит ребенок и через которое познает любовь родителей.
Приведем пример задания.
Работа с именем
Материал: детская звуковая игрушка или звуковая книжка, в которой;, нажимая на разные кнопки, можно услышать разные звуки (животных, птиц, транспортных средств и т. п.). Инструкция. Каждый участник по очереди называет свое имя, при этом нажимая на одну из кнопок игрушки (книжки). Группа громко хором повторяет его имя и вызванный им звук. Как это работает? «Внутренний ребенок» участников быстро актуализируется за счет использования звуковой игрушки (символа детства) и хорового произнесения необычных для них звуков. Повышается настроение (группа начинает смеяться), сплоченность. Можно начинать работу с культурными символами. Большинство представленных далее техник в основе - арт- терапевтические. И это важно, поскольку у бессознательного, как отмечал К. Юнг, велика потребность в созидании. Необходимо, чтобы человек не только говорил об образе, но и делал его. Создавая что-то своими руками, он высвобождает огромную позитивную энергию. Кроме того, материальное оформление образа вынуждает к длительному рассмотрению его во всех деталях, благодаря чему воздействие его только усиливается.
Приложение
Техники повышения личностной зрелости учащихся и педагогов
«Гадание» Цели: повышение уверенности в себе, сплочение группы. Материалы: мячик, карты с надписями: «Я уверен, что я уникальный и неповторимый», «Я уверен, что я могу достичь своих целей», «Я уверен, что я имею огромные возможности», «Я уверен, что я умею принимать решения», «Я уверен, что я обладаю многими достоинствами», «Я уверен, что я умею привлекать окружающих» и т. п. Форма проведения: в группе или индивидуально. Целевая аудитория: старшие подростки, педагоги (а также родители, детско-родительские и супружеские пары). Слово педагога-психолога: Во всех культурах мира существовали методики, приемы, об- позволяющие узнать будущие или просто неизвестные факты. Это называли гаданием. Гадание имеет многовековую историю. Оно было известно в Египте, Древней Греции, Риме. В последнем оно играло большую роль в государственной жизни. Мы с вами сейчас тоже будем гадать. Для этого у нас есть карты, которые содержат изречения пророческого характера относительно вашей уверенности в себе. Почему именно ее? Уверенность необходима каждому человеку. Она во многом определяет его успешность - профессиональную, личностную, семейную - и является предпосылкой радости и счастья. Поэтому необходимо ее знать. У меня в руках необычный мячик. Каждый из вас по очереди будет три раза подбрасывать этот мячик, а затем вытаскивать из колоды одну карту. Инструкция. Каждый участник по очереди подбрасывает три раза мячик, после чего вытягивает из колоды карту, читает ее содержимое группе и с помощью ведущего пытается объяснить, почему именно ему она выпала. Если возникли трудности с интерпретацией - привлекается вся группа. Если участнику категорически не нравится выбранная карта, можно предложить ее обменять. «Дом» Цели: позитивное программирование участников, сплочение группы. Материалы: игрушечный домик со съемной или открывающейся крышей, листочки с позитивными качествами. Форма проведения: в группе. Целевая аудитория: младшие школьники, педагоги. Слово педагога-психолога: Во всех культурах мира защитное пространство человека ассоциировалось с домом. Он давал ему упорядоченность, постоянство и безопасность. Именно поэтому у одних народов существовал обычай - выходя из дома, надевать одежду с защитной символикой. У других - обряд первого выноса младенца из дома. Кроме того, дом отождествлялся с родом, рассматривался как хранилище родовой мудрости, Поэтому сейчас предлагаю вам обратиться к ней, чтобы исследовать свои ресурсы - те качества, которые обеспечат решение ваших жизненных задач в ближайшее время. Инструкция. Каждый участник по очереди приоткрывает крышу дома (символизирующую его взаимосвязь со вселенной), достает три листочка с написанными на них положительными качествами (это ресурсы участника, которые активно проявятся в ближайшем будущем и выступят в качестве помощников). Далее участник должен объяснить, почему ему достались именно эти качества, как он будет их использовать и к каким позитивным изменениям в его жизни они приведут.
К сведению
Бессознательное может вести за собой сознание. Как показывает практика, после применения этой и других техник участники тренингов отмечали факт появления у них новых мыслей, ясности понимания каких-либо трудных жизненных вопросов. Изменения, о которых они говорили, часто сбывались. Исходя из теории К. Юнга, этому можно найти объяснение: в бессознательном совершаются многие процессы, которые могут быть слишком слабы, чтобы достичь сознания. Это называется «материнская почва», которая определяет психическое будущее человека. Получается, что актуализация бессознательного через работу с культурными символами действительно позволяет человеку заглянуть в свое будущее.
|
«Корзина счастья» Цели: позитивное программирование участников, сплочение группы. Материалы; белая и цветная бумага, клей, ручки, фломастеры, ножницы. Форма проведения: в группе. Целевая аудитория: подростки, педагоги (8-10 чел.). Слово педагога-психолога: Сбору урожая у всех народов придавалось большое значение. Может быть, поэтому часто изобилие, обретение результатов, осуществление планов во многих культурах ассоциировалось с корзиной. Часто она являлась атрибутом у различных богов, использовалась в обрядах - пасхальном, свадебном, поминальном. У буддистов, например, каноническая книга, включающая философско-религиозные тексты, называется «Трипитака», что в переводе означает «три корзины»: Винайя - корзина наставлений; Дхамма, или Сутта, - корзина проповедей или рассуждений; Абхидхамма - корзина, где объясняются метафизические принципы учения. У китайцев корзина с цветами означает долгожительство. В Словакии молодая хозяйка, придя в новый дом, переворачивала полную яблок корзину, чтобы в хозяйстве было изобилие. Корзина также символизировала женское начало. К примеру, у казахов в юрте корзины находились на женской стороне. Каждый из нас сегодня тоже получит свою корзину изобилия, корзину ресурсов. Составят ее вам участники нашей группы. Инструкция. Техника состоит из двух частей. 1. Каждый участник рисует корзину, в которую хотел бы сложить свои ресурсы. Далее, внимательно посмотрев на остальных участников, решает, какое качество (ресурс) каждому из них он хотел бы подарить. Подбирает овощ или фрукт, которые могли бы символизировать это качество (ресурс), вырезает их из бумаги, при желании раскрашивает.
К сведению
На первом этапе задание можно выполнять по-разному: либо сразу придумать качество и ассоциировать с каким-то фруктом или овощем, либо сначала на бумаге написать имена участников, присвоить им качества, названия фруктов или овощей, а затем вырезать их из бумаги.
|
2. После того как все фрукты-овощи приготовлены, каждый из участников встает перед группой, остальные со словами «Я дарю тебе...» преподносят заготовленные для него дары. Одариваемый» наклеивает их на свою корзину, Рефлексивные участники по полученным фруктам и овощам могут определить то, как воспринимает их группа. «Волшебная палочка» Цели: позитивное программирование участников, сплочение группы. Материалы палочка, завернутая в фольгу; листы бумаги, ручки. Форма проведения: в группе. Целевая аудитория: подростки, педагоги. Слово педагога-психолога: В сказках и мифах различных народов особая роль отводится волшебной палочке. Она может быть атрибутом мага, шамана, исполняя все его желания, или же даруется ими обычным людям для помощи в каких-либо делах. Волшебная палочка обладает особой, сверхъестественной силой, могуществом, связанным с присоединением к космической энергии. Например, в латышском фольклоре она притягивает к себе все живое, в одной из сказок помогает подпаску ухаживать за козочкой. В сказке народов Океании вождь менехуне (волшебных маленьких человечков) дарит герою палочку, которая помогает ему сделать проход к стене и получить для отца живую воду. В русских сказках с помощью волшебной палочки герои побеждают злодеев, получают богатство, добиваются любви. У нас тоже есть волшебная палочка. Чтобы она заработала, подумайте, какое качество вы хотели бы получить. Может быть, это качество у вас есть, и вы хотели бы увеличить его объем или силу. Инструкция. Участники записывают задуманные качества. Далее группа обращается к каждому из присутствующих по очереди, стараясь определить, какое качество он записал. Тот, кто первым угадает, берет волшебную палочку и совершает обряд наделения этим качеством.
В большой группе или при наличии затруднений в угадывании можно попросить участника назвать первую букву качества.
|
«Сад души» Цели: осознание участниками ценности своего внутреннего мира, получение ими возможности проектировать свое будущее, сплочение группы. Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, глянцевые журналы, в том числе с изо бражением растений и цветов. Форма проведения: в группах или индивидуально. Целевая аудитория: старшие подростки, педагоги (а также родители,детско-родительские и супружеские пары). Слово педагога-психолога: Неотъемлемым явлением культуры считаются сады. Важным аспектом было то, что создавались они руками человека, В этом действе присутствовало определенное проектирование будущего, поскольку деревья растут медленно и при создании сада нужно думать о том, какие в нем произойдут изменения. Повсеместно выращивание сада считалось искусством. Помимо растений в них могли быть скульптуры, архитектурные сооружения. Каждый сад нес в себе определенный смысл, поэтому существовало такое выражение - «уметь читать сады». Представьте, что ваша душа тоже сад. Подумайте, какие растения в нем есть и что там должно быть кроме них... Инструкция. Участникам предлагается создать коллаж на тему «Сад моей души». По окончании желающие представляют свою работу группе. Проходит обмен мнениями, мыслями, чувствами.
К сведению
Опыт применения данной техники показывает, что, как правило, участники говорят, не только о полученной уверенности в том, что будущее их будет благоприятным, но и о том многом, что они узнали о других. Отмечают, что важно было задуматься о ценности не только профессионального успеха, денег и т. п., но и о ценности своей души, значимости других людей.
|
«Ладошки» Цели: повышение самоуважения участников, их сближение. Материалы: белая бумага, ручки. Форма проведения: в парах. Целевая аудитория: старшие подростки, детско-родительские или супружеские пары. Слово педагога-психолога: Рука как символ проходит через важнейшие события жизни человека, Через руку матери ребенок получает первую любовь и заботу. Позже через нее же он познает наказания родителей. Обучаясь в школе, поднимает руку, чтобы ответить. Да и последнее, что чувствует человек, покидая этот мир, - прикосновение руки близких. Может быть, поэтому рука часто используется в общении - при рукопожатии, выражении извинения или благодарности. Понятно, что она активно использовалась в обрядах. Так, на Руси было принято на свадьбе невесту в красивом сарафане под руки выводить к гостям. У казахов существовал обычай принимать мясо из рук угощающего, а есть пищу только правой рукой. Инструкция. Участники разбиваются на пары. На листе бумаги каждый из них обводит свою ладонь, затем обменивается листами с партнером. Задача - на каждом пальце написать его хорошее качество. Обратный обмен ладонями. Участники вслух зачитывают написанное партнером. Снова на чистом листе бумаги обводятся по одной ладони каждого из партнеров. Задача - обсудить, какие качества присущи обоим, и записать их на каждом пальце и той, и другой ладони. Результаты зачитываются вслух.
К сведению Чтение вслух написанного способствует поднятию настроения. В ходе выполнения техники можно проанализировать качества 1 контакта между участниками. Для этого используется тот лист, на котором обведены обе ладони. Если они не соприкасаются, то контакт невысокий; соприкасаются - контакт присутствует; наложены одна на другую - контакт максимальный.
|
«Медведь - филин» Цель: формирование уверенности в возможности позитивного будущего. Материалы: картинки с изображением филина или медведя, ножницы, клей, пластилин. Форма проведения: в группе или индивидуально. Целевая аудитория: старшие подростки, педагоги. Слово педагога-психолога: Люди всех культур придавали огромное значение оберегам. Существительное «оберег» происходит от глагола «оберегать», т. е. защищать, охранять. Изготавливались различные обереги - от несчастий, болезни, природных катаклизмов. Что давало человеку их использование? Веру в хорошее будущее, защищенное от любых злых сил. А как следствие - внутренний покой, душевный комфорт. Однако символика оберегов в разных культурах была различной. Так, на Руси традиционно символом силы считался медведь, поэтому обереги изготавливали из его когтей и клыков. Существовал обычай вешать коготь медведя у кроватки новорожденного ребенка. В Казахстане, например, повсеместно в качестве оберегов использовали когти и перья филина. Казахи и киргизы почитали его как священную птицу. Вероятно, это связано с тем, что филин, бодрствующий ночью, способен охранять людей от злых духов, которые действуют преимущественно в ночное время. На птиц-тотемов у этих народов была запрещена охота, поэтому покупали их у представителей тех культур, где тотемами выступали другие животные. Таким образом, люди, не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, получали его защиту. К примеру, от сглаза и порчи пучок перьев филина подвязывали к колыбели новорожденного ребенка. Из перьев делали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер-оберег, а также подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза. У вас сейчас есть возможность сделать оберег для той сферы жизни, которая является для вас важной. Инструкция. На картинке с филином или медведем (по выбору) участники пишут важную для каждого из них сферу жизни. Далее с помощью маленьких кусочков пластилина надо «одеть» птицу (зверя), закрыв написанное, - тем самым оберег активизируется и начинает работать. По окончании каждый оберег проходит через руки всех участников, задерживаясь у каждого на несколько секунд, - таким образом усиливается его оберегающая функция, Проводится обсуждение: «Что было важнее - делать свой оберег или "заряжать" обереги.
«Сказочные образы» Цели: актуализация «внутреннего ребенка» участников, расширение их ролевого репертуара, сплочение группы. Материалы: пластиковые стаканчики, пластилин. Форма проведения: в группе. Целевая аудитория: младшие школьники, старшие подростки, педагоги. Слово педагога-психолога: Всем известно, что сказки ассоциируются у человека с детством, у них всегда хороший, оптимистичный конец. Сейчас мы попробуем пригласить сказку к нам... Инструкция. Участникам предлагается из стаканчиков, используя пластилин, изготовить какого-либо сказочного героя, после чего от первого лица рассказать о нем: что он любит, где живет, чем питается и т. п. Задача группы - угадать, кто им был представлен. После того как все выступили, участники могут походить по кабинету, поговорить с другими персонажами, найти тех, кто им по духу, и сочинить общую сказку.
К сведению Допустимо изготавливать неодушевленные предметы, которые наделены какими-либо волшебными свойствами. При разыгрывании общей сказки важно, чтобы все принимали участие и произносили свои слова от первого лица. Стаканчики при этом можно надевать на пальцы, используя как куклу.
|
«Мышка» Цели: повышение уверенности участников в себе, сплочение группы. Материалы: игрушка-сумочка в виде мышки, закрывающаяся сзади на молнию или клапан; картонные листочки с записанными на них хорошими качествами. Форма проведения: в группе. Целевая аудитория: младшие школьники, педагоги. Слово педагога-психолога: Одна из героинь народных сказок-это мышь. Каждый с детства помнит сказки про репку, золотое яичко, в которых в последний момент она приходит на помощь человеку. В древности существовали обряды, в которых упоминается мышь. Так, выпавший у ребенка молочный зуб бросали в огонь, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе зуб костяной, дай нам коренной». У некоторых кочевых народов она символизировала часть пространства юрты. Например, у казахов почетному месту напротив двери соответствовал год Мыши. Затем шли Корова, Тигр и так далее. Круг замыкался Годом Мыши, в котором, по верованиям казахов, «начинается летоисчисление, и время соприкасается с пространством». Считалось, что мышь связывает два мира - реальный и загробный. Воспользуемся же и мы энергией, присущей этому символическому животному, Ход проведения. Участники по очереди достают из сумочки листочки с хорошими качествами, приговаривая при этом: «Мышка, мышка, какая (какой) я?». Педагог-психолог может спрашивать каждого: «Ты такая (такой)?». Если участник сомневается («я не знаю», «я не такой»), педагог-психолог обращается к группе, предлагая доказать, что выбранное качество присуще данному человеку. После того как 5-6 участников вытащат карточки, можно предложить присутствующим проверить память - громко хором назвать уже озвученные качества (например, «Алина какая?» - «Лучезарная»),
«Кукла» Цели; формирование уверенности в будущих позитивных изменениях, сплочение группы. Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры или цветные карандаши, степлер, кусочки ткани, пластилин. Форма проведения: в группах или по парам. Целевая аудитория: старшие подростки, педагоги (а также родители, детско-родительские и супружеские пары). Слово педагога-психолога: Первоначально куклы использовались как религиозные предметы. Самым древним из них, египетским, около 4 тысяч лет. Вырезались они из тонких дощечек, сверху наносился геометрический узор, символизирующий одежду, головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Эти куклы использовались в качестве погребального дара и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Потом куклы стали использоваться как игрушки, но в промежутках между различными обрядами, например индейские «хопи качина». Точно неизвестно, когда произошло окончательное разделение. Но уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а дети играли в куклы. Однако отголоски отношения к кукле как носителю определенного мистического смысла остались. У многих народов она включена в свадебную обрядность как символ последующего удачного материнства. К примеру, на Руси было принято украшать комнату нарядно убранной, с алой лентой в кудельной косе тряпичной куклой. А в приданое девушке полагалась целая корзина с куклами, которые символизировали членов семьи. И если она играла в них, строгий свекор запрещал кому-либо мешать ей. Аналогичный пример можно привести из жизни чукчей. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но чаще детей, особенно грудных. Они считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того чтобы через их воздействие скорее получить детей. Отдать кому-нибудь куклу нельзя, т. к. вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. У казахов кукла, изготовленная из шейного позвонка молодой овцы, использовалась в качестве оберега для новорожденного ребенка. Косточка оборачивалась в белый лоскут ткани и вешалась на женской половине юрты. Интересно, что во многих культурах ритуалы с куклами символизировали уход трудностей и бед, связанных с зимой, и приход радостей, которые приносит весна. На Руси специально изготавливалась и сжигалась кукла «Масленица» и впоследствии изготавливалась кукла-веснянка, символизировавшая активацию природных энергий, возрождения и жизненной силы. У казахов куклы с аналогичной символикой изготавливались в праздник Наурыз. В каких- то областях молодежь украшала тряпичную куклу, символизирующую страшную зиму. Ее привязывали к смирной лошадке и возили по улицам, чтобы люди мысленно отдавали ей все заботы. Потом ее сжигали на костре. В других областях акцент делался на возрождении - изготавливалась кукла, символизирующая новый год, новую жизнь. Таким образом, получается, что, создавая темную куклу и уничтожая ее, мы освобождаемся от плохих событий. А светлой - призываем в нашу жизнь позитивные изменения. Инструкция. Участники разбиваются на пары (группы) и, предварительно обсудив, какие изменения они хотели бы привнести в жизнь, создают общую куклу. По завершении результаты представляются группе. Желающие могут сопроводить свое выступление общей песней. Источник: Справочник педагога-психолога, №1, 2016г |